В этом году театрально-музыкальный мир празднует 135- летний юбилей «русского Пьеро». Александр Николаевич Вертинский (9 (21) марта 1889 года, Киев – 21 мая 1957 года, Ленинград) — русский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.
Использование
«маски» в качестве сценического образа было характерно для того времени —
традиция, идущая от Серебряного века в литературе. Элемент перевоплощения, отстранения,
самоиронии проскальзывал даже на афишки,
на которых рядом с образом грустного Пьеро красовалось название «Популярные
песенки в исполнении ВертинскАго»,
где в фамилии маэстро была заменена одна
буква. Отмечалось, что на выбор Вертинского оказала влияние поэзия Блока, в
частности, пьеса «Балаганчик» и цикл «Маски». Сам артист утверждал, что этот
грим появился спонтанно, когда он и другие молодые санитары давали небольшие
«домашние» концерты для раненых и «был необходим на сцене исключительно из-за
сильного чувства неуверенности и растерянности перед переполненным залом». Эта
маска помогала артисту входить в образ. Его Пьеро — «комичный страдалец,
наивный и восторженный, вечно грезящий о чём-то, печальный шут, в котором
сквозь комичную манеру видны истинное страдание и истинное благородство».
Позже
появился образ «чёрного Пьеро»: мертвенно-белый грим на лице сменила
маска-домино, на смену белому костюму Пьеро пришло чёрное одеяние с белым
платком на шее. Новый Пьеро (как пишет Е. Р. Секачева) стал «в своих песенках
ироничнее и язвительнее прежнего, поскольку утратил наивные грёзы юности,
разглядел будничную простоту и безучастность окружающего мира». Каждую песню
артист превращал в небольшую пьесу с законченным сюжетом и одним-двумя героями.
Певца, который называл свои произведения «ариетками», стали называть «русским Пьеро». Позднее А. Вертинский
сменил костюм Пьеро на сценический строгий чёрный фрак. Именно такой элегантный
Пьеро в интерпретации Георгия Дмитриева приехал в Ташкент спустя много лет
после первой встречи с ним ташкентцев.
К творчеству знаменитого певца — «русского Пьеро» Георгий Дмитриев обратился в 2007 году. Ему и тогда аккомпанировал талантливый концертмейстер Александр Вишневский. Вот что рассказывал Г. Дмитриев о своём судьбоносном выборе этой концертной программы 17.10.17: «Ровно 10 лет назад 17 октября 2007 года, в день рождения моего брата Евгения Дмитриева, в театре "Ильхом" состоялась премьера, наверное, моей самой любимой концертной программы "Песенки ВертинскАго". В тот момент я даже не подозревал, насколько творчество Александра Николаевича Вертинского изменит меня, моё мышление, отношение к жизни, к профессии, а самое главное, наполнит её каким-то новым, особенным смыслом. Эта программа создавалась совместно с моим самым любимым пианистом Александром Вишневским. Его огромный талант и артистизм дали программе особенное звучание и музыкальное воплощение. Помимо него, ещё два прекрасных пианиста Руслан Волков и Сергей Скобин блистали за роялем в концертах. За 10 лет было исполнено более 50 романсов Вертинского, записана пластинка, а помимо Ташкента, эту программу услышали в Москве, Смоленске, Тамбове и Кисловодске. И пусть за 10 лет концертов было не так много, но не было ни одного "проходящего". Не сомневаюсь, что "Песенки ВертинскАго" прозвучат ещё не раз, а музыка Александра Николаевича, без сомнения, будет жить вечно.
Обновлённый
камерный музыкально-вокальный вечер романсов и песен Александра Вертинского под
названием "Песенки ВертинскАго" прошёл 18.11.24 в Большом зале ГКУз и
наверняка надолго запомнится всем пятистам посетившим концерт любителям
русского шансона. Благотворительный концерт, посвящённый 135-летию Александра
Вертинского, состоялся по пригласительным билетам при поддержке представительства
Россотрудничества в Узбекистане, за что руководству Русского дома в Ташкенте низкий
поклон от соотечественников. Мне посчастливилось побывать на нескольких
театральных вечерах Георгия Дмитриева в Ташкенте: все его сольные концерты поныне
сохранили свойства душевной исповеди и одновременно самозабвенного проживания в
художественном образе и артистическую способность исполнителя пропускать судьбы
своих героев через собственную автобиографию.
"Песенки ВертинскАго" - авторский проект выпускника Государственной консерватории Узбекистана, лауреата первой премии Международного конкурса актёрской песни имени Андрея Миронова, номинанта Всероссийской премии «Золотая маска», дважды лауреата фестиваля «Театральная Весна», дважды лауреата Международного конкурса «Романсида», актёра Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина – мастера камерного театрального жанра - Георгия Дмитриева. Весь вечер тонко, изящно, с необходимыми паузами и речитативами аккомпанировал Георгию Дмитриеву на фортепиано лауреат международных конкурсов, выпускник Государственной консерватории Узбекистана Александр Вишневский. Надо отметить, молодой талантливый пианист-концертмейстер Александр Вишневский также справился со своей задачей на оценку «браво», обогащая простые мелодии песен А. Вертинского богатой аранжировкой, вызывавшей в слушателях разнообразную палитру историко-культурных и литературно-музыкальных ассоциаций и внутренних, очень личных переживаний.
В
программе творческой встречи прозвучали такие «популярные песенки» Александра
Вертинского как: «Бразильский крейсор», "Матросы", «Танго “Магнолия”»,
"Маленькая балерина", "Пикколо бамбино" («Piccolo Bambino»), "Над
розовым морем", «Без женщин», «Дни бегут», «Прощальный ужин», «Доченьки» и
многие другие. Каждая из них становилась маленьким спектаклем. Благодатным материалом
для инсценировок послужили страницы автобиографической книги Александра
Вертинского «Дорогой длинною…», вышедшей в Москве в 1990 году. Солист
Красноярского драматического театра не только эмоционально проживал «песенки»
поэта и певца Серебряного века, но и историю его жизни.
А.
Н. Вертинский - "поэт, странно поющий свои стихи…", заложивший основу
авторской песни в советской стране, композитор, артист. Его жизнь насыщена
событиями, приключениями, скандалами, встречами и дружбой с незаурядными
людьми. В книгу «Дорогой длинною…» вошли воспоминания, стихи и песни, короткие
рассказы, этюды, зарисовки, беседы, интервью, напечатанные в разные годы в
различных эмигрантских газетах и журналах, а также письма А.Н. Вертинского
разным лицам, жене и дочерям. И только один раздел не вошёл в книгу – его «жизнь
после жизни». В наши дни её воспроизводит Георгий Дмитриев снова на «бис»,
как в старые добрые времена. В течение программы солист многократно обращался к
«мудрым мыслям маэстро» из его книги «Дорогой длинною», так что голоса
Вертинского и Дмитриева часто переплетались не только в песнях, но и в дружеском
панибратском диалоге двух артистов, разделённых временем, но соединённых чуткими сердцами в искусстве. В
этой задушнвной беседе было много юмора,
язвительных замечаний и самоиронии, искренних откровений, размышлений о
женщинах, о неразделённой любви, трогательная исповедь о жене и о детях, о долгой вынужденной разлуке
с родиной и о многом другом, что находило зеркальное самовыражение в песнях
Вертинского. Так, Александр Вертинский ещё до своей эмиграции впервые исполнил романс
«Дорогой длинною…» композитора Бориса Фомина на стихи Константина Подревского в
честь своего бенефиса 25 октября (7
ноября) 1917 года и позволил себе несколько изменить слова оригинала, приблизив его к своей жизни,
что в то время не осуждалось — в газетах информация об этом событии
соседствовала с репортажами о революционных беспорядках в столице.
На концерте в преамбуле к своему
выступлению Г. Дмитриев рассказал, чем дорог ему светлый и грустный мир
иллюзий, несбыточных желаний и творческих грёз А. Вертинского – он заставляет нас
хотя бы на время забыть свои житейские проблемы и помогает погрузиться в мир
чувств и фантазий его «несерьёзных легкомысленных песенок», переживших их создателя
и разлетевшихся в его нотах по всему миру. Циклы стихов Вертинского рождались
«вариациями на тему»; в них он «стремился показать, что никем не понятый,
одинокий человек беззащитен перед лицом огромного безжалостного мира». Отойдя
от традиций русского романса, он «…предложил эстраде другую песню, связанную с
эстетикой новейших течений в искусстве и культуре, и, прежде всего, авторскую
художественную песню». Вертинскому, как отмечали специалисты, удалось создать
новый жанр, которого еще не было на русской эстраде. «Я был больше, чем поэтом,
больше, чем актёром. Я прошёл по нелегкой дороге новаторства, создавая свой
собственный жанр», — говорил о себе
Александр Вертинский.
Музыка
жизни умолкнет, если оборвать струны воспоминаний. Об отдельных вехах этого
новаторского пути Г. Дмитриев поведал
зрителям не только в песнях, но и отдельных воспоминаниях самого
Вертинского, почерпнутых из его писем
своим близким и дневниковых заметок, а также биографических справок из книги «Дорогой
длинною…». Из его рассказа мы узнали, что А. Вертинский со своими концертами
объездил не только почти всю Европу (Румыния, Польша, Германия, Турция,
Бессарабия, Франция, Палестина), он долго жил
в эмиграции в Китае и дважды побывал в Ташкенте, о котором у него
остались самые тёплые воспоминания. Александр Вертинский, дававший концерты в
Узбекистане в октябре
С
годами репертуар расширялся, а сам сольный концерт превращался в спектакль
одного актёра с чётко отточенной современной режиссурой. Георгий Дмитриев своим
артистичным исполнением снова в который уже раз покорил ташкентскую публику,
исполняя «Танго “Магнолия”» («В бананово-лиловом Сингапуре…»). Такого
проникновения в текст песни, игры голосом, жестом, пластикой, подлинной
трагедии и одновременно нескрываемого гротеска в каждом звуке сейчас редко
можно услышать. Он сумел передать всю глубину и трагизм и одновременно сарказм песен
Вертинского, а также создать на сцене атмосферу Серебряного века в литературе и
искусстве, полную тайн, выдумки, экспериментов, волшебства и самоиронии.
В новой версии моноспектакля были
скрупулёзно выверены и органично соединены музыкальный и пластический рисунки
постановки. Каждый жест артиста, поворот его головы, ракурсы со спины, в фас и
профиль — всё до мелочей служило одной цели — донести до зрителей камерный
театр А.Н. Вертинского с его особой неповторимой доверительной интонацией. В
концерте-спектакле были тонко продуманы документально-биографическая,
музыкально-вокальная концепции постановки, освещение, парадный костюм артиста —
чёрный фрак и белая манишка с неизменной артистической бабочкой.
В ходе программы Георгий Дмитриев с благодарностью вспомнил своих педагогов и наставников, сформировавших в нём певческий и драматический талант. Это народный артист Узбекистана Коркмас Мухитдинов (1946-2007), более тридцати лет на сцене ГАБТ имени А. Навои вдохновенно исполнявший весь ведущий басовый репертуар. Однажды им пришлось вдвоём выступать в концерте – студенту-второкурснику и профессору, заведующему кафедрой академического пения Государственной консерватории Узбекистана – так высоко оценил Учитель своего талантливого ученика. В память о своём первом Учителе Г. Дмитриев исполнил любимую, не раз исполняемую им песню А. Вертинского «Бал Господен» с его сакраментальной кодой: «Вы поехали к Богу на бал!»
Вторым его наставником стал основатель и художественный руководитель первого в бывшем СССР и до сих пор единственного в Узбекистане независимого негосударственного театра «Ильхом» - свободолюбивый Марк Яковлевич Вайль (1952-2007), сумевший обнаружить большой актёрский потенциал в Георгии Дмитриеве. Под художественным руководством Марка Вайля были проведены международные театральные фестивали «Театр: Восток-Запад» (1993) и «Ильхом-ХХ» (1996). Один из организаторов Международного Фестиваля современной музыки и театра «Ильхом-ХХ». Светлой памяти режиссёра Марка Вайля, изменившего жизнь Георгия Дмитриева в лучшую сторону, благодарный «воспитанник» исполнил полную драматизма песню «То, что я должен сказать…». Директор Красноярского драматического театра им. Пушкина О.А. Рыбкин, как и М.Я. Вайль, ученик П.Н. Фоменко, с распростёртыми объятьями принял выходца из театра «Ильхом» со словами: «Добро пожаловать в наш театр!»
Исполнение в полный
драматический голос романса «То, что я
должен сказать» стало кульминационным
моментом в программе, т.к. оно было связано с важными воспоминаниями А.
Вертинского. Так уж совпало: 25 октября 1917 года — в день начала
Октябрьской революции — в Москве проходил бенефис Вертинского. Романс «То, что
я должен сказать», написанный под впечатлением гибели трехсот московских
юнкеров, возбудил интерес Чрезвычайной комиссии, куда автора вызвали для
объяснений. Согласно легенде, когда Вертинский заметил представителям ЧК: «Это же просто песня, и потом, вы же не
можете запретить мне их жалеть!», он получил ответ: «Надо будет, и
дышать запретим!».
Как «гений и
злодейство — две вещи несовместные» для А. Пушкина, так «искусство и страх» не совместимы были для А.
Вертинского, по его признанию. Европейские гастроли для артиста не были лёгким
делом: отношение публики к артистам, выступавшим в ресторанах, было не таким
уважительным и даже возвышенным, как в России. На неоднократные просьбы о
возвращении на родину А. Вертинский получал отказ и размышлял в своих дневниках
и письмах о «жизненном
пространстве», которое только мы сами своими усилиями способны наделить
высоким духовным смыслом.
Из рассказа Г. Дмитриева
зрители вынесли полушутливый-полусерьёзный завет А. Вертинского, что «жизни
как таковой нет, а есть только право на неё… ордер на получение жизни», что
человек сам кузнец своего счастья, надо только верить, стремиться к намеченной
цели и вершить его всем сердцем и тогда мы будем счастливы… «пусть даже какое-то
время»: «Жизнь наша прекрасна - мы должны быть благодарны Богу за неё… Надо
жить во что бы то ни стало». Этот завет прозвучал и в «Палестинском
танго» в обновлённой сокровенной интерпретации Георгия Дмитриева,
взорвавшем зал долгими сокрушительными возгласами «Браво!»:
Манит, звенит, зовет, поет дорога,
Еще томит, ещё пьянит весна,
А жить уже осталось так немного
И на висках белеет седина.
Идут, бегут, летят, спешат заботы,
И в даль туманную текут года.
И так настойчиво и нежно кто-то
От жизни нас уводит навсегда.
И только сердце знает, мечтает
и ждёт
И вечно нас куда-то зовёт,
Туда, где улетает и тает печаль,
Туда, где зацветает миндаль.
И в том краю, где нет
ни бурь, ни битвы,
Где с неба льётся золотая лень,
Еще поют какие-то молитвы,
Встречая ласковый и тихий божий день…
В тридцатые годы в США близкая
дружба связала его на долгие годы с Шаляпиным, Рахманиновым, Балиевым, Болеславским, Рубеном Мамуляном, а
также с его парижской знакомой Марлен
Дитрих, которой он позже посвятил песню «Марлен». В тридцатые годы впервые Вертинский
стал использовать в своих песнях стихи советских поэтов, в частности, Владимира
Маяковского. Из США Вертинский вернулся во Францию, а оттуда в 1935 году
перебрался в Китай, обосновавшись в Шанхае, где проживала большая русская
колония. Именно в эти годы впервые в эмиграции он познал нужду. Согласно воспоминаниям его молодой супруги Лидии
Вертинской (она была моложе на 34 года), перед каждым своим выступлением
Александр Николаевич выкупал фрак из ломбарда, а после выступлений сдавал его
снова, до следующего раза. Вертинский много гастролировал на фронте, исполнял
патриотические песни советских авторов и собственного сочинения. В мирное время
только в дуэте с пианистом Михаилом Брохесом за 14 лет он дал более двух тысяч
концертов, проехав по всей стране, выступая не только в театрах и концертных
залах, но на заводах, в шахтах, госпиталях и детских домах.
Концерты в Москве и
Ленинграде были редкостью, на радио Вертинского не приглашали, пластинок почти
не издавали, не было рецензий в газетах. Несмотря на огромную популярность певца, официальная советская пресса к его
творчеству относилась со сдержанной враждебностью: ни одна его песня не звучит
в эфире, газеты и журналы о триумфальных концертах Вертинского хранят ледяное
молчание. Выдающегося певца как бы не существует, и это вызывает глубокий
психологический кризис у артиста незадолго до его кончины. Александр Николаевич
Вертинский скончался от острой сердечной недостаточности 21 мая 1957 года в
гостинице «Астория» в Ленинграде, куда приехал на гастроли. В этот вечер, —
рассказал Георгий Дмитриев, — по просьбе
зрителей, к которым присоединился Качалов из зала, он исполнил на «бис» «Прощальный
ужин». Так он фактически простился со своими слушателями. Г. Дмитриев на
своём сольном концерте воссоздал
трепетную атмосферу этого прощания: слова песни звучали скорбно и
одновременно обнадёживающе оптимистично, ведь их слышали уже новые поклонники творчества А. Вертинского в XXI веке. Завершался «Прощальный ужин» такими словами:
Я знаю, даже кораблям
Необходима пристань.
Но не таким, как мы! Не нам,
Бродягам и артистам!
Александр Вертинский был похоронен на Новодевичьем кладбище в
Москве. А. Вертинскому разрешили вернуться на родину (Москву) только в ноябре
1943 года с женой и трехмесячной дочерью Марианной. Он поселился на улице
Горького (поначалу — в гостинице «Метрополь»). Ровно год спустя у супругов
родилась вторая дочь Анастасия. Обеим девочкам Вертинский посвятил одну из
самых своих трогательных песен того периода «Доченьки». Эта песня в
финале программы вызвала на концерте в ГКУз шквал аплодисментов — так
задушевно и трогательно её
исполнил Георгий Дмитриев.
В конце программы под гул аплодисментов Георгий Дмитриев поблагодарил представительство Россотрудничества в Узбекистане и Независимого театрального продюсера, автора и организатора международных проектов «Сердца четырёх», «Миссия русского театра за рубежом», «Русский литературно-музыкальный салон» - Ирину Юрьевну Хилкову, без которой, - заметил актёр Красноярского драматического театра, - концерт бы не состоялся. Георгий Дмитриев признался, что он дитя Ташкента и впитал в себя всю доброту, теплоту и любовь талантливых людей, которые его окружали: «Мы дети Ташкента, мы всегда помним и гордимся этим, мы сотканы из тепла, света и мудрости этого города» - он всегда счастлив приезжать сюда в родной город к родным людям.
После
концерта Г. Дмитриева и долгих оваций люди ещё долго обменивались в фойе
мнениями об увиденном и услышанном. Некоторые зрители, впервые попавшие на
концерт Г. Дмитриева, поначалу были разочарованы. Они ожидали, что артист
запоёт голосом своего кумира и даже сохранит дефекты дикции: известно, что
Вертинский не проговаривал букву «р» и
произносил букву «г» на украинский лад, как букву «х». В ходе концерта
солист Г. Дмитриев мог подчинить публику магией своего неповторимого баса и
доказать всем, что для него важнее донести дух и душу песенного творчества
своего кумира, а не «клонировать» его сценический образ. У А. Вертинского было
много подражателей. В частности, были
особенно известны пародийные песенки популярного артиста-эксцентрика Савоярова,
который до конца 1920-х годов гастролировал по России с концертами под фамилией
«знаменитого артиста Валертинского».
«Интимные»
песенки, «домашний» голос — кто бы мог подумать, что всё это может иметь
отношение к искусству! А между тем такой феномен существовал в лице
Вертинского. За внешней элегантностью, непритязательными мелодиями песенок
«русского Пьеро» Г. Дмитриев смог уловить глубоко скрытый трагизм,
ностальгические настроения и патриотизм
их автора. Он, может быть, один из первых исполнителей нашёл смелость
«во весь голос» - мощный бас - передать эти скрытые мотивы в своём многогранном спектакле: это и песня, посвящённая погибшим
юнкерам, впервые прозвучавшая в 1917 году, и
гротесковый трагикомический фарс о цирковой балерине («Я маленькая
балерина»), и слёзно-сентиментальная история о клоуне и Магдалине: «Piccolo Bambino».
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ
Узбекистана, обозреватель сайта «Культура.Уз»
Комментариев нет :
Отправить комментарий