воскресенье, 14 февраля 2021 г.

«Быть или не быть… актёром?»

 


   Для ташкентцев с прошлого года это была вторая знаменательная творческая встреча 12 02 21 с актёром Молодёжного театра Узбекистана Александром Васильевичем Колмогоровым - на этот раз в его 70-летний юбилей. Это был душевный разговор замечательного человека, мастера сцены, актёра, поэта и драматурга со зрителями о жизни, творчестве, театре и кино. Она прошла под знаком, заданным в начале театрализованной встречи с юбиляром его молодыми коллегами, директором Молодёжного театра Хасаном Салиховым и главным режиссёром театра Обидом Абдурахмановым: «Быть или не быть… актёром?»

          На этот риторический вопрос выступавший виновник торжества искренне и подробно ответил своей творческой биографией, ничего не утаивая от зрителей. Александр, подтянутый, худощавый, невысокого роста, обаятельный мужчина с открытой доброй улыбкой, пригласил поклонников своего творчества вместе с ним пройти за 2, 5 сценических часа его жизненный путь с ухабами, неожиданными поворотами, взлётами и падениями, преданной дружбой земляков-ташкентцев, где бы они ни  были, и непреклонной верой в судьбу, мечту с раннего детства стать артистом и своё на редкость счастливо реализованное призвание.



          Александр Колмогоров родился 29 января 1951 года в Ташкенте. С десяти лет был юным диктором в ташкентском радиокомитете. Окончил театральную студию при Академическом русском театре им. Горького в Ташкенте (курс заслуженного артиста УССР В.М. Стрижова) по специальности – актёр театра и кино (1976) и по совету своего друга Александра Файнберга - филологический факультет Ташкентского государственного университета (1978). На ташкентской студии телевидения девять лет был автором и ведущим (в роли Капитана) детской передачи «Угадай-ка!». С 1973 по 1998 годы с двухгодичным перерывом служил актёром в Ташкентском ТЮЗе (ныне Государственный Молодёжный Театр Узбекистана) и в театре – студии «Ильхом». Вот как об этом он вспоминает:

- Многие ташкентские актёры параллельно с работой в своих театрах «подрабатывали» в «Ильхоме». И приносили туда свои привычки, вносили свою лепту в бурную жизнь студии. В восьмидесятые годы театральные коллективы Москвы и Ленинграда были частыми гостями в нашем студийном подвале.  Поздно ночью, после своих спектаклей – и мы, ташкентцы, и они, гастролёры, — спешили в «Ильхом». Мы – показать свой студийный спектакль, они – увидеть его. А потом посидеть за столами, пообщаться, поесть плова, поднять тост за дружбу. Чудесные были посиделки! Ленком, Таганка, Лицедеи… Чаще всего посиделки эти перетекали в импровизированные концерты, пение песен из спектаклей, танцы до утра. Лицедеи-полунинцы, например, одарили нас, актёров студии, трехчасовой ретроспективой своих лучших номеров, взятых из разных программ, сочинённых ими за десять лет существования! Это было клоунское искусство высочайшего класса! А как азартно пели «для своих» Караченцов, Крис Кельми, Золотухин! Алла Демидова привозила любительские видео с репетиций театра, концертов Высоцкого… Глубоко, интересно размышляли о театральных процессах и личностях Захаров, Цуладзе, Рощин, Злотников, Смелков…

          В 1976-77 годах Александр Колмогоров работал актёром в Ростовском театре Ленинского Комсомола. Этому счастливому случаю он обязан мастеру актёрского курса Виктору Максимовичу Стрижову. Вот как об этом вспоминает Александр Колмогоров:

    - На первом курсе нас было 35 человек. К моменту показа дипломных спектаклей осталось 12. Как строгий любящий отец, Виктор Максимович  был справедлив и беспощаден, когда речь шла о профессии. В год окончания студии он обзванивал друзей-режиссёров разных театров Союза, пристраивал нас, своих детушек… Я ждал его звонка в Ленинграде. Должен был ехать в драмтеатр Казани, который был тем летом на гастролях. В результате перезвонов и его величества случая, попал в Ленком Ростова-на-Дону к Юрию Ивановичу Ерёмину.

     В период с 1997 по 1998 годы был главным режиссёром Ташкентского театра оперетты. Здесь до сих пор стоят в репертуаре его постановки: «Моя парижанка» и «Ребёнок напрокат» («Крошка»), фрагменты из которого могли увидеть зрители в день бенефиса юбиляра на сцене Молодёжного театра в исполнении Игоря Бухаидзе и Натальи Комарь.

     С 1998 по 2018 годы Александр Колмогоров жил и работал в Москве. В Москве служил в столичных театрах: «Студия – 69», Театр мюзикла «Монотон» им. Леонида Филатова, в театре-студии «Добрый день». Это тоже были годы, наполненные творческим поиском себя:

- Снова свела судьба с Виктором Максимовичем в Москве, в театре мюзикла им. Леонида Филатова. В нём он, кроме прочих спектаклей, поставил нашу с композитором Анваром Эргашевым музыкальную комедию «Крошка». В свои неполные 80 лет он отважно, мастерски сыграл в ней ключевую главную роль! И в творческой судьбе своих учеников Виктор Максимович, как и в моей, тоже сыграл ключевую главную роль.

     Александр Колмогоров сыграл на сцене более 40 ролей. В их числе: Учёный (Шварц. «Тень»), Персине (Ростан. «Романтики»), Володя (Петрушевская. «Дорогая Елена Сергеевна»), Царь (Ершов. «Конёк –горбунок») Василий («Салют динозаврам»), Валер (Мольер. «Лекарь поневоле»), Иван (Шукшин. «До третьих петухов») и другие. Снимался в фильмах: «Эти ребята на гоночных» (реж. Э. Ишмухамедов), роль бригадира;

«Огненные дороги» (реж. Ш. Аббасов), роль секретаря ЛКСМ; «Жил – был дед» (реж. Б. Казаков), роль актёра; «Легион» (реж. Г. Николаенко), роль отца главного героя; «Энигма» (реж. М. Рудкевич), роль военврача;

Сериал «Жертва любви» (реж. Р. Кубаев), роль профессора Ромова и других.



В день бенефиса на сцене Молодёжного театра Александр сыграл фрагмент из спектакля Василия Шукшина «До третьих петухов». Зрители оценили овациями, как его главный герой Ванька-дурак оказался не просто хитрее трёхглавого дракона и Бабы-Яги, но куда смелее и мудрее наших современных пассивных горе-борцов с чиновничеством и бюрократией. Публика также увидела на большом экране отрывки художественных фильмов с участием юбиляра.

          Александр Колмогоров - автор пьес, либретто и киносценариев. В Ташкенте и Москве издано три сборника его стихов и книга прозы. Он публикуется в журналах разных стран. Его произведения переведены на немецкий, грузинский, датский, украинский и армянский языки.  На творческом вечере он прочитал несколько поэтических произведений и вместе с актёрами Молодёжного театра исполнил песню «Ташкентское детство» на свои стихи из сборника «Глиняная игрушка» (М., 2015):

 

                              Ветер осенний с далёких морей

Гнёт тополя, точно мачты фрегатов.

Криками чаек и песней пиратов

Бредит листва городских тополей.

 

Пыль подоконников бредит дождём.

Мутным. Холодным. И не отвертеться,

Если пойму: Краснокожим Вождём

Через заборы, кратчайшим путём

Лезет мне в душу ташкентское детство.

………………………………………….

Где эта улица, где этот дом?

Срыли. Состав над домами несётся.

Светится буковка «М» над колодцем

Синим, от холода мутным огнём.

 

Бог с ней.

                  …Но только бы ветер с морей

Гнул тополя, точно мачты фрегатов,

Только бы помнили песню пирата

Город, листва городских тополей.

 


Этот ветер с южных окраин заставил Александра Колмогорова вернуться в родной город, пройтись по старым улочкам Шумиловского городка, где прошло его детство, от которого, увы, остались одни руины. И всё-таки, по словам Александра, это было возвращение к родным местам «в поисках радости». С 2018 года по настоящее время Александр Колмогоров живёт в Ташкенте, служит актёром в Государственном молодёжном театре Узбекистана и активно занят в спектаклях: «Скрипач на крыше» - Поп;

«Аленький цветочек» - Купец; «Питер Пэн: письмо Зимнему Волшебнику» - Зимний Волшебник и других.

          Александр Колмогоров сердцем чувствовал свое предназначение в жизни. Для него важно было определить это назначение, или, лучше сказать, призвание, которое и есть смысл жизни. Для него было важно не изменить ему, а идти тропой, порой тернистой, но которая зовёт человека следовать зову его души. Он мечтал с детства о волшебной силе огнива, рассказанной великим датским сказочником Гансом Христианом Андерсеном, о роли солдата, которого попросила ведьма достать огниво из дупла старого дерева, а заодно деньги, которые лежат в трёх сундуках, охраняемых тремя страшными собаками и, конечно, о доброй и прекрасной принцессе. В этом спектакле даже откровенному злу был обещан свой кусочек счастья.



На сцене актёры Молодёжного театра представили эти волшебные образы датского сказочника, которыми грезил в детстве маленький Саша. И далее в этой более чем двухчасовой исповеди мастеру помогли раскрыться его друзья: Фотима Режаметова, Анвар Картаев, Екатерина Игнатович и другие из Молодёжного театра Узбекистана; Олег Галахов из Государственного академического русского драматического театра; Игорь Бухаидзе и Наталья Комарь из Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана; актёры театра «Ильхом» Сейдулла Молдаханов и Марина Турпищева, а также бывшие коллеги из Москвы, приславшие свои видеопоздравления.



Замечательный художник театра и кино Шухрат Абдумаликов, работавший с Колмогоровым много лет в «Молодёжном театре», подарил имениннику свою картину «Где моё небо?» и низко поклонился ему. Совсем юные участники драматического кружка школы Max-school, которым по совместительству руководит в последние годы Александр Колмогоров, представили театрализованные сценки по басням Ивана Крылова «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», вызвавшие в зале дружные овации. Все участники программы наполнили моноспектакль одного актёра своими искренними приветствиями; фрагментами текущих постановок, в которых звучали лирические песни и шуточные куплеты на стихи Александра; детской наивной инсценировкой басен И. А. Крылова, убедившей всех, что вкус к русской классике ещё не потерян молодым компьютерным поколением;  наконец, театральным карнавалом в финале представления, а также цветами, подарками и признаниями в любви юбиляру в расцвете его творчества, с которым все, как один, желали вместе отметить предстоящий столетний юбилей:

-  Дядя Саша, - так называли его коллеги. - Желаем вам, Александр Васильевич, сохранить тепло, которым вы делитесь с нами, внутри себя, будьте счастливы и здоровы!



Эта светлая линия жизни однажды протянулась из Ташкента в Москву и снова вернулась на круги своя! Пусть она длится для него и для нас всех ещё долго-долго...

 

Гуарик Багдасарова

Фото: Александр Жудро


Комментариев нет :

Отправить комментарий