В
ТДФ 27.11.24 открылась персональная выставка живописи действительного члена
АХУз, народного художника Узбекистана Сабиржана Рахметова (1952 г.р., Шымкент).
Организаторы художественной выставки: Академия художеств Узбекистана, Союз
художников Узбекистана и Ташкентский дом фотографии. Уникальность расположенной
в двух залах экспозиции из 50 картин в её названии «Мои герои» и
соответственном содержании: это галерея портретных образов близких людей
художника, о чьих судьбах он рассказывает зрителям с помощью цвета, композиции
и своего богатейшего жизненного и художественного опыта, накопленного в направлении «академического реализма».
В истории искусства, главным образом в живописи, реализм как творческий метод и
направление противостоял романтизму и академизму. Господство реализма
следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму. Сабиржан
Рахметов сумел объединить в своём творчестве два метода и назвал свой
неповторимый стиль «академическим реализмом», которому он следовал всю
сознательную жизнь после окончания в 1979 г. Ленинградского института живописи,
скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина (ныне Санкт-Петербургская академия
художеств имени Ильи Репина - правопреемник исторической Императорской
Академии художеств).
На
открытии выставки Сабиржан-ака в эксклюзивном интервью обозревателю
сайта «Культура.Уз» рассказал, что для него значит быть художником. Он искренне
поведал о своей жизненной и творческой позиции, открывшей для него новые
горизонты самопознания и постижения окружающего мира в живописных циклах «Наши
предки», «Моя Родина», «Мои герои»:
- Личность
– это система качеств, данных человеку не самой природой раз и навсегда и даже не
базовым образованием. Это душевный багаж, требующий постоянного развития,
постоянной работы ума и сердца. Быть художником – значит быть личностью…
Мне
интересны люди, независимо от их социального положения, возраста, этноса. Для
меня каждый человек представляет собой уникальную ценность и загадку. Я уже 45
лет преподаю в Национальном институте живописи и
дизайна имени Камолиддина Бехзода и призываю своих студентов
быть особенно внимательными к людям. Сегодня на открытие выставки пришли многие
мои студенты, открывающие заново своего педагога. Здесь на выставке только
часть моих работ. Они дают представление о моём творческом пути, который я
прошёл за эти годы. В основном, здесь представлены портреты – мой любимый жанр,
поскольку я люблю людей и общение с ними, ищу своих героев повсюду по
Узбекистану. Все мои герои – это искренние, открытые, хорошие люди. Я хочу для
отечественной истории оставить портретные образы не только наших современников,
но и наших предков. Мои живописные портреты – это не фотографии, т.к. в каждом
художественном образе я пытался выразить своё отношение к модели, раскрыть
внутреннее состояние моего персонажа и его человеческое достоинство. Каждый
человек – это уникальное явление, поэтому моя выставка так и называется: «Мои
герои».
-
Кто ваши учителя и кумиры в живописи?
-
Я учился у великих педагогов в Санкт-Петербургской Академии художеств в конце
70-х годов прошлого века: это выдающийся советский живописец и график Юрий
Михайлович Непринцев, а также художник широкого диапазона, автор
многочисленных тематических полотен, тонкий лирик в пейзажах и портретах
близких людей, Евсей Евсеевич Моисеенко. Моими кумирами являются мастера
классической мировой живописи, начиная с XV
века и до наших дней. Я сам работаю в академической манере, хотя мне нравится
всякая живопись – от академизма до модернизма.
-
Как Вы смогли соединить в вашем творчестве академический реализм русской
живописной школы и художественное наследие Узбекистана – «русский, или
туркестанский авангард», народно-прикладное искусство Каракалпакстана и
искусство Древнего Хорезма, а также современное изобразительное искусство
Узбекистана?
-
У искреннего художника, выросшего на этой древней земле, есть генетическая
связь с прошлым и современностью, данная в его ощущениях. Это проявляется не
столько в стилистике моих работ, сколько в моих ощущениях, эмоциональном
наполнении и других выразительных художественных средствах моих картин.
-
Что вас больше волнует – историческое прошлое или эпоха независимости нового
Узбекистана?
- Я живу в настоящем, но каждый человек для того, чтобы двигаться вперёд, должен обязательно оглядываться назад, потому что это очень полезно.
Быть художником, по мнению Сабира Рахметова, - это
познание себя и окружающего мира, это возможность выразить свои мысли и
чувства, это способность влиять на эмоции других людей. Всё это делает жизнь
художника классной, спокойной и гармоничной. Работы художника могут достигать
зрителей на уровне эмоций и вызывать в них отклик, что приводит к гармонии и
взаимопониманию. Продуманность чётких композиций, стремление к монументализации
общего решения, точность эмоциональной окраски и неизбежный психологизм мастера
портретного жанра были усвоены им со студенческих лет в творческих мастерских
его великих педагогов. Сабир Рахметов стремится конструктивно строить
композицию, понимать цельность её системы как проявление универсального закона
изобразительного искусства; владеть принципами симметрии и ритма, обобщения или
заострения образа; уметь работать цветовыми зонами и доминирующим цветом,
светотенью или локальным цветом. Всё это и многие другие искусы ремесла
проявляются в творчестве Сабира Рахметова также естественно, как его редкая
душевная способность видеть, чувствовать и передавать красоту человека и
природы в живописи.
«В живописи Сабира Рахметова, - отмечает доктор искусствоведения, профессор Райхан
Ергалиева, - точность жанровых границ классически отчётливо
читается. Она вносит в его творческий мир то ощущение стабильности, что столь
необходимо сейчас каждому человеку и обществу в целом. Более того, чёткая
жанровая система не мешает этому художнику, не сковывает его возможности. Ему
ведомы законы и границы жанров, и вероятно именно поэтому он так легко себя
чувствует и свободно выражает в каждом из них. Так удивительно приятно видеть
эту чистоту жанра в портретах, созданных живописцем, ощущать переданное его
кистью прикосновение к человеческой душе. Любой человек - старик или юноша,
дехканин или скульптор, маленькая девочка или взрослая женщина - рассказывают,
раскрывают зрителю с полотен живописца неповторимую историю своей души.
Так, «Наши предки», написанные без всякого пафоса, реалистично,
отражают суровые условия феодального строя, в котором они существовали.
Героические образы рабочей и колхозника передают созидательный пафос
социалистической эпохи в истории Узбекистана. Групповой портрет растерянных
эвакуированных детей из мест, охваченных пожаром войны, – это коллективный
портрет «Города спасения» - Ташкента, принявшего более полутора миллионов
беженцев в годы Великой Отечественной войны.
Дар творчества проявлен в самых разных образах живописи
Рахметова: портрете писателя Гафура Гуляма, скульптора Азамата Хатамова,
композитора и певца Юнуса Раджаби, артиста Асанали Ашимова, собственных
автопортретах художника и многих других близких ему людей.
Картины
Сабира Рахметова отличают своеобразный
аскетизм колорита, внешняя статичность
и одновременно психологическая насыщенность образа, напряжённая
внутренняя экспрессия, чему служит фронтальная трактовка фигуры человека, его положение и жесты, выражение лица («Наши
предки»). Его картины советского периода «Наша родина» замечательны духовной
напряжённостью созидательного труда, глубиной выраженного состояния трудовых героических
будней. Их сложный живописный строй таит в себе подспудный накал чувств внешне
спокойных моделей и сюжетов – рабочей и колхозника, жанровой картины детей
войны, нашедших приют в семьях и детских домах Узбекистана во время Второй
мировой войны.
Искусствовед
Райхан Ергалиева подтверждает: «Эта загадочная искра, озаряющая высшим духовным светом нашу жизнь,
становится для живописца самой притягательной из всех тайн, заключенных в
человеке. Природа же, пейзажи художника, изображённые чаще без человека, без
его присутствия - живы, дышат, вибрируют. Потоки света, солнечных лучей,
красок, бликов, игра теней и света пронизывают городские парки и сельские
дворики, наполняя их живым дыханием и трепетом природы. В этом впечатлении заложены
философские, мировоззренческие идеи о мире природы, созданном творцом и мире
культуры, созданном человеком".
В
целом персональная выставка Сабира Рахметова ещё долго будет продолжать
оказывать позитивное идейно-эстетическое воздействие на наших современников –
молодёжь и зрелое поколение зрителей.
Гуарик Багдасарова, искусствовед , член СЖ Узбекистана
Фото автора и Владимира Гранкина
Комментариев нет :
Отправить комментарий