понедельник, 19 апреля 2021 г.

Премьера «Севильского цирюльника» в ГАБТ им. А. Навои

 



 

Семнадцатого апреля 2021 г. в ГАБТ им. А. Навои состоялась новая премьера оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини в постановке народного артиста Узбекистана и Азербайджана Фирудина Сафарова и молодого режиссёра восстановления – Руслана Шерезданова. Главное отличие новой постановки – участие в ней молодых артистов и современное «молодёжное» непринуждённое лёгкое звучание комической оперы с элементами иронии и сарказма, искреннего смеха на сцене и в зале, а значит, неподдельного единения артистов со зрителями.

Первое представление оперы Дж. Россини (Либретто Ч. Стербини) состоялось 20 февраля 1816 года в Риме, больше двух столетий назад, но по-прежнему заставляет публику веселиться и наслаждаться жизнью и верить в чудо Любви. Одна только увертюра к опере Дж. Россини чего стоит: сколько в ней ярких красок, динамизма и восторга перед бесконечностью жизни; надежды, служащей движущей силой человечества; надежды, которая несёт в себе и освобождение, и утешение, и награду…  Так уже в прологе к спектаклю оркестр под руководством дирижёра Садыка Гаибова захватывающей жизнеутверждающей музыкой дарит зрителям предвкушение особой радости от знакомства с героями комедийной оперы.

На фоне этой увертюры зрители с любопытством вглядываются сперва в светящиеся окна фасада дома доктора Бартоло, сквозь шторки которых то и дело вспыхивают заманчивые контуры лиц и фигур. Почему-то на ум невольно приходят стихи Марины Цветаевой: «Вот опять окно, / где опять не спят. / Может, пьют вино, / Может – так сидят. / Или просто - рук не разнимут двое. / В каждом доме, друг, / есть окно такое…/ Помолись, дружок, за бессонный дом, / За окно с огнём!».

Наконец, открывается внутренний занавес в виде ширмы и перед взором распахивается ночная площадь в Севилье. Около фонтана во внутреннем итальянском дворике собрались музыканты. Граф Альмавива (народный артист Узбекистана Нормумин Султанов, лирический тенор, в своём привычном амплуа - романтик до мозга костей), влюблённый в воспитанницу доктора – Розину. Ведущая солистка ГАБТ им. А. Навои Анжелика Мухаметзянова в этой роли зажигательная и весёлая непоседа.  Граф Альмавива поёт своей возлюбленной сердечную серенаду. Но Розина не появляется на балконе… Впереди зрителей ожидает много интригующих моментов: опера в двух действиях (трех картинах) длится 2, 5 часа, но, как известно, «счастливые часов не наблюдают».



«Севильский цирюльник» - яркая комедийная опера Россини, основанная на пьесе известного драматурга Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро». Произведение пленяет остроумием, виртуозными вокальными партиями и неожиданными сюжетными поворотами, присущими традиционной оперной стилистике Италии. Опера насыщена забавными приключениями, интригами и эмоциями, а музыка полна изящества, свежести и стремительной темпераментности. «Севильский цирюльник» - мелодичное произведение, воспевающее нежные любовные чувства, активность и находчивость. Опера имеет большое социальное значение, поскольку она высмеивает притворство, распущенность и ханжество, неизжитые слабости человечества даже в XXI веке.

Жизнерадостный Фигаро - любимец всей Севильи, цирюльник, некогда бывший камердинер графа, берётся устроить сердечные дела Альмавивы. Его блистательно играет Фарух Исматов. Говорят, есть артисты, которые представляют своих персонажей в предложенных обстоятельствах, а есть те, кто проживает их на сцене: таков Фарух Исматов.  Дождавшись ухода Бартоло из дома, граф, по совету Фигаро, поёт Розине канцонетту, называя себя в ней Линдором. Фигаро подаёт графу идею - проникнуть в дом Бартоло под видом солдата, явившегося на постой.

Розина с нежностью вспоминает Линдора. Анжелика Мухаметзянова в этой необычной роли для себя до конца остаётся верна образу юной озорной непосредственной шалуньи. Доктор Бартоло – самый комичный и живой персонаж в спектакле, благодаря несравненному Ришату Решитову, - влюблённый в свою воспитанницу, он сам помышляет на ней жениться. Дон Базилио - великолепный Кирилл Борчанинов, заслуженный артист Узбекистана, всегда разный, непредсказуемый и неповторимый в этой постановке тоже - учитель пения Розины, сообщает Бартоло, что у Розины есть таинственный поклонник - граф Альмавива и его нужно оклеветать. Подслушавший это Фигаро, открывает Розине планы опекуна и предлагает ей написать записку влюблённому в неё Линдору, которую он берётся передать. Но письмо уже готово!

Появляется переодетый солдатом граф. Н. Султанову приходится в одном спектакле перевоплощаться в разных полярных персонажей – и эти трюки с переодеванием и перевоплощением ему вполне удаются! Притворившись пьяным, он бранится и требует квартиру для постоя, создавая суматоху. Офицер хочет арестовать пьяного солдата, но, увидев, фамильный перстень с графским гербом - почтительно кланяется, солдаты отдают честь вельможе.

На этот раз, появившись в доме доктора, граф Альмавива переодевается учителем музыки и сообщает, что дон Базилио заболел и попросил его — дона Алонзо, своего ученика, — дать урок пения Розине. Используя записку Розины, он объясняет Бартоло, что хочет разоблачить графа. Доктор проникается к нему доверием и зовёт Розину. Фигаро хитростью овладевает ключом от балкона. Кошелёк с золотом, вручённый втихомолку пришедшему Дону Базилио (в ход идут все уловки-соблазны, окончательно срывающие маску добродетели с учителя музыки, наглядно демонстрирующего свою алчность и продажную сущность) заставляет жадного монаха признать себя больным и удалиться.

Альмавива договаривается с Розиной о её похищении этой ночью. Но доктор, подслушав их, понимает, что урок пения был ловким обманом и в бешенстве разгоняет всех. Опекун решает немедленно жениться на Розине и посылает Базилио за нотариусом. Доктору удаётся очернить "Линдора" в глазах Розины, и она даёт согласие на брак. Фигаро и граф через балкон проникают в будуар Розины, но она с гневом отвергает "Линдора". Недоразумение вскоре выясняется, и Розина соглашается бежать с графом, а Фигаро, используя приход нотариуса, помогает влюблённым заключить брачный контракт. Авантюрная комедия с массой детективных приключений заканчивается праздником Любви: все приветствуют молодых и славят Фигаро!



В спектакле артисты, играющие второстепенных персонажей, создают необходимую комическую атмосферу и придают живость происходящему на сцене. Ведущая солистка ГАБТ им. А. Навои Рада Смирных, как всегда, покоряет с первого выхода на сцену своими роскошными женскими формами, характерной походкой и убедительной игрой, сильным контральто. Она чувствует себя совершенно естественно в роли горничной Берты: похоже, её героиня положила глаз на графа Альмавива и при случае не отказалась бы от предложения его руки и сердца. Почти бессловесные Фиорелло (Жасур Саидов) и офицер (Абдугани Рузиев) выглядят полными дураками и тем самым оттеняют хитрость ума и ловкость рук Фигаро, превосходство изобретательности слуги над ограниченностью господина.

В антракте мне удалось взять эксклюзивное интервью для сайта «Культура.Уз» у концертмейстера Юлианы Викторовны Круковской, после окончания музыковедческого факультета ГКУз прослужившей в ГАБТ имени А. Навои 20 лет и помогавшей выпустить в свет такие оперные спектакли, как «Евгений Онегин», «Травиата», «Хамса», «Любовный напиток» и другие.  Меня интересовало: как долго молодые артисты Большого театра в союзе со зрелыми мастерами сцены готовили к выпуску в свет комическую оперу «Севильский цирюльник» - какие трудности им пришлось преодолеть, чтобы, наконец, познать вкус победы над собой и над затянувшейся пандемией?

-  Мы плодотворно занимались два месяца над этим спектаклем. В оперную постановку ввели много новых участников из молодёжи. Они проявили себя как талантливые и артистичные исполнители, сумевшие за короткое время освоить огромный материал. В спектакле, помимо оперных партий, много речитативов, ритмической речи – технически оперным певцам это достаточно сложно исполнить. Вся музыкальная часть основана на ансамблях и отдельных сольных, очень сложных в техническом отношении ариях, так как каждая из них несёт печать индивидуальности.

- Как артисты справились со своими нелёгкими задачами?

- Мы очень удачно подобрали состав исполнителей по своему характеру: каждый артист соответствует своей роли. Я была приятно удивлена, что молодёжь органично влилась в уже состоявшийся зрелый коллектив с именитыми исполнителями.

- Назовите персонально самых, на ваш взгляд, одарённых артистов, занятых в опере?

- Мне лично понравился артистичный молодой человек, обладающий приятным баритоном, - Фарух Исматов в роли Фигаро. Он выпускник ГКУз и в театре работает только второй год в качестве стажёра.

Анжелика Мухаметзянова, исполнительница главной роли Розины в спектакле, - обладательница красивого сопрано. Она всегда быстро выучивает свои партии, у неё шикарный высокий звонкий голос.

Кирилл Борчанинов, заслуженный артист Узбекистана, – он, вообще, вне всякой конкуренции. Он всегда подаёт свои роли на сцене так, как сам их видит и чувствует и может даже поспорить с режиссёром. Он украшение спектакля.

Ришат Решитов в главной  роли Бартоло – честно говоря, я до конца не верила, что он сможет воплотить полноценно на сцене эту супер-комическую роль, так как она требует от молодого артиста углубления в непростой характер этого солидного по возрасту персонажа и постоянного присутствия на сцене. Он занимался вокалом и музыкой с детских лет в детской оперной студии и потом в консерватории занимался историей и теорией музыки у меня: у таких артистов, пришедших в ГАБТ и окунувшихся с головой в театральную среду, складывается особое мировоззрение и отношение к избранной профессии. Выпускник ГКУЗ сейчас ведущий солист ГАБТ имени Алишера Навои: ему суждены большое будущее и успешная артистическая карьера.

- На ваш взгляд, что легче даётся сыграть молодым артистам – трагические, драматические или, как сейчас, комические роли?

- Комические роли сыграть сложнее - мне так кажется, и вот почему. Здесь нужен адекватный отклик публики, чтобы зритель понял, в чём смысл спектакля и над чем он смеётся. В этом случае от солиста требуется и артистизм, и вокальные данные, и игра голосом. В этом спектакле исполнители не только поют, но и ритмично говорят: это их собственные находки. С одной стороны, драматическая партия исполняется легче: в согласии с музыкой и самим действием она скорее вызовет у публики ответную реакцию – сочувствие и сострадание к герою. С другой стороны, если публика видит, что это ярко, смешно, естественно – тогда даже самый неподготовленный зритель поймёт комическую оперу скорее, чем драматическое действие, требующее предварительного знакомства с либретто, а от артиста – профессионализма.  Заставить смеяться зрителя - для этого нужно иметь особый комический дар.

- Какой вклад внёс в успех представления «Севильский цирюльник» молодой режиссёр Руслан Шерезданов, известный уже нам по таким оперным постановкам в ГАБТ, как «Риголетто», «Новогодний маскарад», а также музыкальным сказкам для детей: Е. Комарова. "Супергерои в Большом";

П. И. Чайковский. "Возвращение Щелкунчика"; А. Эргашев. "Снежная Королева"; С. Прокофьев. "Петя и Волк"?

- Это молодой интересный прогрессивный режиссёр, представитель современной талантливой молодёжи. В связи с болезнью режиссёра-постановщика Фируддина Сафарова, ему доверили завершить подготовку спектакля. Он внёс много нового, современного, в частности, в методику поведения артистов на сцене: режиссёр, например, призывает артистов  в ходе действия и в процессе  пения обращаться не к зрителям, а  к своим партнёрам – это придаёт особую живость и правдоподобие спектаклю. Благодаря Руслану Шерезданову восстановленная постановка оперы «Севильский цирюльник» приобрела второе современное дыхание.

«Севильский цирюльник» в новой постановке пленяет неиссякаемым остроумием, мелодической щедростью и виртуозным блеском. Этому произведению присущи характерные черты итальянской оперы-буфф: стремительная динамика сценического действия, обилие комических положений. Герои оперы, её сюжет кажутся выхваченными из самой жизни. Увертюра оперы вводит в обстановку забавных приключений. Изящные мелодии, темпераментная ритмика, стремительные нарастания полны огня, кипения жизненных сил.

Те, кто не попал на общественный просмотр 16 04 21 и премьеру спектакля - 17 04 21., - сможет насладиться комедийной оперой «Севильский цирюльник» - 28 мая этого года в ГАБТ им. А. Навои. Для самых любознательных есть возможность посмотреть в Государственном театре оперетты музыкальную комедию-буфф «Женитьбу Фигаро» (режиссёр-постановщик Гульрух Нажидова). Дело в том, что существует два музыкальных произведения гениальных композиторов: В.А. Моцарта и Дж. Россини, созданных на один сюжет по мотивам комедии Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро». В этом случае вы сможете не только сопоставить произведения обоих гениальных композиторов, но и насладиться двумя превосходными увертюрами: Моцарта - к опере «Свадьба Фигаро», написанной в 1786 году (стремительно проносящийся маленький шедевр, столь же гармоничный, как сама опера, и необычайно живой, передающий весёлое настроение и суматоху безумного дня) и оживлённой увертюрой Россини к опере «Севильский цирюльник», премьера которой состоялась 20 февраля 1816 года в Риме.



Явление опер «Свадьба Фигаро» и «Севильский цирюльник» — исключительное совпадение не только характера дарований трёх гениев, но и их «звёздного часа»: вершинные произведения Бомарше послужили источником для одних из лучших созданий как В. Моцарта, так и Дж. Россини, в чём ещё раз убедились зрители, побывавшие на премьере бессмертной оперы «Севильский цирюльник» и благодарившие всех участников новой постановки восторженными овациями и букетами весенних цветов.

 

Гуарик Багдасарова

 

Фото: Юрий Полянский

 

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий