суббота, 24 января 2015 г.

С Днём рожденья, Владимир Высоцкий!



«Не боялся ни слова, ни пули
И в привычные рамки не лез…»
В. Высоцкий.

                                     «Немного прошу взамен бессмертия:
Широкий тракт, да друга, да коня.
Прошу, покорно голову склоня:
В тот день, когда отпустите меня,
Не плачьте вслед, во имя милосердия»
В. Высоцкий.

         Общественный клуб-музей «Мангалочий дворик А. Ахматовой»  при Российском центре науки и культуры Уз отметил день рожденья выдающегося поэта, актёра, барда Владимира  Семёновича Высоцкого. Картины Ольги Харитоновой с изображением официально непризнанного всенародного кумира-бунтаря воссоздали  атмосферу  оттепели 60-х, переходящую в «застойные» 70-е годы прошлого столетия – эпохи Владимира Высоцкого, Булата  Окуджавы, Юрия Визбора, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной. Конец пятидесятых выдвинул целую плеяду поэтов, ориентированных на культуру устного слова: стихотворство вернулось к своим истокам – поэзии звучащей, песенной.
Владимир Семёнович  родился  25 января 1938г. в Москве. В 1960 г. закончил актёрское отделение Школы-студии МХАТ. Работал в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина, Московском театре  миниатюр, а с 1964 по 1980 гг.  – в московском театре драмы и комедии на Таганке, где сыграл более 20 ролей. Много выступал по всей стране и за рубежом, дважды гастролировал с концертами в Ташкенте -  в Доме знаний и Юбилейном дворце. Как актёр участвовал в создании 30 художественных и телевизионных фильмов. Написал более 600 поэтических произведений. Умер 25 июля 1980 г. Первый стихотворный сборник «Нерв» стараниями Р. Рождественского вышел посмертно.  В 1987 г. удостоен звания лауреата Государственной премии СССР,  тоже посмертно.
При жизни Высоцкого было выпущено всего 7 миньонов. Высоцкий принимал участие в создании 11 радиоспектаклей, часть из них вышла на дисках ещё при его жизни. Издано большое количество грампластинок. Наиболее крупным изданием является выпущенная фирмой «Мелодия» серия пластинок «На концертах Владимира Высоцкого» на 21 диске, издаваемых с 1987 -1992 гг. В 1978 г. вышел диск-гигант «Баллады и песни» для экспорта. В СССР этот диск с этикеткой «Made in USSR» не продавался. В 2000-е годы было выпущено 22 компакт-диска (альбома) с ремастированными песнями Владимира Семёновича. Треки были представлены современными ремейками, в основу которых лёг вокал Высоцкого, очищенный от авторского звукового сопровождения и наложенный на современные музыкальные аранжировки.
В 2008 году компания Bomba-Music выпустила специальное подарочное издание в виде 15 компакт дисков (15CD BoxSet). Это издание называется «Все Песни» и включает в себя песни В. Высоцкого,  начиная с 1960 по 1980 год. По причинам, связанным с охраной интеллектуальной собственности, слушатель не найдёт в этом издании песню «Открытые двери больниц, жандармерий…»,   фонограмма которой принадлежит Михаилу Шемякину. Любители творчества были  рады услышать ранее не издававшуюся песню — посвящение Константину Симонову, исполненную Высоцким и актёрами Театра на Таганке в Центральном Доме Литераторов на юбилейном вечере писателя 28 ноября 1965 года в его день рождения. Песни В. Высоцкого выпускались в конце жизни и после его ухода за рубежом: во Франции, США, Финляндии,  Германии, Болгарии, Японии, Израиле.


Ведущая программы,  директор клуба-музея А.В. Маркевич рассказала о своих встречах в Москве с Владимиром Высоцким, его матерью Ниной Максимовной Серёгиной (Высоцкой)  и позднее сыном поэта - Никитой Высоцким.  Альбина Витольдовна рассказала  о своих  впечатлениях от  выступления  в 70-ые годы молодого поэта. Высоцкий читал наизусть своё программное стихотворение  «Памятник» в учебном театре Ташкентского театрально-художественного института имени А.Н. Островского, где  он выразил авторскую смелую независимую жизненную позицию, которой впоследствии оставался   верен до конца своей жизни:

«Я при жизни не клал тем, кто хищный,
В пасти палец.
Подходившие с меркой обычной –
Отступались, -
Но по снятии маски посмертной –
Тут же в ванной –
Гробовщик подошёл ко мне с меркой
Деревянной.
………………………………..
Накренился я – гол, безобразен –
Но и, падая,  вылез из кожи,
Дотянулся железной клюкой, -
И когда уже грохнули наземь,
Из разодранных рупоров всё же
Прохрипел я похоже – живой!

И паденье меня и согнуло,
И сломало, -
Но торчат мои острые скулы
Из металла.
Шито-крыто, -
Я, напротив, ушёл всенародно –
Из гранита!
1973
После его выступления наступила минутная тишина, и потом – шквал аплодисментов. Его не признавала официальная власть, но он был награждён за свой безмерный талант песенного поэта всенародной любовью. Свои песни Высоцкий называл «стихами под гитару» и своим духовным отцом считал Б. Окуджаву.
Его песни для кино тоже имели самостоятельную ценность. Но, к сожалению, по  признанию В. Высоцкого, из пяти его песен для кино только одна доходила до зрителя. Исключением, пожалуй, был фильм «Вертикаль»  (1966) С. Говорухина, который снимали под Ушбой. В нём впервые на весь бывший Союз прозвучали песни  Высоцкого:  «Песня о друге» («Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…»),  «Вершина»  («Здесь вам не равнина, здесь климат другой…»),   «Прощание с горами»  («В суету городов и в потоки машин / возвращаемся мы – просто некуда деться! -/ И спускаемся вниз с покорённых вершин,/ оставляя в горах своё сердце». Никто лучше и точнее не мог сказать до него в  «Прощании с горами»  в финале фильма: «Лучше гор могут быть только горы…». Песни Высоцкого рассказали значительно  больше кинозрителям, чем  незамысловатый сюжет этой художественной ленты об альпинистах и очень скоро в 1968 г. вышли отдельной гибкой пластинкой «Песни из к/ф «Вертикаль».
Мало кто знает, что песня «Высота» («Здесь вам не равнина…») посвящена погибшему альпинисту майору Живлюку, который в пятёрке ЦСКА шёл на штурм пика Вольная Испания в то время, когда велись тренировки  актёров, которых инструкторы-скалолазы приручали к высокогорью. Высоцкому рассказали эту историю выжившие ребята из этой связки и потом попросили С. Говорухина вставить в фильм правдивую песню Володи о жестком трудном деле – альпинизме. Эти произведения имели роковое продолжение  в смертельных случаях: на могилах погибших альпинистов на камнях вырезали слова из этих песен. После ухода поэта они вдохновляют новое  молодое поколение не только в спорте, но в любом деле смело  идти на риск и подвиг, но уже во имя жизни.
Это произошло потому, что Высоцкий на съёмках  фильма «Вертикаль» проникся духом гор,  страстью к преодолению препятствий, о которых он пытался поведать в своих песнях. Ему часто приходилось преодолевать бюрократические запреты его песен в жизни и в кино, ведь даже  «Песня о друге» была названа в краснодарской газете  тех лет «самой вредной песней». Патриотическим песням повезло чуточку больше. При жизни Высоцкого вышла  одна  маленькая виниловая пластинка с его военными и лирическими песнями, а всего было двадцать альбомов из серии «На концертах Владимира Высоцкого»,  выпущенных фирмой «Мелодия», но уже посмертно.


В программе вечера в «Мангалочьем дворике» прозвучали песни В. Высоцкого разных лет в магнитофонной записи, позднее переписанные и сохранённые для потомков в цифровом формате. Тиражи его песен, разошедшихся  в любительской записи, уже не поддаются никакому учёту. Эти записи  на публике передают своеобразие  личности поэта-певца, непосредственную реакцию аудитории и живое дыхание ушедшего, но ещё близкого нам по своему романтическому духу времени. Эти монологи Высоцкого в жанре «авторской песни», рождённые в бурные шестидесятые годы, перешагнули уже четыре десятилетия, прочно вошли в  современный обиход и протянулись в будущие времена. Их подготовил для слушания в кругу друзей  журналист и детский поэт, поклонник творчества Высоцкого Владимир Дюев,  испытавший на себе влияние  своего кумира в его главной способности свободно мыслить и говорить, оставаясь самим собой.
С рождения у Высоцкого был  голос с хрипотцей – «разорванной аорты». Его хриплый рык, издаваемый лужёной глоткой, способной петь даже согласные, никто не мог повторить из его подражателей. Песни Высоцкого…  Мужественные и нежные, драматические и  лирические, мудрые и шутливые, они всегда таили в себе глубинный смысл и часто - неожиданный финал. Талант  всегда остаётся тайной. Мы продолжаем открывать   глубокий  социальный и эмоциональный смысл песен Высоцкого по сей день: «Всё не так, ребята,… » -  разве эта песня не о нравственном падении духовных ценностей, которая сегодня эхом отозвалась в драме  Андрея  Звягинцева «Левиафан», получившем  «Золотой глобус» и номинированном на "Оскар"-  жёсткая картина о коррумпированном слиянии православной церкви с государством?
«Спасите наши души!» - разве это не вызов Высоцкого из конца 60-х годов прошлого столетия современному обществу XXI в.,  погружённому в летаргический сон массового сознания, что  позволяет делать с населением всё,  что угодно?.. «Кони привередливые» («Что-то воздуху мне мало – ветер пью, туман глотаю, - / Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!»), «Я не успел» (Тоска по романтике)  и многие другие монологи-притчи - разве это не про нас с вами?

Иные жизнь закончили свою –
Не осознав вины, не скинув платья, -
И выкрикнув хвалу, а не проклятья,
Беззлобно чашу выпили свою.

Другие – знали, ведали и прочее, -
Но все они на взлёте, в нужный год –
Отплавали, отпели, отпророчили…
Я не успел – я прозевал свой взлёт!

Сейчас модно говорить о «феномене» Высоцкого, а при жизни он был в душе более одиноким, чем казался  окружающим.  Для всех  он оставался «своим парнем», умевшим слушать других и сумевшим прорваться к душам людей и объединить их вокруг своих песен. В ответ они начинали биться в унисон с его большим благородным сердцем. Мы до сих пор ведём диалоги с ним, и он отвечает на многие наши вопросы, вечные и злободневные, вызванные его песнями:  «Что такое человек?»,  «Правильно ли мы живём?»,  «Как надо жить?»



В программе приняли участие все желающие поделиться своим индивидуальным внутренним образом Владимира Высоцкого, сложившимся за многие годы: артист Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Владимир  Стукалов, вокалист Государственной Хоровой капеллы Уз. Людмила Александрова, поэты Геннадий Ковалёв, Олег Бордовский, Татьяна Попова,  Гуарик Багдасарова, Евгения Абалян и другие. Олег Бордовский рассказал о дружбе  Ташкентского клуба авторской песни и поэзии «Арча» с новосибирским клубом поклонников  творчества В. Высоцкого и сообщил хорошую новость, что в сибирской столице открыли памятник Владимиру Высоцкому. Своё сообщение он завершил трогательным стихотворным посвящением памяти всенародного любимца. Певица Наталья Александрова  испекла в честь дня рожденья  Высоцкого праздничный яблочный пирог, который все с удовольствием отведали. Были и такие гости,  кто заново на вечере открыл для себя Владимира  Высоцкого и полюбил его.



В лучах  безграничного таланта и  всенародной любви,  а также в плену многолетнего недуга – алкоголизма и наркотической зависимости, Высоцкий  разрывался  бесконечными противоречиями между глухотой и преследованием государственной власти  и всенародным признанием. Он  сошёл с неровной колеи, как одинокий иноходец, разрываемый удилами, на полном скаку, и   потух, как вулкан, отдав миру до конца весь свой внутренний огонь и ничего не оставив себе.
За два дня до смерти Владимир Высоцкий позвонил жене Марине Влади, которой посвятил стихи: «Тобой и Господом 12 лет храним».  С известной французской актрисой, покорившей советских зрителей исполнением главной роли в фильме «Колдунья», Владимира Высоцкого  связывала  любовь с первого взгляда, большая и странная, протянувшаяся  через расстояния, ссоры, взаимные упрёки, обиды  и очень сильное взаимное душевное влечение. Об этом она расскажет в своей  книге «Прерванный полёт».  Поэт, будучи очень больным, сообщил Марине Влади, что взял билет на 29 июля в Париж. Володя, услышав, что Марина рада его видеть, сказал: «Спасибо, любимая моя». Марина ответила: «Как часто я слышала эти слова раньше…  Как долго ты не повторял их мне…» Повторить  эти слова он так и не успел.
         В наше время альбомы с песнями В. Высоцкого  выпускаются огромными тиражами. В списке «Кумиров XX в.»  в 2010 г. он занял второе место после Юрия  Гагарина. Про него был снят фильм «Владимир Высоцкий: «Спасибо, что живой…» вышедший и показанный на большом экране в декабре 2011 г., споры о котором до сих пор не затихают.
В этом году 25 января, в день рожденья поэта,  мы смогли увидеть его полную версию, а также услышать  песни В. Высоцкого в премьере концерта «Своя колея» в театре «Современник» с участием ведущих артистов эстрады, театра  и кино  на телеэкране Первого российского канала. Про него снимают документальные фильмы и ставят пьесы во многих театрах мира. Он остаётся вдохновителем и учителем для многих нынешних бардов и рок-музыкантов. Высоцкий жив в сердцах людей, которые поют его песни и смотрят фильмы о нём и с его участием.


В этом же году мемориальную доску в память об актере, поэте и певце Владимире Высоцком открыли в день  его рождения  в Московском областном научно-исследовательском клиническом институте имени Владимирского (МОНИКИ) - в московском роддоме №8 Дзержинского района Москвы на Третьей Мещанской улице, где родился поэт.  В открытии мемориальной доски участвовали директор Государственного культурного центра Высоцкого Никита Высоцкий, министр здравоохранения Московской области Нина Суслонова и автор памятного знака  народный художник СССР  Николай Никогосян. Время не обмануло поэта, не напрасны были его слова: «Спасибо, что живой…» Сегодня мы благодарно говорим: «С Днём  рожденья,  Владимир Высоцкий!»
        
Гуарик Багдасарова


Комментариев нет :

Отправить комментарий