В минувшее воскресенье 18 10 15, несмотря
на прохладную осеннюю погоду, зал
Ташкентского дома фотографии, где проходило 129-е заседание Ташкентского джаз-клуба, был
переполнен учащейся музыкальной молодёжью и любителями лёгкой музыки
преклонного возраста, верными своему непреходящему увлечению незабвенным
джазом.
Вначале
собравшиеся поклонники лёгкой
музыки наслаждались тридцать минут
игрой «вживую» талантливой молодёжи. Ансамбли РСМАЛ имени В.
Успенского под руководством Алины Алибековой и
РЭЦК под руководством Виктора Курницкого без усилителей и даже микрофона
в руках вокалиста – Навруза
Базарова исполнили Хорезмскую лезгинку и популярную песню « Fly me to the moon» («Возьми меня в полёт на Луну»). В
эксклюзивной беседе Навруз рассказал, что он окончил Сингапурский институт
развития менеджмента в Ташкенте. С детства увлечён джазом и, как его товарищ
Дильшод Ризаев (сопрано-саксофон),
мечтает стать великим джаз-музыкантом.
Публика также долго аплодировала второкурснику РСМАЛ им. В. Успенского Икраму
Муратову за его свободное органичное соло (гитара и вокал) в исполнении
песенной джазовой композиции «Sаme mistake» - «Та же ошибка» (James Blunt).
По традиции, мастер-класс показали
Рег-тайм-трио Геворга Севумяна (рояль); ансамбль Булата Мустаева (саксофон) под
шуточным названием «В джазе только дедушки»;
трио Евгения Аренберга (рояль). Они играли музыку для души – джазовые
композиции разных стилей 20-40 -х годов прошлого века и среди них наиболее
полюбившиеся произведения – «Тень
твоей улыбки» Джонни Мандела и «Караван»
Хуана Тизола в новой, может быть, уже сотой блестящей импровизации. Трио Евгения
Аренберга сыграло блюз «Минувшие дни» (Джером Керн) и посвятило его светлой памяти ушедших в
прошлом году джаз-музыкантов: Вячеслава Сафарова, Эдуарда Мхчыняна, Левона Бугданова, Михаила
Вартанова.
Ни одно заседание джаз-клуба Сергея Гилёва
не обходится без новых открытий и сюрпризов. Ведущий концерта Президент
джаз-клуба им. С. Гилёва Владимир
Сафаров каждое новое выступление
очередного исполнителя предварял
маленькой аннотацией. Владимир
Ашотович подчеркнул, что
джаз не только танцевальная музыка, её
можно слушать как классику, открывая в ней
новые горизонты познания философии жизни для себя, и представил пианиста
из Бухары. Гостем программы в этот раз
был Обид Джумаев (рояль), приверженец классической музыки «Барокко» в джазовой
обработке. Он порадовал ташкентскую публику тремя произведениями. Алеманда (танец «в немецком духе») и Куранта
(танец во французском стиле) из Партиты
№ 6 ми-минор И.С. Баха, на первый взгляд,
звучали так же элегантно, как в оригинале. Солист позволил себе только ускорить темп, и за счёт этого
классическое сочинение XYIII века зазвучало по-новому, в стремительном
ритме XXI –го столетия,
сохранив при этом высокую
торжественность и одухотворённость
творения «отца полифонии» в истории мировой музыки.
«Караван»
Хуана Тизола приобрёл новое звучание за счёт вкрапления
восточных мелодий в основную тему. Гостю из Бухары составил достойный дуэт Бузрук
Бахтиёрходжаев. Он играл на национальном ударном инструменте «табла». Надо
обладать абсолютным слухом, чувством ритма и совершенным пониманием своего партнёра, чтобы так филигранно и
органично исполнить дуэт с мэтром джаза.
Наш гость был в восторге от девятиклассника РСМАЛ им. В. Успенского,
виртуозно играющего на разных инструментах – гитаре, тамбуре - и предрёк ему
большое будущее. Благодаря такой
аранжировке, виртуальный «Караван» в воображении слушателей добрался по Шёлковому пути до
берегов Латинской Америки и вернулся обратно на родную землю. Выступление
дуэта вызвал шквал аплодисментов, и
джазовые музыканты на «бис» сыграли на отлично «Попробуем на пять!» П. Дезмонда.
В беседе со мной гость из Бухары на вопрос, чем объяснить его
пристрастие к музыке «барокко», такой далёкой от современного джаза, откровенно
ответил:
«На самом деле, это музыка не только современна, но
предназначена и для слушателей будущих времён: она очень мелодичная,
танцевальная. В ней импровизационная свобода изложения сочетается с классической продуманностью всех
тончайших деталей архитектоники. Музыка использует широту всей клавиатуры и одновременно она позволяет импровизировать
исполнителю. Идёшь за мыслью композитора: она совершенно свободна, как в
современном джазе. Этим меня привлекает музыка «барокко» и самый яркий её
представитель - Иоганн Себастьян Бах.
Мой ускоренный темп придал динамику и живость классическому
произведению. Бах предчувствовал появление джаза и такой музыки, которая будет
предполагать её свободное воспроизведение.
Он был бы рад такой современной трактовке его лучших произведений. Они
продолжают жить и радовать сегодня не только
поклонников классической музыки, но и
лёгкой импровизационной, как
оценили сегодня в этом зале ташкентские слушатели моё сольное
выступление и наш дуэт с Бузруком
Бахтиёрходжаевым, с которым мы успели вчера только один раз
отрепетировать два других сочинения в стиле «барокко».
В заключение концерта Президент
Ташкентского джаз-клуба им. С. Гилёва
Владимир Ашотович подчеркнул, что гордится тем, что все программы Ташкентского джаз-клуба
имени С. Гилёва не имеют коммерческой основы: вход на концерты всегда
свободный. Он ещё раз поблагодарил своих коллег-музыкантов, участников
прошедших и предстоящих программ в новом сезоне
за искреннюю любовь к импровизированной музыке и бескорыстную популяризацию лучших образцов джаза в нашей стране и за рубежом.
В.А. Сафаров также поблагодарил
Председателя Академии художеств Узбекистана Акмаля Вахобджановича Нуритдинова и
директора Ташкентского дома фотографии Джахона Жалыбаевича Изентаева за предоставленную возможность
проводить в ТДФ заседания Ташкентского
джаз-клуба и пожелал всем хорошего лёгкого настроения, как вдохновенная энергичная музыка незабвенного
джаза.
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий