В Национальной
библиотеке Узбекистана им. Алишера Навои четвёртого марта 2020 г. состоялась презентация
монографии о легенде узбекского телевидения: «Галина Мельникова. Живой символ эпохи».
Книжная новинка вышла в издательстве
«Национальная библиотека Узбекистана им. Алишера Навои». На презентации стояла
особая тёплая дружеская атмосфера, так как
гостями были многочисленные друзья и коллеги Г. Мельниковой, журналисты,
студенты. Всех участников вечера воспоминаний и признаний в любви героине книги
представлял известный ведущий телеканала «Маданият ва маърифат» («Культура и
просвещение») НТРК Узбекистана и главный редактор портала «Культура.Уз» Борис Бабаев, много лет работавший с Галиной
Мельниковой на узбекском телевидении.
На презентации выступила автор книги —
музыковед, заслуженный работник культуры Инесса Гульзарова, которую мы хорошо знаем
в качестве бессменного лектора концертов классической музыки
Государственной филармонии Узбекистана. Студенты консерватории обучаются по её трём монографиям,
методическим и учебным пособиям, многим рецензиям на концерты в ГКУз. Она автор
многих просветительских радиопередач: «Час классической
музыки», «Клуб любителей оперы», «С вами в утреннем эфире» и биографических книг о деятелях культуры Узбекистана.
Кроме того, телезрители нашей страны знают Инессу Сергеевну как прекрасную
телеведущую. Она была автором и ведущей циклов телепередач «Музыкальная
гостиная», «В концертных залах», «Музыкальное обозрение», «Вечер классической
музыки», а также участвовала в программах «Встреча для вас», «Призвание»,
«Музыкальная палитра», «Узбекистан открыт миру», «Зеркало», «Автограф на
память».
Сразу бросилось в глаза, как эти
женщины обе очаровательны, элегантны и доброжелательны: писатель
Инесса Сергеевна и её героиня Галина Витальевна. Долгие годы их связывала
тесная творческая дружба. А теперь их ещё навсегда связала уникальная биографическая
книга. Издатель собрала в ней нескольких соавторов в разделе «И это всё о ней…»,
включающем воспоминания многих коллег и
поклонников диктора Галины Мельниковой со времени создания Ташкентской студии телевидения в 1956 году. Тогда студия состояла из
общественно-политической, литературно-драматической, музыкальной и детско-юношеской
редакций.
Участники вечера,
известный диктор и коллега Галины Витальевны – Насиба Ибрагимова, автор
книги Инесса Гульзарова, редакторы книги Рэма Волкова и Юлия Сырцова, журналисты Рахимджан Султанов, Аъло Ходжаев и многие другие на презентации рассказали о дикторском мастерстве Галины Мельниковой. Они говорили о
книге, о телевидении, о работе диктора, о создании знаковых передач и, конечно,
о личности — «живом символе эпохи», «талисмане»,
«женщине без возраста», «врачевателе эфира», «матери и учителе многих её питомцев».
Галина Витальевна жила на экранах наших телевизоров более сорока лет. Она
входила в каждый дом, рассказывая о новостях Узбекистана, ведя тематические
передачи, среди которых «От всей души» —
одна из самых любимых. Галина Мельникова вела передачи с участием
Ю. Гагарина, А. Файнберга, Зульфии, Л. Касаткиной, Л. Ахеджаковой, Г.
Жжёнова и многих других. Гостями её передачи «Театральные встречи» были Е.
Евстигнеев, В. Гафт, В. Рецептер и многие другие выдающиеся театральные деятели.
На протяжении многих лет она представляла узбекское искусство и
литературу в Москве – была ведущей
концертов с участием узбекских артистов
в Кремлёвском дворце съездов, в Звёздном городке. Несмотря на неоднократные
приглашения на работу в Москву, осталась
работать на Узбекском телевидении. На
протяжении многих лет вела информационную программу «Ахборот», ныне
«Узбекистон-24». Награждена орденами «Дустлик» (1996), Фидокорона хизматлар учун»
(2014), «Дружба» (Россия, 2017)
медалями А.С. Пушкина (Россия), «Мехнат
фахрисий» 1 степени (2019) . В 2016 г. ей присвоено звание «Народная артистка
Узбекистана».
Она поныне продолжает активную творческую жизнь. Её можно
увидеть на многих литературных и музыкальных вечерах в качестве участника или
ведущей. Так, она сразу откликнулась
участвовать в моём творческом вечере «Звучащее слово» в библиотеке им. А.
Навои. На нём Галина Мельникова поделилась со слушателями секретами ораторского искусства и особенностями устной телевизионной речи, о
встречах на ТВ со многими деятелями культуры и искусства и как надо было с каждым из них находить общий язык
и душевный контакт. Галина Мельникова также участвовала на
культурно-просветительских вечерах АНКЦ, на которых подробно рассказывала о
своей творческой командировке в Армению и о том, как люди с открытым сердцем и гостеприимством принимали
её в самые трудные дни после катастрофы конца ХХ века - Спитакского
землетрясения в декабре 1988 года.
Участники вечера рассказали также
о благотворительной деятельности Галины
Мельниковой. Она с 1990 г. является членом попечительского совета «Мехржон» и
проводит марафоны детского творчества воспитанников детских домов и
школ-интернатов, адаптирует детей-сирот к социальной жизни, развивая их
творческие способности. Я помню её выступление в защиту всех физически обделённых, но крепких духом людей на художественной выставке живописи инвалида Андрея Гречкина и его
учителя Ахмета Махмутова в Национальной
галерее изобразительного искусства Узбекистана
в 2013 году: сколько в её словах было материнского тепла, и сочувствия, и реальной готовности поддержать
и помочь!..
«Галина Витальевна, - признаётся
её бывшая коллега, - заслуженная артистка Узбекистана Насиба Ибрагимова, -
поставила рекорд по продолжительности работы на телевидении – с 1956 по 2006
годы. – Она участвовала в самых ответственных передачах различной тематики и
снискала к себе всенародную любовь телезрителей и до сих пор востребована. Она
молода душой и телом, несмотря на её солидный возраст (Г. Мельникова родилась
23 января 1936 г. – примеч. авт.)».
Совсем недавно Борис Бабаев
пригласил Галину Мельникову на телеканал
«Маданият ва маърифат» вспомнить об
ушедших коллегах, работавших ранее на телевидении и радио. Ведущий программы « …И это всё о нём» Борис
Рахимович рассказал на презентации:
- Собравшись в студии нашего канала
в начале года, мы говорили о
том, какой большой след оставили после себя такие замечательные журналисты и дикторы, как Анвар
Рашидов, Кимъе Ходжаева, Абдукарим
Абдуазимов, Рахматилла Мирзаев, Абдумумин Утбосаров, Абдухаким
Тургунов и другие, как много они сделали для успешной работы нашего телевидения
и радио. В новом выпуске нашей
программы разговор пойдёт о других, не
менее замечательных наших коллегах, таких как великие дикторы
радиовещания: Туйгуной Юнусходжаева, Кадыр
Махсумов, Михаил Азатьян, великолепный руководитель и отличный актер Убай Бурханов, незабываемый диктор телевидения Георгий Ирлин
и другие звёзды нашего телевидения и
радио, без которых жизнь Национальной
телерадиокомпании Узбекистана в недавнем
прошлом просто трудно представить.
О том, как была велика любовь к
ним в народе, как высоко ценили их работу телезрители и радиослушатели в новой
программе мы ведём разговор с такими
легендами нашего телевидения и радио, как
выдающиеся дикторы, народная артистка Узбекистана Галина Мельникова,
заслуженная артистка Узбекистана Насиба Ибрагимова, ветераны эфира
Назирбай Таджибаев, Турсунбай Каратаев, Дильфуза Гулямова, Людмила Раджабова. В нашей беседе принимает участие и бывший работник администрации, ставший за эти годы хорошим
писателем, Хабибулло Абдумаджид. И ему
тоже было что сказать…
Это были не только волнующие
воспоминания о наших самых лучших
коллегах, которых теперь нет с нами, но и разговор о том, какие большие
перемены произошли в системе НТРК, на телевидении и радио за годы
независимости и, особенно, в последние
годы. Великолепные новые студии, отличные современные телекамеры, современное оборудование позволяют вести и выдавать в эфир
программы на уровне самых высоких
современных требований. В общем, нам было о чём поговорить, о ком вспомнить
добрым словом и обменяться мнениями. Молодому поколению дикторов, теле- и радиожурналистов Узбекистана есть с кого
брать пример, учиться у них и идти дальше. В их первых рядах – Галина Мельникова.
В заключение презентации Борис
Бабаев показал запись совместного выступления с Галиной Мельниковой на
Нью-Йоркском телевидении, в связи с демонстрацией в США документального фильма «Большое сердце
Ташкента» по его сценарию студии "Фаввора-фильм. Фильм получил
высокую оценку не только в Узбекистане, но и во время его демонстрации в
Иерусалиме, Тель-Авиве, Вене, Нью-Йорке и Бруклине. Галина Мельникова
рассказала не только о значении фильма в Узбекистане и за рубежом, но и своих
туристских впечатлениях от новой Америки совершенно свободно, непринуждённо,
как у себя дома.
Галина Мельникова вспоминала на
презентации разные случаи, связанные с
определёнными сложностями профессии ведущего:
- Я вела передачу "Музыкальный календарь", автором которой
был Вишневский. Тексты для выпусков передачи писали искусствоведы. Передача
была очень серьезной, ответственной, познавательной, я учила тексты наизусть,
никаких шпаргалок не было, как сейчас. Эфир был прямой, без права на ошибку,
поэтому я зубрила всё, как школьница, которая хочет получить золотую медаль.
Галина Витальевна вспоминала
встречу с Левитаном во время его поездки в Ташкент:
— Вы знаете, подражать такому гению просто
невозможно. Это легенда радио, легенда службы на этом поприще. Когда он приехал
к нам в Ташкент, я тогда, будучи молодой девчонкой, мой стаж на телевидении
составлял около 10 лет, и другие девчонки были в растерянности. Заикаясь,
задавали ему вопросы, спрашивали о профессии, о его становлении. Встреча
проходила в радиокомитете, на которой присутствовали наши известные дикторы —
Туйгуной Юнусходжаева, Михаил Азатьян, Владимир Зорин. Они сидели в президиуме
вместе с Левитаном. А мы, молодые, сидели в зале.
В процессе общения с
Левитаном я поняла, что никакой звёздной болезни у него нет. Он был очень
простой, интеллигентный, добродушный человек. Рассказывал нам о том, как пришел
на радио, как работал и не спал сутками. Ему тогда выделили жилище прямо около
Кремля. И там же разместили радиостанцию, где он вещал о ходе сражений
советских войск во Второй мировой войне.
Юрий Левитан, «Голос века», будучи
человеком из глубинки, преодолел свой диалект и попал на московское радио.
Меньше чем за полгода он приобрел безупречную дикцию. Сыграли роль, конечно, и
его потрясающие голосовые данные. И если говорить с людьми старшего поколения,
то голос Левитана все воспринимали как очередную победу на каком-то участке
фронта. Если он выходил в эфир, то, значит, будет какая-то хорошая новость.
Чаще всего это было связано с наступлением советских войск.
Галина Мельникова дала откровенную оценку современным дикторам:
— Вы знаете, профессия диктора, пусть меня не обвинят в нескромности,
стала привлекательной благодаря нашему поколению теледикторов. Потому что мы
воспитывались на опыте и таланте таких профессионалов радио как Михаил Азатьян,
Владимир Зорин, Туйгуной Юнусходжаева, Кадыр Максумов. Усвоив их опыт, мы
передавали его новому поколению. Таким образом, я не постесняюсь сказать, мы
создали школу дикторов телевидения у себя на месте.
Да, с нами занимались, приходили педагоги из театрального института, но
основными нашими учителями, конечно, остаются дикторы радио. Учились мы во
многом и на собственных ошибках. Эфир был прямой, и это была прекрасная школа.
Мы себя сравнивали с бойцами на передовой, без каски и бронежилета, без права
на ошибку, как родину защищать. Вот таким образом мы относились к своей работе.
Случались, конечно, ошибки. Прямой эфир
не прощает ничего, но как-то зрители нам прощали.
Сейчас у нас, к примеру, увлеклись
подбором молодёжи в информационную программу. Это хорошо, это замечательно. Но
не всегда выпускают в эфир подготовленную молодёжь. Но у нас ещё остались
Шухрат Каюмов, Дильдора Рустамова, Рано Рахимова, все они прекрасные
телеведущие "Ахборота". Им вменили в обязанность заниматься с теми,
кого они уже сейчас выпускают в эфир.
Диктор, когда выходит в эфир, должен любить своего зрителя, должен его
чувствовать, должен с уважением к нему относиться. И та информация, которую он
несёт с экрана, он должен доносить её так, чтобы зритель с аппетитом всё «скушал»,
если можно так выразиться. А если ведущий информационной программы просто
зачитывает строки, летящие по суфлёру, то зритель его не услышит. Я, например,
когда включаю телевизор и смотрю на экран, то не понимаю, о чём они говорят, потому что они сами не понимают, что они
читают.
Самое главное лекарство и самый главный стимул для дикторов –
иммунитет от звёздной болезни. Когда будешь самокритичен, будешь смотреть на
себя на экране и не радоваться типа "Ах, какой я красивый!", а искать
недостатки в том, что и как сказал и даже как выглядишь, то всё в порядке, есть
почва для развития. Я считаю, что для ведущих информационной программы должна
быть какая-то классика во всём: и в одежде, и в причёске, и в имидже. Работа в
этой профессии меня сформировала не только внутренне, но и внешне. Я никогда не
одену что-то блестящее, что-то кричащее, у меня свой стиль – элегантность,
строгость. Может быть, это скучно для женщины, но это профессия. Она обязывает.
На этом фоне откровенных
признаний коллег в любви и ответственной исповеди героини вечера о сложностях
профессии диктора трогательно прозвучало выступление литературоведа Лейлы
Шахназаровой. Она рассказала о своём отце и его восхищении обаятельным диктором
на их домашнем телевизионном экране:
- Много
лет, сколько помню своего отца, он хотел объясниться этой женщине в любви. Так
теплел его голос, с такой нежностью звучало каждый вечер: «Сейчас увидим
Галочку…». Начинались вечерние телевизионные новости – и в каждом доме, у
каждого голубого экрана шелестел такой же мечтательный вздох: «Галочка…» И
Галочка обдавала лучистым взглядом и ободряла неповторимым голосом, – хотя
произносились-то всего-навсего сводки с хлопковых полей… Её любили все.
Ей посвящал стихи народный поэт Узбекистана Александр Файнберг.
Позже к этим прекрасным стихам написал музыку известный ташкентский композитор
Станислав Мансуров-Ковригенко. И на одном из творческих вечеров Файнберга певец
Павел Борисов исполнил «Галина» в ритме танго:
Я как сейчас вё это
вижу –
Антенна первая над
крышей,
И я в соседский
телевизор
Гляжу, дыханье затая.
Экран влечет, экран
лучится,
И со всего двора
мальчишки,
Забыв футбольный мяч и
книжки,
Влюблённо смотрят на
тебя...
Припев
Галина,
Мы от красы твоей
немеем.
Галина,
Нам не беда, что мы
взрослеем.
Нам годы
Не стали горькою
рябиной,
Ведь мы с тобой,
Ведь мы с тобой,
Галина.
Где он теперь, наш
дворик старый?
Кругом высотные
кварталы.
И лишь антенны
неустанно
Все так же смотрят в
небеса.
Горит экран твой, не
сгорая,
И ты, как прежде, на
экране.
И снова сердце
замирает,
Когда ты смотришь нам
в глаза.
Припев
Прощай, далекое
начало.
Нас по планете
разбросало.
Но ты светить не
перестала,
Экрана яркая звезда.
Ты – наше чудное
мгновенье.
И не един я –
поколения
Склоняют пред тобой
колени…
Гори, не гасни
никогда!
Ташкентский поэт Сергей Гордин на
презентации книги обобщил всё сказанное почитателями таланта Галины Мельниковой в своём стихотворном
посвящении легендарному диктору:
Средь ангелов
телеэкрана
И небожителей эфира
Всех восхитительнее
Гала
и как же до сих пор
красива!
Когда ветра мели
худые,
То холод бил, то было
жарко,
Своим примером вы
учили,
Как в этот час важна
осанка.
Не потеряться, не
склониться,
Не лгать ни словом, ни
душою
И только потому
остаться
Назло всему самой
собою.
Вы до сих пор добры,
душевны,
Каким теплом от
взгляда веет…
И в этот день, как
старый рыцарь,
Я опускаюсь на колени.
Ведь сердцу точно не
прикажешь,
Ему всегда родное мило
–
Парису – чудная Елена,
Мне ж Вы – Прекрасная
Галина.
Галина Мельникова ещё раз
поблагодарила всех, причастных к изданию монографии о ней и к тем, кто участвовал в презентации и кто пришёл послушать об этой знаменательной книге. Презентация
длилась два с половиной часа, и только одно обстоятельство огорчило
собравшихся, что не была предусмотрена продажа книги, вышедшей ограниченным
тиражом в сто экземпляров. Идя навстречу пожеланиям миллионов узбекистанцев, в скором времени, -
пообещала Иннеса Гульзарова, - её можно будет прочитать в электронной версии в
интернете. К тому же, - добавила автор и издатель книги, - она может послужить
учебным пособием для студентов гуманитарных вузов, изучающих «Основы
ораторского искусства» и «Основы культуры речи».
Волонтёры Победы вместе с инициатором этого движения в Узбекистане
Ириной Кепановой преподнесли Галине Мельниковой Письмо Победы и памятный
подарок, вызвав на лице диктора от полной неожиданности такого приношения изумление
и восторг, она потом его долго перечитывала. Ирина Кепанова после такой встречи
призналась, что была рада побывать на презентации новой книги Инессы Сергеевны
Гульзаровой о Галине Витальевне Мельниковой: «Редчайший случай, когда одна прекрасная женщина пишет о другой, не
менее прекрасной. Какая благодарность засветилась в милых глазах, как
расцеловала она меня на радостях! Это чувство теплоты и любви останется
надолго! Спасибо, Инесса Сергеевна, за прекрасное мероприятие. Спасибо, Галина
Витальевна, за то, что Вы есть!»
Другие участники признавались,
что ташкентские дикторы - самые красивые, родные, тёплые, добрые, улыбающиеся
голоса! Голоса нашего детства, нашей
родины! Самые доброжелательные, приветливые, интеллигентные интонации! Самый
низкий поклон, долгих лет и всех, и
всяческих благ желали Галине Мельниковой
её поклонники. Вечер не мог обойтись без музыки. Его открывал и завершал
Юнус Гульзаров – заслуженный артист
Узбекистана, «золотой саксофон» нашей Республики.
Гуарик Багдасарова
Фото автора и Ирины
Кепановой
Комментариев нет :
Отправить комментарий