Шестого октября 2023 г. на Малой сцене – Музыкальной гостиной ГАБТ им. А. Навои состоялся спектакль необычной формы «зингшпиль-буфф», что означает комедийный спектакль, сочетающий вокально-сценические номера и остроумные диалоги героев. "Директор театра"– творение великого Вольфганга Амадея Моцарта - либретто Г. Стефани в сценической редакции режиссёра-постановщика ГАБТ, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима в двух частях. Дирижёр – Руслан Бекмаев. Концертмейстер и партия фортепиано – Людмила Слоним.
Вольфганг
Амадей Моцарт (1756-1791) - великий австрийский композитор, дирижёр.
Представитель Венской классической школы музыки, автор более 600 музыкальных
произведений, смог прославиться на весь мир не на один век за коротких 35 лет
своей плодотворной жизни. Великий композитор, жизнелюбивый оптимист – и
глубочайший философ, мастер иронии и юмора – и один из немногих избранников, которому
было дано подойти к самым таинственным граням бытия. Филигранный, тонкий и
глубокий мастер оперного жанра, потрясающий симфонист, носитель динамичной и
утончённой музыкальной драматургии – Моцарт смело прошёл сквозь все грани почти
двух с половиной столетий и оказался не только нашим современником, но и
намного опередившим наше время и наш обывательский жизненный уклад особой
устремлённостью к самым главным категориям жизни – самоотверженной любви к
своей семье, жене Констанце, миру в целом и великому творчеству во славу
Музыки…
Моцарт
был убеждён, что для достижения гармонии и счастья каждый из нас должен пройти
сквозь испытания чувств, отношения к жизни – и став лучше и цельнее, оказаться
достойным своей особой гармонии духа, индивидуальной для каждого. Моцарт умеет
и иронично улыбнуться, и саркастически расхохотаться – и погрузиться в глубины
самых больших человеческих драм и трагедий.
Все
эти свойства человеческого характера в одном музыкальном спектакле смог весьма
необычно и смело показать автор композиции, режиссёр-постановщик, заслуженный
деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним. Концертмейстер Людмила Слоним (выступившая
в этот вечер поистине в роли оркестра и на редкость «оркестрово» воплотившая на
фортепиано всю многогранность моцартовской партитуры!), весь исполнительский
состав из лучших оперных солистов театра – каждый из них внёс свою лепту в мир
образов Моцарта, чтобы они вновь ожили во всём блеске на Малой сцене.
Премьера
необычной мини-оперы «Viva, Mozart!» состоялась в 2020 году в Музыкальной
гостиной Большого театра. Новая постановка комедийного спектакля получилась
стремительной, компактной (общей продолжительностью один час пятнадцать минут!)
– и в своих двух частях, представленных без перерыва, - раскрыла многие образы
великого композитора и разнообразно-просветлённую суть его творчества. В самый
драматический разгар пандемического карантина этот спектакль с особым
расположением зрителей в зале-фойе был особенно нужен всем нам для поддержания
жизнелюбия и добрых надежд в душах.
И
вот теперь, после достаточного перерыва Музыкальная гостиная-Малая сцена
театра, к радости и зрителей, и артистов – возобновила свою работу в желанных
новых проектах. И блестящий зингшпиль Моцарта был представлен в полностью
обновлённой версии и в значительно обновлённом исполнительском составе.
Принципиальной
особенностью спектакля "Директор театра" следует признать то, что
певцы-артисты работают на минимальном расстоянии от зрителя, они не отгорожены
от него оркестровой ямой. При таком максимальном приближении особенно непросто
нести органику и сценическую правду действия, в прямом смысле, перед лицами
зрителей... Отрадно именно то, что ни в один момент звучания и развития
действия спектакля эта особая
комедийно-ироничная правда не была нарушена исполнителями, излучающими
необыкновенную искренность и точность своей особой жизни на этой необычной
сценической площадке.
Первая его часть – это одноактный зингшпиль-буфф Моцарта «Директор театра» (комедийный спектакль, сочетающий вокально-сценические номера и остроумные диалоги героев). Два театральных авантюриста – директор оперной труппы господин Франк (Александр Полонский) и его помощник – комедийный актёр Буфф (Мухаммадали Жураев), чтобы попытаться вылезти из многих финансовых проблем – решили создать театральную труппу из артистов с самыми дешёвыми гонорарами. Оба артиста с необычайной экспрессией и иронией прожили остроту ситуации возможного банкротства и заострённо-комедийных попыток выбраться из этих перипетий. В завязке и развязке интриги немалую роль играет и господин Эйлер, банкир и незадачливый содержатель взбалмошной примадонны Мадам Герц. Этот образ в спектакле с особой комедийной характерностью психологии и внешнего облика воплотил сам Андрей Слоним. Его сатирический персонаж был готов оплатить все спектакли и даже гонорары театральных критиков, готовых слепо восхвалять весь репертуар театра, в котором могла бы блистать его любовница мадам Герц.
А далее гротесковая заострённость ситуаций, в которой две соперничающие певицы-примадонны (Мадам Герц – Анжилика Мухаметзянова и Мадемуазель Зильберкланг - Эмине Джевдетова) стараются утвердить право каждой быть «первой и единственной» - подняла «градус» комической напряжённости на новый уровень. Работа ведущего мастера Анжилики Мухаметзяновой и молодой солистки Эмине Джевдетовой отличалась броской эксцентричностью, разнообразием остроумных приспособлений. Обе «примадонны» получились совершенно разными по характерам и повадкам и едиными в своём пристрастии к утверждению себя в качестве «единственной и неповторимой» И в этих сценах соперничества артистки явственно превосходят все допустимые и даже недопустимые нормы конкуренции – моральные и даже физические. И становятся откровенно похожими отнюдь не на примадонн, а простых необразованных баб на базаре, дерущихся за своё место под солнцем. Их поведение достигает полного беспредела, когда они хватаются то за бутафорские шпаги, то за метлу или швабру: для борьбы быть «примой» все средства хороши.
Незадачливый
герой-тенор (господин Фогельзанг – Бекзот Садыков) уверен в том, что
именно он – главное лицо в опере. Каждый его выход похож на горделивое шествие
павлина, распускающего пёстрый хвост и свысока взирающего на своих соперниц...
А присоединившиеся к ним настырно и зычно требующие прослушивания молодые
певицы (Галина Голубкова и Эльмира Мамедова) - изо всех сил «работают локтями», расчищая в
создаваемом театре место для себя, и каждая тоже мечтает стать «первой и
единственной»! Взрыв ситуации столкновений артистов-соперников доходит
практически до абсурда. Но… во имя необходимости создать театр все страсти вдруг
затихают и преображаются в стремлении служить искусству без интриг и вражды…
Здесь
стоит особо отметить особенный своеобразно-раскованный исполнительский стиль спектакля, сочетающий
прекрасное и выразительное пение с особой заострённостью сценического поведения
героев. В эстетике спектакля многое родственно «вахтанговскому»
эксцентрическому направлению, включающему в себя особое раскрепощение артистов
в сочетании с задорной и полной иронии и сарказма импровизацией.
Конечно
же, автор и режиссёр-постановщик Андрей Слоним, следуя автору, в иронии
несколько сгустил гиперболические краски, подводя героев к, буквально,
«пиковым» ситуациям, разоблачающим тщеславие и самовосхваление. И комедийный
спектакль откровенно, местами в особой сверхраскованности гротеска выявляет эту
заострённость. Да, знакомые и сегодня эти человеческие пороки могут свести на
нет великое единение сил и талантов в театре... Но именно в этой остроумной
шутке великого Моцарта скрывается и устремлённость, и искренность порыва к
тому, чтобы творчество было настоящим, талант – подлинным, а трудолюбие и
единение творческих сил – плодотворным...
Андрей
Слоним в конце постановки в стиле «буфф» призывает зрителей поверить в то, что
герои спектакля «Директор театра» приходят к этому осознанию. И согласно замыслу
второй части спектакля – артисты с
удовольствием воплощают в театрализованной форме дивертисмента сцены и арии из замечательных опер Моцарта: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и другие. Многообразие прекрасной
Жизни, отражённое в этих образах, - помогает и исполнителям, и зрителям стать
светлее духом и осознать, что жизнь, любовь и радости творчества – это истинно
великие дары, которые надо беречь и охранять.
Во второй части представления, шедшего
без перерыва, самобытно и неповторимо
проявили себя: Анжелика Мухаметзянова, замечательно исполнившая сложную Арию
Сюзанны в парке («Свадьба Фигаро»); Ярко прозвучали и были выразительно прожиты
на сцене яркий речитатив и сцена Сюзанны
(Лятифе Абиева) и Керубино (Анастасия
Юдина) из оперы «Свадьба Фигаро», а также – Сцена и дуэт графини Розины (Галина
Голубкова) и Сюзанны (Лятифе Абиева); Речитатив и ария Керубино (Анастасия
Юдина).
Выразительно
и динамично предстали образы моцартовского «Дон Жуана». Это – и
обаятельно-хитроумная ария Церлины (Эмине Джевдетова), в которой она пытается
утешить своего жениха Мазетто, пострадавшего в драке (Александр Полонский – как
следует понимать – сам директор Франк в этом образе!) и наполненный
очаровательными нюансами любовной игры речитатив и дуэт Церлины (Эмине Джевдетова) и
Дон Жуана (Мухаммадали Жураев) из оперы «Дон Жуан».
Эту
плеяду талантов дополнили и расцветили Елена Шавердова (концертные романсы Моцарта
«Когда Луиза сжигала письма…» и «К Хлое»); Анастасия Юдина исполнила в версии
спектакля как бы от имени Керубино романс Моцарта «Тоска по весне». Завершила
дивертисмент динамичная и озорная ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» в
исполнении Мухаммадали Жураева в артистическом ансамбле с Анастасией Юдиной –
Керубино.
Каждый
исполнитель в этой живой дивертисментной части был ярок вокально и органичен в
жизни на сцене – и ко всему прочему - истинно театрален! Вообще, этот
своеобразный спектакль по праву можно считать воплощённым символом истинной
театральности. Яркие, эксцентрические костюмы, выразительный грим дополняли эту
многокрасочную палитру и вносили праздничность и радость в театральное
представление.
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ
Узбекистана
Фото Юрия Полянского
Комментариев нет :
Отправить комментарий