Выставка «Мой родной край, мой Каракалпакстан» в галерее ИЗО Узбекистана НБУ открылась 19. 04 22 и продолжит свою работу до 16 мая этого года. Обширную экспозицию из 240 живописных работ 58 авторов на втором этаже галереи НБУ представил Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого и Каракалпакское отделение Академии художеств Узбекистана. Выставка проводится при поддержке Жокаргы Кенеса (Верховный совет) Республики Каракалпакстан и Агентства культурного наследия при Министерстве туризма и культурного наследия Республики Узбекистан и приурочена к Фестивалю изобразительного и прикладного искусства.
На выставке представлены произведения нескольких поколений художников Каракалпакстана, например, художественной династии известного мариниста Рафаэля Теватросовича Матевосяна (1924-2013) и его сына Роберта Рафаэловича (1952 г.р.). На выставке представлены «Натюрморт с белым чайником» и другой камерный натюрморт с неотъемлемыми предметами советской эпохи, вроде центральной газеты «Известия», керосиновой лампы, жестяного умывальника, алюминиевой кружки, вафельного полотенца – бытовыми подробностями геологоразведочной экспедиции - Рафаэля Матевосяна, по изобразительной технике напоминающие живописную манеру постимпрессиониста Сезанна. Роберт Матевосян представил великолепный осенний пейзаж «Старый город», где на первом плане изображены фигурки женщин в национальной одежде, сбоку примостился ветвистый карагач и за ними цепко упёрлись в лазурное небо разноцветные крыши мирных домов, как семицветная радуга над землёй, объединившая всё пространство полотна в какую-то колыбельную живописную песню.
Зрелые мастера Е. Заседателев («Ходжекуль рыбацкий») и Ж. Беканов («У Аральского моря») воспроизводят полные кипучей жизни многолюдные жанровые композиции, дающие представление о славном прошлом Арала и его прибрежных жителей. Молодой живописец Байрам Нурымбетов в сумрачном монохромном пейзаже «Арал» обращается к острым проблемам исчезнувшего Аральского моря и смело отражает природную катастрофу через голый остов мёртвого корабля и безлюдные прибрежные посёлки. Другой художник М. Антонов в лирико-философской жанровой картине «Пришла вода», похожей на живописную притчу, тонко передаёт в красках, какое историческое глубокое значение для местных жителей в окружении пустыни всегда имела вода.
У. Сапаров («Старик на ослике») А. Утегенов («Повозка с сеном»), Ж. Беканов («Пекут лепёшки») выполнили в примитивной манере жанровые композиции: яркими лаконичными красками и простыми сюжетами из сельской жизни они напомнили посетителям выставки картины грузинского самодеятельного художника Нико Пиросмани.
Среди
экспонатов выделяются написанный с отеческой теплотой «Портрет дочери» М.
Кудайбергенова и выполненный с сыновьей любовью очень трогательный «Портрет
матери с прялкой» Ж. Изентаева. «Хранительница» С. Сабирбаева – это, скорее
всего, обобщённый образ сказительницы в оригинальном ярком национальном наряде
с менее выраженными индивидуальными чертами таинственного женского образа.
Д.
Таджимуратов представил оригинальную малую деревянную пластику: «Старик и
собака», «Женщина в национальном головном уборе» и много других композиций -
они покоряют зрителей гибкими мягкими линиями контуров фигур, одухотворённостью
материала и национальным характером образов людей.
Знакомство
с выставкой убеждает нас, что в наши дни благодаря новому поколению художников
каракалпакская школа изобразительного искусства продолжает своё успешное
развитие и, в целом, демонстрирует яркую самобытную страницу в многоцветном
калейдоскопе искусств Узбекистана.
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий