вторник, 12 апреля 2022 г.

Творческий вечер ведущей артистки оркестра ГАБТ Огульнабат Юсуповой

 

Десятого апреля 2022 г. в Музыкальной гостиной ГАБТ состоялся творческий вечер-концерт, посвящённый 50-летию артистической и исполнительской деятельности ведущей артистки оркестра ГАБТ Огульнабат Юсуповой. Со школьных лет Огульнабат выбрала для себя любимый инструмент – виолончель за его возможности выражать всю палитру души – от светлой тихой грусти до бурной радости. Артистка оркестра ГАБТ призналась публике, что она любит театр за его творческий коллектив, в котором она выросла в зрелого музыканта, и за чуткую требовательную публику с хорошим вкусом к классической музыке, вдохновляющей её продолжать работать и дарить радость людям своим искусством. Огульнабат воспитала троих дочерей, две из которых пошли по её пути, и пять внуков. В концерте приняли участие её дочь Наргиза Юсупова (виолончель) и двое внуков-виолончелистов младшего школьного возраста – Анжелика Юсупова и Амир Камилов. Они продемонстрировали преемственность музыкальных традиций семейной династии виолончелистов.

На творческом вечере прозвучала обширная, многообразная и многоОбразная  палитра из произведений композиторов различных стран мира и Узбекистана в исполнении ведущих артистов оперы и балета ГАБТ имени А. Навои. Вот что рассказал зрителям о главной героине вечера и программе концерта автор композиции, режиссёр и ведущий – заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним.

- Сегодня у нас особенный творческий вечер. Он посвящён 50-летию служения искусству опытнейшего музыканта симфонического оркестра Огульнабат Юсуповой. Всю свою жизнь она посвятила вдохновенной игре на одном из самых прекрасных и полных тайн инструментов - виолончели. В звучании оперных и балетных партитур виолончель играет особенную роль - и замечательно солируя, и обогащая звучание оркестра своим удивительным тембром и напевностью.

Огульнабат Юсупова - опытный мастер, игра которой отличается и выразительностью, и динамикой, и экспрессией. Хотим отметить, что творческих вечеров мастеров-музыкантов оркестра практически невозможно встретить в многолетней практике многих театров и концертных организаций. Обещаем вам весьма интересную программу, где прозвучат и солирующая виолончель, причём не только самого юбиляра, но и его коллег, и многое-многое другое…  

В программе концерта прозвучала не только виолончель в самых различных её проявлениях – от старинной до современной музыки, но и другие музыкальные инструменты – струнные и фортепиано. Певцы и сопровождающие их музыканты разных поколений на различных инструментах исполнили своеобразные произведения прошлого и наших дней. Особенный интерес у зрителей вызвали редко исполняемые произведения национального характера, в их числе: народная туркменская мелодия «Даш голды» («То, что вдали») в обработке Нури Мухатова; а также «Романс» знаменитого узбекского композитора Сайфи Джалила в исполнении Огульнабат Юсуповой (виолончель) и лауреата международного конкурса Гульнары Юсуповой (фортепиано).

Присутствующий на творческом вечере видный узбекский композитор, заместитель Председателя союза композиторов и бастакоров Узбекистана, заслуженный деятель искусств Узбекистана Хамидулла Рахимов сердечно поблагодарил за проникновенное исполнение его глубокого по содержанию и национального по форме произведения «Макомат»  Огульнабат Юсупову (виолончель) и Гульнару Юсупову (фортепиано) и преподнёс им цветы .

В программе динамично и разнообразно прозвучали в исполнении молодых музыкантов: «Песня без слов» Мухтара Ашрафи (Шахноза Каримова - виолончель, Гульнора Юсупова - фортепиано; «Танец» Дадали Соаткулова (Анжелика Юсупова -виолончель, Гульнара Юсупова – фортепиано); «Ариозо» Улугбека Мусаева (Султан Жуманиязов – виолончель, Шахноза Ташпулатова – фортепиано). Юный виолончелист Амир Камилов с детским естественным волнением перед большой публикой исполнил задорную жизнеутверждающую пьесу «Мечтатель» Дмитрия Кабалевского и певучую пьесу «Шарманка» из «Детской тетради» Дмитрия Шостаковича. Оба произведения великих советских композиторов, полные жизнеутверждающего оптимизма, прозрачной мелодии, образности, олицетворяли слова знаменитого Шостаковича: «Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы».

Западноевропейская и русская классика была представлена от Иоганна Себастьяна Баха до Фредерика Шопена, Антонина Дворжака, Петра Чайковского и Михаила Глинки. В программу органически влились также образцы азиатского фольклора - самая известная композиция современного талантливого пианиста и композитора из Южной Кореи -Ли Рума «River Flows in You» в переложении для виолончели: Огульнабат Юсупова (виолончель), Наргиза Юсупова (виолончель).



        В ткань концерта красиво и органично вплелось и камерное пение ведущих мастеров сцены - от заслуженного артиста Узбекистана Кирилла Борчанинова до молодых талантливых певцов. Горячо любимый ташкентскими зрителями Кирилл Борчанинов (бас) с глубоким чувством исполнил знаменитый романс «Сомнение» Михаила Глинки на стихи Нестора Кукольника в сопровождении Огульнабат Юсуповой (виолончель) и Гульнары Юсуповой (фортепиано), вызвав громкую продолжительную овацию в Музыкальной гостиной. Ведущая солистка оперы Яника Багрянская благодаря своему меццо-сопрано и тончайшей музыкальной композиции Людмилы Слоним (фортепиано) смогла донести проникнутое философским размышлением о смысле человеческого существования, судьбе отечества и чешского народа стихотворение «Со временем…» Йозефа Гора (Чехия) в переводе Адели Чиляковой: партия фортепиано – автор, Людмила Слоним, Огульнабат Юсупова (виолончель). Это произведение, недавно сочинённое Людмилой Слоним и впервые прозвучавшее в новой авторской редакции с добавлением партии виолончели, было с особой экспрессией исполнено Яникой Багрянской в ансамбле с автором музыки и Огульнабат Юсуповой и было горячо воспринято публикой.  А в романсе  «Белая берёза» на стихи Сергея Есенина – своеобразном «импрессионистическом этюде», сочинённом Людмилой Слоним, - ведущей солисткой оперы Еленой Шавердовой под аккомпанемент автора музыки Л. Слоним (фортепиано), раскрылся образ зимы в её удивительной красоте и таинствах... Молодой баритон Ришат Решитов в ансамбле с юбиляром и талантливой пианисткой Гульнарой Юсуповой убедительно, с большой энергией излучения исполнил знаменитую «Элегию» Ж. Массне.  Ведущая солистка оперы Анастасия Юдина благодаря особому тембру её голоса (меццо-сопрано) по-южному темпераментно, захватывающе воспроизвела «Звёздочки» (стихи в переводе Т. Сикорской) из цикла «Испанские песни» Дмитрия Шостаковича в сопровождении кастаньет, партии фортепиано (Людмила Слоним) и виолончели (Огульнабат Юсупова). Обаятельно прозвучало и приношение-экспромт молодой певицы Валерии Шароватовой, выразительно исполнившей романс Сайфи Джалила «Пари руйин» в ансамбле с Шахнозой Ташпулатовой (фортепиано).

Горячо любимые ташкентским зрителем тенора театра, лауреаты международных конкурсов Дамир Рахмонов и Рустам Алимарданов под аккомпанемент молодой пианистки Шахнозы Ташпулатовой преподнесли приятный сюрприз героине вечера. Они исполнили попурри из неаполитанской песни «Моё солнце» и любимой всеми Песенки Герцога из оперы Дж. Верди «Риголетто», вызвавшее восторг у виновницы торжества - Огульнабат Юсуповой - и очарованной взыскательной публики, сканировавшей «Браво!».

Чарующие голоса виолончели и других инструментов царили в этот вечер и в мире хореографии. Неожиданными для зрителей стали включённые в вечер хореографические композиции «Сентиментальный вальс» Петра Чайковского (постановка Лолы Исоковой) в исполнении ведущих солистов балета – Лолы Исоковой и Жамшида Жураева; «Мелодия» Антонина Дворжака в хореографии  легендарного Асафа Мессерера в исполнении ведущих солистов балета - Екатерины Тихановской и Донияра Хосманова. Поэма о любви «Andante cantabile» Оскара Ситникова в хореографии Лолы Исоковой покорила публику в пластическом дуэте солистов балета - Лолы Исоковой и Асилбека Рахимова в сопровождении Огульнабат Юсуповой (виолончель) и Гульнары Юсуповой (фортепиано). А знаменитая пьеса «Лебедь» Камиля Сен-Санса, которая поистине обрела новую жизнь в воплощении гениальной Анной Павловой образа «Умирающего лебедя» (в знаменитой хореографической миниатюре Михаила Фокина, где в разные времена  блистали многие истинно великие балерины!), предстала перед ташкентскими зрителями в  изумительной трактовке заслуженной артистки Узбекистана Надиры Хамраевой в сопровождении Огульнабат Юсуповой (виолончель) и Гульнары Юсуповой (фортепиано).

Андрей Слоним предварил знаменательный номер авторским посвящением великим балеринам Анне Павловой, Галине Улановой, Майе Плисецкой… Вслед за ними для многих балерин, включая Надиру Хамраеву, «Умирающий лебедь» стал их визитной карточкой в концертах. В посвящении А. Слонима есть такие заключительные строки, открывающие тайный смысл и притягательную силу всемирно известной хореографической миниатюры:

Я –  Лебедь!

Я в игре Судьбы метаний

Смертельно ранен Злом

в час горький мой.

И я умру

под гром рукоплесканий,

Чтоб, возродившись,

                                               вновь сражаться с Тьмой...

         Эти подсознательные возвышенные эмоции пластическим языком полностью смогла передать в хореографической миниатюре Надира Хамраева, вызвавшая в зале шквал аплодисментов своим танцем-спектаклем.


Творческий вечер артистки оркестра Огульнабат Юсуповой  запомнится публике надолго богатой  палитрой композиторских творений разных стран и эпох, необычайно широким диапазоном, включая лучшие произведения композиторов Узбекистана. Давайте осмыслим и тот факт, что творческие вечера артистов симфонических оркестров встречаются достаточно редко – и тем значимее прозвучал внутренний смысл этого замечательного вечера, раскрывшего богатство Музыки в звучании виолончели как яркого и самобытного инструмента – и самой по себе, и в сочетании с тембрами других инструментов, человеческим голосом и даже – с хореографией!.. А яркое и своеобразное мастерство Огульнабат Юсуповой и её коллег подарило зрителям немало прекрасных минут наслаждения великой музыкой, замечательным исполнением многих талантливых музыкантов, певцов, танцовщиков. И ещё одно значимое свойство явственно озарило этот своеобразный вечер – в нерушимом единстве и содружестве музыкантов разных жанров, певцов, танцовщиков раскрылось великое и многообразное единство необъятного мира большой и многокрасочной музыки разных стран и народов. В наше переходное время, когда меняется вектор истории, Музыка воспевает Любовь и Красоту мира, Музыка сближает и объединяет, – что сегодня неимоверно важно в мире, полном тревог и перипетий. Очень важен ещё один значимый факт - в этот день посещение вечера-концерта было свободным, что ещё больше подчеркнуло безвозмездное гостеприимство организаторов праздничного вечера! Впрочем, благодарность зрителей артистам ГАБТ за подаренный праздник  лучше всего выразил автор композиции, режиссёр и ведущий программы, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним, адресовавший виновнице торжества – Огульнабат Юсуповой - стихотворный этюд о рождении и величии вечной Музыки:

 

Коснулось небо звёздных струн

Легко и нежно.

И звук родился… Был он юн

Столь безмятежно,

Что был неслышимым почти, –

Но в вышней дали

Увидел радости пути,

Пути печали.

Узнал, что ясно и светло,

Пока дух молод.

Познал, что будет с ним тепло –

И лютый холод.

Предвидел он, что будет шанс

Потешить ладом, – 

Как и нежданный диссонанс

Со всем, что рядом.

 

Но столь же страстно верил он,

Что радость будет – 

Растопит скользкий лёд времён,

Жар зла остудит.

Он рвался через тьмы поток

И все потери

В тот мир, что нежен и жесток

В единой мере.

Кого-то звал, кого-то ждал,

Пока – напрасно.

Стояли тверди серых скал

Пред ним безгласно.

Но жил он, смолкнуть не посмев,

Зачёркнут не был – 

Уже не звук, уже – напев

Земли и неба.

 

Взметнул над бренным миром свой

Взмах дерзновенный

Тот, кто вершил над всей Землёй

Ноктюрн Вселенной.

И взмыл в немеркнущей дали,

Что всех чудесней –

Мотив, став неба и земли

Бескрайней песней.

Сильна как море, как скала,

Прекрасно, смело

Она жила, она звала,

Она летела.

Сиял в ней свет десятков лун

Неповторимый,

И небо, что коснулось струн

Рукой незримой…

                

Гуарик Багдасарова

 Фото Юрия Полянского

Комментариев нет :

Отправить комментарий