понедельник, 18 мая 2020 г.

Русский Север манящий



         18 мая 2020 года мастеру спорта по мототуризму, победителю многих всесоюзных соревнований в этом редком виде спорта, радиотехнику-испытателю Э.А. Фомину (1935-2000) исполнилось бы 85 лет. Сегодня его вспоминают близкие родные и бывшие коллеги СО РАН, а также молодые покорители новых неизведанных туристских маршрутов, изучающие подробные карты дорог, которые им оставил в наследство человек, исколесивший почти всю огромную страну на  стальном коне – мотоцикле «Ява». Часть этих сложных маршрутов в качестве стойкого пассажира и летописца наших многолетних путешествий я разделила с этим необыкновенным волевым «железным» человеком.

Дарственный акварельный рисунок "Дороги-дороги..." Александра Батыкова

Группа мототуристов Новосибирского областного совета по туризму и экскурсиям под руководством мастера спорта, старшего научного сотрудника Института автоматики и электрометрии Сибирского отделения Академии наук Эдуарда Фомина в августе 1980 года в Мурманске закончила маршрут по Русскому Северу. Центральная маршрутно-квалификационная комиссия в Москве подвела итоги очередного участия сибиряков во всесоюзных заочных соревнованиях на лучшее туристское путешествие года и наградила всех его участников золотыми медалями. Предлагаемые мною путевые заметки вошли в отчёт о результатах совершённой научно-спортивной экспедиции.
Когда человек долго находится в пути, дорога кажется бесконечной. И пережитое давным-давно и совсем недавно меняются местами в сознании... Ветер сметает издержки тепличной фантазии, близорукого самомнения и обнажает суть человеческих привязанностей. Дорога испытывает не только наши физические возможности, но, прежде всего, нравственные устои. Поэтому дорога - залог и духовного обогащения, и освобождения от мнимых ценностей жизни всякого путешественника.


         ...В пути мы видели древнейшие города Русского Севера - Кострому, Вологду, Ярославль, Архангельск, Мурманск. Сколько их встречалось на нашем маршруте, сколько было услышано исторических летописей и устных преданий старины глубокой из многовековой истории России!.. Вологде более восьмисот лет, а её жители рассказывали нам о событиях давно минувших дней так живо и подробно, как будто делились новостями о ходе совсем недавних событий московской Олимпиады. В народе помнят, как сам Иван Грозный со своими воинами-опричниками ступал на паперть Софийского собора - своего детища, но так и не успел освятить храм. В то смутное время крымский хан подступал к столице всея Руси, и царь спешил в Москву. Только после смерти Ивана Грозного освятили собор Божьей Премудрости.


Туристы, бывавшие в северных старинных торгово-ремесленных центрах, тотчас заметят отличительную черту златоглавой Софийской звонницы в Вологде. Нигде на всём Севере не пощадил Петр Первый колокола - даже в Ипатьевском монастыре в Костроме, - все велел снимать и переплавлять на пушки. А в Вологде и сегодня мелодичный звон разливается далеко окрест каждые полчаса - это колокола Софийского собора напоминают о былом величии и об одной истории, известной не одному поколению вологжан. ...Некогда архиепископ Гавриил не подчинился приказу русского государя, ослушался, рискуя жизнью своей, но спасая жизнь Софийской звоннице, подговорил архиерей звонарей сыграть любимую Петром “Камаринскую” - и сменил царь гнев на милость, всем отпустив грехи перед собой и перед богом. Так и поныне здравствует звонница Софийского собора!
На всём Русском Севере бережно хранят не только “преданья старины седой”, но и песни тех времён. В Малых Корелах под Архангельском - самом большом музее деревянного зодчества - нам посчастливилось послушать северный народный хор, воспроизводящий причитания молодой невесты, покидающей родимый дом. А вокруг стояли десятки таких домов, и каждый смотрел на нас своим особым несравнимым ликом, и казалось, что песня несётся со свадебного застолья и вовсе не двадцатый век на дворе...


А что если войти в один из таких домов? От сеней, соединяющих летнюю и зимнюю избы, по тесовым ступеням поднимаемся наверх  в горницу. Она украшена изделиями, выполненными руками девицы-мастерицы. Чего здесь только нет! Накануне северной свадьбы приезжала родня жениха на смотрины, и было важно для неё, чтобы невеста не только лицом и осанкой красна была, а главное, чтобы руки её золотыми были. Вот и обучали крестьянских девочек с восьми-девяти лет домотканому ремеслу да вышиванию - об этом и в свадебной песне поют по сей день. Вслушайтесь только:

Уже как свёкру-то батьке
Сшила пёстру рубашку,
А свекрови-то матке
Полотняну рубашку,
Как деверям-то братцам -
Ещё по шитому платочку,
Как золовкам-сестрицам -
По жемчужной повязке.

Давно изменился быт северян, а живучи песни прабабушек, их можно услышать в самых глухих, оторванных от внешнего мира бездорожьем деревнях и поселках Заполярья.


Любопытно, что на Севере встречаются деревни из трёх и даже одного дома. Оказывается, еще в пятнадцатом веке деревней в русском языке называлась одиночная постройка в лесу на клочке земли, расчищенном под пашню, или сам участок такой земли. Так что северные деревни вполне оправдывают своё исконное значение. Редко, когда такая деревушка обрастала окрест дворами. Когда же это случалось, то жители поголовно носили фамилию хозяина этого дома, с которого начиналась деревня, даже если она впоследствии перерастала в село. Так, например, в посёлке Варзуга, старейшем поселении на Терском берегу Кольского полуострова, проживает много Заборщиковых.
Арсений Дмитриевич Заборщиков, поджарый высокий старик, выйдя к нам на крыльцо, полушутя-полусерьёзно стал уверять, что вовсе он не старожил, что есть люди и постарше его, кому далеко за восемьдесят, а то и за девяносто - это Петр Иванович Чунин и его родная сестра Евдокия Дмитриевна Конева. “Как только вернутся с сенокоса, - без улыбки, чуть шепеляво говорил Арсений Дмитриевич, - так расскажут вам о посёлке, песни наши споют”. Но не с ними, а с другим Заборщиковым, председателем колхоза “Всходы коммунизма” Александром Ивановичем долго беседовали мы о добрых делах в посёлке. Но больше о его проблемах. Посёлку больше пятисот лет, а хорошей автодороги сюда нет и, как сообщил председатель, в одиннадцатой пятилетке её не намечают строить. О будущем председатель рассуждал так же трезво, как о текущих нуждах в рыболовецком хозяйстве, связанных с утечкой кадров, проблемой реализации молока, наконец, школьного образования. Тринадцать ежегодных выпускников Варзугской школы-трёхлетки вынуждены продолжать учёбу вдалеке от дома - в Кузымени, что в 25 километрах отсюда, или в интернате в районном центре Умбе.
В посёлке рядом с Успенским храмом больше столетия стоит трапезная. Этому редчайшему образцу классицизма в дереве суждено скоро погибнуть из-за практической ненадобности. В настоящее время в его стенах разместился склад государственной кооперации. Это грозит разрушением и стоящей совсем рядом шатровой Успенской церкви XVII века. Обстановку усугубляет расположенный поблизости продовольственный магазин с баррикадами пустых ящиков. Сюда съезжаются для загрузки и разгрузки товара и хозяйственного оборудования тяжёлые грузовые машины. Здесь останавливаются шофёры запастись продуктами и перекурить. Кто же несёт ответственность за сохранение уникальных памятников деревянного северного зодчества?
Шестнадцать лет тому назад Мартемьян Захарович Кривоногов был назначен смотрителем Успенской церкви. С тех пор он не знает покоя.
- Ночами выхожу к церкви, днём есть спокойно не могу. Всё думаю: как бы пожар не случился, ведь от одной искры вспыхнуть может!
Кому не известна печальная судьба многих деревянных церквушек! В Ковде под Мурманском английские интервенты сожгли Никольскую церковь XVII века, а в Вытегре сгорело по оплошности рабочих деревянное чудо из чудес, краше церкви Преображения в Кижах. В посёлке Варзуга Никольская, Петропаловская церкви доживают свой век без куполов (их снесли ещё в тридцатые годы), с наглухо закрытыми ставнями окнами. В них размещены или техника, или, в лучшем случае, продовольственный магазин, как в бывшей Никольской церкви.
– Ещё пять-семь лет назад, - рассказывает Мартемьян Захарович, не отрывая взгляда от Успенской церкви, - не было здесь ни склада, ни магазина, ни скопления машин. Никаких строений не должно быть на расстоянии не меньше 60 метров вокруг. Вот уже сколько лет об этом твержу, но ни наш председатель колхоза, ни председатель сельсовета в Кузымени товарищ Ивакин никаких мер не принимают.


О посёлке Варзуга мы слышали далеко за её пределами. Нам восторженно рассказывали об Успенском храме, построенном без единого гвоздя безымянным мастером. Предание сохранило лишь имя некоего Дмитрия Афанасьевича, в 1894 году обшившего тёсом фасад церкви, чтобы передать её красоту и величие на сохранение потомкам. В наше время памятник реставрируют суздальские мастера. Так каждое поколение, снимая помехи времени, возвращает храму его первозданную красоту. И невозможно смириться с тем, как наряду с этим уживаются невежество и равнодушие к старине. Почему мы не можем уберечь от разрухи, от вероятности пожара архитектуру Севера, как ничто другое в стране сохранившую традиции русского зодчества еще со времён Киевской Руси! Ведь только через это наглядное прошлое мы способны полнее осознать и нашу современность.


         В ту полуторамесячную поездку «галопом по Европе» мы также совершили путешествие в Кижи – Соловки – Валаам, но это  паломничество требует отдельного рассказа.  ...Мы не прощались с Севером навсегда, покорённые его особенным русским духом. Мы непременно ещё вернёмся сюда...

Гуарик Багдасарова


Комментариев нет :

Отправить комментарий