Владыка Викентий (в миру – Виктор Александрович Морарь) родился четвёртого октября 1953 года в с. Скуляны Унгенского района Молдавской ССР в семье служащих. Пройдя долгий жизненный и духовный путь, он 27 июля 2011 г. решением Священного Синода был назначен главой учреждённого Среднеазиатского митрополичьего округа. В связи с данным назначением, указом Святейшего Патриарха Кирилла возведён в сан митрополита. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. назначен постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви; освобождён от должности ректора Екатеринбургской духовной семинарии и назначен ректором Ташкентской духовной семинарии. Председатель Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария. Митрополиту Викентию принадлежат следующие константы его служения Господу: «Мы свидетельствуем о нашем единстве"; «Мы должны созидать в мире среду для взаимоуважения»; «Узбекистан — пример толерантности для всего мира».
В
день назначенного концерта владыка Викентий, глава Среднеазиатского
митрополичьего округа, постоянный член Священного Синода РПЦ, отслужил литургию
и причастил прихожан в осиротевшей церкви Св. Ермогена. Три часа длился чин
отпевания и прощания с отцом Андреем Тугушевым и потом его похороны. Однако
концерт и чествование владыки не были отменены, и к радости всех собравшихся, митрополит
Викентий занял своё почетное место на вечере в свою честь.
С
особой духовной силой в этот вечер звучали слова традиционной троекратной
здравицы - многолетия в исполнении талантливых солистов ГАБТ им. А. Навои: «Многая
и благая лета желаем Вам, владыка Викентий!..».
В основной части вечера, приготовленной по инициативе творческой группы ведущих солистов ГАБТ имени А. Навои, – свои приношения юбиляру со всей полнотой творческой отдачи и одарённости совершили ведущие мастера оперы: заслуженные артистки Узбекистана - Ольга Александрова и Гульшан Азизова; лауреаты международных конкурсов - Анастасия Юдина, Лятифе Абиева, Анжилика Мухаметзянова, Елена Шавердова, Галина Голубкова, Бекзот Садыков, Эмине Джевдетова, а также – почётная гостья вечера – известная певица-исполнительница народных песен и романсов – Ксения Захарова-Воловик. Весь объём разнохарактерной вокальной программы был приготовлен с солистами и вдохновенно исполнен в живом и эмоционально насыщенном ансамбле с певцами неизменным музыкальным руководителем, концертмейстером и композитором Людмилой Слоним.
В качестве пролога к вечеру Андрей Слоним прочитал в классической одической форме стихотворное приношение владыке Викентию и таким образом настроил всех присутствующих на возвышенный лад. А затем возвышенно-патетично и одновременно сокровенно прозвучали романс П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого «Горними тихо летела душа небесами…» в исполнении Анжилики Мухаметзяновой и полный страстной веры в Светлое Монолог Сони из чеховской драмы «Дядя Ваня» на музыку Сергея Рахманинова в эмоциональной интерпретации Лятифе Абиевой. Золотой век русской поэзии и музыки в разнообразии его строя и стилей трепетно и живо представили Анастасия Юдина («Легенда» Петра Чайковскиого (стихи А. Плещеева); Галина Голубкова («Бедный певец» Михаила Глинки (стихи В. Жуковского); Лятифе Абиева («Уж ты, нива моя…» Сергея Рахманинова (стихи А. К. Толстого).
Оригинальный шедевр романсовой музыки рубежа XIX-XX вв. преподнесла зрителям заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова – это были «Колокола» Василия Калинникова на слова К. Р. (Великого князя Константина Романова). В нём аллегорически воплощена патриотическая тема: за пределами Родины и звон колоколов на чужбине представляется истинному россиянину недостаточно звучным – и ему вспоминается звонкий переливчатый, осветляющий душу благовест колоколов родного русского села! Неоднократно исполняемый и любимый романс снова покорил зрителей сдержанным элегическим настроением, мечтательной созерцательностью и изобретательными модуляциями. Ольга Александрова тонко передала переходы из одной тональности в другую, как и смену настроений этого романса, полного искренних чувств и тончайших нюансов.
Предсмертная
Ария Каварадосси Дж. Пуччини из оперы «Тоска» представляет собой образец
высокого музыкально-драматургического накала и требует вокального и
сценического мастерства от исполнителя. Бекзот Садыков, как и на сцене ГАБТ им.
А. Навои, смог снова потрясти зрителей силой своего душевного воздействия на их
сердца. Публика заслуженно кричала тенору «Браво!» и долго не отпускала его за
кулисы.
Зрители порадовались новой встрече с заслуженной артисткой Узбекистана Гульшан Азизовой. Она исполнила лирическую песенку Ю. Милютина на слова Е. Долматовского "Всё стало вокруг голубым и зелёным" из к-ф «Сердца четырёх», наполненную весенним настроением: «Всё стало вокруг голубым и зелёным, / В ручьях забурлила, запела вода. / Вся жизнь потекла по весенним законам, / Теперь от любви не уйти никуда, Не уйти никуда,..»
Анастасия
Юдина в ансамбле с Людмилой Слоним, автором музыки, отдали дань памяти
«трагическому тенору эпохи», как называла Александра Блока Анна Ахматова: «И
ветер с залива. А там, между строк, / Минуя и ахи, и охи, / Тебе улыбнётся
презрительно Блок – / Трагический тенор эпохи». Блок не умел петь, но любил музыку, ходил в
оперу и на концерты, ездил слушать цыганский хор, собирал романсы и записывал
их в отдельную тетрадку. Эту скорбную интонацию «трагического тенора эпохи»
смогли воплотить на концерте в романсе «Когда в листве, сырой и ржавой…»
Анастасия Юдина (вокал) и Людмила Слоним (автор, партия фортепиано). И
драматически-смятенное ощущение трагедии России в преддверии смятений и бурь
мятежного ХХ века было передано во всей полноте притихшему залу, горячо
принявшему и авторскую композицию, и эмоциональное исполнение романса Анастасии
Юдиной.
В программе весьма достойно, разнообразно и ярко прозвучало ещё много классических произведений: «Редеет облаков летучая гряда…» Н.А. Римского-Корсакова на стихи А. Пушкина (Лятифе Абиева); трагический «Христос воскрес!..» С. В. Рахманинова на стихи Д. Мережковского (Ольга Александрова); полный страшного предчувствия Романс Нины из музыки к драме «Маскарад» А.И. Хачатуряна на стихи Михаила Лермонтова (Галина Голубкова); гармонично- элегическая миниатюра «Здесь хорошо!..» С.В. Рахманинова на стихи Гл. Галиной (Эмине Джевдетова); блестящий виртуозной техникой «Соловей» А.А. Алябьева на стихи А. Дельвига (Анжилика Мухаметзянова). А затем в ткань концерта органично вплелись и бессмертные, любимые каждым из нас хиты-ретро ХХ века: «Лирическая песня» из к-ф «Сердца четырёх» Ю.С. Милютина (Гульшан Азизова); «На крылечке твоём…» Б. Мокроусова на стихи А. Фатьянова из к-ф «Свадьба с приданым» (Елена Шавердова); «Счастье моё!..» Е. М. Розенфельда на стихи Г. Намлегина (Ольга Александрова).
Неожиданным
приятным сюрпризом на концерте оказалось приношение владыке Викентию от
почётной гостьи вечера Ксении Захаровой-Воловик – известной
певицы-исполнительницы народных песен и романсов. Она подарила владыке и всем
зрителям со всей русской широтой исполнения легендарную песню, написанную в
1962 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Львом Ошаниным «Течёт река
Волга…» и «Песню о родном крае» Е.П. Крылатова на стихи Л. Дербенёва, таким
образом выразив всю свою огромную любовь к России и глубокое почтение владыке
Викентию.
Завершила концерт «женщина-праздник», ведущая солистка ГАБТ им. А. Навои Елена Шавердова. Она преподнесла публике «Гуси-лебеди» Я.А. Френкеля на стихи М. Танича из к-ф «Женщины». Расправив широко руки, певица одним взмахом словно впустила в концертный зал белых лебедей – символ верности и образного олицетворения России с её неизбывным светом, любовью и открытостью души: «Гуси-лебеди роняют пёрышки, / Чтобы сказка на земле жила».
На
вечере, по традиции, прозвучали лирико-философские стихи Андрея Слонима в
исполнении автора. Они были разными – и устремлёнными к вышним началам
(«Троица»), и предстающими в виде Притчи о незадачливом Ослике – именно том,
которому было суждено ввезти Спасителя в город. Этот Ослик принял на свой
счёт… приветственные крики толпы, обращённые
к Христу – в чём, благодаря ироничной мудрости Мамы-ослицы, был вынужден горько
разочароваться: «А ты задумайся немного / Над смыслом, что к тебе пришёл: /
Запомни, сын мой – ведь без Бога / Ты в этом мире лишь – осёл…». А полное
драматизма стихотворение «Над пропастью во ржи» гласило о «красной черте» мира
в его смятениях и вражде – и о том, что эту черту нельзя переступать.
Ещё один гость вечера – известный писатель-публицист и общественный деятель Владимир Фетисов преподнёс владыке и всем собравшимся стихи Ольги Слеги (Паниной). И вновь прозвучало троектратное «многолетие» владыке Викентию в его честь от всех поющих участников торжественного вечера. По окончании концерта народ хлынул к митрополиту Викентию с поздравлениями и цветами: среди них руководитель отдела культуры и спорта Ташкентской и Узбекистанской епархии Среднеазиатского митрополичьего округа Игорь Анатольевич Феденко: ответственный секретарь клуба «Наше Родословие» Галина Викторовна Воротникова; руководитель ЛТО «Данко» при РКЦ Узбекистана Татьяна Андреевна Грушина; руководитель «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой» при Русском Доме в Ташкенте Ирина Анатольевна Парамонова и многие другие общественные деятели и прихожане.
Гуарик Багдасарова
Фото Ирины Щур и Татьяны Грушиной