суббота, 22 апреля 2023 г.

«Дудук, саксофон, рояль и голос» вызвали восторг у ташкентских меломанов в ГМИ Узбекистана

 

            Мы с друзьями пришли в Государственный музей искусств  Узбекистана 21.04.23 за полчаса до начала концерта «Трио Бельканто», чтобы заодно ещё раз посмотреть художественную выставку «Весна в красках» на первом этаже музея, открытой в марте этого года в честь празднования Навруза. Первый концерт с артистами из России и Узбекистана состоялся именно здесь 21 марта 2023 года в честь Навруза. Фойе, приспособленное для концерта артистов из Москвы, украшал натюрморт «Сирень» народного художника Узбекистана О.К. Татевосьяна, создавший на импровизированной концертной площадке атмосферу весеннего преображения природы и предвкушения волшебства от предстоящего представления.

          Художественный руководитель и президент Фонда солистов российской музыкальной культуры – «Бельканто», лауреат международных конкурсов Татьяна Ланская (сопрано) дала блиц-интервью для сайта «Культура.Уз» за несколько минут до начала концерта:

-  Мы открыли в ноябре 2022 года представительство в Узбекистане под названием «Культурная интеграция» и планируем продолжить регулярные концерты российских артистов с узбекскими на вашей гостеприимной земле. Коллектив «Трио Бельканто» был создан в 2014 году и гастролировал не только в разных регионах России, но и Европы. Трио известных солиста фонда «Бельканто» - лауреаты международных конкурсов: Хосров Манукян (армянский   дудук), Юрий Таштамиров (саксофон), Иван Ипатов (фортепиано), он же композитор и органист - впервые приехали в Узбекистан. Это очень популярный в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России и Европы ансамбль, завоевавший признание у самых взыскательных любителей классической музыки. В наш первый приезд мы дали концерт вместе с узбекскими артистами в католическом храме в Ташкенте - Кафедральном соборе Святейшего Сердца Иисуса с участием известной узбекистанской органистки Тамиллой Саринсаковой; приняли участие в Пасхальном концерте на сцене ГАРДТ Узбекистана и сегодня даём концерт в ГМИ Узбекистана. Осенью мы намечаем открыть международный органный фестиваль в Ташкенте и весной 2024 года – международный барочный фестиваль в музее под открытым небом в Бухаре. Цель «Культурной интеграции» - объединить усилия России и Узбекистана и наполнить новым дыханием вековую Дружбу народов и культурный обмен между нашими странами, поэтому намечаются также гастроли узбекских артистов в Москву и другие российские города.

Программу полуторачасового концерта открыла «Армянская сюита» Ивана Ипатова, в которой слились голоса трёх инструментов - фортепиано, дудука и саксофона. Далее в программе прозвучали редко исполняемое произведение великого композитора Комитаса (1869-1935): «Дле яман» и армянские традиционные мелодии: «Яр ко далар», «Эшхемед», «Сиреци ярс таран» («Потерянная любовь»), ассоциирующиеся с грустными и праздничными народными песнями. Восторг у слушателей вызывала не только удивительная возможность слышать волшебное созвучие легендарных инструментов, но и насладиться сольным звучанием каждого из них.

В программе прозвучали камерные музыкальные и вокальные произведения эпохи барокко (А. Вивальди), романтизма (Ф. Шуберт), рубежа XIX-XX вв.: А. Пьяцолла, Р. Ан, Э. Эшенвальде, Р. Левланд, Э.Л. Уэббер и другие сочинения современных композиторов, исполненные на «бис» Татьяной Ланской в сопровождении трио инструменталистов. Музыкальные инструменты служили поддержкой, опорой, усилением голоса, воспринимались как продолжение сопрано, высокого божественного дара певицы, нужного для того, чтобы славить Господа или саму жизнь под покровом Божества. Всех слушателей покорил бельканто – особая виртуозная манера пения Татьяны Ланской: это и владение всеми регистрами голоса, чистота и ровность звучания тембра, филигранная техника дыхания, распевность, мелодичность вокального исполнения.


          Такой изобретательности и необычайности звучания трио Бельканто, - не скрывают своего удивления профессионалы, - за всю тысячелетнюю историю музыки не было никогда. Изобретение фортепиано относится к 1709 году. На новом инструменте можно было играть тихо (piano) и громко (forte). Отсюда произошло и название инструмента – пиано-форте, позднее фортепиано. Иван Ипатов играл захватывающе жизнерадостно,  темпераментно. Он словно вслушивался в чудесное дрожание «серебряной» струны и наслаждался каждым извлекаемым звуком, то тихим, то громким и вёл, несомненно, ведущую партию в трио. Саксофон изобретён всего лишь менее двухсот лет тому назад. Он мог бы заглушить громким ярким звучанием любой другой соседний инструмент, но как деликатно с ним обходился Юрий Таштамиров. Саксофонист демонстрировал филигранное соло только в самый нужный момент или в согласии с другими музыкантами менял мощность звучания своего духового инструмента. Дудук - народный инструмент, при всей своей многовековой истории, лишь в двадцатом веке вышедший на классическую концертную эстраду. Его голос – это голос души, не громкий, но очень проникновенный, как само дыхание исполнителя Хосрова Манукяна, покорил публику с первого до последнего звука.

Татьяна Ланская в беседе со мной раскрыла секрет такого согласного органичного исполнения «Трио Бельканто»:

- Дело даже не в том, что каждый из участников ансамбля великолепный солист, имеющий за плечами многочисленные победы на международных конкурсах (а это именно так!) - но то, что в результате творческого содружества возникло нечто абсолютно новое, не имеющее аналогов ни в современном исполнительстве, ни во всей предшествующей истории. Каждый из музыкантов трио - многоплановый и непредсказуемый. Органист Иван Ипатов, он же композитор и пианист; дудукист Хосров Манукян - пианист, звукооператор и аранжировщик; саксофонист Юрий Таштамиров - мастер джазовой импровизации и замечательный классический музыкант. Они очень разные, но всех их объединил поиск нового. Огромный успех, сопутствующий каждому выступлению «Трио Бельканто»  - закономерный результат неустанной работы, непрерывного поиска, взаимодополнения многогранности исполнительских и личностных талантов участников ансамбля.

В творчестве знаменитых участников концерта традиции совмещаются с новыми тенденциями, образуя удивительный музыкальный мир, в который в течение трёх концертов были погружены очарованные ташкентские слушатели.

Очень скоро – 27 мая 2023 г. нас ожидает новая встреча со Звёздами Большого театра России в ГМИ Узбекистана. В программе – «Музыка Голливуда» - Г. Манчини, Г. Миллер, Э. Л. Уэббер, Дж. Мэндел и другие. В концерте примут участие: солистка Большого театра России Евгения Сегенюк (контральто); лауреаты международных конкурсов, уже знакомая нам Татьяна Ланская (сопрано) и Егор Винников (фортепиано).

Гуарик Багдасарова

Фото автора

Комментариев нет :

Отправить комментарий