воскресенье, 24 апреля 2022 г.

Выставка «Мой родной край, мой Каракалпакстан» в галерее ИЗО Узбекистана НБУ

 


          Выставка «Мой родной край, мой Каракалпакстан» в галерее ИЗО Узбекистана НБУ открылась 19. 04 22 и продолжит свою работу до 16 мая этого года. Обширную экспозицию из 240 живописных работ 58 авторов на втором этаже галереи НБУ представил Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого и Каракалпакское отделение Академии художеств Узбекистана. Выставка проводится при поддержке Жокаргы Кенеса (Верховный совет) Республики Каракалпакстан и Агентства культурного наследия при Министерстве туризма и культурного наследия Республики Узбекистан и приурочена к Фестивалю изобразительного и прикладного искусства.


          
 Начиная с середины 50-х годов прошлого века, в регионе происходил процесс формирования каракалпакской школы изобразительного искусства, в котором принимали участие представители разных национальностей и различных художественных школ. Важную роль в формировании каракалпакской школы изобразительного искусства сыграл Игорь Витальевич Савицкий – и как художник, и как директор Государственного музея искусств в Нукусе. В течение многих лет он был центром притяжения художественной жизни Каракалпакстана, другом, советчиком, наставником. Неудивительно, что именно память о И.В. Савицком служит своеобразным камертоном многих каракалпакских художников.


          
Эпоха независимости дала дополнительный импульс для творчества художников Узбекистана, в том числе и Каракалпакстана: её характеризуют особая палитра и разнообразие тем. Выставка представляет большой интерес не только для любителей ИЗО, но и краеведов, иностранных туристов, желающих поближе познакомиться с богатым культурным наследием края.



На выставке представлены произведения нескольких поколений художников Каракалпакстана, например, художественной династии известного мариниста Рафаэля Теватросовича Матевосяна (1924-2013) и его сына Роберта Рафаэловича (1952 г.р.). На выставке представлены «Натюрморт с белым чайником» и другой камерный натюрморт с неотъемлемыми предметами советской эпохи, вроде центральной газеты  «Известия», керосиновой лампы, жестяного умывальника, алюминиевой кружки, вафельного полотенца – бытовыми подробностями геологоразведочной экспедиции - Рафаэля Матевосяна, по изобразительной технике напоминающие живописную манеру постимпрессиониста Сезанна. Роберт Матевосян представил  великолепный осенний пейзаж  «Старый город», где  на первом плане изображены фигурки женщин в национальной одежде, сбоку примостился  ветвистый карагач и за ними цепко упёрлись в лазурное небо разноцветные крыши мирных домов, как семицветная радуга над землёй, объединившая всё пространство полотна в какую-то колыбельную живописную песню.







          Посетителей выставки привлекают внимание монументальные многофигурные композиции исторического характера: «Сорок девушек», «Бахши», «Маманбий» Барликбая Айтмуратова и камерная живопись различных жанров. Так, художники разных поколений А. Кудайбергенов («Наследие»), Э. Жолдасов («Натюрморт с медной вазой и с книгой»), Г. Алламжаров («Натюрморт с сосудами»), Ж. Изентаев («Натюрморт с цветами»), А. Шпады («Натюрморт с хурмой») выполнили натюрморты с национальными артефактами, таким образом привлекая молодёжь за окружающими бытовыми предметами различать вековые национальные обычаи и культурные традиции каракалпаков.






Зрелые мастера Е. Заседателев («Ходжекуль рыбацкий») и Ж. Беканов («У Аральского моря») воспроизводят полные кипучей жизни  многолюдные жанровые композиции, дающие представление о славном прошлом Арала и его прибрежных жителей. Молодой живописец Байрам Нурымбетов в сумрачном монохромном пейзаже «Арал» обращается к острым проблемам исчезнувшего Аральского моря и смело отражает природную катастрофу через голый остов мёртвого корабля и безлюдные прибрежные посёлки. Другой художник М. Антонов в лирико-философской жанровой картине «Пришла вода», похожей на живописную притчу, тонко передаёт в красках, какое историческое глубокое значение для местных жителей в окружении пустыни всегда имела вода.




У. Сапаров («Старик на ослике») А. Утегенов («Повозка с сеном»),                Ж. Беканов («Пекут лепёшки») выполнили в примитивной манере жанровые композиции: яркими лаконичными красками и простыми сюжетами из сельской жизни они напомнили посетителям выставки картины грузинского самодеятельного художника Нико Пиросмани.







Среди экспонатов выделяются написанный с отеческой теплотой «Портрет дочери» М. Кудайбергенова и выполненный с сыновьей любовью очень трогательный «Портрет матери с прялкой» Ж. Изентаева. «Хранительница» С. Сабирбаева – это, скорее всего, обобщённый образ сказительницы в оригинальном ярком национальном наряде с менее выраженными индивидуальными чертами таинственного женского образа.




Д. Таджимуратов представил оригинальную малую деревянную пластику: «Старик и собака», «Женщина в национальном головном уборе» и много других композиций - они покоряют зрителей гибкими мягкими линиями контуров фигур, одухотворённостью материала и национальным характером образов людей.  



Знакомство с выставкой убеждает нас, что в наши дни благодаря новому поколению художников каракалпакская школа изобразительного искусства продолжает своё успешное развитие и, в целом, демонстрирует яркую самобытную страницу в многоцветном калейдоскопе искусств Узбекистана.

 

Гуарик Багдасарова

Комментариев нет :

Отправить комментарий