пятница, 24 ноября 2023 г.

Впервые в Органном зале ГКУз: «Музыкальное измерение: звук, форма, цвет»

            Звук, Форма, Цвет –  хранят в себе все тайны…

          Звук, Форма, Цвет – несут в себе ответ…

                                                    Андрей Слоним

          В Органном зале ГКУз 21.11.23 состоялся совершенно необычный концерт, который точнее было бы назвать французским термином «перформанс» - жанр театрально-художественного представления, в котором произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и времени. Этот жанр зародился в 60-ые годы прошлого века в Западной Европе и достаточно хорошо укоренился на отечественной почве как форма авангардного искусства.

         Этот своеобразный проект был задуман ещё полгода тому назад. Авторы идеи концерта – Адиба Шарипова и Дильшод Азизов в неразрывном творческом содружестве с известным режиссёром, заслуженным деятелем искусств Узбекистана Андреем Слонимом  решились на смелый и абсолютно новаторский эксперимент - пригласили для участия в художественном перформансе студентов факультета живописи Международного университета «Кимйо» в Ташкенте. В музыкальной программе прозвучали произведения французского композитора Клода Дебюсси (1862-1918), основателя импрессионизма в музыке, и его современника Габриэля Форе (1845-1924) - французского композитора, педагога и дирижёра. Совершенно разные по своему складу творческие натуры, они были приверженцами манифеста - credo нового искусства, основанного на глубочайших традициях французской музыки, о котором писал знаменитый писатель Ромен Роллан в книге «Музыканты наших дней» (1908) о современном состоянии французской музыки в начале ХХ века:

«Мы хотим, — говорилось там, — свободной музыки и свободной речи, сплошной мелодии, бесконечного разнообразия, одним словом — свободы музыкальной фразы. Мы за торжество музыки естественной и подвижной, как речь; пластической и ритмичной, как античный танец».

Эту идею вечера-композиции на сцене воплотили талантливые музыканты: заслуженная артистка Узбекистана, профессор Государственной консерватории Узбекистана Адиба Шарипова (фортепиано), доцент ГКУз Елена Матвеева (скрипка), Ойбек Имамов (виолончель). А в союзе с ними –  художники-живописцы: доцент Международного университета «Кимйо» в Ташкенте Дильшод Азизов и студенты Международного университета «Кимйо» в Ташкенте - Мирсаид Имамов, Лола Хакимова и другие. Во время исполнения музыкальных произведений художники на глазах у зрителей на сцене создали свои живописные этюды: две абстрактные композиции и вполне законченный реалистичный портрет Клода Дебюсси, выполненный кистью Дильшода Азизова. Эти новорождённые экспонаты дополняла выставка живописных работ в фойе в стиле импрессионизма, выполненная студентами того же университета специально для этого креативного перформанса.

Режиссёр и ведущий программы - заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним - смог блестяще соединить музыку, живопись и поэзию на этом удивительном концерте. Его лаконичные и образные преамбулы, а также поэтические эпиграфы к каждому номеру помогали зрителям прожить вместе с участниками действа погружение в мистерию  волшебного воздействия звука, формы и цвета на наше подсознание.

А.Е. Слоним напомнил зрителям об универсальном направлении в искусстве - импрессионизме (фр. impressionnisme, от фр. impression — впечатление). Музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложилось во Франции в последнюю четверть XIX  — начале XX веков, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Импрессионисты стремились  отказаться от внешне острых драматических сюжетов и социальных тем и создавали произведения искусства утончённые и одновременно ясные по выразительным средствам, эмоционально сдержанные.

Казалось бы, бесконфликтные и строгие (чистые) по стилю программные миниатюры, сюитные циклы (возвращение к рококо), в которых преобладало красочно-жанровое или пейзажное начало – несли в себе и нечто иное. Это –  своеобразный полускрытый «второй план», о котором стоит упомянуть особенно. В первую очередь, импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками. Отказавшись от линий, рисующих контуры лиц, объектов – художники этого направления искали выразительные средства в раскрытии именно впечатления от живых образов природы. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления: рефлексах, бликах, тепло-холодных отношениях света и тени; шире — запечатлеть само пространство и время. Технические отличия способствовали достижению иных целей, прежде всего, импрессионисты пытались на пленэре уловить мимолётное впечатление, мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток - своеобразное «плывущее» изображение. Наивысшим воплощением стали циклы картин Моне «Стога сена», «Руанский собор» и «Парламент Лондона».

В этом заключаются и сильные, и слабые стороны импрессионистического метода. Внутри кажущегося затаённого состояния души, природы –  жил конфликт, сходный с фразой о драматургии А.П. Чехова: «Люди сидят за столом и пьют чай – а в это время рушатся их судьбы!». В музыке это явление отразилось и в «плывущих» тональностях, и в свободной «пластике» ритма и интонаций, в особой контрастности нюансировки. Удивительно и другое – плывущие хроматические (состоящие из всех полутонов) и пентатонические интонации (не содержащие полутонов), композиторов-импрессионистов неразрывно связались и с особенно дорогим нам явлением –  подсознательной тягой  к  своеобразной древней культуре таинственного особенного Востока.

Сильное влияние на творчество Дебюсси и Равеля оказало творчество «Могучей кучки»: Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова. В особенности это касалось экзотических и ориентальных произведений: «Половецкие пляски» Бородина и «Шахерезада» Римского-Корсакова. А «Борис Годунов» Мусоргского на долгие годы стал для Дебюсси второй настольной оперой после «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера. Именно об этом свойстве стиля обоих «Главных импрессионистов» метко высказался избежавший влияния «великого Модеста» (Мусоргского) Эрик Сати: «…они играют по-французски, но — с русской педалью…».

В программе вечера для исполнения были выбраны поистине знаковые произведения. Это – две широко известные фортепианные прелюдии – картины – «Девушка с волосами цвета льна» и «Лунный свет» Клода Дебюсси. В качестве ансамблевых произведений была представлена и знаменитая соната для скрипки и фортепиано соль-минор – последнее творение Клода Дебюсси. А финал вечера увенчало Трио ре-минор Габриэля Форе. Ярким музыкантам - Адибе Шариповой (фортепиано), Елене Матвеевой (скрипка), Ойбеку Имамову (виолончель) удалось добиться богатого гармонического и тембрового окрашивания тем, прозрачности и тембрового контраста каждого инструмента, органического звучания и взаимопонимания друг друга и публики. Музыка К. Дебюсси и Г. Форе непосредственно и внятно раскрывала чистое чувство в его первозданности. Мелодия, ритм и гармония свободно сочетались по своим собственным законам, так что всё в этих программных сочинениях было живописью и поэзией, что сближало двух представителей импрессионизма в музыке. Очень важным свойством исполнения музыкантов предстала импульсивная экспрессия, контрастность нюансов. Это позволило с максимальной силой выявить и раскрыть конфликт внутренних смятений человеческого духа, не сумевшего достигнуть осуществления своих заветных, а порой - навеянных призрачных, мимолётных грёз, не способных преодолеть жёсткие и неумолимые законы реальной жизни…

Взаимоотношения между поэзией и музыкой были предметом исследования многих писателей и музыковедов. Окружающий мир в музыке импрессионизма раскрывается сквозь увеличительное стекло тонких психологических рефлексий, едва уловимых ощущений, рождённых созерцанием происходящих вокруг, как кажется, незначительных изменений. А в действительности – существенных ломок привычных устоев и условий. Эти черты роднят импрессионизм с двумя другими параллельно существовавшими художественными течениями — литературным символизмом и неоромантизмом.

Андрей Слоним, тонкий знаток музыки, режиссёр по профессии и поэт по второму призванию, тонко и бережно озвучил в специально сочинённых авторских поэтических преамбулах чувства и настроения одноимённых произведений Дебюсси, которые прозвучали на концерте, - «Дева с волосами цвета льна» и «Лунный свет»:

 …Дева с волосами цвета льна – 

И вблизи – и в лучезарной дали

В светлой и струящейся печали…

Из каких же грёз взошла она?..

…В Ней – и цвет лугов, и та вина,

Что с древнейших дней безбрежной страсти

Вещей силой первозданной власти

В таинствах души царит одна…

…А душа – здорова иль больна! –

Всё хранит в себе светло и странно

Луч, живёт в котором постоянно

Дева с волосами цвета льна…

***

…Лунный свет … Со звоном нежных струн

Так созвучен бледный и холодный

Блеск его – и странный, и свободный,

Полный тайн – и ясный…  «Clair de Lune»…

...Лунный свет… И вечен он, и юн

В нежном, неземном своём сиянье,

Что сквозь времена и расстоянья

Пенье шлёт заветных звонких струн…

…Лёгких облачков живой табун

Диск луны собою окружает.

И надежд предчувствие внушает

Свет Луны… Звенящий  «Clair de Lune»…

Так участникам перформанса удалось соединить воедино живописные образы, связанные со зрением; поэтические, рождённые Словом;  музыкальные, основанные на слухе и воображении, - исключительно  при помощи  особенных, тонких ассоциативных параллелей, существующих в сознании музыкантов, поэта и художников. Прямые аналогии между средствами живописи, поэзии, музыки возможны только при посредстве творца, испытавшего на себе личное влияние композиторов, художников или их полотен. Такими предстали перед зрителями все участники концерта, сумевшие донести до публики свой внутренний мир и макрокосмос, привлёкший внимание публики свободой мышления, обнажённостью чувств, богатством впечатлений и оригинальной подачей зрительных, музыкальных и стихотворных образов.

Не только для публики, но и для самих организаторов вечера это было «Ноу-хау», которым они охотно поделились с автором этой заметки и с благодарными зрителями, наградившими героев перформанса словами признательности, долгими овациями и осенними букетами цветов.


Дильшод Азизов, доцент  Международного университета «Кимйо» в Ташкенте:

          - Мы готовились к этому концерту больше месяца. Такой перформанс в Центральной Азии состоялся впервые. После активных дискуссий и даже разногласий с оппонентами мы пришли к выводу, что музыка и живопись имеют много общего между собой. Клод Дебюсси неоднократно высказывался как истинный художник-импрессионист. Так, например, «Образы» Клода Дебюсси, один из шедевров фортепианного импрессионизма, «Отблески на воде», вызывает прямые ассоциации со знаменитым полотном Клода Моне «Импрессия: восход солнца». Симфоническая сюита «Море от зари до полудня» достойным образом подытоживает пейзажные зарисовки Дебюсси.

И таких параллелей много в мировом искусстве. Мы долго со студентами слушали сочинения Дебюсси. Я изучил всю иконографию основоположника импрессионистической музыки и сделал в своей мастерской несколько портретных набросков. Этот образ Дебюсси, созданный на сцене экспромтом, сочетает реалистические черты и особое настроение, характерное для импрессионизма в живописи и музыке.

          Для моих студентов, чьи работы мы разместили в фойе перед входом в Органный зал ГКУз, это уже вторая художественная выставка. Первая экспозиция была организована совместно с мемориальным музеем Мухтара  Ашрафи и была расположена в Национальной библиотеке Узбекистана им. Алишера Навои в ознаменование столетия народного артиста СССР и Узбекистана Мухтара Ашрафи (1912-1975). Мы будем стараться и дальше развивать и демонстрировать содружество муз.

Адиба Шарипова, пианистка, заслуженная артистка Узбекистана, профессор ГКУз и автор идеи концерта-перформанса:

- Я благодарю вас, дорогие зрители, за ваше присутствие, за ту энергетику, которую вы подарили нам, за переживание каких-то богатых бессознательных ощущений во время нашего исполнения концертной программы.

Я благодарна Андрею Евсеевичу Слониму за его поэтические экспромты, которые помогли нам по-особенному воспринять и воссоздать музыку Клода Дебюсси и Габриэля Форе. Для нас, музыкантов, стало открытием красочные импровизации студентов живописного факультета Международного университета «Кимйо» во главе с их руководителем – доцентом Дильшодом Азизовым, вдохновлённые этой импрессионистической музыкой. Молодые студенты запомнят на всю жизнь этот вечер, где они впервые на высокой сцене, как в Карнеги-холле для них, выступили как самостоятельные художники. Мы продолжим эту традицию и будем в дальнейшем знакомить вас с гениями прошлого и современности. И да здравствует музыка, которая живёт в наших сердцах и в мире! 

…И думалось с сожалением после концерта, что жизнь этого музыкального стиля была достаточно краткой даже по меркам скоротечного XX века. К началу 30-х годов прошлого столетия импрессионизм в его классическом понимании стал уже старомодным, превратился в исторический стиль и, как казалось, полностью сошёл с арены актуального искусства, растворившись (в качестве отдельных красочных элементов) — в творчестве мастеров совершенно иных стилистических направлений. Однако импрессионистические краски и приёмы неизменно уловимы в творчестве многих композиторов нашего времени. И в самобытном творчестве Микаэла Таривердиева, и в творениях многих композиторов мира черты этого направления обрели новые облик и воплощение. Да и в творениях выдающихся композиторов Узбекистана - Феликса Янов-Яновского и его сына Дмитрия Яновского – эти видоизменённые черты явственно проявляются, обновляясь и  реформируясь. 



И как наглядно показал нынешний перформанс, свободный музыкальный импрессионизм не утратил и в XXI веке благотворного воздействия на публику и ещё раз напомнил нам о французской музыке и её истинной природе, о её забытом идеале: ясности, изящной простоте, естественности, и, конечно же – устремлённости к Любви – ранимой и ускользающей. А кроме того, о грации, первозданной наивности, пластике и юношеском энтузиазме, предполагающем многократную встречу с этим непосредственным музыкальным посланием современному миру, его вещий «посев» в человеческих душах и чудесную жатву впереди.

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

 Фото автора и Татьяны Грушиной

Комментариев нет :

Отправить комментарий