Мемориальный
Дом-музей народного художника СССР Урала
Тансыкбаева (1904-1974) был открыт в 1981 году, там, где он прожил и творил
последние годы жизни на массиве Черданцева-1, д.5. Кто бы ни переступал порог этого дома в уютном зелёном дворике, всякий раз он
испытывает особое чувство, - это райский уголок на земле. Цветы глицинии, кусты
алой китайской розы, зелёный сочный виноградник, ожившие заново после
прошлогодних запоздалых заморозков деревья
хурмы и груши – весь растительный
мир вместе с молодой научной сотрудницей музея
Нигорой Назаровой радостно
встречают вас у входа во двор. Живописец, искусствовед и экскурсовод в одном
лице ведёт вас в дом, из которого,
кажется, только на время вышел хозяин по делам, оставив кисти, мольберт и
особую творческую ауру, навечно
поселившуюся здесь среди полотен и личных вещей художника, включая старинный
кованый бабушкин сундук в кабинете Урала Тансыкбаева.
Нигора
рассказывает о хозяине дома, как о близком родственнике – «с чувством, толком,
расстановкой», медленно обходя его владения: прихожую, светлую мастерскую, столовую,
спальню с семейными фотографиями и
кабинет на втором этаже. Похоже, здесь жила счастливая семейная пара: супруги
Тансыкбаевы с широкой радостной
улыбкой запечатлены вместе на последней чёрно-белой фотографии
незадолго до кончины художника.
Творчество
У. Тансыкбаева охватывает период 1920-70 гг. Его наследие огромно. Основные
произведения художника экспонируются в мемориальной части и в специально
выстроенной галерее, где периодически проходят художественные и фотовыставки.
Урал
Тансыкбаев многие годы работал в различных жанрах. Он успешно выступал в
монументальном и театрально-декорационном, портретном жанрах. Его сочные и
ароматные натюрморты также чрезвычайно интересны и до сих пор издают аромат
сирени и южных фруктов. Но большую часть своей жизни Урал посвятил пейзажу и
вошёл в историю изобразительного искусства Узбекистана как автор тематических
пейзажей. Его полотна узнаваемы среди сотен других. На них широта и размах,
свежесть и прозрачность горного воздуха, ясные дали родного края и, конечно, во
всём этом великолепии красок сквозит любовь к родине.
Здесь
в мастерской можно проследить этапы его
творчества: от кондового
брутального реализма русской школы
Репина, Розанова в среднерусских пейзажах через его последующее увлечение французскими импрессионистами и постимпрессионистами Моне,
Матиссом, Сезанном к новому
романтическому реализму, когда он пишет свои зрелые картины «Моя страна» (151),
«Вечер на Иссык-Куле» (1951), «Высокогорное пастбище» (1953), «Март в
Узбекистане» (1958) и более поздние, суровые,
сдержанные, лаконичные в
выразительных средствах пейзажи «Ферганская долина», «Вечер в горах», «Рыбаки Арала» и другие. В
них он сумел соединить всё лучшее от
старых мастеров и передать, как никто, всю красоту не только земли, но и неба,
воздуха, облаков, вселенной до самого горизонта и за её пределами.
Его
произведения вошли в золотой фонд многих крупных музеев и картинных галерей.
Они экспонировались на выставках в Бельгии, Франции, США, Сирии, Финляндии,
Индии, Испании, Мексике, Чехословакии и других странах.
Поэтому
организаторы выставок в Доме-музее Урала Тансыкбаева предъявляют высокие
требования к своим экспонентам, чтобы не
упасть лицом в грязь перед светлой памятью великого художника и гражданина.
Персональная фотовыставка Елены Володиной в
доме-музее Урала Тансыкбаева открылась в минувшую субботу – 23 04 16
– и ещё проработает пару недель, так что спешите увидеть женский взгляд сквозь
объектив: чем он отличается от нашего невооружённого взгляда? Для этого надо
вспомнить, хотя бы тезисно, историю развития фотографии в нашей стране.
Первым популяризатором
искусства фотографии и кино в Узбекистане был Худойберган Девонов (1878 г.р.).
В 1907-08 гг. он бывал в Москве, Санкт-Петербурге, откуда привёз телескоп,
граммофон, фотографии, кино-фото-оборудование и показывал эти диковинные
достижения и их возможности простому народу на городских рынках в Ургенче и
Хиве. Ему причисляют много известных исторических фотографий.
Один из
основателей чёрно-белой фотографии считается М. Пенсон. В 1925 году он начал
заниматься фоторепортажем. С 1926 г. работал
в редакции «Правда Востока». Его фотографии 20-30-хгг, сделанные в
Средней Азии, выставлялись в Москве, Париже, Лондоне, в их числе – знаменитая
«Узбекская Мадонна», получившая высшую
награду на Всемирной выставке 1937 г. –
образ освобождённой мусульманки, снявшей чадру и кормящей грудью ребёнка.
Режиссёр Сергей Эйзенштейн, встретившийся с Максом Пенсоном в 1940 г. на
съёмках фильма о строительстве Большого ферганского канала, вспоминал о
безудержной творческой энергии фотографа.
Современная
цивилизация XXI века порождает всевозможные неожиданные коллизии,
вызванные быстрым гуманитарным преобразованием мира. Международные фотобиеннале
последних лет в ТДФ, Музее С. Есенина, Национальной библиотеке Узбекистана,
Галерее изобразительного искусства Уз, Международном караван-сарае культуры
(МКСК) Икуо Хираямы и на других выставочных площадках демонстрируют зрителям,
как фотомастера средствами фотоискусства
способны не только отразить убыстряющиеся темпы изменения среды, окружающей
человека, но и эстетически преобразить нашу среду обитания.
Среди них такие
новаторы как Наталья Иощук, автор сочных натюрмортов лета и богатых сказочных
акварелей осени; Светлана Янчук, создатель пейзажей, отражающих реальную
красоту окружающего нас мира без компьютерной «подчистки», фотоживописец Инна
Сандлер, для которой важно выразить в пейзажах её авторское начало. Елену Володину можно причислить к этой плеяде
фотомастеров-новаторов, с их особым женским взглядом в объективе.
Елена родилась в
Ташкенте, здесь же окончила Ташкентский политехнический институт по
специальности «Прикладная математика».
Работала в конструкторском бюро инженером. С годами у нее стал
возрастать интерес к искусству, заложенный родителями и бабушкой еще с раннего детства. Сначала любительские черно-белые
снимки, сделанные фотоаппаратом «Смена 8М» в студенческие годы, затем снимки
при помощи более профессиональной техники. В 2012 году она окончила школу-студию творческой
фотографии при Ташкентском доме фотографии. Секретам художественного ремесла ее обучали
ведущие фотохудожники: Искандер Садик-Зоде Садыков, Рустам Шарипов,
Хасан Файзиев, Михаил Левкович. Ее излюбленными жанрами стали архитектурная,
документально-жанровая, детская, панорамная,
пленэрная фотографии, а также
репродукции, фотографии,
выполненные во время путешествия (тревел-фото), или фотоохота. Елена
Володина сознательно минимизирует техническую обработку фотографии. Она
объясняет это тем, что любит во всем естество.
Фотохудожник
признаётся:
– Не использую эффекты, потому что сейчас люди
все больше погружаются в мир компьютерной графики, спецэффектов, фантазии
компьютерных игр, не замечая то, что окружает их в реальном мире. Реальный мир
достаточно интересен, чтобы на него обратили внимание. Зачастую он
переплетается с иллюзией. Например, молодая девушка и пожилая женщина на
площади старого города смотрят на голубые купола, и у каждой возникают свои
иллюзии, связанные с вечными человеческими ценностями, а то, что привлекло их
внимание в этот момент – это внешняя реальность окружающего мира…».
В каком
бы жанре Елена ни работала, ее отличительной чертой является реалистичная
трактовка прекрасного при помощи яркого, а временами контрастного колорита. Для
неё принципиальным методом искусства остаётся высказывание Анри Картье-Бессона:
«Реальность, которую мы видим,
бесконечна, но лишь ее избранные, значимые, решающие моменты, которые нас
чем-то поразили, остаются в нашей памяти. Из всех средств изображения только
фотография может зафиксировать такой точный момент, мы играем с вещами, которые
исчезают, и когда они исчезли, невозможно их заставить вернуться вновь».
Посетители, как правило, уходят из
Дома-музея У. Тансыкбаева с одним желанием снова вернуться сюда. Автор
этих строк не исключение из правил. Здесь проводятся интересные выставки,
встречаются художники, поэты, журналисты. Буквально, 24 04 16 здесь соберутся
представители ЛТО «Данко» послушать лекцию Людмилы Бабёнышевой об архитектуре
Ташкента и познакомиться с талантливым
фотохудожником Еленой Володиной и её оригинальным «взглядом сквозь объектив».
Гуарик Багдасарова
Как жаль, что я узнала об этой лекции только в 5часов вечера! :( Гуарик, спасибо за обстоятельную статью. Узнала для себя много полезного :)
ОтветитьУдалитьДания