В конференц-зале
Ташкентской и Узбекистанской епархии Среднеазиатского митрополичьего округа
Русской православной церкви Московского патриархата силами ТО «Арча»,
общественного музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» и клуба «Наше родословие-2019»
девятого октября 2025 г. состоялся музыкально-литературный вечер,
посвящённый 130-летию со дня рождения Сергея Есенина и 133-летию со
дня рождения Марины Цветаевой. В программе приняли участие инициатор проекта -
лауреат международного фестиваля авторской песни «Чимганское эхо»,
композитор-исполнитель Геннадий Арефьев;
автор сценария и ведущая, дипломант международных фестивалей авторской песни и
поэзии, бард Дания Рысаева, а также: поэты
Олег Бордовский, Гуарик Багдасарова; чтецы-декламаторы Ирина Парамонова, Елена
Алексеева-Тюрк, Абида Калкаева; бардовский дуэт С. Кислинского и Т. Шатской;
исполнительница народных песен Яродослава (псевдоним); бард Лилия Кабачёва и
др.
М. Цветаева и С. Есенин никогда не встречались лично, но их судьбы были
тесно связаны через творчество и общие круги поэтического мира. Оба поэта
отличались яркой индивидуальностью, но имели и общие черты: глубокое
чувство родины, лиризм, использование метафор и сравнений, а также трагические
судьбы. Различие заключалось в их стиле: Цветаева была более сложной и экспрессивной,
а Есенин — более народный и открытый.
Первая мимолётная встреча двух талантливых поэтов произошла в Петрограде в
конце 1915-го - начале 1916 г. на
квартире их общего знакомого – начинающего поэта Леонида Каннегисера. Следующая
встреча двух поэтов произошла во Дворце искусств 1 мая 1919 г. в Москве. Там состоялся
праздничный вечер, посвящённый «Празднику труда», на котором выступил Сергей
Есенин. Также в этот день там прошёл вечер поэтов, где принимали участие и
другие известные литераторы, такие как Андрей Белый, Марина Цветаева и
Константин Бальмонт. И, наконец, третья и последняя «невстреча» произошла в
1922 г. в берлинском кафе «Прагердиле», где Цветаева была с дочерью Ариадной и
не подошла к Есенину из-за чрезвычайной обстановки, в которой она застала
своего соотечественника, наделавшего по его словам «много скандала и
переполоха» в Германии, где люди сдали свою души в аренду «за ненадобностью
смердяковщине». Позже Цветаева неоднократно писала «о ржаном Есенине» и
отзывалась о нём как «очень талантливом» поэте.
У них было много общего: оба поэта
испытывали глубокую и всепоглощающую любовь к России, которая стала одной из
главных тем их творчества. Одновременно им обоим было свойственно чувство
неприкаянного одиночества и ненужности родной стране. Образы природы играют
огромную роль в творчестве обоих, но Есенин часто использовал яркие и свежие
метафоры, восхищаясь её красотой. Оба поэта — яркие представители
лирической поэзии, их произведения насыщены сильными личными переживаниями и
эмоциями. Цветаева отличалась более сложной, экспрессивной, иногда даже
резкой манерой письма, в то время как Есенин был более открытым, народным, с
более простыми и понятными образами.
Цветаева была более склонна к
экспериментам и инновациям в поэзии, тогда как Есенин оставался верным
традициям русской народной песни, хотя и обогащал их своим гением. Цветаева —
поэт-философ, стремящийся к познанию глубинных тайн бытия, а Есенин —
поэт-пророк, ищущий правды в народной душе. Оба поэта прожили короткую, но
яркую жизнь, полную внутренних конфликтов и трагедий, что нашло отражение в их
творчестве.
Анна Ахматова, узнав о
трагической гибели С. Есенина, посвятила
его памяти такие стихи: «Так просто можно жизнь покинуть эту…» и вписала
их собственноручно в альбом С.А. Толстой-Есениной, последней жене рязанского поэта. До конца жизни образ и
судьба «ржаного Есенина» не переставали волновать М. Цветаеву. Может быть,
потому что она тоже предчувствовала свой трагический конец? После гибели С.
Есенина она посвятила ему такие строки:
И не жалость –
мало жил,
И не горечь – мало
дал.
Много жил – кто в
наши жил
Дни:
всё дал, – кто песню дал.
О причинах гибели Есенина
Цветаева писала: «…Поэт погиб, потому что другим позволил знать за себя,
забыл, что он сам - провод: просто
прямой провод». Размышляя о поэтической судьбе Сергея Есенина, Марина
Цветаева говорила: «Гений даёт имя эпохе, настолько он – она…»
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892
года в семье трудовой научно-художественной интеллигенции. Её отец Иван
Владимирович Цветаев, известный филолог и искусствовед, профессор Московского
университета, директор Румянцевского музея и основатель Музея изобразительного
искусства имени А.С. Пушкина в Москве, умер в 1913 году. Мать из обрусевшей
польско-немецкой семьи, одарённая музыкантша, ученица Рубинштейна, оказала
главенствующее влияние на воспитание дочери в героико-романтическом духе.
Умерла в 1906 году. Детство, юность и молодость Марины Цветаевой прошли в
Москве и в подмосковной тихой Тарусе и отчасти за границей — Италии, Швейцарии,
Германии, Франции, Чехословакии. На вечере в епархии я читала стихотворение М.
Цветаевой, написанное в 1915 г. по её свежим впечатлениям о Тарусе:
Сини подмосковные холмы,
В
воздухе чуть тёплом — пыль и дёготь.
Сплю
весь день, весь день смеюсь, — должно быть,
Выздоравливаю
от зимы.
Я
иду домой возможно тише:
Ненаписанных
стихов — не жаль!
Стук
колёс и жареный миндаль
Мне
дороже всех четверостиший.
Голова
до прелести пуста,
Оттого
что сердце — слишком полно!
Дни
мои, как маленькие волны,
На
которые гляжу с моста.
Чьи-то
взгляды слишком уж нежны
В
нежном воздухе едва нагретом…
Я
уже заболеваю летом,
Еле
выздоровев от зимы.
М. Цветаева стихи начала писать рано, с шести лет, печататься — с шестнадцати. В 18 лет издала «Вечерний альбом» (1910), на который обратили внимание взыскательные критики: В. Брюсов, Н. Гумилёв, М. Волошин. В 1912 году вышла замуж за Сергея Эфрона — друга юности, помогшего ей выпустить последующие два стихотворных сборника — в 1912 и 1913 годах. Ещё совсем юная и никому неизвестная Марина Цветаева пророчески писала:
Разбросанным
в пыли по магазинам
(Где
их никто не брал и не берёт!),
Моим
стихам, как драгоценным винам,
Настанет
свой черёд.
Цветаева надеялась до
конца эмиграции, что её истинный читатель остался в России: «Пишу не для
«здесь» (здесь не поймут из-за голоса, а именно для «там» — языком равных»).
Она мечтала вернуться в Россию «желанным и жданным гостем». В 1939 году,
восстановив советское гражданство, она вернулась на родину и поселилась в
Москве. Здесь Марина Цветаева занималась
переводами и готовила издать сборник избранных стихов. Однако личные семейные
обстоятельства сложились очень плохо для Марины Цветаевой. Муж и дочь
подверглись незаконным репрессиям. Грянула война. Её эвакуировали сперва в
Чистополь, потом в Елабугу, где её настиг тот «одиночества верховный час»,
о котором она с таким пафосом выразила в своём последнем крике отчаяния:
О,
чёрная гора,
Затмившая
весь свет!
Пора-пора-пора
Творцу
вернуть билет.
Отказываюсь
— быть
В
бедламе нелюдей.
Отказываюсь
— жить.
С
волками площадей
Отказываюсь
— выть.
С
акулами равнин
Отказываюсь
плыть —
Вниз
— по теченью спин.
Не
надо мне ни дыр
Ушных,
ни вещих глаз.
На
твой безумный мир
Ответ
один — отказ.
15.05.1939
На этой ноте оборвалось
творчество Марины Цветаевой. Измученная, потерявшая волю к жизни, 31 августа
1941 года она покончила с собой. Нет даже могилы великого поэта. Поэтому,
возможно, в память о «языческой» по своей природе поэтессе
с её неукротимой жаждой жизни как лучшей радости и высшего блаженства,
возникла традиция жечь костры в память о ней не только на месте её гибели, но
далеко за пределами Елабуги. Весь вечер в епархии горели свечи в память о двух
поэтах Серебряного века, скрещённых яркими и трагическими судьбами. Поэзия
Марины Цветаевой не стала всеобщим достоянием. Лучшему «настал черёд» — потому
что настоящее в искусстве не умирает.
При жизни М. Цветаева
писала: «Я хочу воскресить весь тот мир — чтобы все они недаром жили — и
чтобы я недаром жила» и обращалась к современникам и потомкам: «Только
живите!»
Гуарик Багдасарова,
искусствовед, член СЖ Узбекистана











Комментариев нет :
Отправить комментарий