В этом году ташкентские поклонники поэзии Серебряного века отмечают два юбилея: в декабре 25-летие «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой» и в июне - 135-летие со дня рождения Анны Ахматовой (23 июня 1889 г. - 5 марта 1966). По этому поводу 20.06.24 в преддверии дня рождения А. Ахматовой в Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ собрались любители изящной словесности, чтобы отдать дань памяти любимому поэту.
Руководитель
ахматовского музея Ирина Анатольевна Парамонова кратко рассказала биографию поэта и обозначила
двухчасовую программу концерта в честь юбиляра. Ведущая отметила особый период
в жизни поэта: с 8 ноября 1941-го до мая
1944 года Анна Андреевна наряду с другими деятелями литературы и искусства
проживала в узбекской столице в эвакуации и здесь написала много стихов,
вошедших в цикл «Ташкентские тетради». В эвакуации она начинает работать над
созданием патриотического цикла «Ветры войны», в который входит стихотворение
«Мужество» (1941 г.). Здесь в Ташкенте в 1943 году вышел её сборник избранных
стихов, в котором было опубликовано это знаменитое стихотворение. На вечере его
по-детски искренно и задушевно прочитала наизусть 10-летняя Ольга Терновых. В
устах школьницы особенно убедительно звучал завет русского поэта, ставшего
участницей и непосредственной свидетельницей многих переломных событий в
русской истории. Ахматова не приняла революцию, но любовь к своей стране не
позволила ей стать эмигранткой. Она именно в мужестве видела залог спасения
русского народа: как актуально сегодня звучат эти стихи!
Мы знаем, что ныне
лежит на весах
И что совершается
ныне.
Час мужества
пробил на наших часах,
И мужество нас не
покинет.
Не страшно под
пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться
без крова,
И мы сохраним
тебя, русская речь,
Великое русское
слово.
Свободным и чистым
тебя пронесем,
И внукам дадим, и
от плена спасем
Навеки.
Именно
здесь в Ташкенте в два приёма был написан эпилог «Поэмы без героя» Анны
Ахматовой, в которой много строк посвящено городу, заменившему на время
деятелям русской культуры их родной очаг:
«И
Ташкент в цвету подвенечном… // Скоро там о верном и вечном // Ветр азийский
расскажет мне…». Эти стихи непосредственно из уст Анны Ахматовой слышал
16-летний Эдуард Бабаев, впоследствии высокий специалист по русской литературе
и журналистике XIX в., посвятивший
себя педагогической деятельности на факультете журналистики МГУ. Уроженец
Ташкента, преданный гид Ахматовой и хранитель чемоданчика с рукописями её
«Поэмы без героя» и стихов опального поэта Осипа Мандельштама, доверенных ему
его супругой Надеждой Мандельштам, так отзывался о родном городе: «Нет-нет,
я никогда не забуду город, созданный для счастья и где тополя живут по триста
лет».
Когда я читала на вечере в епархии стихотворение из цикла «Ташкентские тетради. Луна в зените, № 6»: «Я не была здесь лет семьсот, // но ничего не изменилось… // Всё так же льётся Божья милость // С непререкаемых высот…», - я слышала низкий пророческий голос Анны Ахматовой и её дыхание – в тот момент она была с нами. Я показала ахматовцам только что выпущенную в свет вторую книгу "Дорога без конца..." трилогии "Мои дорогие попутчики". В главе "Я поведу тебя в музей..." много страниц посвящено Анне Ахматовой и "Мангалочьему дворику" в Ташкенте. Это ощущение присутствия великого поэта Серебряного века в концертном зале епархии продлили Геннадий Арефьев, исполнивший под гитару несколько лирических песен на стихи Анны Ахматовой; чтец-декламатор Ирина Парамонова, читавшая наизусть откровенные и одновременно возвышенные стихи о любви и горечи потерь («Проводила друга до передней», «Здравствуй! Лёгкий шелест слышишь?..» «Не будем пить из одного стакана…»).
В
программе приняли участие артисты ГАБТ им. А. Навои и юная Виктория Роговая из
детской студии при ГТМК (оперетты) Узбекистана (рук. Наталья Салихова); поэты и
писатели; литературоведы, музыканты, солисты самодеятельного танцевального
ансамбля «Шалом» под руководством Рано Досметовой (они исполнили вальс
«Прощание» и танец «Ватаним»); декламаторы и просто любители художественного
слова.
Завтра лучше, чем вчера, —
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.
Анна Ахматова. Стихи о Петербурге
Ты свободен. Я свободна.
Завтра лучше, чем вчера.
Над Анхором быстроводным
Синь небес и чистота.
Я давно не одинока.
С той поры, как ты ушёл,
Гости с запада-востока
входят в мой открытый дом.
Мы беседуем о жизни.
Диалог Любви ведём
И за трапезой вечерней
Смысл бытийный познаём.
Ты же бродишь всё по свету.
Поиск истины тернист.
Есть короткие тропинки.
Есть пути длиною в жизнь.
Ташкент, 2005
Алексей Кирдянов прочитал стихотворение нашей современницы Елены Тепловой (1933-2012) "Ташкентский романс", опубликованное в №1 журнала "Звезда Востока" за 2024 год. Приятным сюрпризом для меня стало позабытое посвящение Алексея Кирдянова мне: «'Что же делать ещё? Жизнь - в избытке..."[1]. Литературовед и специалист по Серебряному веку Вадим Фомичёв в своём выступлении коснулся сложных отношений Анны Ахматовой с Николаем Гумилёвым и раскрыл её покаяние в стихах, написанных после гибели мужа в застенках НКВД:
Многим
Я — голос ваш, жар вашего дыханья,
Я — отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья, —
Ведь всё равно я с вами до конца.
Вот отчего вы любите так жадно
Меня в грехе и в немощи моей,
Вот отчего вы дали неоглядно
Мне лучшего из ваших сыновей,
Вот отчего вы даже не спросили
Меня ни слова никогда о нем
И чадными хвалами задымили
Мой навсегда опустошённый дом.
И говорят — нельзя теснее слиться,
Нельзя непоправимее любить…
Как хочет тень от тела отделиться,
Как хочет плоть с душою разлучиться,
Так я хочу теперь — забытой быть.
1922
Ажурная шаль
…
Она – из века, что давно отцвёл,
Она
– из века, что ещё настанет.
И
вечный в смене вех столетий ствол,
И
трепетной поэзии престол
Её
живым мемориалом станет.
Ахматова…
Да – звучный псевдоним,
Сроднившийся
и с тайнами Востока,
Дал
имя Ей. Соединившись с ним
Всем
многоцветным существом своим,
Она
сияет вне границ и срока…
…Она
жила на грани двух веков,
На
сломе всех устоев оснований.
Она
познала тяжести оков
И
горечь разрушения основ
Гармоний,
грёз, и светлых упований.
Она
любила… Но глухой запрет
Судьбы
на всё, что в помыслах рождалось,
И
полчища немых железных «нет!»
Стремились
погасить лампады свет,
Который
вёл к надеждам – как казалось…
…Поэзия
Её была иной,
Чем
свод прекрасных, но – других речений.
Сияя
тайной тонкой новизной,
Она
была то светлой, то – больной
От
мира тяжких, горьких искривлений.
Она
познать сумела грани твердь
Меж
Жизнью и молчаньем вечной Ночи.
И
на путях не раз встречала Смерть,
Которая
сквозь жизни круговерть
Свой
вещий взор ей устремляла в очи…
…Железный
век навстречу маршем шёл,
Цветы
и строки без следа сметая.
А
стих Её звучал всё. И расцвёл –
Ранимый
и таинственный! – но в ствол
Привычности
вложиться не желая.
Идя
по тропке сквозь раздор лихой,
Сквозь
то, что миром средь людей зовётся,
И
сквозь Войну – остался он собой,
Лишь
закалившись в данности такой
И
веруя, что к свету он пробьётся…
…Изведав
раны горя и печаль,
И
мрак опустошения, что горек,
Она
спасла свет духа, глядя вдаль.
Её
стихов навек ажурна шаль,
И
вечно жив Мангалочий тот дворик.
И
где бы ни собрались рядом те,
Кто
чтит Поэта Слово в жизни бурной
В
гармониях иль в серой пустоте –
Её
заветный взор зовёт к мечте
Из-под
покрова шали той ажурной…
17
июня 2024
Андрей
Евсеевич подарил собравшимся ещё два своих стихотворения, в которых раскрывался
облик и образность Серебряного века - «Ночь спустилась в печали…» и «В
нежданных судеб искривленьях…».
В
своём автобиографическом очерке «Коротко о себе» в 1965 г. Анна
Андреевна, в частности, рассказывала: «Я не переставала писать стихи. Для меня
в них связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я
жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны в эти годы
и видела события, которым не было равных»[2]. Собравшиеся на юбилее
выдающегося русского поэта Серебряного века услышали эти ритмы в музыкальных
классических произведениях, русских народных песнях в исполнении Натальи
Мудровой, – талантливой молодой исполнительницы с тембром голоса, напоминающим
Лидию Русланову, а также песнях на стихи Ахматовой в интерпретации Геннадия
Арефьева; непосредственно стихах Ахматовой и посвящениях ей разных участников,
которые прозвучали в этот благословенный вечер.
Комментариев нет :
Отправить комментарий