суббота, 6 июля 2024 г.

«Праздник, который всегда с тобой»: Франция в фотообъективе Бобура Алимходжаева

 


                В Ташкентском доме фотографии при АХУз  03.07.24 открылась персональная фотовыставка Бобура Алимходжаева, организованная  Посольством Франции в Узбекистане в партнёрстве с Государственным заслуженным ансамблем народного танца «Бахор» имени М. Тургунбаевой и с Академией художеств Узбекистана. Будучи во Франции несколько раз по служебным делам, фотохудожник приглашает нас в отснятых 44-х фотокартинах пройтись с ним по улицам Парижа и ещё полюбоваться достопримечательностями городов Бурж и Вуарон во Франции. Для художника Париж весь «пропитан искусством». Гуляя по выставочному залу ТДФ, я вспоминала страницы книги американского писателя Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» и вот почему.   


                                                                                           

Книга воспоминаний американского писателя Эрнеста Хемингуэя о его жизни в Париже сопутствовала экскурсии по фотовыставке, потому что, прежде всего, экспозиция была без политики – о значимости окружающей природы, красоте архитектурных сооружений и монументальных памятников, и мирных жителей, радующихся каждому мгновению жизни в гармонии с природой и  историческим обликом городов, в которых они обитают, гуляют, признаются в любви. В книге Хемингуэя описываются первые литературные опыты молодого писателя и его жизнь с первой женой Хедли в 1920-х годах. Идея написать автобиографическую книгу о парижском периоде жизни возникла у Хемингуэя ещё во Франции, а подтолкнули его к возобновлению работы обнаруженные записки, которые он считал безвозвратно потерянными. В августе 1956 года Хемингуэй со своей последней женой Мэри Уэлш Хемингуэй, совершив путешествие по Европе, на обратном пути побывал в Париже. Там писателю вернули два небольших чемодана, которые он забыл в подвале парижского отеля «Риц» ещё в 1928 году. Среди прочих вещей в них находились тетради, в которых Хемингуэй описывал свою жизнь во Франции. Неожиданная находка обрадовала писателя, и он решил продолжить эту работу. Известно, что над последними главами воспоминаний, получивших название «Праздник, который всегда с тобой», писатель работал с осени 1957 по весне 1958 года. Основная идея этой книги заключается вот в этих словах её автора: «Если тебе повезло и ты в молодости жил в Париже, то, где бы ты ни был потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж -- это праздник, который всегда с тобой» - из письма Эрнеста Хемингуэя другу (1950 г.).

          Детство Бобура Алимходжаева прошло в Ташкенте, в махалле «Дом художников» - там, где жили такие светила изобразительного искусства, как Чингиз Ахмаров, Жавлон Умарбеков, Баходир Джалалов и скульптор Дамир Рузибаев, оказавшие особенное влияние на формирование мировоззрения подростка. Бабур окончил Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода, увлёкся импрессионизмом. Он изучал работы французских импрессионистов: Клода Моне, Эдуарда Мане, Эдгара Дега и Огюста Ренуара. Как могли живописцы Клод Моне и Эдуард Мане запечатлеть свои мимолётные впечатления от созерцания живой природы, как  Эдгар Дега передал элегантность и пластическую красоту танца, как  Огюст Ренуар, «живописец счастья», проповедовал эмоциональность, мимолетность, быстрый живописный набросок (знаменитый «Портрет Жанны Самари»), создаваемый по первому впечатлению – все те задачи, вокруг которых были сосредоточены поиски всех художников-импрессионистов, - так и  Бобур Алимходжаев  в художественной фотографии следовал этим заветам своих далёких заморских кумиров.

          Для этой цели Бобур использовал плёночную камеру для некоторых своих фотографий, чтобы лучше «отразить реальность». У него палитра ярких цветов чередуется с чёрно-белым монохромом и определяет чувство меры фотохудожника, замедляет наш шаг на выставке и формирует калейдоскоп настроений и ощущение присутствия в избранных местах нашего совместного путешествия. На выставке в ТДФ можно замереть и долго наблюдать знаменитую Эйфелеву башню в особом вечернем освещении – символ Парижа. Другое фото приглашает нас пройти в музей Родена и поклониться создателю «Мыслителя» и «Поцелуя». Отель Бирон, очаровательный особняк, окружённый прекрасным садом недалеко от Площади инвалидов в Париже хранит самые прекрасные произведения Огюста Родена, одного из величайших скульпторов конца XIX и начала XX веков. Именно в сказочном цветочном и зелёном парке этого особняка ждёт посетителей главное произведение Родена. В «Мыслителе» Родену удалось передать сильные эмоции, что очень сложно достичь скульптуре.  Благодаря фотоснимкам Бобура, мысленно мы уже переступили порог этого райского скульптурного сада, состоящего из клумбы и розария, занимающего три гектара.




          «Музей Оранжери» на одном из фотоэкспонатов приоткрывает для зрителей волшебное место. Большинство посетителей Музея Оранжери первым делом спешат попасть в Сикстинскую часовню импрессионизма, чтобы в строгой тишине полюбоваться огромными панорамными фресками «Кувшинок» Клода Моне, его  знаменитой картиной «Водяные лилии». Однако было бы неправильно оставить без внимания и произведения других талантливых художников, среди которых можно встретить полотна Пабло Пикассо, Анри Руссо, Поля Гогена, Амедео Модильяни, Мориса Утрилло, Хаима Сутина, Мари Лорансен, Анри Матисса, Пьера-Огюста Ренуара, Поля Сезанна и Альфреда Сислея. Музей Оранжери - это мост в XX век, которого всегда не хватало Парижу и нам с вами, перешагнувшим ХХ век и ныне живущим в начале третьего тысячелетия, которое до конца мы не поняли и не признали.

 





«Музей Орсэ» также привлекает внимание фотохудожника. Музей изобразительных искусств находится в Париже на левом берегу Сены, одно из крупнейших в мире собраний европейской живописи и скульптуры. Именно здесь можно увидеть серию работ Эдгара Дега, иллюстрирующих искусство балета. На фотовыставке художественный образ Парижа дополняют фасады и интерьеры Центра Помпиду; музей Пикассо; католические уединённые костёлы и кафедральные соборы; городские парки и кафешки; уличные незатейливые сценки с массой людей в непостановочных стихийных кадрах живой жизни парижан.

На вопрос, что привлекает автора персональной выставки в его увлечении фотографией, Бобур искренне и многозначно отвечает: «Красота!». Этой Красотой он хочет поделиться со всеми с помощью фотообъектива. Зрители поневоле влюбляются в Париж и его красивые окрестности, и им уже тоже хочется побывать в этих местах по следам фотографа-любителя, чтобы приобщиться к празднику, который может остаться с ними навсегда. Спешите! Выставка в ТДФ продлится до 12 июля 2024 года.

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана




Комментариев нет :

Отправить комментарий