воскресенье, 17 марта 2019 г.

Презентация первого посмертного сборника стихов Натальи Ерёменко «Между нами, женщинами…»


  
   При жизни Наташа Ерёменко (1954-2013) обещала многим подарить свой первый сборник стихов: казалось, он вот-вот должен был родиться на свет, но судьба сложилась иначе. Наталья Николаевна (урождённая  Чертёнкова) родилась 13 августа 1954 года в Ташкенте. Получив художественное образование в Полтаве и потом в Москве, работала художником-прикладником в узбекской столице. В начале 1990-х годов  обучалась на заочном отделении  московского Литературного института имени А. М. Горького по специальности «литературоведение», но не окончила его. 1991-1993 гг. – участница двухгодичного поэтического семинара при СП Узбекистана. С начала 1990-х гг. активно участвовала в бардовском движении, входила неоднократно в жюри и оргкомитет  международных бардовских фестивалей. Песни на её стихи исполняли  народная артистка Узбекистана Наталья Нурмухамедова и российский певец Сергей Крылов. Выступала на многих творческих  встречах совместно с  известным бардом Викторией Мурадян и поэтом Натальей Бунич. В последние годы жизни состояла в гражданском браке с барабанщиком Николаем Ильяшенко, ранее работавшим в эстрадно-симфоническом оркестре Гостелерадио Узбекистана, оркестре Ташкентского государственного цирка, директором вокально-инструментальных ансамблей «Садо» и «Навруз».
Ушла из жизни после инфаркта первого марта 2013 г. Стихи  разрозненно публиковались в различных альманахах Узбекистана, России и Израиля, коллективных сборниках  ЛТО «Данко». Нынешний первый посмертный сборник  Натальи Ерёменко – попытка её родных и друзей —систематизировать архив Н. Ерёменко. Надо отдать должное составителю сборника, известному ташкентскому поэту и журналисту, заместителю редактора газеты «Вечерний Ташкент»  Алексею Кирдянову за его гражданский подвиг, сумевшему издать книгу из «размётанных листов». На презентации книги он поблагодарил  за содействие в подготовке книги Софию Демидову, Татьяну Попову, Александра Махнёва, Сергея Гордина, предоставивших ему стихи и  обрывки своих воспоминаний о Наталье. По словам составителя, название сборник получил в связи с тем, что в творческом почерке талантливой поэтессы заметное место занимают сугубо женский взгляд на окружающий мир и жизнь человеческой души, взаимосвязь философских размышлений с непростой женской судьбой.



Презентация первого поэтического сборника Натальи  Ерёменко состоялась 15 марта 2019 года в  Литературном музее Сергея Есенина в Ташкенте. После приветствия научного сотрудника есенинского музея  Б.А. Голендера всех собравшихся поклонников поэзии  раздалась лирическая мелодия Песни жаворонка из сборника «Времена года» П. И. Чайковского в исполнении на фортепиано профессора ГКУз Ирины Галущенко. Друзьям и поклонникам  творчества Н. Ерёменко, которых собралось так много в день презентации книги в есенинском музее, — мест для всех не хватило. Они стояли в проходе и на улице на крылечке: кто-то нервно курил,  кто-то, успев  принять на стороне стопку за упокой души поэта, громко каялся, что при жизни  не смог уберечь бесспорный талант; кто-то с места кричал «Браво» на  стихи Натальи,  которые озвучивали её друзья и те, молодые (Анастасия Щёлокова) и  зрелые (Ольга Абишева) поклонники творчества Ерёменко, кто её вовсе не знал при жизни. Бард  Дима Кравцов прямо с места вне программы прочитал своё  покаяние в стихах в адрес Натальи Ерёменко; Леонид Пузырёв  - дядя Сэм по прозвищу  - спел своё посвящение  «Наталье Ерёме»  и её  родному арчовскому окружению, которое она любила всегда больше своей неустроенной семьи.



Многие из нас при жизни автора знали темы и интонации её мелодичных стихов, цитировали и громко обсуждали её необычные метафоры и смелую первозданность  суждений о времени и о себе, о нас с вами на рубеже ХХ-ХХI веков,  но мало кто знал, как трудно она жила, сколько бедствовала и даже голодала в лихие девяностые…  Выступавшие ведущие Ирина Парамонова и Ирина Кондратенко, председатель ЛТО «Данко» Армануш Маркарян, Бах Ахмедов, Сергей Гордин, София Демидова — вспоминали, когда ничего не было ясно и многих охватывало чувство страха перед  новым тысячелетием, Наташа успокаивала читателей своей убедительной бытовой  доверительной интонацией и поэтическим предвидением будущего, в котором, — она была уверена, — прорастут её строки, каким бы оно ни было:

                               …Рассвет не то чтобы рассвет –
                               Намёк, мазок небрежный.
Свеча растаяла на «нет».
Часы спешат, как прежде,

Последний в веке Старый год
Ушёл своей дорогой…
И долго-долго таял лёд у моего порога.
(13 января 2000 года)

***
Друзья разъехались по странам
И по российским городам.
Живу в родном Узбекистане —
Одна меж многих. И… одна.

Живу, как все простые люди,
Не мудрствуя и не кляня…
Эпоху перемен рассудят
За нас! – в другие времена.


Барды  из ТО «Арча»  между тем сочиняли песни на её стихи, и никто не думал, что они переживут своего автора и достучатся до сердец слушателей спустя шесть лет после её безвременного ухода первого марта 2013 года. По-своему ценили её талант и дружелюбие, гостеприимство, открытость души и прямолинейность в жизни и в стихах: руководитель ТО «Арча» Тимур Валитов, поэты и барды Станислав Кулиш, Степан Балакин, Александр Феськов, Вл. Баграмов, Рудольф Баренский, Леонид Пузырёв, Елена Новокрещенова.







Елена Новокрещенова близко знала Наталью и в разное время выступала с ней наряду с  Александром Феськовым, Викторией Мурадян, Алексеем Кирдяновым в замечательном театрализованном представлении  «Музыкальная чайхана», которым открывался международный фестиваль  авторской песни и поэзии «Осенний аккорд» на открытой эстраде в летнем оздоровительном лагере «Геолог». Елена на презентации сборника Натальи Ерёменко задушевно исполнила две песни на её стихи о нелёгкой женской судьбе. Леонид Пузырёв передал в своих авторских песнях атмосферу веселья, беззаботности и творческой свободы, царившей на творческих встречах в «Арче», в которой сформировалась Наталья как поэт и автор многих песенных текстов. Николай Свириденко спел песню Игоря Михелева под гитару об уходе друзей. Лауреаты международных фестивалей авторской песни Геннадий Арефьев и Людмила Деканова исполнили песни на стихи Алексея Кирдянова, которые особенно любила Наталья Ерёменко: «Ленинградская полночь», «Наташа-Натали»,  «Я люблю эту землю», «Радужный свет». На вечере в музее С. Есенина прозвучала в записи песня композитора Е. Васеева на стихи Н. Ерёменко «Мой тип мужчины» в исполнении народной артистки  Натальи Нурмухамедовой – свидетельство того, что Наталья успешно писала тексты песен также для эстрадных исполнителей.



Сергей Гордин, достаточно близко знавший Наталью, написал щемящий сердце очерк «Чтобы помнили: “Не счесть алмазов в каменных пещерах”». На вечере презентации  он познакомил слушателей с отрывками своих воспоминаний и стихотворным посвящением памяти  Натальи Ерёменко. Его очерк-покаяние  вошёл в посмертный сборник стихов Н. Ерёменко. В своём очерке Сергей напоминает  нам, что Наташу хорошо знал народный поэт Узбекистана Александр Файнберг, придумавший для неё кличку «Ерёма» и часто дававший ей  советы стихосложения, которые она очень ценила. Её хорошо знал и любил главный редактор журнала «Звезда Востока» Николай Красильников. Он однажды опубликовал её стихи в литературно-художественном журнале «ЗВ» и даже  помогал ей  в своё время составить и подготовить к изданию, но так и нереализованный, первый сборник стихов.

Ерёма
Наташе Ерёменко

 Натахи нет, как не было, / А здесь она жила, / Здесь продавала тапочки / И каждый день пила. /  С Колей барабанщиком / Тянулись серо дни, / Я не судья им, Господи, / Так жили, как могли. / На целине схоронена,/  Не под землей - в грязи, /  Поминки ей устроили, /  А жизнь вот - не смогли. / Ломился стол от выпивки, / Да ей бы дня за три… Поддать, поесть бы досыта, / И, может быть, спасли. /Холодная в автобусе / Качалась на полу: / - «Вы оставайтесь, граждане, А мне невмоготу». / Стебаться осто..здело, /И кожу шить с утра: / «Вы оставайтесь, граждане, /  А мне уже пора». / Раскисла карта новая,/ Сцеплению хана: / «Пешком идите, граждане, / А я уже пришла». / И дальше не в автобусе, / Её, скользя, несли, / Как не было, как в небыли / На самый край земли. /  Завод кирпичный рядышком / И зеки тоже там, /  Народ здесь собирается / По горестным делам./  За городом на столбики, / Уходит мой Ташкент,/ Нам торит путь Наташенька, / А нас почти что нет.
(Сергей Гордин)


Автор этих строк тоже приняла участие в программе: я прочитала особенно тронувшие меня  стихи из  цикла «Самарская тетрадь», в которых ярко выражено чувство ностальгии,  и моё посвящение всем ушедшим в иной мир близким людям:

Снег стареет. Всюду слякоть.
Март на длинном поводке,
Разбираю мысли всяко,
Словно хлам на чердаке.

Не собрать их воедино,
Растуды-ть возьми меня!
А по Волге носит льдины,
Да грачиная возня.

Обалдевшие, чудные
Мысли, вас не обмануть!
Далеко мои родные
И домой заказан путь.
(Наталья Ерёменко)


 Свидание

Нам говорят однажды: "До свиданья…"
И вдруг уходят в вечность навсегда.
А мы меж тем живём и ожидаем,
Но их мы  не увидим никогда.

И только в снах мы к ним опять приходим.
Нас угощают чаем с сухарями.
Мы говорим, как прежде, о былом
И делимся своими новостями.

Но дождик невзначай нас пробуждает
И в памяти напрасно озаряет
Забытый повседневьем телефон,
Как будто он от жизни отключён.

Их нет давно. Нам некуда звонить
И распинаться о тоске до света.
Мы так и не смогли договорить
И наглядеться даже не успели.
До встречи в снах, любимые мои…
(Гуарик Багдасарова)



Царство  небесное Наталье  Ерёменко и долгий счастливый путь её  стихотворному сборнику... Он, как  первые мартовские зелёные всходы в Ташкенте, пробился впервые так полно, на виду у всех, во весь голос —  сквозь толщу зимнего забвения – к солнцу, к людям, к нашим сердцам. Наши читатели  уже давно истосковались по душевному теплу, подлинно народной стихии «простецкого языка» в современной поэзии, сумевшего выразить  мысли и чаяния миллионов женщин, разделивших  общую судьбу с автором сборника с притягательным  разговорным названием:  «Между нами, женщинами…».

Гуарик Багдасарова


Комментариев нет :

Отправить комментарий