среда, 24 ноября 2021 г.

Наталия Рахимова – лауреат IV международного литературного конкурса: хрупкая женщина и большое сердце

 


          С Наталией Рахимовой мы познакомились в Союзе писателей Узбекистана на церемонии награждения победителей IV международного литературного конкурса рассказов «Слова творческий полёт». Она заняла второе место за рассказ «Принцесса». По словам члена международной гильдии писателей Галины Альбертовны Долгой, конкурс рассказов проводится в СП Узбекистана с 2018 года на узбекском и русском языках.  В ближайшее время планируется издать альманах рассказов по итогам конкурса 2019 года.

Галина Долгая также отметила, что цель ежегодного конкурса - развитие такой формы литературного произведения как рассказ во всём его многообразии и выявление новых талантливых авторов.

          Чем привлёк к себе рассказ «Принцесса» Наталии Рахимовой внимание жюри? В нём автор подробно и эмоционально, неравнодушно, словно о самой себе, повествует о трагической судьбе узбекской девушки Малики, чьё имя с тюркского переводится как «Принцесса».

В самом названии рассказа таится вызов автора: её героиня из народной глубинки, несмотря на все испытания жизни, достойна такого высокого ореола. Рассказчица повествует о безмятежном детстве героини, проведённом в сельской махалле, «восточной пуританки», воспитанной в семье с достатком, но в строгих традициях азиатского менталитета; далее о её самозабвенной учёбе на факультете русского языка и литературы в Херсонском пединституте и атмосфере интернациональной дружбы, царившей в студенческом общежитии в советскую эпоху; знакомстве с будущим избранником– весёлым общительным парнем Темуром и первом чистом чувстве любви «с первого  взгляда» на обаятельного старшекурсника, играющего на гитаре,  с монгольским разрезом глаз, родом из тех же мест, что и она, только из дальнего посёлка; девических надеждах на счастливый брак и будущее семейное счастье с любимым человеком.

В дальнейшем по возвращении домой в Узбекистан и замужестве по взаимной любви девушку подстерегают одни лишь горькие разочарования: столкновение молодой келин, «городской гордячки», со старыми неизжитыми нравами во взаимоотношениях со свирепой свекровью, сразу невзлюбившей её, и мужем-деспотом и, как оказалось, ещё и гулякой, и пьяницей, не брезгавшим рукоприкладством, несмотря на педагогическое образование, которым он пренебрёг в своей дальнейшей разгульной жизни у себя на родине в захолустном кишлаке. Работать по специальности Малике воспрещалось: свекровь держала её диплом под замком в сундуке. Темур устроился в сельском Совете, сопровождал своего шефа в поездках по пыльным сельским дорогам и возвращался домой за полночь, рухнув на курпачи, быстро засыпал, не дослышав жалобного шёпота жены.

          Рождение дочери, названной старинным именем, но прозванной матерью за её звонкий голосок и смех Бубенчиком, только усугубило и без того тяжкое положение невестки под одной крышей ненавистного дома с презирающей её свекровью и совершенно охладевшим к ней мужем. Вскоре с маленькой дочуркой Малика вернулась к матери – вдове Дилбар-опе. Муж Малики, с которым она так и не развелась, вскоре уехал далеко на заработки и не подавал вестей о себе и, естественно, ничем не помогал.

          Советский Союз развалился. Это политическое событие так образно описывает в своём рассказе Наталия Рахимова: «Огромная сильная держава раскололась, как спелый гранат, упавший с куста. Разлетелись зёрнышки, полопались, окрасили землю тёмным, как кровь, соком; как будто никогда наши народы не были братскими...».

Малика уезжает на заработки в Москву, оставив дочь-школьницу со своей матерью у себя на родине. Бывшие однокурсники помогают ей на первое время с жильём: она устраивается работать в магазин полуфабрикатов; все доходы от реализации продуктов отправляет домой матери. Казалось бы, худо ли бедно ли, но жизнь её постепенно налаживается…

          Однако молодая женщина оказывается случайной жертвой теракта в Московском метро, погибая от «чёрного пояса» шахидки. Как выяснилось потом, к этой террористической акции в Москве был причастен и её муж, заработавший на горе сотни людей немалую сумму от своих хозяев за совершённое преступление.

          Дочка так и не дождалась своей матери из далёких краёв. Дилбар-опа «прошла в спальню, озабоченно постояла над внучкой, прислушиваясь к её дыханию. Ночью девочка температурила, в бреду звала мать.

– Пошли, Всевышний, ей выздоровление...

Бубенчик открыла лихорадочные глаза: «Бабушка, мама прилетала ко мне. Она стала птицей…».

          Этот рассказ долго у меня не выходил из головы и моего сердца, как хорошо отснятый пронзительный цветной биографический фильм. Автор не понаслышке, а по собственному опыту изнутри знает быт, традиции, обычаи и обряды своего народа, а также его менталитет: она психологически точна в деталях и доверительна к читателю в своей исповедальной интонации.

        Это произведение я бы отнесла к беллетристике – «изящной словесности» (с французского) в значении «повествовательная проза», занимающая срединное пространство литературы и «выступающая как движущий фактор общекультурного развития» (Н. Вершинина). Автор рассказа не претендует на идейно-тематическую масштабность, художественную оригинальность, особый героизм персонажей, но при этом затрагивает проблемы нашей страны и переходной эпохи, отвечает духовным и интеллектуальным запросам современников и, возможно, потомков. Подобного рода беллетристика, если выражаться словами великого русского критика В.Г. Белинского, выражает «потребности настоящего, думу и вопрос дня» и в этом смысле подобна «высокой литературе», с ней соприкасаясь.

          Лучшие из писателей-беллетристов, к которым смело можно отнести Наталию Рахимову, победителя IV литературного конкурса, проведённого Союзом писателей Узбекистана, выполняют в составе современного литературного процесса благую и ответственную роль. Они, «по-своему питают корневую систему шедевров» на фоне той пошлости, которая прёт из телешоу и телесериалов, потому что за этим, как объяснил Сергей Михалков в одном из интервью в газете «Леди» (№ 44, 04.11.2021) «нет личностных затрат». Чтобы написать такой рассказ как «Принцесса» – надо иметь большое сердце.



          Это не первая победа Наталии Рахимовой. Она лауреат многих международных литературных и педагогических конкурсов.
Высшее образование уроженка Наманганской области получила в 1981 году в Андижанском государственном педагогическом институте языков, где получила специальность: «Преподаватель русского языка и литературы». Начала карьеру учителя с преподавания русского языка в сельской школе.

В 1982 году по рекомендации горкома комсомола перешла на работу в правоохранительные, затем таможенные органы.  В 2006 году перевелась на службу в Ташкент, преподавала в Высшем военном таможенном институте.  В 2017 вышла в отставку в звании подполковника, стаж работы в правоохранительных органах – 36 лет. В настоящее время преподаёт русский язык и литературу в частной школе, обучая детей с использованием новых педагогических информационных технологий. Наталия Рахимова считает святым долгом передать детям свою любовь и уважение к русской словесности.

Наталия Рахимова имеет двоих сыновей: Вячеслава 30 лет и Максима, 38 лет (невестка Юлия и внучка Полиночка). Она относит себя к творческим людям. Ей свойственны креативный подход к профессиональным обязанностям, дисциплинированность, коммуникабельность. Она ведёт активный здоровый образ жизни, подготавливает своих учеников к участию в международных конкурсах на русском языке. Помимо работы в школе, занятия домашним хозяйством, ей приходится ещё ухаживать за многочисленными домашними питомцами. Оставшееся до сна время Наталия посвящает публицистике по специальности, прозе и поэзии и сетует о том, что свободного времени для творчества у неё не так уж много.


Вот что рассказала мне Наталия, когда мы возвращались с ней после торжественной церемонии в СП Узбекистана – вручения победителям дипломов и памятных подарков – пешком до ближайшей станции метро «Национальный сад»:

– К сожалению, последние годы у меня почти нет времени для творчества, так как основное моё занятие – это спасение бездомных животных. Животные – это для меня совсем не хобби, скорее крест, причём нелёгкий. Непросто жить, когда не можешь пройти мимо голодного котёнка или щенка, часто взятых людьми в дом в качестве игрушки для детей, а потом выброшенных на улицу.

Иногда подобрашек-животных удаётся пристраивать в хорошие руки, но чаще они остаются в доме, особенно больные и покалеченные. Так, в двухкомнатной квартире у нас образовался мини-приют. Уход за животными требует очень много времени, сил, здоровья и финансовых средств. Всех надо кормить, лечить, прививать и т.д.

Кроме домашних, у меня много опекаемых уличных животных. Всех взятых в дом животных, а по возможности и уличных, я стерилизую и кастрирую в ветклиниках, так как безответственно позволять им  бесконтрольно плодиться. Услуги ветеринаров обходятся очень недёшево. Так как вся пенсия уходит на моих питомцев, мне приходится много работать. Но и в этом есть свои плюсы – держать себя в тонусе. Моя мечта – взять участок земли и организовать нормальный приют для животных.

К сожалению, наше общество, в целом, немилосердно к животным. Спасением животных занимаются единицы добрых отзывчивых людей-волонтёров. Часто они посвящают этому делу всю свою жизнь. Поэтому я надеюсь, что когда-нибудь этим вопросом займётся государство, как во многих цивилизованных странах.

Конечно, мне во всём помогают сыновья и моя невестка Юлия – они поддерживают меня во всём. Моя семья – мои крылья. Подрастает долгожданная внучка Полиночка, рождения которой мы ждали много лет. Я часто думаю, что Господь послал мне счастье иметь внуков в награду за то, что я спасаю жизни «братьев наших меньших». Вот и у младшего сына девушка похожа на меня – тоже не может пройти мимо несчастных хвостиков…

Конечно же, кроме хлопот, животные приносят нам много радостных минут: дарят свою благодарность, тепло, ласку… Они учат нас радоваться каждому дню, куску хлеба, глотку воды… Животные любят нас бескорыстно: ни одно животное не бросило человека по причине болезни или старости.

          Великий актёр-комик Чарльз Спенсер Чаплин сказал как-то гениальную фразу: «Кто кормит голодное животное, тот питает свою собственную душу…»
         
Наверное, нужно прививать людям чувство ответственности и начинать с себя, как Наталия Рахимова и её близкие родные. Пожелаем нашей героине очерка здоровья, терпения, негасимой творческой энергии и новых побед на литературном, педагогическом и благотворительном поприще!

 

Гуарик Багдасарова

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий