В
Год Казахстана в Узбекистане «Астана Балет» впервые представил на сцене
Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои
лучшие постановки из своего репертуара. Гастроли
молодого балетного коллектива начались 22 08 19 с концертной программы «Наследие Великой степи»
и современного одноактного балета «A
Fuego Lento». Гастрольную программу казахстанского
коллектива 24 и 25 августа продолжил всемирно известный балет Арифа Меликова «Легенда
о любви» - воссозданная постановка Юрия Григоровича, украшающая репертуар
Мариинского театра в Санкт-Петербурге с 1961 года и блистающая на сцене Большого
театра в Москве (1965).
Театр «Астана
Балет» был основан в 2012 году по инициативе первого президента Казахстана - Нурсултана
Назарбаева. Дебютное выступление состоялось в июле 2013 г. и за шесть
лет коллектив обрёл тысячи поклонников в
Казахстане и за его пределами. Основываясь на богатстве классического наследия
и современного балетного искусства, театр развивает и выводит национальный
танец на большую сцену. Столичный коллектив выступал на знаменитых сценах
России, Китая, США, Азербайджана, Франции, Италии, Белоруссии, Бельгии, Японии и Польши.
Спектакль «Легенда о любви»
в постановке Юрия Григоровича на сцену
«Астана Балет» с точностью до нюансов перенесли ассистенты знаменитого хореографа -
Руслан Пронин и Оксана Цветницкая. В
прошлом солисты Большого театра, сегодня они воссоздают спектакли
прославленного балетмейстера на ведущих
сценах России, Кореи, Китая, Германии и
Бельгии.
Перед началом завершающего гастрольного спектакля состоялась
пресс-конференция с гостями «Астана Балета» -
Русланом Прониным и руководителем
симфонического оркестра Большого театра
Узбекистана - маэстро Арманом Уразгалиевым. Ташкентских зрителей волновали не только история
знаменитого балета, но и черты современного
новаторства его постановки.
- У нас имя Юрия Григоровича ассоциируется с советской классикой балета:
какие элементы современной хореографии были Вами привнесены в легендарную
постановку за последние годы?
Руслан Михайлович Пронин: - Мы
пытались сделать спектакль в духе новой эстетики, которая существует сегодня в
балетном мире. Спектакль с 60-годов прошлого века прошёл большой путь эволюции:
всё, что мы пытаемся привнести в постановку, мы делаем с ведома Юрия
Николаевича. Сегодня он также современен, как в середине ХХ века.
- Вы впервые в нашей стране? Восток ассоциируется обычно с экзотикой.
Есть ли она в вашей постановке?
- Мы впервые здесь в Узбекистане, приехали с труппой «Астана-Балет», которую мы курируем, в связи
с постановкой «Легенды о любви». Это был
первый опыт постановки спектакля с «Астана-Балетом». Её премьера состоялась в
Нур-Султане в июле этого года, и в эти дни мы представили постановку, которая занимает особое место
среди работ Юрия Григоровича, на суд ташкентским зрителям.
В основу сюжета положено древнее
персидское сказание, будто созданное для
балета с его любовью к экзотике. Самое
главное в постановке Юрия Николаевича -
реализация балетного театра. Наш спектакль - это развитие на протяжении трёх
действий сюжетной линии с его контрастами, противопоставлениями любви и
ненависти, отваги и слабости, которые усилили музыка и сценография.
- Как справились артисты «Астана Балета» с этой задачей на сцене ГАБТ
им. А. Навои? Ваши ожидания от этих гастролей и от наших зрителей оправдались
для Вас?
-
Выступать в театре с его многолетними
традициями – большая ответственность для артистов балета. Нас особенно радует большая
сцена и великолепное отреставрированное здание старинного Государственного
академического Большого театра, построенного ещё в сороковые годы ХХ века. Для
нас большая честь и ответственность представлять наш спектакль в таком храме искусства.
На Западе мы пока ещё этот спектакль не ставили: там с успехом идут «Раймонда», «Спартак», многие
другие балетные спектакли Юрия Григоровича. Мне кажется, у этого спектакля
большое будущее. Он сейчас вызывает интерес по всему миру. Там заложен хороший
фундамент, чтобы этот балет ещё долго радовал зрителей на должном уровне.
«У спектакля,
- подчеркнул в беседе с журналистами
Руслан Пронин, - сложная сценография, в основе которой лежит элемент
открывающейся и закрывающейся старой книги, из которой выходят и куда заходят
все персонажи спектакля. Не каждая сцена может принять эту сценографию».
В целом, сценография обращает
зрителей к наиболее раннему литературному источнику – знаменитой поэме Алишера
Навои «Фархад и Ширин». Поэтому спектакль насквозь поэтичный: особенно ярко это
проявляется в музыке Арифа Меликова. В ней достаточно много народных восточных
напевов. Хореография Юрия Григоровича органично совмещает европейские и национальные этнические элементы восточных
танцев. В необычной сценографии учтены все
нюансы: от выразительной лаконичной декорации, разнообразных характерных
костюмов до освещения сцены.
Костюмы и декорации к премьерным
показам в Нур-Султане создавались по эскизам Симона Вирсаладзе. О нём говорят в
труппе не иначе как о художнике, что он «одел
танец». Совместными усилиями российских и казахстанских мастеров под
руководством художника по восстановлению
сценографии Дмитрия Чербаджи удалось воссоздать каноничное оформление
сцены, что в сочетании с насыщенными
цветами световой формы балета погружают зрителей в атмосферу древних восточных
сказаний. Декорации в виде открытой книги оставляют пространство сцены на откуп
артистам, где танцем они говорят о любви: в кроваво-красных цветах, когда на
сцене главенствует царица Мехменэ, и нежно-голубых оттенках, когда в центре
сюжета оказываются возлюбленные Ферхад и Ширин.
В основе сюжета - древняя
восточная легенда. Две сестры - Мехмене Бану (Айжан Мукатова) и Ширин (Татьяна
Тен) - страстно влюбляются в придворного художника Ферхада (Фархад Буриев).
Ширин сразу покоряет сердце прекрасного юноши, а взаимная любовь для Мехмене Бану невозможна: когда-то она
пожертвовала своей красотой ради спасения жизни сестры и превратилась в
страшную старуху. Сбежавших из дворца влюбленных ждет тяжелое испытание, и Ферхад жертвует своей любовью ради спасения
народа. Он решает остаться в горах, чтобы пробить реку в горах и оживить землю.
Ферхад готов пожертвовать личным счастьем ради
людей. В конце спектакля все склоняются перед великим самопожертвованием
Ферхада.
Мощные сцены с участием
кордебалета и эмоциональные монологи четырёх главных действующих лиц в исполнении артистов театра «Астана Балет»
добавляют этому широкому хореографическому
полотну собственные яркие и ни с чем несравнимые краски. Поддержки и сложнейшие вариации
исполнителей главных героев восточной сказки поражают воображение и заставляют
признать зрителей в безграничности пластических возможностей человеческого
тела. Каждое движение и даже жест, поражающий своей красотой и психологизмом,
тотчас вызывали в зале бурную овацию. Ярко,
выразительно выступили артисты балета «второго» плана: визирь – Амир Жексенбек;
Незнакомец – Нельсон Пенья Нуньез; Шут – Елдар Сарсынбаев.
Временами глаза разбегались по сцене, так как даже в кордебалете в массовых сценах у каждой группы, будь то друзья
Ферхада, или офицеры придворные, или танцовщицы при дворце – был свой, отличный
от других, хореографический рисунок и
характерный ритм. Они дополняли друг друга и вносили свою неповторимую
эмоциональную краску в развитие действия
и тем самым синхронно отражали всё полифоническое богатство музыки к балету.
Либретто балета «Легенда о любви»
турецкий поэт и драматург Назым Хикмет создал на основе собственной драмы
«Ферхад и Ширин», которая, в свою очередь, основывалась на поэмах классика
азербайджанской поэзии Низами Гянджеви «Хосров и Ширин» и основателя узбекской классической литературы
Алишера Навои «Фархад и Ширин». В 1958 году молодой азербайджанский композитор Ариф
Меликов приступил к работе над балетом, которая продолжалась два года. Как
вспоминал позже композитор: «Написав балет, я тут же сел в самолёт, прилетел в Ленинград
в Мариинский театр и показал музыку. Меня сразу же хорошо приняли, заключили со
мной договор. И вот в 1961 году состоялась премьера „Легенды о любви“. Это была
феерическая премьера».
Маэстро Арман Уразгалиев, в эти гастрольные дни дирижировавший симфоническим оркестром Большого театра
Узбекистана, смог вместе с нашими
музыкантами донести до зрителей свежесть этой феерической постановки спустя 58
лет после первой премьеры. Вот что он рассказал перед началом спектакля о
предшествующей работе перед премьерой:
- Мы проделали большую работу с оркестром, добиваясь полного контакта,
хотя всё равно времени нам не хватило… Мы провели четыре оркестровых репетиций,
на которых полностью разобрали партитуру и либретто в целом.
- С кем Вам легче работать – с артистами балета или с оперными певцами?
- На данный момент – с артистами балета, так
как я всецело переключился на балетную музыку и постигаю, как нужно до малейших
нюансов аккомпанировать балетный
спектакль.
- Что Вы можете сказать о музыке Арифа Меликова к балету «Легенда о
любви»?
- Азербайджанский композитор Ариф Меликов – это великий композитор, к
сожалению, не так давно ушедший от нас. Музыка к балету «Легенда о любви» - это
гениальная музыка, настолько она тонко написана и грамотно инструментована,
богато передаёт восточную тематику. Эта постановка, в которой музыка совершенно
сочетается с хореографией, проверена
временем и является визитной карточкой Юрия Григоровича. Лучше, мне кажется,
просто невозможно сделать: все без исключения художественные образы точно
прорисованы в музыке и хореографии. Играть и дирижировать такую музыку одно
удовольствие!
В каждом балетном спектакле есть определённые главные и между ними
связующие сцены. Основные сцены мы особенно отрабатывали. Я посмотрел много
вариантов этой постановки и обнаружил, что эта самая актуальная версия на
сегодняшний день, так как она прославляет жертвенную любовь, патриотизм и
звучит очень современно. Глубокие
переживания и сильные эмоции, душевные муки и отчаяние, испытания и жертвенность не оставят равнодушным никого,
потому сама любовь говорит на языке
музыки Арифа Меликова и хореографии Юрия Григоровича.
По окончании спектакля артистов "Астана Балета" долго
вызывали на поклоны и одаривали цветами. На авансцене в больших корзинах алели
огромные букеты роз, которыми обменялись
Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Республике Узбекистан
Дархан Сатыбалды и руководство ГАБТ им. Навои. В фойе театра – море счастливых
лиц и улыбок: фотографировались на память с казахстанскими артистами и художественным
руководителем балетной труппы Большого театра Узбекистана, народным артистом
России Андрисом Лиепой, который высоко оценил «Астана Балет». Такое феерическое
событие в культурной жизни узбекской столицы запомнится всем надолго.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий