Традиционный благотворительный пасхальный вечер состоялся 15. 05. 22 в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии православной церкви и был посвящён сразу трём событиям: Воскресению Христову, жёнам-мироносицам и Дню великой Победы. Автор проекта и композиции, режиссёр и ведущий – заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан Андрей Слоним вместе с музыкальным руководителем и концертмейстером Людмилой Слоним, а также участниками концерта – ведущими солистами ГАБТ им. А. Навои, лауреатами международных конкурсов, - подготовили обширную двухчасовую музыкально-поэтическую программу из русской и советской классики, авторских стихов и песен, многие из которых впервые прозвучали в этом зале и получили одобрение у публики, пришедшей на долгожданный концерт. В вечере-концерте участвовали: заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова, Анастасия Юдина, Рада Смирных, Лятифе Абиева, Александр Полонский, Елена Шавердова, Бекзод Садыков, концертмейстер Людмила Слоним и ведущий программы Андрей Слоним.
Есть в этих концертах удивительная
особенность: они не повторяются уже только потому, что артисты всякий раз
стараются внести в исполнение даже знакомых нам произведений новое прочтение,
так как заново проживают на сцене тот или иной сюжет, настроение и собственное
восприятие старых и новых песен о главном – о Вере, Надежде, Любви, - на чём
испокон века держалось человеческое общество и завещало потомкам служить этой
миссии до конца. Этой теме были посвящены Пролог программы («Он мог явиться
в блеске славы…») и другие авторские стихи Андрея Слонима, как и короткое
религиозно-философское поэтическое приношение Адели Чиляковой под самый занавес
концерта. Внутри поэтического ожерелья в программе прозвучали романсы на музыку
русских композиторов П. Чайковского, С. Рахманинова, Г. Свиридова, А. Алябьева,
А. Власова и советских авторов военных песен: А. Новикова, М. Блантера, Е.
Птичкина, Я Френкеля, а также романс «Идут белые снеги…» на слова Евгения
Евтушенко и музыку Людмилы Слоним в исполнении Рады Смирных.
Из обширной программы свыше 20 номеров, вероятно, надолго запомнится зрителям яркое выступление молодого тенора Бекзода Садыкова. Он непосредственно и искренне исполнил романс Г. Свиридова на стихи А. Прокофьева «Ой, снова я сердцем широким бедую…» и во второй части программы всем известную и полюбившуюся партизанскую песню конца 30-х годов «Смуглянка» Александра Новикова на стихи Я. Шведова, облетевшую в годы Великой Отечественной войны все фронты Красной Армии - от Москвы до Берлина. Его яркий тенор и эмоциональное, проникновенное исполнение взволновало восторженных зрителей в зале до глубины души.
Анастасия Юдина представила разный и разноОбразный репертуар. Из классики она вновь покорила публику проникновенным исполнением «Изгнанника» Г. Свиридова на стихи армянского поэта Аветика Исаакяна в переводе Александра Блока, в котором пение чередуется с мелодекламацией во время прочтения матерью молитвы, адресованной сыну в далёком изгнании. В совершенно другом, народном, амплуа ведущая солистка ГАБТ представила свадебную песню «Дивный терем стоит…» Михаила Глинки на стихи Евдокии Ростопчиной и непринуждённо передала обаятельно-простоватый женский образ в «Катерине» С. Прокофьева на народные стихи-прибаутки.
Ведущие солистки ГАБТ им. А. Навои - Анастасия Юдина и Рада Смирных - подарили публике романс «Сирень» Вадима Бибергана на стихи Александра Блока. Это произведение вернуло зрителей к трагическим событиям из к/ф "Романовы. Венценосная семья", где, по замыслу авторов фильма, оно прозвучало в исполнении последнего императора России Николая II и его дочери принцессы Анастасии в марте 1918 г. за несколько месяцев до расстрела в подвале Ипатьевского дома Екатеринбурга. И хотя наш современник – композитор В. Биберган создал этот романс в наши дни – в нём с редкостной силой в первозданной простоте и доверительности раскрывается и утончённость душ людей Серебряного века, и драматичный образ эпохи в скрытом предчувствии обвала всех устоев жизни, сломанных жестоким веком и революционным вихрем событий. Поэтому этот романс невозможно слушать без волнения и чувства покаяния за невинно убиенных людей, которые мечтали о Вечной весне и хотели жить в мире и согласии со своим народом – да, и просто жить и радоваться весне, как каждая человеческая душа.
Рада Смирных снова удивила публику своим богатым амплуа и умением перевоплощаться в разные характеры благодаря своему уникальному голосу - меццо-сопрано и особенному свойству её таланта раскрывать правду, заложенную в каждом истинном произведении. Богатый по мелодике романс Петра Чайковского «Легенда» на стихи поэта ХIX в. Алексея Плещеева сегодня вызывает неожиданные ассоциации, в связи с последними трагическими событиями в мире. Рада Смирных в дуэте с Анастасией Юдиной исполнили полное возвышенной верности, удивительной мелодичности и душевности «Эхо Любви» Евгения Птичкина на стихи Роберта Рождественского из кинофильма «Судьба». Певица Анна Герман вспоминала в одной из своих книг, как при записи с оркестром новой песни «Эхо любви» у неё сжималось горло, плакали оркестрантки, пришлось начинать трижды... Песня стала всенародно признанным шедевром:
И выгнутся ветви
упруго.
Тебя я услышу за
тысячу верст —
Мы эхо, мы эхо,
Мы долгое эхо друг
друга.
Мне
кажется, что всякий раз при исполнении
этой замечательной песни возникает желание, чтобы дуэт состоял из мужского и
женского голосов, так как в ней
раскрыта нелёгкая судьба верных
советских женщин, ждавших с затяжной
войны своих отцов, мужей, братьев, возлюбленных… и мысленно обращавшихся именно
к ним и умевших достучаться до их сердец через годы и расстояния. А впрочем, сколько
безвозвратных разлук навеки испытали в разные драматичные времена женские души,
безжалостно ввергнутые судьбами в трагические перипетии судеб… - матери с дочерьми, сёстры, подруги…
В исполнении Радой Смирных авторского романса Людмилы Слоним на стихи Е. Евтушенко «Идут белые снеги» воплотился глубокий внутренний смысл стихотворения: самобытно развитая тема глубокой истинной любви к Родине, мучительного размышления о необходимости в свой положенный миг покинуть этот мир, но остаться неразрывно связанным с сутью, судьбой и народом земли и страны, где родился и во имя которой прожил свою жизнь… Единство ансамбля интеллектуального пения с выразительной авторской драматургией аккомпанемента Людмилы Слоним изваяло своеобразное произведение во всех его выразительных красках и нюансах…
Елена Шавердова для поклонников её творчества всегда воплощает живой образ «солистки-праздника». В концерте она исполнила в дуэте с Радой Смирных романс «Горные вершины» А. Рубинштейна на стихи М. Лермонтова – из Г. Гейне. В их интерпретации под аккомпанемент рояля (Людмила Слоним) хрестоматийные лирико-философские стихи приобретали воодушевлённый и восторженный мотив. И вместе с тем в этом дуэте отчётливо проступили и контуры людских жизненных путей сквозь испытания в ожидании и предчувствии желанного отдыха – или минутного, или – вечного покоя… В том же жизнеутверждающем ключе прозвучали в проникновенном и разном по выразительному колориту исполнении Елены Шавердовой романс-исповедь «Ты – Бог мой!» из музыкального наследия священномученика митрополита Серафима Чичагова; «Апрель! Вешний праздничный день» Сергея Рахманинова на стихи в переводе Вероники Тушновой; «Опять встрепенулось ты, сердце…» С. Рахманинова на стихи Н. Грекова.
Заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова исполнила сложное и в техническом, и в образном отношении произведение «Колокола» В. Калинникова на стихи К.Р. – великого князя Константина Романова. А позднее сдержанно, мудро и от всей души раскрыла глубокий смысл популярных любимых песен военных 40-х лет – таких, как танго «Счастье моё…» и трагического вальса - «В лесу прифронтовом» М. Блантера на стихи М. Исаковского.
Александр Полонский не первый раз участвовал в подобном благотворительном многотемном концерте. На сцене ГАБТ ему обычно достаются характерные партии в классических оперных спектаклях. В концерте солист ГАБТ им. А. Навои смог проявить себя намного шире, раскрыв новые краски своего творческого потенциала. Публика горячо аплодировала ему за проникновенное исполнение (и в достаточной степени «от себя», без ненужных попыток копирования даже мастерских образцов предыдущих воплощений этих шедевров!) песен военных и послевоенных лет: «Враги сожгли родную хату…» М. Блантера на стихи М. Исаковского; «Ехал я из Берлина…» И. Дунаевскиого на стихи Л. Ошанина; «Журавли» Я. Френкеля на стихи Р. Гамзатова.
Лятифе Абиева внесла в программу своё разноплановое концертное амплуа. Ей всё даётся легко – классика и современность! На вечере-концерте прозвучали в её эмоциональном исполнении «О солнце, засвети мне огонёк!..» митрополита Серафима Чичагова, «Фонтану Бахчисарайского дворца» А. Власова на стихи А. Пушкина и изящный концертный Вальс "Поцелуй" итальянского композитора Луиджи Ардити. Ну, а под занавес все участники концерта исполнили, теперь уже можно смело сказать, песню всех времён и народов М. Блантера на стихи М. Исаковского – «Катюшу». Лятифе Абиевой заслуженно доверили завершить программу песней Р. Глиэра на стихи Г. Галиной: «Жить! Будем жить!».
Гуарик Багдасарова
Фото Ирины
Щур
Комментариев нет :
Отправить комментарий