Второго
октября 2023 года завершился 65-ый Международный кинофестиваль «Жемчужина
Шелкового пути». Он был возрождён по инициативе президента Республики
Узбекистан Шавката Мирзиёева 19 июня 2021 г. после многолетнего перерыва работы
Международного кинофестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки. Старшее
поколение помнит, что первый кинофестиваль был проведён в 1958 году. Спустя
десять лет он проходил ежегодно с 1968-го по 1997-ый годы в столичном Панорамном
кинотеатре. В этом году кинофестиваль с 29 сентября по второе октября охватил Ташкент,
Бухару и Самарканд: в самых лучших залах и на открытых летних сценических площадках
проходили показы новых фильмов, представленных на фестиваль; творческие встречи
с кинематографистами и мастер-классы.
Центральным
событием кинофестиваля «Жемчужина Шёлкового пути» стал ежегодный конкурс
молодых кинематографистов «Кино за пять дней». Всего за 120 часов 14 молодых
кинематографистов из семи вузов стран СНГ (Азербайджан, Таджикистан, Казахстан,
Кыргызстан, Армения, Молдова, Россия) сняли полноценные киноленты в разных
локациях республики о современном Узбекистане. Таким образом, был заложен силами
молодых кинематографистов на интернациональной конкурсной основе фундамент
будущего кино.
В
рамках нынешнего фестиваля успешно прошли Дни российского кино. По словам ректора
ташкентского ВГИКа Эльдара Юлдашева, всё это было реализовано в рамках бюджета московского
ВГИКа. Таким образом, московский ВГИК с его ректором, профессором, кавалером ордена
"Дустлик" Владимиром Сергеевичем Малышевым по праву являлся надёжным партнёром
фестиваля.
В
центре событий первого октября 2023 года в Ташкенте стали незабываемые
творческие встречи с известными и любимыми актрисами - Натальей Варлей и
Елизаветой Боярской. Советскую и российскую артистку цирка, киноактрису;
заслуженную артистку РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР им. Н.К.
Крупской, Наталью Владимировну Варлей встретили гости кинофестиваля на
летней площадке ВГИКа под музыку «Песенки о медведях» («Где-то на Белом
свете…») Александра Зацепина из кинофильма «Кавказская пленница» режиссёра
Леонида Гайдая долго непрерывающейся овацией.
Вот
что актриса коротко рассказала о себе. Наталья Варлей родилась 22 июня 1947
года в Констанце (Румыния). В конце 1950-х годов её семья поселилась в Москве. Уже
в четыре года она начала писать стихи, затем училась в музыкальной школе,
рисовала. Много читала. В то же время была очень болезненным ребёнком: у неё
обнаружили ревмокардит и запретили заниматься в школе физкультурой.
-
Я пишу стихи с детства. Очень многие легли на музыку. И первым написал песню на
мои стихи Юрий Петерсон — сейчас он солист ансамбля „Пламя-2000“. С его лёгкой
руки появились песни „Канатная плясунья“, „Замёрзшая свеча“. Мы с ним даже пели
„Замёрзшую свечу“ в Центре управления полётами, когда летали на орбите
Викторенко и Серебров», - с молодым задором рассказывала о себе Наталья
Варлей на летней площадке Ташкентского ВГИКа.
Однажды
в цирковой кассе Наталья увидела объявление о наборе детей 11—13 лет в детскую
цирковую студию и поступила туда, в дальнейшем окончила с красным дипломом
акробатическое отделение Государственного училища циркового и эстрадного
искусства (1965) по специальности «Артистка-эквилибристка Союзгосцирка».
Работала в разных городах в разных труппах эквилибристкой, в том числе в труппе
Московского цирка на Цветном бульваре. Некоторое время выступала в одном номере
со знаменитым клоуном Л.Г. Енгибаровым. Именно благодаря Енгибарову попала в
кино. Одним из его приятелей был режиссёр Одесской киностудии Г.Э.
Юнгвальд-Хилькевич. Однажды в 1966 году он пришёл на очередное представление в
цирк на Цветном бульваре, увидел там будущую актрису и предложил ей сняться в
своём новом фильме «Формула радуги». Она согласилась, и ей досталась маленькая
роль медсестры.
Однако
всесоюзную известность актриса получила уже после следующего своего фильма
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966), в котором сыграла
главную роль «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» Нины. Жена режиссёра
Леонида Гайдая, Нина Гребешкова, рассказывала, что на роль Нины режиссёр пробовал
огромное количество актрис, но остановился на Наталье Варлей из-за её
необычайного обаяния и юношеской непосредственности. По мнению самой Н. Варлей,
её успеху она была обязана в большей степени своей цирковой подготовке и
идеально сложенной спортивной фигуре: все акробатические рискованные этюды на
съёмке она выполняла сама без помощи каскадёров.
Наталья
Варлей много лет была актрисой МДТ имени
К.С. Станиславского, окончила Литературный институт им. А.М. Горького, выпустила в свет несколько поэтических сборников, снялась в более чем 60 фильмах и продублировала 200 фильмов, озвучив две тысячи киноролей. Её голосом говорят героиня Вероники Кастро и несколько других персонажей в популярном мексиканском телесериале «Дикая Роза» (1994). В 2009 году принимала участие в проекте Первого канала «Две звезды» в паре с Н.В. Гнатюком.
На
встрече с ташкентскими зрителями Наталья Варлей вспоминала свою работу в фильме
"Огненные дороги" узбекского режиссёра Шухрата Аббасова в 1970-е годы,
в котором она сыграла роль Марии Кузнецовой, актрисы театра Хамзы. Во время
съёмок по совету режиссёра она побывала не только в Ташкенте, но и других
древних азиатских городах – Бухаре, Самарканде, Хиве и с удовольствием носила
платье из узбекского атласа, который сейчас, к сожалению, вышел из моды.
Шухрат
Аббасов снял такие известные фильмы, как "Ташкент – город хлебный",
" Ты – не сирота", "Маленький человек на большой войне",
многосерийный телевизионный фильм об узбекском поэте Хамзе "Огненные
дороги" и многие другие картины. Наталья Варлей до сих пор с
благодарностью вспоминает о том, как много знаний и отеческого тепла ей дал известный
режиссёр узбекского, советского и мирового кинематографа, народный артист СССР
Шухрат Аббасов в её карьерном творческом росте.
За
полтора часа Наталья Варлей успела рассказать не только о своих родителях и
своём далёком детстве. Она с удовольствием поведала любителям кино о звёздах советского
экрана - о встречах на съёмочной площадке с такими замечательными артистами: Юрием
Никулиным, Георгием Вициным, Леонидом Гайдаем, Нонной Мордюковой, Виталием
Соломиным и многими другими и, конечно, упомянула о вечных ценностях, о поиске
смысла жизни, сопровождавших весь её творческий путь.
На
творческой встрече студенческая молодёжь открыла для себя, что Наталья Варлей не
только замечательная актриса, но ещё и тонкий лирический поэт. В 1985 году были напечатаны её первые стихи, а в 1996
году опубликован первый сборник стихов – «Кружась над золотыми куполами». Позже,
в 2010 году, был издан сборник «Во мне такая музыка звучит». В 2018 году свет
увидела книга «Канатаходка. Автобиография». Зрители горячо аплодировали Наталье
Варлей за выразительную декламацию её стихов из разных авторских поэтических сборников.
В дополнение к ним актриса исполнила несколько песен на собственные стихи и
музыку Юрия Петерсона («Канатная плясунья, «Замёрзшая свеча»), Николая Шершня («Вагонное купе»,
«Не умирай, любовь…») и других российских композиторов. Публика была
благодарна звезде советского и российского кино за возможность получить от неё
автограф и сфотографироваться с ней на память.
У
Натальи Варлей есть такие стихи:
Для чего я живу? Чтобы в
мудрости жизни
Обрести
бесконечность и светлый покой.
Чтоб по
телу Земли растеклась моя нежность
и всем
любящим стало легко…
Таким бесконечным мигом взаимной
любви и благодарности останется в памяти творческая встреча на 65-м Ташкентском
международном кинофестивале с Натальей Варлей у старых и новых поклонников её
многомерного таланта.
В
тот же день, первого октября 2023 года, на летней площадке Ташкентского ВГИКа гости
кинофестиваля встретились с Елизаветой Михайловной Боярской. — российской
актрисой театра и кино, заслуженной артисткой Российской Федерации.
Она
родилась в Ленинграде 20 декабря 1985 года в семье актёров Михаила Боярского и
Ларисы Луппиан и всю последующую жизнь вынуждена была доказывать свою
независимую творческую самостоятельность от авторитета известных родителей. У
актрисы есть родной брат — Сергей Боярский. В детстве Елизавета не проявляла
актёрских способностей. Она 13 лет посвятила занятиям танцами (классическими и
джазовыми). В подростковом возрасте окончила модельную школу. Во Второй
Санкт-Петербургской гимназии имени Александра I училась посредственно, но за
последние несколько лет обучения всё наверстала за счёт занятий с репетиторами.
Благодаря этому Елизавета овладела двумя иностранными языками — английским и
немецким. В выпускном классе решила поступать на отделение «пиар» факультета
журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Проучившись
некоторое время на подготовительных курсах, поняла, что к этой специальности у
неё больше нет интереса.
Посетив
открытие учебного театра «На Моховой» и несколько спектаклей Театра им.
Ленсовета, решила поступать в театральный институт. Как вспоминала Боярская на
творческой встрече, родители не отговаривали её от подобного выбора, но
предупредили «обо всех подводных течениях» этого решения. Боярская за несколько
месяцев подготовилась к поступлению в Санкт-Петербургскую государственную академию
театрального искусства (ныне — РГИСИ). Поступила на курс ко Льву Абрамовичу
Додину. Получала Президентскую стипендию. Окончила институт в 2007 году.
Однокурсником Боярской был актёр Данила Козловский, с которым они впоследствии
пришли играть в один театр.
С 2006 года — актриса
Малого драматического театра (Театра Европы) в Санкт-Петербурге. Впервые вышла
на сцену этого театра 9 марта 2006 года, сыграв роль Гонерильи в спектакле
«Король Лир». В 2001 году дебютировала в многосерийном фильме «Агент национальной
безопасности - 3», а в 2004 году снялась в кинокартине немецкого режиссёра
Оливера Хиршбигеля «Бункер». Первой значительной ролью в кино стала роль Тани в
фильме режиссёра Василия Чигинского «Первый после бога» (2005). Не менее
значимой была роль Веры в фильме режиссёра Аллы Суриковой «Вы не оставите
меня», где Боярская сыграла вместе с отцом. Популярность ей принесли фильм 2006
года выпуска «Парк советского периода»; фильм Тимура Бекмамбетова «Ирония
судьбы. Продолжение» (2007); экранизация Кареном Шахназаровым романа «Анна
Каренина» Л.Н. Толстого (2017) с Елизаветой Боярской в главной роли и Максимом
Матвеевым в роли Вронского, что по словам Елизаветы, значительно ей облегчило воссоздание драматического женского образа. Несмотря на
яркий и запоминающийся образ Анны, многие зрители посчитали киноленту
откровенно неудачной. Негативно оценивали и игру самой актрисы. Елизавета
Боярская заверила зрителей на фестивале, что версия Карена Шахназарова была ей
очень близка и она старалась воссоздать на экране ни на кого не похожий новый кинообраз,
а камни в свой город она привыкла сносить с молодости и чувствует себя сегодня вполне
здоровой, закалённой и сильной, а главное, востребованной актрисой в расцвете
лет.
Планировалось,
что в фильме «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини»
Елизавета Боярская исполнит роль дочери д’Артаньяна, но впоследствии эту роль
исполнила Лянка Грыу. Боярская отказалась от этой роли, поскольку в это время
она одновременно снималась в фильме «Адмиралъ» и в 12-серийном фильме «Я
вернусь». К тому же сценарий фильма о мушкетёрах ей был не особенно интересен,
т.к. ей вполне хватило быть дочерью д’Артаньяна дома, - пошутила актриса в
откровенной беседе с фестивальной
публикой, в которой преобладала студенческая молодёжь.
В фильме «Адмиралъ» (2008) Боярская сыграла Анну Тимирёву — возлюбленную адмирала Александра Колчака. Дальше были роли в фильмах «Не скажу», «Пять невест», «С новым годом, мамы!», «Шерлок Холмс», «Статус: Свободен», «Анна Каренина». Одновременно она снялась в откровенных сценах в мини-сериале «Пётр Первый. Завещание», сериале «Долгий путь домой» и фильмах «Матч» и «Беглецы». С осени 2008 года играет роль Роксаны в антрепризе «Сирано де Бержерак» продюсерского центра «Арт-Питер», где её партнёром является Сергей Безруков, играющий роль Сирано. Боярская в 2012 году озвучила Бабу-Ягу в мультфильме «Три богатыря на дальних берегах», а в 2016 году — волчицу Бьянку в мультфильме «Волки и овцы: безумное превращение».
В
этот свой приезд в Ташкент Елизавета со своей мамой, актрисой Ларисой Луппиан, чьё
детство прошло в Ташкенте на Чиланзаре, навестила дом своего родного дяди,
полистала семейные альбомы, посетила могилки предков и узнала ближе свою
родословную по материнской линии, связанной с Узбекистаном. Для неё эти дни общения
с родными и своеобразного прозрения останутся незабываемыми навсегда. По поводу
своего отца Михаила Боярского, который не смог приехать на фестиваль, объяснила
ситуацию со свойственным актрисе здоровым юмором: «Михаил Боярский в отсутствие
супруги и дочери выполняет обязанности деда, ведь помимо своей работы, он ещё
заботится о двух внуках: 11-летнем Андрее и 4-летнем Григории. Вопреки
различным недобросовестным слухам о её болезни, Елизавета Боярская заверила поклонников
её творчества, что она совершенно здорова, полна сил и благодарит всех за
внимание к её персоне.
В заключение своего репортажа необходимо добавить: благодаря инициативе Агентства кинематографии РУз и Евросоюзу, 30 сентября 2023 г. состоялась церемония открытия VIII Европейского кинофестиваля в рамках Международного кинофестиваля в Ташкенте - «Жемчужина Шелкового пути». В рамках деловой программы был подписан меморандум о сотрудничестве с зарубежными партнёрами: Россией, Ираном, Венгрией, Эстонией, Грецией. Нынешний Международный кинофестиваль, по мнению организаторов и журналистов, активно освещавших его в прессе (Борис Бабаев, Андрей Князев, Юлия Логвина и др.), прошёл не столь пафосно и официозно, сколько по-деловому, с творческим задором и изюминкой, что совершенно порадовало его гостей и участников.
Участники
65-го Ташкентского международного кинофестиваля «Жемчужина Шелкового пути»
приняли обращение к Президенту Узбекистана:
- По Вашей инициативе в 2021 году был
возрождён Ташкентский международный кинофестиваль, который берет своё начало в
далёком 1958 году. В первом кинофестивале приняли участие страны Азии и Африки,
в дальнейшем к ним присоединились кинематографисты из Латинской Америки. А
сегодня возрождённый в новом формате кинофестиваль собрал участников со всех
континентов, представляя 51 страну и более 300 кинематографистов, объединенных
девизом: «Мир, прогресс и просвещение.
Все без исключения кинематографисты отметили
уникальную широкую и продуманную образовательную программу с участием десятков
иностранных кинодеятелей, которая состоялась в рамках кинофестиваля:
Особый
акцент был сделан на образовательные программы и творческие встречи для
молодого поколения кинематографистов не только из Узбекистана, но и из многих
стран мира. Выдающиеся деятели кино из 51 страны провели более 50
мастер-классов.
Отрадно,
что 65-ый Ташкентский международный кинофестиваль возродил атмосферу дружбы
представителей разных народов и национальностей и дух интернационализма, характерных
для советской эпохи, когда он только зарождался в конце 50-х и 60-70-ые годы
прошлого века в Ташкенте. Не всё ещё потеряно и в XXI
веке,
как видим, сохраняется и приумножается целый пласт мировой культуры, потому что
мы до сих пор все вместе!
Гуарик Багдасарова
Статья подготовлена
по личным наблюдениям
и материалам периодической
прессы
Комментариев нет :
Отправить комментарий