воскресенье, 18 апреля 2021 г.

«Князь Игорь» - Половецкий стан» на сцене ГАБТ имени А. Навои – содружество восточной и русской культуры

 



Две ярких премьеры в ГАБТ: «Князь Игорь» - Половецкий стан» Александра Бородина и «Севильский цирюльник» Дж. Россини - в разгаре весны – покорили ташкентский бомонд.  Главная причина этого двойного успеха - в активном вовлечении молодёжи в состав исполнителей, современном обновлении классики и демонстрации творческого потенциала молодых сил искусства нашей страны.  



Тринадцатого апреля 2021 г. на сцене ГАБТ имени А. Навои был впервые представлен уникальный проект, посвящённый творчеству молодых артистов Большого театра в узбекской столице. В союзе молодых сил искусства и опытных мастеров была представлена премьера оперно-хореографической композиции "Князь Игорь» - Половецкий стан" на бессмертную музыку А. Бородина. Этот проект, согласно интересному замыслу и энтузиазму легенды нашего балета, народной артистки СССР и Узбекистана, лауреата Государственных премий Бернары Кариевой, начал рождаться еще до прихода в наш мир пандемии. Но условия вынужденной самоизоляции отодвинули воплощение этого замечательного проекта более, чем на год. Неутомимая творческая энергия Бернары Рахимовны и её стремление во что бы то ни стало продемонстрировать в этом проекте творчество молодых, а также труд замечательной команды постановщиков и исполнителей предопределили успех этого чудесного проекта.

Попробуем углубиться в историю создания композитором этой необычной оперы, занимающей особое место в мировой культуре. Работа над оперой длилась 18 лет, но так и не была окончена Бородиным. После смерти композитора её завершили А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков. Премьера оперы «Князь Игорь» состоялась 23 октября 1890 года в петербургском Мариинском театре и на сцене нашего Большого театра - в 70-ые годы прошлого века. Сегодня она имеет мировую известность и богатую историю постановок как в нашей стране, так и за рубежом.

          Поскольку Бородин восхищался творчеством Глинки и считал его своим кумиром, то обращение к теме, воспевающей патриотизм русского народа, а также безграничную любовь к родной земле было композитору, как он сам говорил, «по душе». Источником для либретто, написанного самим автором при участии В.В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном ратном походе против половцев, совершённом новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году.

За пределами новой постановки остаётся финал оперы «Князь Игорь», который бы хотели знать зрители, у которых вызвали сочувствие судьбы исторических героев. Князю Игорю удаётся бежать из половецкого плена вместе с Овлуром. Хан Кончак приказывает казнить сторожевых, а княжича Владимира не трогать. Хан объявляет Владимира своим зятем и тут же собирается в поход на Русь. В финале оперы князя Игоря встречает в Путивле его жена Ярославна.  Этой сцене предшествует знаменитый плач Ярославны у городской стены на площади в Путивле. Всё действие заканчивается приветствием и прославлением князя Игоря Северского, готового вновь идти в поход за Русь на половцев. Половцы — тюркоязычные кочевники, со второй половины XI века постоянно нападавшие на земли Южной Руси. Их этнические черты схожи со скифами и с другими степными народами, в изобилии окружавшими зарождающуюся Русь. Существует мнение, что позднее именно этот народ стали именовать татарами.



В оперно-хореографической композиции "Князь Игорь - Половецкий стан" удивительно сочетаются мощная и таинственная культура Востока, музыкально и пластично богато и ярко выраженная в «Половецких плясках», и своеобразная и обширная русская культура, переданная через оперную часть, - они органично сплетаются в единое прекрасное соцветие.  По этому поводу автор композиции и режиссёр-постановщик А.Е. Слоним заверил публику перед началом спектакля: «Мы очень надеемся, что этот спектакль-композиция, соединивший оперное и хореографическое искусство в единое целое, - привлечёт ваше внимание, дорогие зрители, и доставит вам радость. В нём - живое воплощение наших устремлений к развитию творческого потенциала артистической молодежи Узбекистана, за которой - будущее развитие искусств нашей страны. Именно это замечательное развитие имеет в виду президент Узбекистана Шавкат Миромонович Мирзиёев, провозгласивший нынешний год - годом творческой поддержки молодёжи в качестве залога развития обновлённого Узбекистана», - и попросил дорогих зрителей соблюдать необходимые меры антипандемической безопасности.

В новом проекте из русской эпической оперы «Князь Игорь» композитора А.П. Бородина в четырёх действиях с прологом был выбран только акт, рисующий бурные события и особую степную жизнь «Половецкого стана». Это действие с дополненным вступлением к опере – и было реализовано на сцене ГАБТ в течение полутора часов без антракта.  При всей своей неизбежной фрагментарности, композиция предстала органичной и цельной, благодаря динамичной и наполненной живой энергией постановке Андрея Слонима и монументальной сценографии Даврона Раджабова в стиле сохранившихся эскизов декорации Ивана Билибина. По замыслу постановщиков, спектакль несёт современную образную символику – как, например, решётка в сцене с пленённым Князем Игорем в Половецком стане. 

Главные смысловые акценты в судьбах исторических персонажей были обозначены со всей полнотой. Можно отметить одну весьма верную особенность режиссёрского и исполнительского раскрытия действия в данной композиции.  Жизнь героев была представлена в полном согласии с музыкой Бородина - в укрупнённой эпической правде движения их душ и поступков, а не по законам бытового приземлённого правдоподобия, не совместимого с богатырской музыкальной драматургией этой оперы. Спектакль получился истинно зрелищным и «фресково» - ярким.



В образах главных героев были заняты молодые ведущие солисты оперы Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои. Князь Игорь – Ришат Решитов предстал «непривычно» молодым (однако, вспомним и о том, что исторический князь Игорь Северский во время своего неудачного похода на половцев находился в достаточно молодом возрасте!). Талантливый солист убедительно раскрыл и смятения души своего персонажа, и горечь осознания им своего пленения, и его горячее желание спасти родину от нашествий степных кочевников. Рефрен своей знаменитой арии: «О дайте, дайте мне свободу, / Я мой позор сумею искупить. / Спасу я честь свою и славу, / Я Русь от недруга спасу!» - он проникновенно исполнил как мольбу и надежду, переполняя сердца зрителей чувством любви к своей родине и готовности отдать за неё жизнь.

Его сын Владимир Игоревич – Бекзод Садыков – был одержим горячим чувством к дочери хана – Кончаковне. Он страстно тяготел к ней, и сомневался, и излучал любовь как своим прекрасным голосом и чувственными интонациями, так и искренностью поведения. А сама Кончаковна (Яника Багрянская) в окружении развлекающих её девушек – предстала томной и экспрессивной восточной княжной, страстно влюблённой в молодого княжича и стремившейся соединить с ним свою судьбу. Стражник, крещёный половчанин Овлур - Отемис Джуманиязов, предлагающий Князю побег из плена, - в замысле постановщика и его воплощении предстал неожиданным хитрым исполнителем воли... самого хана Кончака, который был лично тайно заинтересован в побеге Игоря из плена. Он стремится обвенчать дочь с Владимиром и окончательно породниться со своим могучим противником (так и произошло в реальной истории - Кончаковна стала венчанной женой Владимира!). Опытный мастер сцены– заслуженный артист Республики Узбекистан Хатам Юлдашев - предстал в роли хана Кончака могучим и хитрым степным властителем, который безраздельно властвует и над своими подданными, и над завоеванными народами. Но Игорь как союзник и даже как будущий родственник! -  очень нужен ему. И хан Кончак – Х. Юлдашев - многообразно воздействует на сознание князя, стараясь привлечь его на свою сторону. Сцена их объяснения предстала в спектакле и диалогом, и поединком двух противоположных начал, наблюдать за которым было занимательно и интересно. В образе Половецкой девушки колоритно выступила Гульнар Альджанова, выразительно исполнив трудный вокальный номер со множеством мелодических украшений и создав убедительный образ подруги и наперсницы ханской дочери.

Женский состав хора выразительно и красиво представил окружение Кончаковны в ее шатре. В сцене знаменитых «Половецких плясок» весь хор волею постановщиков был поднят на два боковых балкона бельэтажа зала. От этого звучание стало истинно эпическим, заполняющим всё пространство в кульминационном моменте спектакля. Хормейстеры – народный артист Республики Узбекистан Сулейман Шадманов и Наталья Куприянова вместе с концертмейстером Людмилой Слоним достигли того, что хор, расположенный на двух крылах бельэтажа по правую и левую сторону зрительного зала, пел проникновенно, духовно, драматично и динамично, создавая стереоэффект восприятия. С особой силой и энергией хор прозвучал в динамичных сценах «Половецких плясок», когда на сцене вдруг возникает неуправляемый водоворот, вихрь, сопровождающийся идеально исполненной музыкой и слаженным хором. Хор в постановке А.Е. Слонима поистине является одним из главных действующих лиц в спектакле. Хочется отметить, что, буквально, с первых мгновений спектакля каждый эпизод пения и действия артистов был воспринят многочисленной публикой с большим вниманием и вознаграждён горячими аплодисментами с заслуженной долгой овацией в финале.

Симфонический оркестр ГАБТ имени А. Навои (музыкальный руководитель и дирижер – Азамхон Ахмедов) заворожил публику с первых вступительных аккордов пролога. Вспомним порядок и значение отдельных номеров этого действия оперы. ...Мрачное оркестровое вступление рисует нашествие половцев на Русь, пожарища, гибель поселян, горячее стремление княгини Ярославны помочь в беде своему народу... Его сменяет лирическая тема ностальгии, перерастающая в патриотический мотив спасения Руси от нашествия кочевых племён.  Владимир, сын Игоря, в лирической мелодичной каватине «Медленно день угасал» поёт о своей страстной любви к Кончаковне, дочери половецкого хана, и просит её отозваться на зов любви. Патриотическая тема достигает своего зенита в знаменитой арии князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе…». Её исполняли такие выдающиеся артисты, как Александр Пирогов, Алексей и Андрей Ивановы, Евгений Нестеренко, Дмитрий Гнатюк, Юрий Гуляев, Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский, Абгар Саргсян, В. Киняев в одноимённом фильме-опере (реж. Р. Тихомиров, 1969), где князя Игоря играет Б. Хмельницкий.



«Половецкие пляски» являются поистине знаменитым и общеизвестным балетным фрагментом второго действия оперы «Князь Игорь», который органично продолжает и развивает все предыдущие оперные эпизоды и события. Музыка «Половецких плясок» А.П. Бородина пользуется большой популярностью у современных исполнителей различных музыкальных направлений. В новой постановке, как и должно быть, - они занимают центральное место. Эта своеобразная сюита основана на полярном сопоставлении контрастных тем: лирического танца девушек – невольниц, неистовой мужской пляски, величественного прославляющего хора и стремительной пляски юных половцев. Полная истомы нежная песня и пленительный танец невольниц прерывается вызывающим восхищение танцем мужчин, который сам Бородин называл «дикой лезгинкой». Хореография безудержной пляски диких воинов производит на зрителей ошеломляющее впечатление. Действие завершается общей кульминационной пляской. Общая пляска отличается блеском и буйным темпераментом и заканчивается безудержной триумфальной кодой. В этой удивительной опере А.П. Бородин убедительно и ярко противопоставил и представил в неразрывном единении две разные культуры – эпическую, патриотическую, глубоко душевную  русскую -  и полную безграничной свободы, тайн и особых степных законов – половецкую. И эта неразрывная связь Руси и Востока является одной из мудрых и великих черт творения композитора.



В хореографических сценах в образах половцев и половчанок, пленниц, отроков - перед зрителем предстаёт молодёжь – учащиеся Республиканской специализированной школы-интерната хореографии и студенты Государственной академии хореографии Узбекистана. И стал предельно явственным своеобразный и особый замысел постановщиков, раскрывший нерушимый закон «степного ханства» - с отроческих лет в юном поколении половцев укореняется и насаждается стремление к умению сражаться и побеждать. «Половецкие пляски» в новом хореографическом решении покорили зрителей, благодаря мастерству балетмейстеров-хореографов, магистров Государственной академии хореографии – заслуженной артистки Узбекистана Амины Бабаджановой и лауреата Государственной премии молодых талантов «Нихол» Тиграна Абдуллаева. Они же в содружестве с лауреатом Государственной премии «Нихол» Шерзодом Кенжебаевым выразительно и остро исполнили ведущие танцевальные партии в хореографических сценах. Большую работу по отделке каждого танцевального номера провела и опытный мастер – балетмейстер-репетитор, заслуженная артистка Узбекистана Гульчехра Азимова. А юные   учащиеся Республиканской специализированной школы-интерната хореографии и студенты Государственной академии хореографии Узбекистана с невероятной экспрессией воплотили всю сложную бурную «ткань самих «плясок» и получили горячее одобрение зрителя. Художественный руководитель проекта – народная артистка СССР, народная артистка Республики Узбекистан, лауреат государственных премий, профессор хореографии Бернара Кариева по окончании спектакля выразила большие надежды на молодёжь и детей, занятых в постановке, проявивших достаточно высокое мастерство и организованность в пластическом искусстве.



На премьере в зале, переполненном снизу доверху, от партера и амфитеатра до балконов третьего этажа, зрителями, были не только взрослые поклонники Терпсихоры и Мельпомены, но и школьники со всего региона. Не ошибусь, если скажу, что многие представители творческой интеллигенции Ташкента собрались в этот вечер в зрительном зале театра и горячо оценили творчество постановщиков и исполнителей. Среди них учащиеся восьмых классов школы-интерната хореографии с преподавателями кафедры теории музыки и воспитателями посетили премьеру оперно-хореографической композиции "Князь Игорь» - Половецкий стан" и остались под большим впечатлением. Они наряду с другими зрителями выражали своё восхищение постановочной группе и благодарность руководству театра за предоставленную возможность посетить этот прекрасный спектакль.





          О новом премьерном спектакле «Севильский цирюльник» Дж. Россини мы поговорим отдельно. Обе премьеры объединяет одно: участие в них молодых сил и новое современное звучание классики.

Гуарик Багдасарова

Фото: Юрий Полянский

 

 

 

 

 

           

    

 

 

 

 

 

 

 

         

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий