суббота, 6 декабря 2014 г.

Языческая красота и драматизм бытия в искусстве Яниса Салпинкиди


         В свои 70 лет энергичный, сияющий изнутри, харизматичный художник Янис Панаётович Салпинкиди похож на седовласого романтика с большими детскими горящими глазами. По поводу своей юбилейной персональной выставки, открытой в Выставочном зале АХ Уз пятого  декабря 2014 г.,  он радовался, как ребёнок – самому  главному дорогому подарку и всем гостям.



Выступившие на открытии председатель АХ Уз академик А. Нуритдинов,  мэтры живописи Дж. Умарбеков, Б. Джалалов,  Вл. Бурмакин единодушно отметили грандиозность этого события в культурной жизни узбекской столицы. Вл. Бурмакин выразил  сожаление о том, что художник за долгую творческую жизнь, неоднократно подвергавшийся критике искусствоведов за  откровенное прославление  обнажённой женской модели, несправедливо  редко  экспонировался в таком объёме – не более одного раза за целое десятилетие.
Художник – дитя природы. Он смог раскрыть в жанре «ню» своё возвышенное представление о красоте, ценности земного чувственного бытия, как это могли делать его далёкие предки – античные художники Эллады. Они благоговейно воспевали  богиню плодородия – Персефону, её мать – Цереру (Деметру), богиню красоты Афродиту и вечно девственную воинственную богиню мудрости, разума и впоследствии мира - Афину, дочь Зевса, ставшую покровительницей афинского народа и многих греческих героев (Диомед, Одиссей, Геракл).
Я. Салпикиди после окончания  художественно-графического факультета ТГПИ имени Низами в мастерской Ю. Елизарова в 1971-1973 гг. стажировался в Институте живописи, скульптуры, архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде. Там молодой художник изучал и копировал живопись старых мастеров в Эрмитаже и Русском музее. Если  великие живописцы  Возрождения - Боттичелли и Рубенс - посвящали Афине  свои лучшие полотна,  то Янис на рубеже XX-XXI вв. мог взглядом художника в своих современницах увидеть это божественное начало и прославить их во всей их возвышенной наготе.




Заслуга талантливого художника в том, что он никогда не довольствовался достигнутым уровнем мастерства, не ограничивал себя  портретной, пейзажной или жанровой живописью. Янис всегда стремился к многообразию в своём творчестве. Работая в разных жанрах и неустанно экспериментируя в стилистических приёмах, он обращается к вечным темам бытия и таким образом представляет философское направление в живописи Узбекистана. «Его творчество, - утверждает А. Нур, – обладает глубинной цельностью, объединившей языческую чувственную радость жизни и драматизм конечности бытия».


Живописные и графические  образы Яниса Салпинкиди романтичны в своём свободном, вольном характере  и одновременно монументальны в подчёркнутой значительности и даже мужественности его героев и героинь, написанных с живой натуры. В них чувствуются не только физическая красота, но и пульсация сердца, темперамент характера, внутренняя красота души, гармония с природой. В его полотнах жанровые, бытовые мотивы, пейзажные зарисовки, натюрморты приобретают неожиданную духовную значительность и вызывают в зрителях желание жить и наслаждаться окружающей жизнью.



Автопортрет мастера,  портретные образы родителей,  дочери, молодой художницы,  групповые женские портреты на фоне природы, при всём их индивидуальном различии, поражают нас нравственной силой, спокойной величавостью и чувством собственного достоинства. Эти ценные человеческие качества  соизмеримы лишь с гордой горной азиатской природой. Такие  работы дарят зрителям всё то,   чего нам так часто не хватает в нашей городской суетной  повседневной жизни в борьбе с бытовыми трудностями и житейскими невзгодами.


За годы творческой работы художник создал  более 400 живописных и свыше тысячи графических произведений. Он экспонировался не только в нашей стране, но ближнем и дальнем зарубежье, в том числе на своей исторической родине – Греции (галерея «Хрисодемис». 1997.), в духовно-просветительском центре в Афинах (2000.), а также  в Нью-Йорке (2011) и других мегаполисах мира.  Где бы он ни был – он всегда  стремился вернуться на родину, потому что  дом художника, - признаётся Янис, - там, где тёплая земля и есть его мастерская.
Высокий  специалист по вопросам теории и истории изобразительного искусства, автор более 20 научных статей, член СХ Уз,   профессор факультета искусств Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами и  преподаватель экспериментальной студии «Поиск» в бывшем дворце авиастроителей  Ташкента,  Янис Салпинкиди воспитал десятки профессиональных художников, ныне успешно работающих в Узбекистане и за рубежом.



Многие из его учеников  пришли на юбилейную выставку поздравить своего учителя и преподнести ему  цветы, традиционный узбекский халат и тюбетейку. Известный поэт Раим Фархади на вернисаже сделал юбиляру стихотворный подарок. В нём  точно выражены чувства многих поклонников творчества великого мастера Яниса Панаётовича Салпинкиди. В свои 70 лет старейший художник Узбекистана предстал перед посетителями выставки убеждённым  молодым романтиком, ведь живописные полотна  возраста не имеют:
Будет снова к холстам  обращенье на «Вы, -
Открывается выставка в мраморном зале.
Юбиляра работы красивы, новы,
Даже те, что давно почитатели знали.

 Не поверит глазам своим искусствовед,
Возмутитель спокойствия, критик суровый:
Неужели вот этот Природы портрет
Осуждал он за некий намёк нездоровый?

Времена изменились. Бьют в колокола
Звонари буйных красок, атлеты восхода…
А у старого мастера, гляньте,  была
На картинах и в годы застоя – Свобода!

 Он декабрьской свежей достиг высоты.
Школа Яниса – ёмче не знаю понятья.
Юбиляра пускай окружают цветы
И друзей, и поклонниц прекрасных объятья.

Наш Ташкент приглашает на выставку в зале.
Перед нами работы – красивы, новы,
Даже те, что давно почитатели знали…
Будет снова к холстам обращенье на «Вы».

Гуарик Багдасарова


          

         

Комментариев нет :

Отправить комментарий