пятница, 29 ноября 2013 г.

«Барокко и XX век»


«Барокко и XX век» -  под таким названием в Малом зале РСМАЛ имени В. Успенского   с полным аншлагом прошёл концерт классической гитары. Солист –  Лауреат международного конкурса в Израиле и  призёр двух  конкурсов в Италии и Греции,  наш соотечественник Андрей Галаян в этот раз многократно усложнил концертную программу, включив в неё редко исполняемые  произведения  барочного направления для классической гитары XYII-XX вв.


Барокко – так называется один из главных стилей в искусстве, архитектуре, литературе и музыке европейских стран XYI – середины XYIII вв. Название происходит от итальянского слова barocco - причудливый, странный. Если в эпоху Ренессанса-Возрождения искусство воспевало  мощь и красоту человека, то на рубеже XYI –  XYII вв. эти идеи уступили размышлениям о  сложности и несовершенстве общественных отношений. Поэтому главной темой искусства во всех его видах стало отражение внутреннего мира человека, раскрытие его чувств и переживаний.
Эпоха барокко дала миру выдающихся писателей, художников, архитекторов. Но ни один вид искусства не мог сравниться с музыкой по дерзновенной силе и глубине новаторства. В это время интенсивно развивается инструментальная музыка. В ХYII- начале  XYIII вв. черты барокко ярче всего проявились в музыкальном искусстве Италии и Германии и оказали влияние на всю последующую европейскую музыкальную культуру вплоть до нашего времени.
Вечер классической гитары открыла ученица А. Галаяна Ксения Тихонова. Она исполнила Фугу из сонаты для скрипки соло №1 И.С. Баха в переложении для гитары Ф. Таррега.
  В концерте прозвучали 6 сонат для гитары Доменико Скарлатти
(1685-1757); Прелюдия и гавот в форме рондо из 4 партиты для скрипки соло (переложение для гитары К. Ямашиты) и  Прелюдия  и аллеманда[1] из 1 сюиты для виолончели соло (переложение для гитары Дж. Дюарта) Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750).
Концертную программу украсили дуэты гитары (Андрей Галаян) и фортепиано (Виктория Терновых). Впервые в Ташкенте прозвучали Интродукция[2] и фанданго[3] для фортепиано и гитары (переложение Д. Брима) итальянского композитора Луиджи Боккерини (1743-1805) и Фантазия для гитары и фортепиано в 2 частях итальянского композитора Марио Кастельнуово Тедеско (1895-1968). На бис А. Галаян виртуозно исполнил произведения западного композитора прошлого столетия Роланда Диенса, написанные для гитары: «Небесное танго» и «Огонь».
 Ведущий концерта,  один из первых учителей А. Галаяна, преподаватель РСМАЛ имени В. Успенского   В.А. Цветков, по традиции,  каждое выступление солиста предварял коротким рассказом о жизни и творчестве  представленных композиторов. Концерт поэтому подарил слушателям, помимо эстетического наслаждения от звучавшей музыки,  представление об эволюции  барочного направления  в музыке. Он носил просветительский характер для разнородной публики. В зале находились  не только профессорско-преподавательский состав и студенты Национальной консерватории Уз,  РСМАЛ, учащиеся музыкальной школы  В. Успенского,  но и  многие мэтры Ташкентского Клуба авторской песни, многочисленные разновозрастные  ученики А. Галаяна  и  любители классической гитары, проявившие большой интерес к  богатству итальянской и немецкой музыкальной культуры,  каждая из которых обладала неповторимым своеобразным характером, стилем, оригинальными психологическими чертами.
 Джузеппе Доменико Скарлатти  родился  в Неаполе, много странствовал по свету и обрёл свою вторую родину в Испании, которая, правда, не оправдала его надежд.  Ни блистательное мастерство, ни придворная служба и покровительство имущих, ни громкая слава артиста не принесли Скарлатти достатка и обеспеченной жизни. Он умер в Мадриде в величайшей бедности, оставив без средств к существованию большую семью. При жизни его была издана лишь небольшая часть его сочинений.
Но судьба творца всегда больше его  биографии. Роль Д. Скарлатти особенно велика в создании жанра сонаты, в развитии и усовершенствовании  сонатной формы.  А. Галаян  в шести сонатах Д. Скарлатти    с огромным изяществом и тактом сумел донести до слушателей XXI в. плеск и говор народной жизни двух стран, с которыми был связан композитор. Музыка отчасти напоминала  темпераментом  - Тартини, творческим размахом – Вивальди, классическим совершенством и сжатостью формы – Корелли. Публика услышала в сонатной форме ритмы широко бытующих танцев и испанских наигрышей; прочувствовала концертный блеск и камерность жанра; звучность щипковых инструментов – лютни, мандалины, испанской гитары. Благодарные слушатели  рукоплескали   своему кумиру, сумевшему передать на гитаре пассажи  блестящей фактуры, не только изящные по рисунку, но и насыщенные экспрессивными интонациями: целая стихия эмоций живёт и трепещет в них, минуя три столетия.
Впервые И.С. Баха, современника Скарлатти – они родились в один год – я услышала  в гитарном переложении в исполнении А. Галаяна   в католическом храме – польском  костеле в 2011 г. Тогда ташкентцы услышали фрагменты из пассионов[4] И.С. Баха: «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну», по своему драматизму принадлежащих к высочайшим вершинам баховского творчества и исполнительского искусства на гитаре А. Галаяна. В программе нынешнего вечера прозвучали  прелюдии И.С. Баха из его «Клавирной тетради»  куда более скромные, но удивительно изящные по фактуре. В исполнении Галаяна  они  не утратили свежести очарования и донесли до наших дней  жизнерадостное мироощущение немецкого композитора – «отца гармонии». Эта доступная в восприятии музыка запечатлела идеальные образы повседневной жизни. И хотя в основу их были положены популярные величавые аллеманды, энергичные куранты, порой трагедийные сарабанды,  лёгкие и изящные  менуэт, гавот, полонез и другие танцы тех лет, не успевшие потерять хореографического облика, но  по значительности содержания и силе экспрессии они предвещали поздние сонаты и квартеты Л.В. Бетховена.
Андрей Галаян родился 29 сентября 1988 года в простой семье служащих в Ташкенте. Азам игры на гитаре его приобщил родной дядя Сергей Рубенович Захаров. Исполнителем-виртуозом Галаяна сделала его целеустремлённая натура и любовь к простому музыкальному инструменту. В его руках гитара способна с помощью своего необыкновенного звучания передать не только собственный душевный настрой исполнителя, но и дух великих мастеров  различных музыкальных эпох.
Андрей учился в детской музыкальной школе № 1 у преподавателя С.А.Ушакова. В 2004 г. он поступил в музыкальный колледж им. Хамзы в класс преподавателя В.А. Цветкова, который закончил в 2007 году. Тогда же он поступил в Государственную консерваторию Узбекистана на кафедру эстрадного исполнительства к преподавателю П. М. Концыпко, который в настоящее время работает в Ташкентском эстрадно-цирковом училище. В качестве педагога для Андрея его сменил С.А. Янкин. Параллельно Андрей брал уроки у преподавателя консерватории Е.Р. Конновой.
Поступление в консерваторию не прервало творческой и дружеской связи Андрея с В.А.  Цветковым, которого он по сей день считает своим наставником. Андрей в 2008 году стал лауреатом 3-й премии международного конкурса гитаристов: "Guitar Gems"- Нетания, Израиль.
В Израиле участники конкурса подходили к Андрею и спрашивали: «А как вы играете пианиссимо? Неужели в Ташкенте обучают этому?» Играя на сравнительно простой и недорогой гитаре с ограниченными  возможностями, он покорил международное жюри виртуозностью исполнения репертуара из классических произведений и переложений для гитары всех стилей и времён: И.С. Бах, Ф. Сор, Ф. Шопен, Ф. Таррега, .А. Пьяццолла.
Это не удивительно, потому что А. Галаян часто выступает с концертами в Республике и много времени отдаёт своему музыкальному развитию. Он убеждён, чтобы стать хорошим гитаристом, необходимо, прежде всего, быть   отличным музыкантом, знающим разные инструменты. Поэтому Андрей ещё в Республиканском музыкальном колледже имени Х.Х. Ниязи дополнительно освоил игру на домбре. В свободное время он   исполняет на фортепиано произведения любимых композиторов –  И.С. Баха, С.В. Рахманинова, А.В. Скрябина, А. Бабаджаняна.
Что нового внёс в интерпретацию  струнной музыки Андрей Галаян?
Возможно, особую нежную чувствительность, душевную  проникновенность погружения в национальный характер музыки. К настоящей победе на музыкальном Олимпе  Андрей шёл нелёгким путём. По окончании консерватории в  2011 г.  Андрей Галаян преподаёт (класс «Гитара»)  в  Ташкентской музыкальной школе № 5,  выступает с концертами  с  известным  в узбекской столице оркестром народных инструментов «Согдиана», ансамблем «Омнибус»,  на корпоративных вечеринках, даёт частные уроки  игры на гитаре.
Концертные программы, которые готовит Андрей, весьма интересны. Проблема в том, что ему, бывает,  негде играть. Поэтому приглашение в ансамбль «Омнибус» в качестве солиста для него счастливый случай. В творческих  планах Андрея - участие в престижных международных конкурсах. У него, по мнению его наставника В.А. Цветкова, есть способность и желание концертировать. Ему необходим хороший дорогой инструмент. Приходится ради этой цели иногда даже подрабатывать в ресторане.
Но при этом Андрей Галаян легко отзывается на приглашения искренних любителей музыки для гитары: он часто и совершенно бескорыстно играет в костёле,  клубе  поэзии и авторской песни «Арча»,  клубе имени А. Ахматовой, Армянском национальном культурном центре, 6-ой музыкальной школе на Чиланзаре. Их дуэт с учителем В.А. Цветковым украсил вечер презентации  моей поэтической книги «И я причастна…» в «Русской гостиной» - информационно-ресурсном центре ташкентского  промышленного  профессионального  колледжа (бывшей библиотеке имени  Л.Н. Толстого).
 На презентации моей новой книги поэзии, прозы, публицистики «Есть лишь путь» в октябре прошлого года в Государственном литературном музее Сергея Есенина Андрей Галаян, один из моих героев,  представил на суд слушателей свою новую джазовую композицию для гитары, вызвавшую бурю овации.
Им движет желание дарить людям радость музыкой, ну, а средством  дарения и самовыражения служит его гитара. Он выражает  любовь к «королеве инструментов», как называют гитару испанцы, не только своей виртуозной игрой, но и стихами  Федерико Гарсиа Лорки (перевод М. Цветаевой), которые он знает наизусть.
В заключение программы концерта    «Барокко и ХХ век» прозвучали «Фантазия» Тедеско и «Интродукция» Боккерини в исполнении молодожёнов А. Галаяна и В. Терновых. Это был не только  выдающийся  согласный гармоничный  дуэт гитары и фортепиано, но и дуэт двух любящих сердец. В их исполнении было столько свободы и драматического пафоса высказывания на музыкальном языке: «Любите жизнь, любите искусство музыки, любите друг друга, и тогда вам откроются узкие врата в земной рай!»
Гуарик Багдасарова
Фото Романа Нишанова и Алины Алиевой




[1] Аллеманда – инструментальная пьеса в умеренном темпе, входящая в так наз. сюиту для клавесина, лютни и оркестра.
[2] Интродукция -  короткое медленное вступление к 1 части  или финалу циклического  муз. произведения
[3] Фанданго – испанские народные танцы под гитару и кастаньеты
[4] Пассионы – страсть – лат.

Комментариев нет :

Отправить комментарий