Жаль, что неизбежна смерть
Но возможна сатисфакция:
Уходя, оставить свет -
Это больше, чем остаться.
Пётр
Вегин
В
Доме кино «Ренессанс» в Ташкенте 30.11.23 состоялся очень душевный, почти
семейный, по-домашнему тёплый вечер, посвящённый памяти известного сценариста,
кинорежиссёра, драматурга Джасура Исхакова (1947- 2021) и презентации
его новой книги «Как подскажет сердце…».
Джасур Исхаков - писатель, автор десятков рассказов,
лауреат международных конкурсов «Литературная Вена» (2011), обладатель диплома
Ассоциации русскоговорящих авторов в Австралии и Новой Зеландии; кинорежиссёр и
сценарист, снявший более сорока художественных, документальных и
мультипликационных фильмов. В их числе: «Останься», «Проклятие золотого коня»,
«Охота для настоящих мужчин», «Приключения в стране Чатранга», «День истины»,
«Прощай, зелень лета!» (сценарист Джасур Исхаков и кинорежиссёр Эльёр
Ишмухамедов), завоевавший на кинофестивале в Дели в 1986 г. главный приз
Гран-При «Золотой павлин», а также эпохальные документальные киноленты: «Дети
войны», «Столица дружбы и тепла» и многие другие.
- Два года назад мы потеряли Джасура-ака, и с каждым
годом мы всё больше осознаём глубину этой потери. Я горжусь теми редкими
встречами с режиссёром, сценаристом, писателем, которого я знал чуть больше
года. К его профессиональным регалиям я бы сегодня добавил слово «великий»,
которое он заслужил. Память о нём продляют Мастура-опа, его близкие и вы,
присутствующие здесь в зале друзья и почитатели таланта Джасура-ака, каждому из
вас есть что вспомнить о нём. Я восхищаюсь Вами, Мастура-опа, потому что Вы
делаете всё, чтобы эту народную память о своём муже и других деятелях нашей
культуры сохранить и приумножить.
Мы должны ценить новый формат Узбеккино. Наш
уважаемый президент Узбекистана Шавкат Миромонович Мирзиёев создал все условия
для того, чтобы мы здесь проводили не только вечера памяти выдающихся деятелей
кинематографа, но и чаще встречались со студентами филиала ВГИКа, чтобы
молодёжь могла изучать наше богатое национальное наследие на просмотрах и
обсуждениях фильмов. Мы запустили этот маховик на Международном ташкентском
фестивале в этом году и надеемся и впредь укреплять нерушимый мост между
старшим и новым поколениями и сохранять нашу память о деятелях культуры,
оставивших глубокий след в истории кинематографа.
Новый
сборник «Избранные» под названием «Как подскажет сердце…» Мастура Исхакова
вместе с детьми подготовила ко дню памяти мужа. В книгу вошли пьесы и сценарии
разных лет. Каждый из них имеет свою историю, не всегда счастливую... О них
рассказала подробно Мастура Исхакова.
В
сборнике есть пьеса «Сатурналии – праздники для рабов». Действие происходит во
времена завоевания Римской империей Балкан, куда входила Древняя Греция. Больше
всего Сатурналии ждали рабы, ведь в эти дни они превращались в господ. Они
облачались в одежды хозяев и занимали их места за столом. При этом сами хозяева
были обязаны им прислуживать. Автор поставил перед собой задачу через призму
развития разных исторических формаций жизни человечества показать, что главным
была и остаётся – борьба за власть, умение выстраивать политическую карьеру,
используя все методы - коварство, обман… и так далее.
Вот
как об этом писал Эдвард Радзинский: «Исторические сюжеты порой очень
современны, ибо люди не меняются, они всего лишь переодеваются – тога, камзол,
джинсы, – но остаются теми же, потому что движут ими всё те же страсти: власть,
похоть и деньги. И оттого рассказ о прошлом становится повествованием о
настоящем и, что ещё хуже, о будущем». Так что эта пьеса не утратила своей
актуальности и в наши дни, и «может быть, когда-нибудь найдётся смелый режиссёр
и подарит зрителям эту философскую трагикомедию», - выразила свою заветную
мечту Мастура Исхакова.
История
сценария «Алпамыш» складывалась довольно хорошо… В 2012 году в Южной Корее был
проведён второй «Международный конкурс сценариев по мотивам мифов, сказок и
эпосов стран Азии». Джасур и Мастура Исхаковы завоевали Гран-при за сценарий
игрового фильма «Алпамыш»… На этом сказка о народном герое закончилась… Мастура
и её семья надеются, что когда-нибудь об этом сценарии тоже вспомнят.
Сценарий
«Золотой фазан», написанный Джасуром Исхаковым в девяностые годы прошлого века,
в своё время одобрил руководитель Сценарной мастерской на студии «Узбекфильм»,
заслуженный деятель искусств УзССР и позднее РФ, Одельша Александрович Агишев:
«Хороший сценарий! Тонкий, с юмором! Надо срочно приступать к постановке!» -
словам Мастера не суждено было сбыться при жизни Джасура. Он тоже до сих пор
ждёт своего воплощения в кино.
В
1994 году Джасур написал пьесу «Мардикор», которая два года шла в Национальном
театре Узбекистана. Она пользовалась большим успехом у зрителей. Но болезнь
актрисы Риммы Ахмедовой, единственной героини спектакля, повлиял на его судьбу…
Светлая память актёрам, которые играли в этом спектакле… Теперь с этой пьесой
читатели могут познакомиться в книге «Как подскажет сердце…».
Пьеса
«Ах, Кашгарка, или сны о старом Ташкенте» сохранила размышления автора с
режиссёром: «Понимаешь, старик, - начал свою речь Главный, - зритель совсем не
тот, каким ты его себе представляешь… Ему нужна сейчас развлекаловка, хохмы,
простенький сюжетец, голые попки… - покуривая, продолжал Главный, - Театр,
практически, на хозрасчете… Ну, поставил я как-то недавно классику, сыграли три
спектакля, и зритель не стал ходить на него… А деньги-то истрачены! Кстати,
знаешь, мои спектакли, почти все, идут с аншлагом…».
Конечно, это был уже серьёзный довод.
Бабки, деньги, мани, лава, баксы и баксюты, «зелёные» и «деревянные», они
заняли в нашем обиходном словаре значительное место… Без них – ни шагу… В этом
он был прав и понял, что я его понимаю и могу простить его безмолвный отказ. Он
улыбался, рассказывал ещё что-то, и я в ответ тоже, как дурак, рассказывал
какие-то анекдоты и улыбался… Как водится, он пригласил меня на свой спектакль,
деловито порывшись в программке. Я обещал прийти. Мы мило распрощались, и я ушёл…».
И таких немало историй в книге о
нереализованных творческих замыслах Джасура Исхакова, включая два сценария для
детей по мотивам узбекских сказок: «Страшнее кошки зверя нет» и «Притча о
старых каушах». Все они ждут своего воплощения в театре и кино. Эта книга
предназначена для определённой публики – она адресована продюсерам, режиссёрам,
сценаристам, актёрам, художникам и тем, кто любит и интересуется кино и
театром.
На
экране мелькали кадры – яркие мгновения
из личной, семейной, профессиональной и общественной жизни Джасура Исхакова,
связанной с разными деятелями культуры - литературы, эстрады, кино. Джасур Ильхомович больше
пятидесяти лет отдал любимой работе в кино. В стенах Узбекфильма и Кинохроники
прошла его творческая жизнь. Он работал в
разных жанрах. Это – художественные, документальные и мультипликационные
фильмы, озвучки, радиопередачи, творческие встречи! И всегда рядом были
родственники, близкие друзья и коллеги. Этот
семейный тандем крепко связывала общая любовь к театру и кино. Эту любовь
подтверждает книга самой Мастуры: «Имя в истории. ХХ век. Узбекистан» - плоды
её многолетней работы в литературно-драматической редакции на республиканском
радио. Эту книгу можно было наряду с сочинениями Джасура Исхакова приобрести в
фойе Дома кино и получить заветный
автограф на память у автора.
На вечере Мастура Исхакова
коротко рассказала о жизненном и творческом пути своего мужа и соратника,
уготованном свыше. Отец Джасура Ильхом Исхаков работал в Министерстве
просвещения. Он преподавал философию в двух ведущих ВУЗах - «Национальном
университете Узбекистана» и в ТашМи, а мама Хабиба Зияханова, по профессии
врач-стоматолог, занималась переводами с русского на узбекский язык. Благодаря этой
женщине - узбекский читатель познакомился с произведениями русской и зарубежной
классики: Достоевский - «Униженные и оскорблённые», Флобер – «Госпожа Бовари»,
Голсуорси – «Сага о Форсайтах», Чехов - «Собственник» и многие другие его
рассказы.
Уникальное творчество Джасура
Исхакова наполнено добром, юмором, любовью к родине и к людям, которые его
окружали. С большой нежностью он относился к родному Ташкенту. Его первый
сборник рассказов «Сны о Ташкенте» убеждает читателей, что «людей неинтересных
в мире нет». Именно так назвал своё вступительное слово к этой удивительной
книге Бах Ахмедов. На вечере о плодотворном сотрудничестве с самокритичным и ироничным, покладистым и чутким к
стилистическим замечаниям автором книг «Сны о старом Ташкенте», «Ночь жёлтой
луны», «Как подскажет сердце…» - с
восхищением говорила их редактор Елена Долгополова.
Ведущая Мастура и выступавшие родные, друзья, коллеги и соратники Джасура Ильхомовича отмечали, что в творчестве писателя и сценариста их поражало разнообразие литературных жанров: трагикомедии, психологические драмы и комедии! Он в жизни был таким же лёгким, с юмором, а иногда очень строгим и серьёзным человеком. Но это было редко. Даже тогда, когда его сценарии и пьесы годами ждали постановки, он не отчаивался и загружал себя интересной работой. Снимал документальное кино, писал рассказы, пьесы, сценарии, статьи для журналов и газет, тексты для песен.
Вечер, в целом, носил позитивный непротокольный характер. В музыкальной части программы прозвучала песня «Ассалом Алейкум» в исполнении группы «Караван» и заслуженной артистки Узбекистана, любимой ученицы легендарной Тамары Ханум – танцовщицы Гульчехры Юсуповой. Акбар Атамухамедов, солист группы «Садо», подарил зрителям советский хит «Как молоды мы были…» Александры Пахмутовой. Двоюродная сестра Джасура, талантливая «всеядная» в хорошем смысле, певица Нодира, продолжательница рода Зияхановых, исполнила романтическую песню «Маргаритес» на греческом языке (музыка и слова Маргриты Маргаро) и душевный романс «А напоследок я скажу…» Андрея Петрова на стихотворение Беллы Ахмадулиной «Прощание» из кинофильма режиссёра Эльдара Рязанова «Жестокий романс».
Комментариев нет :
Отправить комментарий