пятница, 8 мая 2015 г.

«Это было в махалле»


Под таким названием в Ташкентском  Государственном  театре музыкальной комедии (оперетты) второй месяц идёт премьерный спектакль-концерт режиссёра-постановщика Г. Нажидовой. Любители театрального искусства помнят  нашумевшую в своё время экранизацию  любовной мелодрамы «Дело было в Пенькове» (1957) режиссёра  Станислава Ростоцкого  с участием народного артиста России Вячеслава Тихонова. Это был прекрасный фильм. В нем была подмечена масса жизненных и точных деталей. Актерская игра на высшем уровне. Музыка прекрасна. Лучше фильма и не надо!

Синтаксический параллелизм  в названии, возможно, использован режиссёром нового комедийного спектакля с единственной целью - напомнить об ограниченном пространстве действия: если в кино сюжет развивается в селе, то здесь – в ещё более  суженных  рамках махаллинской чайханы. Сближает оба сюжета постановка серьёзных  жизненных вопросов и  “happy end”,  ко всеобщему удовольствию зрителей, пришедших на премьеру спектакля-концерта отдохнуть и получить массу удовольствия.

Комедия  «Это было в махалле», несмотря на параллелизм названий, на самом деле ничего общего с драмой  конца 50-х годов прошлого века не имеет. Она легко, с юмором повествует об актуальных современных событиях и социально-бытовых перипетиях сегодняшнего дня. История о любви и доброте, происходящая в одной из махаллей города, в чайхане старого аксакала,  бывшего фронтовика Вали (В. Юлдашев) и 45-летнего чайханщика Али (И. Бухаидзе). Махаллинский комитет (Председатель махали - М. Резепов)  «хошаром»  решил отреставрировать старую чайхану,  сохранив таким образом национальные традиции этой важнейшей социальной инфраструктуры города. Молодой бизнесмен Давранбай (Ф. Сафаров) решает построить на месте чайханы модный ночной клуб,  сулящий ему и его друзьям-посредникам, братьям Хасану (Ш. Нурушев) и Хусану (О. Соткулов) - сверхдоходы. Усилиями жителей махалли, верного своей воинской закалке  аксакала Валижона, твёрдого  характером чайханщика Али и его очаровательной 17-летней дочери Гузаль (И.  Ганиева) национальный махаллинский центр культуры и отдыха был сохранён и заново обустроен. Главные герои ненавязчиво, играючи и смеясь, убеждают  своих  оппонентов в важности сохранности национальных традиций и любви к родному краю.  Действие украсили стремительные мужские и женские лирические танцы. В танцевальных  и  массовых  сценах  были заняты молодые артисты  хора и слаженный  балет  театра. В спектакле  силами солистов и хора звучат  под «минусовку» знакомые песни из репертуара  ВИА «Яълла»: «На востоке, на востоке  трудно жить без чайханы»,  «Три колодца», «Шахрисабз» , "Голубые купола Самарканда" и  лирические песни на узбекском языке. Речь персонажей усыпана поговорками и пословицами из узбекского фольклора, что придаёт спектаклю народный характер. Главный акцент декорации сделан на цветном сюзане в центре сцены, что создаёт  особую национальную атмосферу  и придаёт специфический праздничный колорит действию. Яркие национальные костюмы дополняют это эстетическое впечатление от спектакля.


Перед началом спектакля я попросила рассказать  молодого режиссера-постановщика    Гулрух Нажидову, работающую в театре четыре года, что для неё самой значит эта необычная по жанру премьера нового спектакля в традиционном репертуаре Ташкентского государственного  театра музыкальной комедии (оперетты)?


Г. Нажидова: «Мы постарались сделать яркий спектакль с песнями и танцами в национальных традициях, близких каждому зрителю. Спектакль  должен напоминать  юность, первое чувство любви, и одновременно он затрагивает конфликтные взаимоотношения отцов и детей, разных поколений и менталитетов, полярных идеологических установок. Герои старшего поколения -  Валижон  и Али  - настроены на то, чтобы сохранять и распространять добро вокруг себя; другие  - Давранбай и его  свита – делать деньги из воздуха, на пустом месте, куплей и перепродажей  недвижимого имущества, не придавая им никакого духовного значения. Спектакль таким образом выполняет не только развлекательные, но  также  воспитательные функции для подрастающего  молодого поколения. Он заставляет их задуматься о тех  универсалиях добра и милосердия, которые мы впитываем в себя с молоком матери.
- Сколько  спектаклей вы поставили на сцене музыкальной комедии?
- За четыре года  у меня  было пять  разных по жанру и тематике постановок:  «Здравствуйте, я ваша тётя!», «Слуга двух господ», «Ловушка», «Простите, дорогой!». «Это было в махалле» - мой пятый спектакль. Спектакль нравится нашим ташкентским зрителям разных возрастов: они оставляют  хорошие отзывы в Книге пожеланий.


Мы все знаем, как испокон века в Узбекистане много значит социально-территориальная единица на геополитической и человеческой карте  - махалля. «С чего начинается Родина?» – спросите у аксакала или годовалого ребёнка в Ташкенте, и он ответит: «С махалли».


Так, социальный философ, преподаватель, гид и переводчик, житель махаллей Камолон-Янги Камолон Шейхонтохурского района Ташкента, к.т.н., доцент, докторант-соискатель АН РУз., Ниль Садыков в статье «Моя махалля»  («Янги Камолон»)  на сайте «Письма о Ташкенте» с любовью пишет об историко-культурном  значении махалли, в которой он долгие десятилетия проживает:
- Наша махалля благоустроена, около каждого многоэтажного дома есть детская площадка,  имеются общественные гаражи, используемые иногда для свадеб-тоев, и свой махаллинский офис с большим залом при нем, тоже используемый для общественных мероприятий, в частности как избирательный участок для выборов в различные органы власти. Поблизости от махалли расположен Национальный парк Узбекистана имени Навои, дворец «Истиклол» (бывший Дружбы народов), Медресе Абулкасыма,   ресторан «Навруз», Олий Мажлис (парламент), образующие один из лучших архитектурных ансамблей Ташкента. О них следует сказать особо.
  От махалли Янги Камолон имеется отличное транспортное сообщение в разные районы города: метро (станции метро «Бунедкор» и «Миллий боги»), троллейбус 6; автобусы (далее идёт длинное перечисление – примеч. автора статьи); маршрутные такси.
  Хотелось бы иметь в офисе нашего махалкома микромакет махалли с ее  наиболее значимыми зданиями и сооружениями и карту махалли. Такие наглядные макет и карту следовало бы иметь в каждой махалле города. Неплохо было бы в каждом хокимиате иметь микромакет соответствующего района, а в хокимиате Ташкента - микромакет всего города. Кроме того, предлагаю создать парк миниатюр-макетов  достопримечательностей Ташкента «мини-Ташкент «ТАШАТ» (по-узбекски:  «таш» - камень, «ат» -  конь, «ташат» - Каменный конь - символ движения и прогресса). Подобного рода парки есть в развитых странах: Мадуродам (мини-Голландия), мини-Германия, мини-Италия, мини-Испания, мини-Израиль, мини-Европа.
В своей махалле я создал  Лабораторию качества жизни (ЛКЖ) – общественную группу из 3 человек, которая старается повысить  качество жизни на территории махалли.  Главная задача ЛКЖ – помогать отдельным людям и группам людей самим создавать себе необходимое качество жизни путем их экологического просвещения и пропаганды среди них здорового образа жизни и вводить в культуру систематическую работу населения с собственным качеством жизни. Я доволен, что живу в махалле Янги Камолон.



   Спектакль-концерт  «Дело было в махалле» весело и нравоучительно рассказывает зрителям  только об одной непростой житейской  истории, связанной  с ТАШАТОМ – мини-Ташкентом. А что знают зрители, пришедшие на  новый спектакль,  о своих родных махаллях?  Что они делают для улучшения жизни в них? Расскажите всем нам, чтобы мы и наши дети еще больше знали о родном Ташкенте, могли содействовать благосостоянию наших жителей и  рассказать о нашем родном  городе его гостям не только со сцены Театра музыкальной комедии (оперетты).

Гуарик Багдасарова


Комментариев нет :

Отправить комментарий