В минувший четверг 17 10 19 в «Медиа-холле» НАЭСМИ состоялся показ романтической мелодрамы VII
Фестиваля европейского кино «Самый
счастливый день в жизни Олли Мяки» о боксе и любви в Финляндии (Финляндия,
Швеция, Германия, 2016). Язык
оригинала – финский. Фильм шёл с
субтитрами на русском языке.
Фильм продолжительностью 1 час 32 мин смотрится на
одном дыхании и вызывает ностальгические чувства по времени, когда молодые люди были неподкупными
самоотверженными романтиками в спорте и в личной жизни. Если они даже терпели
поражение на ринге, то не изменяли себе и выигрывали в честной схватке с
личными ложными амбициями и фантазиями окружающих высокопоставленных чиновников,
возлагавших на них большие эфемерные
надежды и вкладывавших в их спортивную
карьеру большие инвестиции ради конечного победного результата. Главные герои
фильма Олли Мяки и его подруга Райя живут по принципу: «Неважно,
чего от тебя ждут люди. Ищи своё счастье по-своему» - это главный лейтмотив
фильма.
Летом 1962 года Олли Мяки (Яркко
Лахти), молодой финский боксёр по прозвищу «Пекарь из Коккола» (он,
действительно, пекарь из городка Коккола), готовится к поединку за звание
чемпиона мира в полулёгком весе. В Финляндию из Америки едет действующий чемпион
Дейви Мур (Джон Боско-младший), На открытом стадионе в Хельсинки соберутся
десятки тысяч болельщиков. Амбициозный тренер (Ээро Милонофф) нашёл щедрых
спонсоров — в общем, всё, о чем можно только мечтать. Но Олли не очень-то
доволен: вес не его (он привык в лёгком), всеобщее внимание его смущает, и,
вообще, он неожиданно для себя влюбился.
У финского боксёра Олли Мяки,
однако, есть все шансы завоевать титул чемпиона мира в полулёгком весе. Он уже
преодолел все неудачи, теперь спортсмену из провинциальной глубинки пророчат
славу и богатство. Дело за малым: остается сконцентрироваться на решающем
поединке, но на пути к триумфу появляется новое испытание — девушка Райя, в
которую он влюбляется с первого взгляда. Олли Мяки всё же станет легендой
спорта, но не благодаря победе и званию чемпиона мира, которое он так и не
завоевал, проиграв американцу на чемпионате мира в Хельсинки 17 августа 1962
года.
Олли Мяки — в
некотором роде квинтэссенция нордического характера, его основное качество —
скромность. Он приветливый, неглупый провинциальный парень, которому нравится
бокс, и на велосипеде кататься под дождём, и искупаться в озере нагишом, и
воздушный змей погонять, и смешливая девчонка с красивым голосом и
обезоруживающей улыбкой, а Хельсинки он как-то не очень полюбил. И оказавшись
под сумасшедшим давлением — за ним ходят с камерой, с ним беспрестанно
«ручкаются» какие-то упыри, его снимают (прекрасная сцена) для рекламы, в него
вкладывают огромные деньги, над ним нависает энергичный тренер, для которого
это тоже шанс войти в историю, — Олли не то чтобы сдаётся, но как-то теряется.
Это чудесный антидраматический момент: герой хочет победить, но не очень. Ему
обещают «самый счастливый день», а он понимает, что вряд ли, и потом если что —
людей подвести будет неловко, и вообще, скорее бы все это уже закончилось и
можно было вернуться в свой провинциальный Коккола.
Дейви Мур остался в истории:
через полгода после описанных в «Дне» событий его в 29 лет убьют на ринге, и о
нём напишет песню Боб Дилан. Олли Мяки, хотя и заслужил почётное место в
летописи финского спорта, — не то чтобы большая знаменитость, зато он до сих
пор жив и, насколько можно судить, счастлив; в фильме он уверенной походкой вместе
с верной подругой жизни прошагает мимо артистов за пару минут до финальных
титров.
Предыстория создания фильма
такова. В 2011 году режиссёр Юхо Куосманен попал в театр в Кокколе (Финляндия)
на постановку о боксёре Олли Мяки. Так получилось, что среди зрителей в театре
в тот вечер оказался и сам Мяки. По окончании спектакля директор театра Яркко
Лахти сфотографировался с боксёром. Куосманен тогда сказал, что если
когда-нибудь будет снимать фильм о Мяки, то пригласит Лахти на главную роль.
Лахти принял это всерьёз, начал заниматься боксом и даже провёл несколько
любительских боёв (причём, проиграл каждый), доказав таким образом, что,
действительно, сможет сыграть Мяки.
Зрители после просмотра киноленты
единодушно аплодировали авторам фильма и отмечали, прежде всего, великолепную
игру актёров: «Ни одного прокола». Эта справедливая оценка касалась актёров
первого и второго плана. На протяжении всего действия мы наблюдаем тонко
выверенные доверительные взаимоотношения тренера и боксёра; внутрисемейные разборки в съёмном
доме тренера с его женой и, разумеется, чистая искренняя линия жизни двух
влюблённых главных героев, понявших, что к ним впервые пришло настоящее
глубокое чувство, дороже которого ничего нет на свете.
Успеха у зрителей создателям
фильма удалось достичь всеми доступными выразительными
художественными средствами. Это не вполне ретро — хотя «День» для пущей
аутентичности снят не только в чёрно-белом цвете, но еще и на любительскую
16-миллиметровую плёнку. И это не вполне спортивная драма, а скорее
романтическая мелодрама — хотя трудно придумать более жанровый сюжет, чем
подготовка спортсмена к решающему выступлению.
Это фильм про любовь и
сентиментальное, часто смешное, для большинства зрителей ностальгическое
путешествие в финские 60-е из XXI века. В фильме режиссёр Юхо Куосманен
рассказывает о реальных событиях
вокруг конкретной судьбоносной даты - 17 августа 1962 года. Стилизация
получилась достаточно убедительной: репортажная, с плеча съемка и другие приемы
синема-верите в сочетании с устаревшей плёнкой делают «День» похожим на
прогрессивное кино 60-х годов — не столько французское, сколько
восточноевропейское. Картина сделана в романтическом стиле лучших
чёрно-белых фильмов эпохи оттепели, которую наши зрители знают по советским
отечественным шедеврам: «Нежность», «Влюблённые», «Я шагаю по Москве», «Печки-лавочки» и другим.
Пленяет зрителей упоительный
северный дизайн — машины, костюмы, мебель, дождливая погода. Плюс замечательно
подходящая тому времени внешность двух главных героев — самого Олли и его
возлюбленной Райи (Оона Айрола). Яркко Лахти с его простым, но не слишком,
упрямым, но располагающим лицом без возраста отлично вписался бы в какой-нибудь
фильм Шукшина. И очаровательная непосредственная Оона Айрола словно не играет,
а живёт в кадре, любит бескорыстно, без претензий и целомудренно. Влюблённость
главных героев показана изнутри – их
внутренний диалог через подвижную мимику лица, вспыхнувший свет в глазах
или лёгкую тень огорчения в уголках губ
– никакого секса и чрезмерных надуманных
страстей – всё по-европейски сдержанно, элегантно и глубоко.
Режиссёр Юхо Куосманен, продюсер
Jussi Lohijoki и актёры Яркко Лахти и Уна Айрола, сыгравшие главных
персонажей, — уроженцы города Коккола. В
качестве дома тренера Элиса Аска была
использована квартира режиссёра Юхо Куосманена. Земляки, возможно, лучше с
полуслова понимают друг друга, поэтому актёры
так правдиво и согласованно проживают
все перипетии тех давних событий.
В конце фильма главные герои в
исполнении Яркко Лахти и Уны Айрола идут в порт, гуляют по набережной и натыкаются
на старика со старушкой. В роли последних выступили настоящие Олли Мяки и Raija
Mäki. Главные герои, глядя на них, мечтают
до старости сохранить свои свежие чувства и быть такими же счастливыми. Фильм заставляет зрителей вспомнить
мудрое высказывание французского экзистенциалиста ХХ века Ж.-П.
Сартра, считавшего, что сущность истины есть свобода.
Полнометражный дебют Юхо
Куосманена, получший приз в Каннах и победивший в восьми номинациях главной
финской кинопремии «Юсси», — одна из самых очаровательных и жизнеутверждающих
картин VII фестиваля
европейского кино в Узбекистане.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий