понедельник, 30 мая 2016 г.

«Голос вечной нежности» Клавдии Шульженко


«Голос вечной нежности» Клавдии Шульженко (11 (24) марта 1906, Харьков -17 июня 1984, Москва)  и его секрет были раскрыты на одноимённом концерте в Ташкентской и Узбекистанской Епархии 29 мая в честь 110-летия со дня рождения  выдающейся певицы и 71-ой годовщины великой Победы,  по благословению Высокопреосвященнейшего Викентия, Главы среднеазиатского Митрополичьего округа.
К 100-летию Клавдии Шульженко Саратовский джаз-оркестр «Ретро» подготовил программу из подлинных партитур оркестров и ансамблей, с которыми выступала певица. В 2006 году эти песни вновь прозвучали на сцене Колонного зала в Москве.  Автор нынешнего совместного проекта (Представительство Россотрудничества в Узбекистане и отдел по культуре «Сретенье» Ташкентской и Узбекистанской Епархии)  и  композиции, режиссёр и ведущий, Заслуженный работник культуры Узбекистана Андрей Слоним, и музыкальный руководитель и концертмейстер Людмила Слоним сумели создать  на вечере особую творческую атмосферу, призванную донести до зрителей живой образ К.И. Шульженко. Для этого были привлечены кинофрагменты её выступлений разных периодов – в том числе её юбилейного концерта во Дворце съездов в Москве (1976); фотографии из семейного архива;   тщательно подобрана программа концерта, в которой прозвучали щлягеры и малоизвестные песни из репертуара Народной артистки Советского Союза Клавдии Шульженко в исполнении ведущих солистов ГАБТ имени А. Навои. В концерте приняли участие заслуженная артистка Узбекистана Ольга   Александрова; лауреаты и дипломанты международных и республиканских конкурсов: Анастасия Юдина,  Лятифе    Абиева, Рада Смирных,  Надежда  Банделет, Наталия  Сараева,  Ульяна Семёнова.


         Юбилейный вечер Клавдии Шульженко открыл Руководитель Представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан Виктор Шулика. Он рассказал, что в этом году Российский центр науки и культуры в Ташкенте отметил несколько важнейших  юбилейных дат.
В апреле  2016 г.  в Российском центре науки и культуры в Ташкенте состоялось мероприятие, посвященное 180-летию со дня рождения выдающегося русского ученого-врача Николая Васильевича Склифосовского. При поддержке и участии Представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан в Ташкентском политехническом музее состоялся Интерактивный урок для студентов технических вузов Узбекистана, посвященный 55-летию со дня первого полета человека в космос. Двадцать шестого апреля 2016 года Представительство Россотрудничества в Республике Узбекистан провело круглый стол «Дружба народов победила стихию», посвященный 50-летию со дня землетрясения 1966 года.
РЦНК в Ташкенте отметило 130-летие выдающегося русского поэта, создателя школы акмеизма, переводчика, литературного критика, путешественника, ученого и исследователя Николая Степановича Гумилева; 130-летие великого татарского поэта, литературного критика, публициста, общественного деятеля и переводчика Габдуллы Тукая. В Российском центре науки и культуры в Ташкенте состоялся вечер памяти Героя Совесткого Союза, поэта, философа и гуманиста Мусы Джалиля, посвященный 110-летию со дня его рождения. На Вечере памяти известного советского поэта в РЦНК в Ташкенте был показан фильм о Мусе Джалиле  «Приговоренный к бессмертию».
         В адрес Российского центра науки и культуры в Ташкенте, - заверил Виктор Шулика, -  прозвучали слова благодарности за почитание памяти известных поэтов, героев, защищавших свою Родину в годы Великой Отечественной войны,  сохранение литературных памятников поэзии, общечеловеческих ценностей и дружбы между народами России и Узбекистана.
В.Н. Шулика выразил от  Представительства  Россотрудничества в Узбекистане  признательность  за  возможность в совместном проекте приобщиться к творческому наследию  известной советской эстрадной певицы, актрисы, Народной артистки СССР (1971), участницы Великой Отечественной войны, награждённой Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и медалью  «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
         Страницы её  простой и одновременно героической биографии поведал  зрителям А.Е. Слоним. В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управлением Клавдии Шульженко и Владимира Коралли, который стал очень популярен и просуществовал до лета 1945 года. С первого дня Великой Отечественной войны Джаз-оркестр становится Фронтовым джаз-ансамблем, с которым Клавдия Шульженко выступает перед солдатами Ленинградского фронта прямо на передовой. Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Она добровольно вступила в ряды действующей Красной армии. Сотни раз певица выезжала на фронт, выступая перед бойцами. Её песни звучали на передовых и в госпиталях. В конце 1941 года в репертуаре Клавдии Ивановны появилась ставшая впоследствии легендарной песня «Синий платочек», написанная польским композитором Ежи Петербургским.
В 1942 году Клавдию Шульженко наградили медалью «За оборону Ленинграда», а 9 мая 1945 года – орденом Красной Звезды. Летом того же года «За выдающиеся заслуги в области вокального искусства» певице было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. Тогда журналисты писали, что окончательное творческое кредо Шульженко, её художественная тема и лирическая героиня сформировались именно в годы войны, потому что в её репертуаре больше не было «случайных» песен. На самом  деле песни по-прежнему были разными, просто артистка научилась делать их «своими». За время блокады Ленинграда К. Шульженко дала свыше пятисот концертов для солдат. Благодаря исполнению фронтовых песен «Синий платочек», «Давай закурим», «Друзья-однополчане» и других Клавдия Шульженко получила всесоюзное признание. Двенадцатого июля 1942 года на сцене Ленинградского Дома Красной Армии состоялся 500-й концерт К. И. Шульженко и Фронтового джаз-ансамбля. Позднее певице была вручена медаль «За оборону Ленинграда». С джаз-ансамблем Клавдия Ивановна гастролировала в действующих войсках на протяжении всей войны.
В октябре 1965 года Клавдия Ивановна приняла участие в Первом фестивале советской эстрадной песни, проходившем в Московском государственном театре эстрады. Через два года, в 1967, она стала членом жюри этого фестиваля. В мае 1971 года «за большие достижения в области советского эстрадного искусства» солистке Москонцерта К. И. Шульженко Указом Президиума Верховного Совета СССР присваивается почётное звание народной артистки СССР, а в июне 1976 года ей был вручён орден Ленина. В 1980 году Шульженко записывает свою последнюю долгоиграющую пластинку «Портрет». В 1981 году в издательстве «Молодая гвардия» выходят её мемуары «Когда вы спросите меня…» (литературная запись Глеба Скороходова). В декабре 1983 года Клавдия Ивановна приняла участие в съёмках телевизионного фильма «Вас приглашает Клавдия Шульженко» (режиссёр — С. Журавлёв), премьера которого состоялась 18 декабря того же года по первому каналу Центрального телевидения.
Умерла Клавдия Ивановна 17 июня 1984 года в своей московской квартире, где стоял рояль, который Дмитрий Шостакович проиграл когда–то Исааку Дунаевскому в преферанс, а К. Шульженко выкупила его. Среди личных вещей — концертное платье от малоизвестного тогда модельера Вячеслава Зайцева. В записной книжке — телефоны поликлиники Большого театра и домашний телефон Аркадия Райкина, с которым её связывала крепкая дружба. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. Рядом с ней Владимир Коралли, её муж, который  умер спустя 11 лет, и его похоронили рядом с бывшей женой.


Памятный вечер «Голос вечной нежности» был выстроен автором композиции и режиссёром Андреем Слонимом своеобразно и убедительно. В нём неразрывно связались творческий облик Певицы и незабываемые даты - День памяти и почестей, как и уже близкая июньская дата годовщины начала войны. Всей своей жизнью и устремлённостью к любви Шульженко могуче и бурно противостояла тёмным силам войны, даже в самые её суровые годы даря людям заряд особой нежности, Любви и Надежды. В послевоенное время разнообразный неисчерпаемый репертуар Шульженко отразил всё многообразие самых нежных и тонких чувств женской души. Кое-кто из чиновников того времени считал эти тонкие произведения «мелкотемьем», «мещанством», певицу нередко жёстко критиковали. А она неизменно несла эту возвышенность истинных чувств тем многим людям, кому они так были необходимы и важны в самые разные периоды жизни – потому что несли оптимизм, надежду и красоту. Певице была свойственна и острая ироничность – даже по отношению к себе самой. Именно эта сложность ее натуры позволяла ей  ощущать свой талант – и не размениваться на расхожую самовлюбленность – Клавдия Ивановна жила и пела для людей, и была ими горячо ценима и любима.
Еще одна приятная неожиданность была свойственна этому вечеру. Никто из прекрасных солисток разных поколений не старался подражать самой манере исполнения К.И. Шульженко, а искал в ее любимых песнях свои штрихи и краски, свойственные мироощущению нашего современника. Этот прием показался переполненному залу убедительным и вызывающим постоянное эмоциональное сопереживание – как будто прямо здесь на глазах создавалась  атмосфера каждого номера. И зрители щедро благодарили исполнительниц, буквально,  каждой песни горячими аплодисментами.




В программе концерта прозвучали песни военных лет, которые были на слуху у старшего поколения: «Если б не было войны…» М. Минкова на стихи И. Шаферана (Наталья Сараева–сопрано); «Танго у разбитого танка»
Е. Жарковского на стихи А. Поперечного (Надежда Банделет-сопрано); «Здравствуй, мама!..»  Д. Тухманова на стихи Р. Рождественского (Лятифе Абиева-сопрано); «Синий платочек» в исполнении самой Клавдии Шульженко (исторический кинофрагмент военного 1943 года) и другие.



         Для Ольги Александровой с её красивым меццо-сопрано был подобран специальный репертуар, в котором каждая песня представляла собой драматическое действие: она как будто не пела, а проживала каждую тему с характерным для певицы накалом страстей, в лучших традициях её славной предшественницы – Клавдии Шульженко. В её исполнении прозвучали разнообразные знаковые произведения, исполненные героизма, патриотического пафоса, такие как  «В лесу прифронтовом…» М. Блантера на стихи М. Исаковского, и противоположные по настроению, глубинного философско-лирического плана:  очень популярные в своё время «Руки» И. Жака на стихи В. Лебедева-Кумача и «Ваша записка…»  Н. Бродского (стихи П. Германа). 


Старинный романс «Тёмно-вишнёвая шаль» в исполнении Рады Смирных (контральто), как всегда, вызвал шквал аплодисментов  драматическим лиризмом исполнения. «Песня о любви» М. Фрадкина на стихи Н. Доризо многих зрителей заставила вспомнить её  премьеру в к/ф «Простая история» и сравнить с новой неподражаемой интерпретацией Анастасии Юдиной. Там  эту наивную задушевную песню исполняет Н. Мордюкова: при всём различии звучания, обе артистки смогли передать  эмоциональное настроение покинутой женщины, особенно в припеве: «Но как на свете без любви прожить?..»

Дуэт Ольги Александровой и Надежды Банделет  («Recordare») из «Реквиема» Дж. Верди по замыслу организаторов и участников вечера посвящался светлой памяти всех павших солдат – и прозвучал в духе лучших классических традиций многоголосого хорового исполнения.


Молодая певица Ульяна Семёнова (сопрано) приятно поразила публику не только своими вокальными данными, но и убедительным артистизмом исполнения песни «Молчание» И. Дунаевского на стихи М. Матусовского.


Надежда Банделет с новой силой  экспрессии донесла нисколько не устаревший, так молодо прозвучавший  знаменитый «Вальс о вальсе» Э. Колмановского на стихи Е. Евтушенко. Когда-то он  звучал  в радиоэфире из открытых окон во всех ташкентских дворах и не сходил с телеэкрана в исполнении К. Шульженко,  Майи Кристаллинской и более поздних звёзд  советской эстрады. Два мощных завода Грампласттреста выпускали огромное количество пластинок с записями Шульженко, которые на прилавках не задерживались.



Особенно по душе публике пришлась в финале концерта песня «Три вальса» А. Цфасман (стихи Л. Давидович и В. Драгунского)  в исполнении трио. Ульяна Семёнова, Надежда Банделет, Рада Смирных артистично и с убедительной живостью и органичностью воплотили три разных характера и символизировали три возраста героини песни.


Нельзя не отметить, как и во многих предыдущих вечерах, тонкую и высокомузыкальную работу Людмилы Слоним. Ощущалось, насколько детально были проработаны ею с каждой певицей специально приготовленные песни, которые сейчас звучат не очень часто. Она не просто и не только аккомпанировала – а в тонком ансамбле творила драматургию каждого номера вместе с солистками, заставляя почти физически услышать то штрихи духового оркестра в парках военных лет, то затаённую тайну молчания, то бурную экспрессию чувства. Не только с каждой отдельной певицей эти штрихи были разными, гибкими – но и каждое новое произведение одной исполнительницы каждый раз окрашивалось несколько по-новому.
Завершал концерт кинофрагмент, запечатлевший  Клавдию Шульженко, исполнившей песню, в которой она раскрывала секрет  её собственного «голоса вечной нежности»: он  заключался в её сердце, исполненном любви, и вечной молодости души.

Благодарные зрители долго не отпускали артистов, одаривали их букетами цветов и после окончания концерта не торопились расходиться. В конференц-зале  Ташкентской и Узбекистанской епархии  в этот раз было много молодёжи - курсантов и волонтёров из РЦНК в Ташкенте. И в том, что хорошо и менее знакомые песни любимой Певицы были исполнены так, как они понимаются и ощущаются сегодня современными исполнительницами – прозвучал поистине великий смысл неразрывности поколений и истинных духовных ценностей, которые так необходимы людям во всём и всегда.

Гуарик Багдасарова

Фото Михаила Левковича


        
     
                 
                  

                                                                      
            









Комментариев нет :

Отправить комментарий