воскресенье, 26 марта 2023 г.

«Весна в красках» на выставке в ГМИ Узбекистана

 

       Мы с приятельницей Александрой Пресницкой посетили выставку живописи старых и современных мастеров «Весна в красках» в Государственном музее искусств Узбекистана вскоре после её открытия, когда увидели в интернете всего лишь одну картину – визитную карточку  всей экспозиции. Это был роскошный букет сирени разных сортов вперемешку с несколькими тюльпанами, нарциссами кисти  воспитанника Московского училища живописи, ваяния и зодчества, народного художника Узбекистана О.К. Татевосьяна (1889-1974) под названием «Сирень» (1958). Я моментально поняла, что этот натюрморт надо обязательно увидеть и вдохнуть в себя аромат весеннего букета, похожего на летучее лёгкое облако на чистом небе. И вот мы уже на художественной выставке «Весна в красках», открытой в честь празднования Навруза, в трёх экспозиционных залах на первом этаже музея. Экспозиция насчитывала более 20 живописных шедевров из фонда ГМИ Узбекистана. Волшебной дверцей в этот красочный мир служил стоящий особняком на мольберте натюрморт Татевосьяна, словно художник минуту назад завершил его и тихо вышел из экспозиционного зала, чтобы полюбоваться на него вместе с нами из своего будущего, а для нас сегодняшнего дня, и ещё раз убедиться: человеческая жизнь коротка, а настоящее искусство вечно.

О. Татевосьян. Сирень. 1958.

          Мы долго стояли перед этой картиной, совершенно заворожённые, а на память мне пришло моё стихотворение, посвящённое маме - Нине Леонтьевне Арутюновой после её ухода, - «Воспоминание, навеянное букетом сирени»:

 

Букет сиреневый в хрустальной вазе -

Земное воплощенье Красоты,

Напоминанье о дворе цветущем

И маме молодой, срезающей цветы

Под этими сиреневыми кущами

И в дом вносящей аромат мечты,

Не розовой, - сиреневой и звучной! -

О том, что вместе всюду будем мы

Так счастливы, и молоды, и нежны,

Как двор в сиреневом дыму

И капли дождевые у подножия

Калитки, приоткрытой в мир,

Неведомый дотоле и влекущий…

 1991

         Эта мысль о вечности настоящего искусства, устремлённого в будущее, не покидала нас и ещё одного посетителя выставки - Юрия из Пятигорска - на протяжении нашего знакомства с образцами произведений выдающихся мастеров прошлого: А. Волкова,  Н. Карахана, О. Татевосьяна А. Николаева, (Усто Мумин),  П. Бенькова. Их полотна послужили прочной основой для создания школы живописи нового поколения. Рассмотрим их поближе, ведь большинство из этих экспонатов из фонда музея впервые демонстрируются в открытой экспозиции. В их числе: «Весна. Персик цветёт» (1942) П. Бенькова; «Урюк цветёт. Весна» (1944) и «Новый сад» (1944) О. Татевосьяна; «Узбекский праздник» (1927) А. Волкова; «Весна» (1946) У. Тансыкбаева и другие произведения, вошедшие в культурное наследие Узбекистана.

З. Ковалевская. Мальчик у подоконника. 1965

          Наше внимание привлекла живописная жанровая композиция «Мальчик у подоконника» (1965) мастера бытового жанра З.М. Ковалевской (1902-1979). Перед нами подросток с любимым пушистым котом пёстрой окраски уютно расположились в освещённой солнцем комнате перед  окном, уходящим  во двор, пока ещё только ожидающий прихода весны. На подоконнике уже расцвели домашние растения и комнатные цветы благоухают в хрустальной вазе; солнечные зайчики играют на тюлевой занавеске и туалетном полированном столике.                      Самаркандская художница показывает своё высокое мастерство, как и её учитель Павел Петрович Беньков, в передаче освещения интерьера комнаты. Она умело использует свет как основное средство художественной выразительности. Всё это обогащает жанровую композицию и делает её жизненно убедительной. Работы Ковалевской находятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан и Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева, а также в Музее русского искусства (The Museum of Russian Art) в Миннеаполисе, Государственном музее искусств Узбекистана и Государственном музее искусств имени И. В. Савицкого в Нукусе.

А. В. Николаев. Цветущий урюк. 

          Нельзя пройти мимо камерного пейзажа «Цветущий урюк», выполненного маслом на картоне, члена ташкентской группировки «Мастера нового Востока» А.В. Николаева (Усто Мумин, 1897 -1957). За глиняным дувалом двора на кривой улочке, уходящей в перспективу саманных домов, во все стороны раскинуты ветки цветущего фруктового дерева, словно подпирающие пасмурное небо с лёгкими плывущими вдаль облаками.

          Любители изобразительного искусства помнят выставку живописи и графики Александра Васильевича Николаева - Усто Мумина, посвящённую 125-летию художника, в Государственном музее искусств Узбекистана,  работавшую в течение месяца (11.09.22 – 11.10.22) и включавшую 60 произведений из фонда ташкентского художественного музея: это его живописные работы, а также графические листы, созданные в восточных традициях и особом, свойственном только этому художнику, суфийском духе.  В юбилейной статье я писала: «Художественный стиль Усто Мумина вполне можно назвать «поэтическим реализмом» -  это фантазии на темы исчезнувшего для нас времени. Сегодня мы вглядываемся в него глазами художника, и он вводит нас в состояние экстаза, приближающего человека к божественному состоянию, - так чувствовали суть радения (радости) суфии»суфии»[1].

     В камерном пейзаже «Цветущий урюк» его создатель поделился со зрителями своим очарованием от Востока, поразившего его в своё время сказочностью, пленившего необычайностью бытового уклада, очаровавшего своим декоративным искусством и, конечно, богатой природой и климатом, щедрым на обилие  солнечных дней в году. Большинство произведений из художественного наследия Усто Мумина гармонирует с весенним настроением.

Н. Кашина. Урок танца. 1958.

          Творчество Н.М. Кашиной (1896-1977) было представлено «Уроком танца» (1958). Эта работа экспонировалась на весенней женской выставке выдающихся мастеров ХХ века — народных художников Узбекистана — Надежды Кашиной и Зинаиды Ковалевской в ГМИ Узбекистана в 2018 году под названием "Цветы и образы"[2]. Она была посвящена весенним праздникам. В обширной экспозиции были представлены их портреты, пейзажи, натюрморты, а также жанровые композиции 1940-1960 годов из собрания Государственного музея искусств Узбекистана. Действие в «Уроке танца» происходит во дворе на открытом воздухе, на айване, увитом виноградником и освещённом щедрым азиатским солнцем. Надежда Кашина художественно-изобразительными средствами в этой картине достигает полного единения людей с природой и друг с другом и прославляет простые радости жизни под мирным азиатским небом.

О. Татевосьян. Урюк цветёт.

О. Татевосьян. Новый сад. 1944.


П. Беньков. Весна. Персик цветёт. 1942.

          Павла Петровича Бенькова (1879-1949) справедливо называли «Очарованным солнцем». В 1928-1929 годах Беньков совершил поездки в Среднюю Азию, которая, буквально, потрясла его яркостью красок и всё растворяющим солнечным светом Бухары, Самарканда, Хивы. Пятидесятилетний зрелый художник смог начать с чистого листа, когда приехал в наш заповедный солнечный край, полюбил его всем нутром и боготворил до самой своей кончины, потому что его личное цветовое восприятие жизни совпало с естественными природными красками Востока. Он работал в Бухаре, Хиве и далёком от Парижа Самарканде в первой половине ХХ века в лучших традициях импрессионизма. Это подтверждает и его пейзаж «Весна. Персик цветёт» (1942) на нынешней выставке, который наполнен свежим мартовским воздухом, поражает гармонией композиции, сдержанным цветовым решением и душевным состоянием мастера, верящего в победу в Великой Отечественной войне.

У. Тансыкбаев. Весна. 1946.

          Народный художник УзССР Урал Тансыкбаев (1904-1974), ученик Н.В. Розанова, долгое время писал свои уникальные пейзажи под воздействием          П.В. Кузнецова. В 1960-х годах художник создал монументальные пейзажи-картины родного Узбекистана, которые мы можем видеть в мемориальном музее Урала Тансыкбаева в Ташкенте. На выставке в ГМИ представлена картина «Весна» (1946) – своего рода собирательный образ родной страны. Этого эффекта мастер достигает лаконичными средствами, обобщённостью цветовой и пластической формы, характерной для него плоскостной живописной манерой, строго построенной композицией. Пейзаж «Весна» отличается богатством музыкальных тональных переходов, оживляющих его живописную структуру и придающих картине внутреннюю динамику, нисколько не дробящую целостную форму. В нём, как во всех пейзажных образах У. Тансыкбаева, присутствует впечатление монументальности и огромности воздушного пространства, объемлющего нас со всех сторон, и как следствие, - полноты жизни.  

М. Аринин. Весна.1962.

Г. Карахан. Весна в горах. 1967.

В следующем зале мы увидели работы таких замечательных художников Узбекистана, как В. Уфимцева, Н. Карахана, Р. Ахмедова, З. Иногамова,                 М. Аринина, И. Талдикина, Р. Тимурова, получивших известность в 60-80-ые годы прошлого века.

В. Уфимцев. Дусины флоксы. 1956.


В. Уфимцев. Мальвы. 1956.

   В. Уфимцев (1899-1964) любителям изобразительного искусства больше известен как плакатист традиций Окон РОСТА Владимира  Маяковского. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. Уфимцев вошёл в историю изобразительного искусства Узбекистана как родоначальник  в нашей живописи тематических картин историко-революционного характера: вспомним хотя бы его знаменитый холст «Рождение большевика» (1955) из постоянной экспозиции ГМИ. Однако его кисти также принадлежат оригинальные, наполненные современным содержанием натюрморты и множество живых зарисовок его поездок по зарубежным странам. На выставке представлены выразительные натюрморты: «Дусины флоксы» (1956) и «Мальвы» (1956), передающие весеннюю атмосферу и праздничное состояние художника, с таким колористическим мастерством передавшего флоксы и мальвы во всём их разноцветном великолепии.

Р. Тимуров. Завтра Навруз. 1977.

Самаркандский пейзажист Рашит Тимуров (1912-1991), в отличие от              В. Верещагина, К. Коровина, О. Татевосяна и других своих великих предшественников, часто изображавших памятники Регистана и кипящую у его подножия народную жизнь; а также пролёт арки Биби-ханым, ансамбль Шах-и-Зинда, усыпальницу Гур-Эмир в Самарканде, -  создал первый обобщающий образ родного города. Он прославился также небольшими по размеру и камерными по настроению пейзажами, повествующими нам о том, что окружало художника. Один из таких пейзажей «Завтра Навруз» (1977) представлен на весенней выставке. В центре композиции цветущее фруктовое дерево; на втором плане -  берег реки в долине и на заднем в мягкой дымке  облаков проглядывает снежная гряда гор. Гибкие тонкие фигурки молодых женщин в лёгком мареве весеннего дня оживляют пейзаж своим ненавязчивым присутствием: они заняты самими собой. Художник достигает обобщённого образа тем, что в пейзаже люди сливаются с пробуждающейся природой и окрестностями посёлка в горной долине. При взгляде на полотно мне вспомнились мои стихи в прозе:

 Весной каждый миг наполняется

смыслом глубинным, звучанием струнным.

Мечты, покинувшие меня в сутолоке дней,

расцвели первоцветом в вечерних сумерках.

Исповедальны книжные, нотные знаки.

Глиняные цветы в руках оживают, как люди,

Богом созданные. Что бы значило это?..

Возрождение жизни!..

 Ташкент, 2003

М. Кагаров. Тополёк мой в красной косынке. 2010.

А. Нуриддинов. Навруз. 2004.

           В третьем зале были представлены произведения знаменитых художников: Ж. Умарбекова, М. Кагарова, Г. Кадырова и Акмаля Нура, свидетельствующие о новом подъёме изобразительного искусства Узбекистана. Тщательно подобранная экспозиция знакомит зрителей с новыми веяниями художников-новаторов рубежа эпох, сумевших переступить общепринятые нормы  и опробованные в искусстве приёмы и смело заявившие о своей творческой индивидуальности.  Среди них композиция «Равноденствие» (2001) Дж. Умарбекова (1946 г.р.); «Навруз» (2004)  А. Нуриддинова (1959); «Весна» (1995) А. Мирзаева (1948 г.р.); «Переход» (2003) Х. Зиёхонова (1958 г.р.) и многие другие. Эти художники опираются на диктат индивидуального ощущения и передают всю полноту восприятия жизни через хитроумное изобразительное построение. 

Дж. Умарбеков. Равноденствие. 2001. 

    Так, «Равноденствие» Джавлона Умарбекова – это обобщённый метафорический образ праздника «Навруз» с элементами «старого» и «нового» города, национального фольклора и обострённым восприятием художника наших дней и бесконечности вселенной. Нам, зрителям, ещё предстоит разобраться до конца порой непостижимо сложные и полемически интересные композиции наших современных мастеров с их острыми деформациями натуры и условной цветовой гаммой, подчинённые законам драматической гармонии и волнующие наше воображение. Зрители, кто ещё сможет посетить выставку в ГМИ Узбекистана, увидят и оценят поэтапное развитие узбекского изобразительного искусства, устремлённого в будущее. Выставка продлится до 17 апреля 2023 года.

          P.S. Март нынче богат художественными выставками в Ташкенте! В ЦВЗ АХУз можно попасть сразу на две экспозиции –  на первом этаже  чисто «женскую», к Международному дню 8 марта и на втором этаже – смешанную, посвящённую Наврузу. Выставка «Восхождение к истине» из произведений академика Академии художеств Узбекистана Ниёзали Холматова работает в Галерее изобразительного искусства Узбекистана до конца марта. Новая мультимедийная выставка «От Моне до Кандинского. Революция в искусстве» работает в Узэкспоцентре до 1 июня. Все эти выставки представляют культурное наследие Центральной Азии и Европы и дарят нам широкий простор для размышления о сложности мира и его явлений, многообразии творческих манер, различных подходов художников к отображению богатой действительности, которая нас окружает.

 Гуарик Багдасарова

 Фото автора

 



[1] Багдасарова Г. Впечатления от выставки к 125-летию со дня рождения большого мастера живописи, графики художника Усто Мумина, которая проходила в Государственном музее искусств Узбекистана - https://www.kultura.uz/view_3_r_18560.html, 10.10.2022

 [2] Багдасарова Г. Экскурсия по весенней женской выставке в ГМИ Узбекистана - https://www.kultura.uz/view_2_r_11241.html, 09.04.2018

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий