четверг, 16 марта 2023 г.

«Дыхание весны» донёс до нас концерт в Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви

 

       Концерт, посвящённый 150-летию великого русского композитора С.В. Рахманинова (1 апреля 1873 – 28 марта 1943), весне и возвышенным чувствам души человеческой, состоялся 16.03.23 в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ по благословению главы Среднеазиатского митрополичьего округа - Викентия.

          В приветственном слове митрополит Викентий рассказал о Великом посте — одном из главных событий православного мира, к которому, как к пути, готовятся верующие: «Пост — не повинность, не наказание. Это врачевание для человеческой души. Это дивный духовный опыт, во время которого приобретается чистота сердца и тела. Это духовное путешествие, цель которого — Пасха». В дни православного Великого поста Высокопреосвященнейший Викентий сделал акцент на милосердии и просил всех верующих помнить, что Бога не обманешь: рано или поздно Он взыщет и за обман, и за ложь, и за небрежения. Апостол Павел поучает: «Если я раздам все имение моё,.. а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Милосердие следует отличать от внешней благотворительности, когда сердце не участвует в делах милосердия – митрополит Викентий призывал, чтобы всё свое упование и надежду христиане возложили на милосердие Божие: «Просящему у тебя дай, и от хотящего у тебя занять не отвращайся» (Мф.5:42). - И о чём попросит вас нуждающийся — по силе исполните его просьбу. Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим. Любви свойственно радоваться при оказании помощи ближнему, любимому».                  Митрополит Викентий привёл в пример Преподобного Исаака Сириянина, который так пишет о милосердии: «Милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть уравнивание точной меры: потому что каждому даёт, чего он достиг, и при воздаянии не допускает склонения на одну сторону или лицеприятия. А милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатью, и ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздаёт (злом) и кто достоин добра, того преисполняет с избытком… если кто утолит и одною чашею холодной воды в жаждущем, получит блаженство», - по словам Спасителя нашего. Так же преподобный Исаак Сириянин говорит: «Если даёшь что нуждающемуся, то пусть весёлость лица твоего предваряет даяние твоё и добрым словом утешь скорбь его. Когда сделаешь это, тогда твоя весёлость в его сознании побеждает твое деяние, т.е. она выше удовлетворения потребности тела». Самая высокая милостыня для ближнего — это утолить духовную жажду познания вечной Истины, насытить духовно алчущего.

          Святитель Иоанн Златоуст раскрывает понятие «милосердие» так: «Никто не может оправдаться (извиниться) тем, что он будто бы хотел сделать доброе что-либо, но не мог; ибо, бесспорно, не мог потому, что не хотел. Пусть же хотящий, но будто бы не могший сделать добро, будет наказан, как и желавший зла, а хотящий, действительно, добра и совершивший оное (да) получит воздаяние своему делу — награду в Царствии Небесном (которое есть внутри нас самих: «Царствие Божие внутри вас есть», — ответил Христос на вопрос: «Когда приидет Царствие Божие?)». Ведь недаром говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь». В земной жизни мы сеем дела милосердия в ближних своих, а плоды дел своих пожинаем в жизни вечной. А с тощего, неполного зерна… какой урожай?

Во время проповеди митрополита Викентия я вспомнила своих родителей в этот момент, ветеранов Великой Отечественной войны: Сарухана Аванесовича Багдасарова, уроженца Карабаха, и Нину Леонтьевну Арутюнову, родом из Мары (Мерв). Рано осиротев, нашедших приют у своих ташкентских родных, они стойко прошли все «круги ада» — войну, смерти, ранения, болезни - вернулись в Ташкент, откуда были мобилизованы на фронт. Здесь голыми руками в трудные послевоенные годы создали тёплый радушный семейный очаг и учили нас, троих детей, что цель нашей жизни — добро, а не равнодушие, и в первую очередь — милосердие – в этом состоял закон их фронтовой жизни и смысл нашего существования в мирные дни и вечное предназначение человека: «Торопитесь делать добро, пока не поздно, пока еще живы…».

          Проповедь митрополита Викентия настроила всех пришедших на концерт, на постижение и прочувствование сердцем как можно глубже в музыке Сергея Рахманинова и его последователей основ наших истинных устоев духовности. Они неизменно едины и олицетворяют наше истинное богатство: любовь к Богу и ближним, веру, надежду, смирение, кротость, воздержание, мудрость, рассудительность, мир душевный и другие христианские и общечеловеческие добродетели. Такое богатство делает нас наследниками Всевышних заповедей – основ духовности человека как высшего создания Сотворения мира. Публику не покидало ощущение, что каждое мгновение этого концерта, каждое выступление явственно воссоединяло её с этими незыблемыми вечными устоями.

          Как и все проекты этого замечательного просветительского цикла –   весь концерт вёл автор идеи и композиции режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним. И хотя он в своих преамбулах не касался конкретных дат и периодов жизни и творчества Сергея Рахманинова, а в лаконичных и ёмких фразах касался отдельных черт его творчества и особенностей каждого произведения – я полагаю, что стоит вкратце напомнить  страницы биографии великого композитора, выдающегося творца,  чьё 150-летие широко отмечают в России в рамках его юбилея на его родине в Великом Новгороде, и в его имении Ивановка в бывшей Тамбовской губернии. У Рахманинова четыре фортепианных концерта и одночастная работа, примыкающая к этому жанру — «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром, - что существенно и характерно для него, все написаны в трагическом  в миноре. Первый концерт написан 18-летним юношей в 1891 году, Второй — в 1900–1901 годы. С 1904 года работал дирижёром в Большом театре. С 1906 года Сергей Васильевич путешествует по миру, посещает Италию, Германию, Америку, Канаду. В 1909 году создает 3-й фортепианный концерт. В декабре 1917 года Рахманинов уехал из России: первые три работы в концертном жанре были созданы до эмиграции, а остальное — уже за рубежом. В конце 1918 года Сергей Васильевич уезжает в США. Несмотря на бурную концертную деятельность, в это время он практически не создавал ничего нового. Только в 1926–1927 годах появились 4-й фортепианный концерт и несколько небольших произведений. «Рапсодия» венчает работу Рахманинова в этом жанре, будучи созданной в 1934. В 1941 году Рахманинов закончил свое величайшее произведение – «Симфонические танцы». Скончался Сергей Васильевич Рахманинов 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз в США. Похоронили великого композитора на кладбище Кенсико.

В этом юбилейном году в различных городах России запланированы фестивали, концерты, конкурсы, выставки и ведётся работа над созданием Ассоциации, куда войдут все музыкальные учреждения имени Сергея Рахманинова. Юбилейные торжества композитора, ставшего символом русской музыки во всём мире, проходят также во Франции, Сербии, Венгрии, Финляндии, Швейцарии и у нас в Узбекистане. Так, 23 марта 2023 года на сцене ГАБТ Узбекистана в первом отделении праздничного вечера состоится одноактная опера С. Рахманинова «Алеко» по мотивам поэмы Пушкина «Цыганы» и во второй части – концерт романсов Сергея Рахманинова в исполнении солистов ГАБТ им. А. Навои.

В программе концерта в епархии были ярко выражены два направления - «символизм» и «неоромантизм» в музыке Сергея Васильевича Рахманинова. С особой силой отразилась в композиции вечера драматичность судьбы композитора, который всю жизнь искал пути к гармонии духа и неотвратимо встречался со многими препонами судьбы. Его юношеские мечты об абсолютной гармонии души неразрывно связались с образом цветущей сирени в его усадьбе. И жестокие законы мятежного века безжалостно сломали эти устои, мир усадеб и романтика липовых аллей были безвозвратно утрачены. Вынужденно оторванный от родной земли, Рахманинов продолжал творить и за рубежом, но неизбывная ностальгия по утраченной родине наложила трагический отпечаток на всё его творчество за рубежом…Он объединил в своей музыке принципы петербургской и московской композиторских школ. Его творчество тесно связано с русской культурой в целом, оно прочно стоит «на плечах» предыдущих великих композиторов, и в первую очередь – П. И. Чайковского. Явственны связи многогранного творчества Рахманинова и с народной песенностью, и  с полной таинств культурой Востока.

          Программу концерта открыла Елена Шавердова духовным романсом  архиепископа Серафима (Чичагова) «Душа изнемогла…». Певица сосредоточенным молитвенным исполнением помогла нам понять богатый духовный мир святого. Владыка Серафим сочинял музыку и раньше, но после ареста и расстрела весь его архив был конфискован. До нас дошла только часть музыкального наследия, датированная 1905–1916 годами. И та была обретена чудесным образом. Эти находки после века забвения вновь открыли для нас музыкальное творчество владыки Серафима (Чичагова), полное чистых высоких помыслов и сокровенных молитв.

                В непривычном начале вечера, в главной своей части, посвященной Сергею Рахманинову, легко усмотреть нерушимый «мост», связующий помыслы, устремления, трагические перипетии двух разных и не схожих между собой, но общих в едином и главном выдающихся творцов мятежного ХХ века. Каждый по-своему, они раскрыли  правду чувств и высоких порывов духа в борьбе с изломами судеб и тягостными утратами.

Романсовое творчество С.В. Рахманинова необычайно многообразно и разнохарактерно. Композитор написал около 80 романсов – и светло-лиричных, и импрессионистически-таинственных, и драматичных в смятениях человеческого духа. Он говорил: «После музыки я больше всего люблю поэзию. Наш Пушкин превосходен. Шекспира и Байрона я постоянно читаю в русских переводах. У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они – как сестры- близнецы...» (С. Рахманинов. Литературное наследие Т.1. С.95). Рахманинов прочитывает стихи по-своему, придавая им новый, более глубокий смысл, находя различные эмоциональные оттенки в трактовке стиха и воистину придавая ярким стихотворным строчкам новую жизнь и воплощение.


Воистину целый «архипелаг» романсов Сергея Рахманинова прозвучал в программе в талантливом и запоминающемся исполнении ведущих солистов ГАБТ им. А Навои. Одно перечисление их говорит само за себя - это «Сирень» на стихи Е. Бекетова (Е. Шавердова); «Полюбила я на печаль свою…» и «Пора!..» на стихи С. Надсона (Анастасия Юдина); «Островок» на стихи К. Бальмонта из П.-Б. Шелли и «Здесь хорошо…» на стихи Г. Галиной, «Сумерки» на стихи  М. Гюйо в переводе М. Тхоржевского (Анжилика Мухаметзянова); «Опять встрепенулось ты, сердце…» на стихи Н. Грекова, «Апрель!..»  на стихи в переводе с французского оригинала В. Тушновой (Елена Шавердова); «Я опять одинок…» на стихи И. Бунина – из Т. Шевченко (Бекзод Садыков).

Стоит отметить, что каждое из этих своеобразных воплощений рахманиновских романсов  носило сокровенный, исповедальный и одновременно романтический характер. Рахманинова называли певцом русской природы. И жизнь этой природы в творениях композитора то сливается с мгновениями истинных гармоний духа, то оттеняет красотой и благодатью смятение духа в поисках путей к свету, любви, светлой надежде. Он мог тонко уловить лирическую многозначность поэтических текстов Е. Бекетовой, Н. Грекова, И. Бунина, Г. Галиной, М. Гюйо и других поэтов и в широкой выразительной мелодии выразить страстную жажду жизни лирических героев и устремления их душ…

Солисты ГАБТ в тончайшем творческом содружестве и содействии с концертмейстером Людмилой Слоним смогли передать, каждый по-своему, эмоционально открыто, искренне и непосредственно мир личных чувств и настроений. Рахманинов стремился запечатлеть основное настроение того или иного поэтического текста в ярком мелодическом образе. Вместе с тем композитор отличается бережным, внимательным отношением к поэтическому слову, не допускает произвольных перестановок слов или повторов, нарушающих форму стиха.

 Очень важны в драматургическом смысле не только совместное звучание человеческого голоса и фортепиано в неразрывном единстве, не только взлёты и динамические устремления порывов, не только контрастные смены настроений и состояний – но и полные экспрессии и драматической интенсивности  фрагменты солирующего фортепиано, дополняющего и углубляющего настроение каждого произведения…И ещё одно – существенное и, пожалуй, особенно самобытное – каждый романс Рахманинова – это не просто вокальное произведение, которое достаточно профессионально спеть. Это истинно особенный мини- спектакль с разнообразной, утончённой, порывистой и контрастной жизнью героев и героинь на их пути к познанию истин Бытия в борьбе с грозными обстоятельствами, мешающими осуществлениям их светлых помыслов. Именно такими воплощениями вокально-сценического действия предстали разнообразные и разнохарактерные творения великого композитора в многоликом и многоцветном воплощении его творений талантливыми солистами ГАБТ имени А. Навои в ансамбле с Людмилой Слоним.


         Из более 40 романсов, сложенных на стихи Мережковского, «Христос воскрес!..» С. Рахманинова с наибольшей остротой раскрыл трагедию оскудения человеческих душ, озлобления, огульной ненависти к ближнему. Своеобразно, что и до революции, и после неё этот романс вызывал некоторую настороженность своей трагической остротой. Сохранил свою необычайную остроту этот романс и в наше непростое время в мире, охваченном противоречиями и противостояниями. Стоит вспомнить о том, что из-за эмиграции Рахманинова его произведения были фактически запрещенными в Советском Союзе тридцатых годов.

Андрей Евсеевич вспомнил замечательный случай, о котором ему поведал в одной из бесед выдающийся тенор Иван Семёнович Козловский. Ведь именно он с присущей ему смелостью и творческой принципиальностью впервые в то время решился исполнить этот романс… на официальном торжественном приёме в Кремле во главе со всесильным «вождём народов». Выдающийся певец исполнил его с такой убеждающей силой, что потрясённые официальные гости замерли, поистине не ведая, что произойдёт дальше.  И первые аплодисменты прозвучали именно от лица… самого Сталина, он произнёс ключевую фразу: «Какая сильная вещь!». С тех пор запрет на творения великого композитора ощутимо смягчился. А когда в грозные годы войны С.В. Рахманинов пожертвовал внушительную сумму на нужды обороны страны – он вновь стал официально признанным, весьма желанным и снова исполняемым на исторической родине во всей полноте.           Заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова (меццо-сопрано) передала в этом романсе всю мощь нравственного значения поэтического первоисточника и его драматический музыкальный образ. Глубокую  ноту драматизма и даже трагической обречённости внесла певица  и в романс С. Рахманинова «Не пой, красавица, при мне // Ты песен Грузии печальной: // Напоминают мне оне // Другую жизнь и берег дальний», раскрыв свой заострённый взор именно на этот след трагедии века – в отличие, быть может, от более «элегичных» трактовок этого произведения другими выдающимися исполнителями – и творческой убедительностью подтвердила своё право на эту особую правду и остроту…

          В программу юбилейного концерта органично вписалась центральная мистически-таинственная сцена гадания Марфы из оперы Модеста Мусоргского "Хованщина". Сложную Арию Марфы блестяще исполнила Анастасия Юдина (меццо-сопрано). Гадая, раскольница Марфа предсказывает опалу могущественному князю Голицыну. И в контексте портрета крушений драматических судеб и века, и многих личностей в них, это произведение прозвучало с особым смыслом и глубиной – как заклятие,  грозное веление самой судьбы, которого избежать нельзя…

Юношеское произведение Рахманинова «Алеко» по мотивам романтической поэмы Пушкина «Цыганы» привлекло к себе пристальное и восторженное внимание П.И. Чайковского. Как известно, Петр Ильич очень положительно воспринял оперу юного композитора, всячески содействовал  её постановке. Он даже просил (вдумаемся только в смысл  такой формы обращения маститого композитора к девятнадцатилетнему талантливому юноше!) у молодого композитора разрешения давать «Алеко» вместе с его собственной одноактной оперой «Иоланта» (которая незадолго до того на премьере была показана вместе с балетом «Щелкунчик»). 

Романс Молодого Цыгана «Взгляни, под отдаленным сводом / Гуляет вольная луна; На всю природу мимоходом / Равно сиянье льёт она. …» в опере «Алеко» Сергей Рахманинов написал в движении вальса. Но этот вальс вовсе не «танцевальный»: герой находится в некоем удивительном «круге» истинной гармонии души, упивающейся свободой чувства. И как во многих произведениях Рахманинова –   проникнут радостным ощущением полноты жизни накануне неожиданной, но готовой осуществиться грозной и  роковой развязки. Молодой солист ГАБТ им. А. Навои Бекзод Садыков (тенор) сумел передать всю полноту страсти влюблённого цыганского юноши к вольной и бесстрашной дочери степей – Земфире. Возлюбленный Земфиры поёт песню о счастливой, свободной любви практически над обрывом очередной бездны судеб – и не ведает о том, что спустя мгновение он и его возлюбленная будут убиты обезумевшим от ревности Алеко. Старый цыган произнесёт свой приговор, отвергнув убийцу Алеко и изгнав его из табора. Зрители горячо приняли выступление Бекзода Садыкова, сочувствуя дальнейшему драматическому развитию судьбы его героя, и неоднократно вызывали его на поклон.

          Грандиозный архипелаг творчества Рахманинова в преддверии Навруза органично развился в песенник во имя любви и возвышения души разных народов в период весеннего расцвета природы. Прозвучали одна за другой песни ХХ века на тему пробуждения природы и любви.  

       «Я жду весну…» Е. Мартынова на стихи А. Дементьева исполнила Галина Голубкова. Татарскую народную песню «Растут цветы» Анжилика Мухаметзянова передала на национальном языке. Анастасия Юдина преподнесла публике «Весеннюю песенку» Муталя Бурханова на стихи Тураба Тулы на узбекском языке. Программу завершила очаровательная Галина Голубкова, заворожив зрителей «Звёздным вальсом» Андрея Бабаева на стихи Вл. Харитонова, слегка подтанцовывая в такт музыке.


          
Андрей Слоним дополнил программу авторскими стихами – своеобразным приношением С.В. Рахманинову, высоко ценившему классическую поэзию. На вечере прозвучала тема крушения устоев на рубеже веков: «Рояль, река, луна… И тишина…»; и устремление к незыблемым устоям человеческой души - «Есть в мерцании звёзд то, что создано волей железной…»; и своеобразное письмо к Татьяне «Я к Вам пишу…», связавшее воедино «век нынешний и век минувший» в единстве незыблемой Любви; и  притчевый «Ветер»; и философские стихи: «Без тени свет сияния не знает…», «Пламя листает страницы…». Заключительные строки стихотворения «Без тени свет сияния не знает…», на мой взгляд, обобщают значение юбилейного вечера Сергея Васильевича Рахманинова, чья жизнь и творчество служили, несомненно, Свету, Любви, Красоте и Добру:

 

Над миром – схватки света с тьмой… Однако

 Душе покоя не даёт никак

Немой вопрос – что б делал свет без мрака,

И без надежд на свет как жил бы мрак?..

Так пусть в ночи зажжётся луч желанный,

Вдруг звонко возвестив судьбы привет,

А чей-то голос, тихий, долгожданный, –

Шепнёт о том, что с нами –   жизнь и свет…

 

Любовь, а значит, не отделимые от неё жизнь, свет, милосердие, красота двигают этим миром. В этом и заключается дыхание весны, которое мы так долго ждали и полной грудью почувствовали в музыке великого бессмертного Сергея Рахманинова и многих композиторов, создавших свои творения в иные эпохи, но на тех же несокрушимых принципах Любви и Человечности,  на воскресном концерте в Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви.

Гуарик Багдасарова

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий