Долгожданная
премьера одной из самых красивейших опер в мире состоялась в Ташкенте 25-26
июня 2022 года в ГАБТ им. А. Навои. Арии из этого произведения украшают
репертуар самых известных исполнителей. Опера, настолько полно выразившая все
идеи итальянского веризма, что это новаторское течение в чистом виде больше не
произвело на свет ничего подобного по силе и красоте.
Если
«Сельская честь» Масканьи, давно занимающая почётное место в репертуаре нашего
Большого театра, зачинает направление веризма в итальянской опере, то его
подлинным манифестом является «Паяцы». «Пая́цы» (итал. Pagliacci) — опера в
двух частях с прологом итальянского композитора Руджеро Леонкавалло, написанная
на собственное либретто. Сюжетом послужило реальное событие, происшедшее в
калабрийской деревне Монтальто, где находилось имение отца композитора.
Один
актёр из бродячей труппы по окончании представления зарезал жену и её
любовника, служившего к тому же в доме семьи Леонкавалло. Композитор, который
был тогда ребёнком, присутствовал при этой сцене, а его отец, представитель
судебных властей, приговорил совершившего двойное убийство, к двадцати годам
тюрьмы. Так что то, что мы слышим в прологе к «Паяцам», сказано не просто ради
красного словца, но опирается на действительный опыт: «Автор стремился
изобразить саму жизнь... и вдохновлялся правдой». Эта правда всплыла в памяти
Леонкавалло, и он, либреттист и композитор, запечатлел её ещё живой, трепетной,
словно на фотографическом снимке.
Премьера
оперы состоялась в Милане 21 мая 1892 года; британская и американская премьеры
последовали в 1893 году; российская в Санкт-Петербурге — в 1894-м (труппа И.П.
Зазулина). Одно из красивейших произведений мирового репертуара, опера «Паяцы»,
впервые была поставлена в ГАБТ им. А.
Навои в 1977 году. Одним из лучших исполнителей партии Канио и, особенно, ариозо
из первого действия «Смейся, паяц», был Карузо. Эта опера очень популярна и в
наши дни.
Новая постановка - третья, и она осуществлена молодым талантливым режиссёром Русланом Шерездановым. Премьера оперы шла два вечера подряд при полном аншлаге и утонула в продолжительных овациях. Дирижёр симфонического оркестра ГАБТ - народная артистка Каракалпакстана Аида Абдуллаева. В первом премьерном спектакле были заняты: Канио, хозяин труппы странствующих комедиантов (в комедии — Паяц - тенор) - Дамир Рахмонов; Недда, его жена (в комедии — Коломбина - сопрано) - приглашённая солистка Мариинского театра Евгения Муравьева (Россия); Тонио, клоун (в комедии — Таддео - баритон) - Ришат Решитов; Беппо, актер труппы (в комедии — Арлекин - тенор) - Абдулла Ширинов; Сильвио, молодой крестьянин (баритон) - Рахим Мирзакамалов; Крестьяне – Абдугани Рузиев и Камолиддин Мухаммадиев.
Действие происходит на юге Италии в
Калабрии, в деревне Монтальто, в период между 1865-1870 годом, в день праздника
Успения Пресвятой Девы Марии (15 августа). Обычно считают, что «Паяцы»
начинаются со знаменитого пролога. На самом деле есть довольно длинное
оркестровое вступление к этому прологу, и в нём звучат все те темы, которые
впоследствии получают развитие в партитуре — тема любви, тема ревности, тема
игроков, etc. Музыка звучит объёмно, чувственно и многотемно, унося воображение
зрителей к неким романтическим высотам, подготавливая публику к самым
неожиданным поворотам сюжета.
Внезапно,
в середине оркестрового вступления, клоун, персонаж из комедии, роль которого
исполняет Тонио - Ришат Решитов, выходит на авансцену перед закрытым занавесом
и обращается непосредственно к слушателям. Он сообщает о том, как была написана
эта опера — она вылилась из самого сердца композитора («Автор стремился
изобразить саму жизнь… и вдохновлялся правдой»). Тонио, продолжая своё
объяснение, говорит, что актёры наделены чувствами и страстями, как и все люди.
Эти чувства и страсти — главная тема оперы. Наконец Тонио поднимает занавес — в
этот момент, как правило, раздаются бурные аплодисменты, поскольку Тонио
заканчивает пролог на верхнем ля-бемоль. Всё только начинается…
Когда
раздвигается занавес и открывается огромная городская площадь с яркой
обобщённой декорацией итальянской позднеантичной архитектуры, напоминающей
руины Колизея, и на дальнем плане брезжится Средиземное море, омывающее
Сицилию, зрители тотчас переносятся на Итальянский полуостров, окружённый
водами четырёх акваторий, - нет, не в конец XIX
века, а в средневековые времена, когда ни один воскресный и субботний рынок не
обходились без балагана, без заезжих актёров, без паяцев. Сцена заполняется странствующими
комедиантами. Крестьяне радостно встречают их. Хозяин труппы, Канио, и его
жена, Недда, едут в фургоне, Тонио и Беппо бредут рядом пешком. Канио объявляет
собравшимся, что вечером будет представление, пусть придут все желающие
посмеяться над весёлой жизнерадостной комедией. Так всё празднично начиналось…
- Руслан! Почему Вы
выбрали этот материал для постановки? Чем он Вас зацепил?
-
«Паяцы» - опера, настолько полно выразившая все идеи итальянского веризма, что
это новаторское течение в чистом виде больше не произвело на свет ничего
подобного по силе и красоте. Мне нравится жанр веризма, в котором раскрывается
настоящая подлинная жизнь героев оперы «Паяцы», тем более, что сюжет оперы был
заимствован из реальной жизни. Здесь нет никакой мистики, фантазии, на сцене
живые люди и их открытые чувства, страсти, с которыми они не всегда
справляются: «Сердцу не прикажешь!». У нас на афишах образ Недды: именно её я
считаю главной героиней спектакля, т.к. она борется сама с собой. Между
супружеским долгом, актёрской карьерой, в которой она целиком зависит от своего
мужа, хозяина труппы, она выбирает свободное чувство любви. Мне также
понравилась художественная идея – показать театр в театре, передать актёров в
маске и в гриме и без масок, какие они есть на самом деле.
К
тому же, потрясающая музыка Леонковалло, тяготеющая к Вагнеру. Главное достижение
«Паяцев» лежит в музыке: ариозо Канио не только является её эмоциональным
центром, но и одной из самых известных в мире мелодий. Мне было приятно впервые
поработать с таким опытным мастером как Музыкальный руководитель и дирижёр –
народная артистка Каракалпакстана – Аида Абдуллаева.
А
ещё эта опера очень компактная, но не менее насыщенная: за полтора часа,
оказывается, можно многое сказать. Образы здесь чётко выстроены. У каждого
персонажа есть свой лейтмотив. Мне хотелось сделать яркий красочный спектакль.
Мы в тандеме с художником-постановщиком Давроном Раджабовым
постарались передать атмосферу маленькой Италии: мы даже взяли за образец фотографию провинциального
разрушенного античного театра. Сцена производит впечатление большого
многоярусного пространства городской площади, на которой развивается действие.
Художник по костюмам Лобар Полванова учла все мои пожелания: яркие костюмы
горожан и главных персонажей, бродячих актёров, с одной стороны, передают
атмосферу праздничного дня; с другой – оттеняют происшедшие трагические
события, вопреки всеобщему празднику. Балетмейстер Равшан Чарыев дополнил
спектакль прекрасными танцами, которые органично вплелись в ткань постановки.
- Как Вы объясняете головокружительный успех премьеры?
-
Действительно, этот спектакль вызвал бурю эмоций и продолжительные овации у
публики. Этому успеху предшествовала
скрупулёзная работа с нашей командой: я выстраивал персонально, шаг за шагом, с
каждым солистом его сценический образ.
В
спектакле занят, в основном, молодой состав постановочной группы и действующих
лиц, в отличие от предыдущего спектакля, в
котором играли мэтры. В нашей постановке
персонаж Дамира Рахмонова – Канио – совершив преступление, раскаивается, в
отличие от его жизненного прототипа и неумолимого героя, созданного автором
либретто -Леонковалло.
В
целом, в опере нет ни одного положительного героя, на всех лежит печать греха,
но от этого постановка не опускается до балагана, а достигает классических
высот. Важную роль в постановке играет Ришат Решитов (Тонио), с которого
начинается пролог к действию. Каждый исполнитель внёс свою лепту в успех
спектакля, включая Елену Муравьёву (Недда), у которой большой зарубежный
сценический опыт. Наши солистки: Гульнар Альджанова, Надежда Банделет, Марина
Полякова нисколько не уступают гостье из
России – каждая по-своему хороша.
Евгения
Муравьёва, солистка Мариинского театра, за две репетиции органично вошедшая в
постановку, говорила о школе актёрского мастерства, которой нам не хватает в
ГАБТ им. А. Навои. У них в Санкт-Петербурге в театрах идут постоянные тренинги
актёрского мастерства: у нас такой практики нет, поэтому большая
ответственность ложится на плечи режиссёра-постановщика. Я призывал
исполнителей: «Живите на сцене и при этом оставайтесь самими собой!». Моя
команда верила в меня и хотела сделать вместе со мной что-то необычное,
эмоционально возвышенное, современное. Они получали удовольствие в процессе
репетиций, и зрители от этого получили двойное удовольствие от них.
Я
благодарен директору театра, народному артисту Узбекистана Рамизу Бекназаровичу Усманову, за его
поддержку и веру в мои творческие силы. На сцене много массовых сцен, в которых
занято 220 человек: они придают правдоподобие действию, наполняют сюжет живым
дыханием простых людей. Премьера - это только контуры будущего спектакля,
который мы на самом деле увидим и по-настоящему оценим, как спелый плод, после
десятого показа, когда он поспеет окончательно.
В
августе мы планируем начать работать для Малой сцены Музыкальной гостиной над
постановкой одноактной игровой, комедийной, жизнерадостной оперы «Телефон»
композитора Джана Карло Менотти, американца итальянского происхождения. Она
была написана в 1940-е годы, легко переводится на актуальный язык, понятный
современной публике. Композитор выступил и автором либретто. В ней
задействованы всего два исполнителя, опера идёт 30 минут на русском языке.
Вечные темы любви, одиночества и сострадания, затронутые в ней, по‑прежнему
актуальны.
Кроме
того, я ещё задумал постановку новой оперы на будущий 93-ий театральный сезон,
но об этом мы лучше поговорим попозже после летнего отпуска.
В новом театральном сезоне в сентябре этого года у поклонников классического оперного искусства есть возможность увидеть на сцене третий состав исполнителей оперы «Паяцы», так что мы прощаемся ненадолго с полюбившимися героями. Да, молодость — это не только прекрасный возраст сам по себе, но ещё и особое состояние души. Это время дерзаний, поисков, открытий и реализации самых смелых надежд. Пожелаем молодому режиссёру Руслану Шерезданову успешной реализации его творческих проектов на сцене ГАБТ им. Алишера Навои!
Гуарик Багдасарова
Фото Юрия Полянского
Комментариев нет :
Отправить комментарий