В Ташкентском доме фотографии при АХУз 03.07.24 открылась персональная фотовыставка Бобура Алимходжаева, организованная Посольством Франции в Узбекистане в партнёрстве с Государственным заслуженным ансамблем народного танца «Бахор» имени М. Тургунбаевой и с Академией художеств Узбекистана. Будучи во Франции несколько раз по служебным делам, фотохудожник приглашает нас в отснятых 44-х фотокартинах пройтись с ним по улицам Парижа и ещё полюбоваться достопримечательностями городов Бурж и Вуарон во Франции. Для художника Париж весь «пропитан искусством». Гуляя по выставочному залу ТДФ, я вспоминала страницы книги американского писателя Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» и вот почему.
Книга воспоминаний американского писателя Эрнеста Хемингуэя о его жизни в Париже сопутствовала экскурсии по фотовыставке, потому что, прежде всего, экспозиция была без политики – о значимости окружающей природы, красоте архитектурных сооружений и монументальных памятников, и мирных жителей, радующихся каждому мгновению жизни в гармонии с природой и историческим обликом городов, в которых они обитают, гуляют, признаются в любви. В книге Хемингуэя описываются первые литературные опыты молодого писателя и его жизнь с первой женой Хедли в 1920-х годах. Идея написать автобиографическую книгу о парижском периоде жизни возникла у Хемингуэя ещё во Франции, а подтолкнули его к возобновлению работы обнаруженные записки, которые он считал безвозвратно потерянными. В августе 1956 года Хемингуэй со своей последней женой Мэри Уэлш Хемингуэй, совершив путешествие по Европе, на обратном пути побывал в Париже. Там писателю вернули два небольших чемодана, которые он забыл в подвале парижского отеля «Риц» ещё в 1928 году. Среди прочих вещей в них находились тетради, в которых Хемингуэй описывал свою жизнь во Франции. Неожиданная находка обрадовала писателя, и он решил продолжить эту работу. Известно, что над последними главами воспоминаний, получивших название «Праздник, который всегда с тобой», писатель работал с осени 1957 по весне 1958 года. Основная идея этой книги заключается вот в этих словах её автора: «Если тебе повезло и ты в молодости жил в Париже, то, где бы ты ни был потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж -- это праздник, который всегда с тобой» - из письма Эрнеста Хемингуэя другу (1950 г.).
Детство Бобура Алимходжаева прошло в Ташкенте,
в махалле «Дом художников» - там, где жили такие светила изобразительного
искусства, как Чингиз Ахмаров, Жавлон Умарбеков, Баходир Джалалов и скульптор
Дамир Рузибаев, оказавшие особенное влияние на формирование мировоззрения
подростка. Бабур окончил Национальный институт художеств и дизайна имени
Камолиддина Бехзода, увлёкся импрессионизмом. Он изучал работы французских
импрессионистов: Клода Моне, Эдуарда Мане, Эдгара Дега и Огюста Ренуара. Как
могли живописцы Клод Моне и Эдуард Мане запечатлеть свои мимолётные впечатления
от созерцания живой природы, как Эдгар
Дега передал элегантность и пластическую красоту танца, как Огюст Ренуар, «живописец счастья»,
проповедовал эмоциональность, мимолетность, быстрый живописный набросок
(знаменитый «Портрет Жанны
Самари»),
создаваемый по первому впечатлению – все те задачи, вокруг которых были
сосредоточены поиски всех художников-импрессионистов, - так и Бобур Алимходжаев в художественной фотографии следовал этим
заветам своих далёких заморских кумиров.
Для этой цели Бобур использовал плёночную камеру для некоторых своих фотографий, чтобы лучше «отразить реальность». У него палитра ярких цветов чередуется с чёрно-белым монохромом и определяет чувство меры фотохудожника, замедляет наш шаг на выставке и формирует калейдоскоп настроений и ощущение присутствия в избранных местах нашего совместного путешествия. На выставке в ТДФ можно замереть и долго наблюдать знаменитую Эйфелеву башню в особом вечернем освещении – символ Парижа. Другое фото приглашает нас пройти в музей Родена и поклониться создателю «Мыслителя» и «Поцелуя». Отель Бирон, очаровательный особняк, окружённый прекрасным садом недалеко от Площади инвалидов в Париже хранит самые прекрасные произведения Огюста Родена, одного из величайших скульпторов конца XIX и начала XX веков. Именно в сказочном цветочном и зелёном парке этого особняка ждёт посетителей главное произведение Родена. В «Мыслителе» Родену удалось передать сильные эмоции, что очень сложно достичь скульптуре. Благодаря фотоснимкам Бобура, мысленно мы уже переступили порог этого райского скульптурного сада, состоящего из клумбы и розария, занимающего три гектара.
На вопрос, что
привлекает автора персональной выставки в его увлечении фотографией, Бобур
искренне и многозначно отвечает: «Красота!». Этой Красотой он хочет поделиться
со всеми с помощью фотообъектива. Зрители поневоле влюбляются в Париж и его красивые окрестности, и им
уже тоже хочется побывать в этих местах по следам фотографа-любителя, чтобы
приобщиться к празднику, который может остаться с ними навсегда. Спешите! Выставка в ТДФ
продлится до 12 июля 2024 года.
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана
Комментариев нет :
Отправить комментарий