четверг, 28 ноября 2024 г.

Сабиржан Рахметов: «Быть художником – значит быть личностью»

 

В ТДФ 27.11.24 открылась персональная выставка живописи действительного члена АХУз, народного художника Узбекистана Сабиржана Рахметова (1952 г.р., Шымкент). Организаторы художественной выставки: Академия художеств Узбекистана, Союз художников Узбекистана и Ташкентский дом фотографии. Уникальность расположенной в двух залах экспозиции из 50 картин в её названии «Мои герои» и соответственном содержании: это галерея портретных образов близких людей художника, о чьих судьбах он рассказывает зрителям с помощью цвета, композиции и своего богатейшего жизненного и художественного опыта, накопленного в  направлении «академического реализма».

В истории искусства, главным образом в живописи, реализм как творческий метод и направление противостоял романтизму и академизму. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму. Сабиржан Рахметов сумел объединить в своём творчестве два метода и назвал свой неповторимый стиль «академическим реализмом», которому он следовал всю сознательную жизнь после окончания в 1979 г. Ленинградского института живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина (ныне Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина - правопреемник исторической Императорской Академии художеств).   

На открытии выставки Сабиржан-ака в эксклюзивном интервью обозревателю сайта «Культура.Уз» рассказал, что для него значит быть художником. Он искренне поведал о своей жизненной и творческой позиции, открывшей для него новые горизонты самопознания и постижения окружающего мира в живописных циклах «Наши предки», «Моя Родина», «Мои герои»:

- Личность – это система качеств, данных человеку не самой природой раз и навсегда и даже не базовым образованием. Это душевный багаж, требующий постоянного развития, постоянной работы ума и сердца. Быть художником – значит быть личностью…

Мне интересны люди, независимо от их социального положения, возраста, этноса. Для меня каждый человек представляет собой уникальную ценность и загадку. Я уже 45 лет преподаю в Национальном институте живописи и дизайна имени Камолиддина Бехзода и призываю своих студентов быть особенно внимательными к людям. Сегодня на открытие выставки пришли многие мои студенты, открывающие заново своего педагога. Здесь на выставке только часть моих работ. Они дают представление о моём творческом пути, который я прошёл за эти годы. В основном, здесь представлены портреты – мой любимый жанр, поскольку я люблю людей и общение с ними, ищу своих героев повсюду по Узбекистану. Все мои герои – это искренние, открытые, хорошие люди. Я хочу для отечественной истории оставить портретные образы не только наших современников, но и наших предков. Мои живописные портреты – это не фотографии, т.к. в каждом художественном образе я пытался выразить своё отношение к модели, раскрыть внутреннее состояние моего персонажа и его человеческое достоинство. Каждый человек – это уникальное явление, поэтому моя выставка так и называется: «Мои герои».  

- Кто ваши учителя и кумиры в живописи?

- Я учился у великих педагогов в Санкт-Петербургской Академии художеств в конце 70-х годов прошлого века: это выдающийся советский живописец и график Юрий Михайлович Непринцев, а также художник широкого диапазона, автор многочисленных тематических полотен, тонкий лирик в пейзажах и портретах близких людей, Евсей Евсеевич Моисеенко. Моими кумирами являются мастера классической мировой живописи, начиная с XV века и до наших дней. Я сам работаю в академической манере, хотя мне нравится всякая живопись – от академизма до модернизма.

- Как Вы смогли соединить в вашем творчестве академический реализм русской живописной школы и художественное наследие Узбекистана – «русский, или туркестанский авангард», народно-прикладное искусство Каракалпакстана и искусство Древнего Хорезма, а также современное изобразительное искусство Узбекистана?

- У искреннего художника, выросшего на этой древней земле, есть генетическая связь с прошлым и современностью, данная в его ощущениях. Это проявляется не столько в стилистике моих работ, сколько в моих ощущениях, эмоциональном наполнении и других выразительных художественных средствах моих картин.

- Что вас больше волнует – историческое прошлое или эпоха независимости нового Узбекистана?

- Я живу в настоящем, но каждый человек для того, чтобы двигаться вперёд,  должен обязательно оглядываться назад, потому что это очень полезно.

Быть художником, по мнению Сабира Рахметова, - это познание себя и окружающего мира, это возможность выразить свои мысли и чувства, это способность влиять на эмоции других людей. Всё это делает жизнь художника классной, спокойной и гармоничной. Работы художника могут достигать зрителей на уровне эмоций и вызывать в них отклик, что приводит к гармонии и взаимопониманию. Продуманность чётких композиций, стремление к монументализации общего решения, точность эмоциональной окраски и неизбежный психологизм мастера портретного жанра были усвоены им со студенческих лет в творческих мастерских его великих педагогов. Сабир Рахметов стремится конструктивно строить композицию, понимать цельность её системы как проявление универсального закона изобразительного искусства; владеть принципами симметрии и ритма, обобщения или заострения образа; уметь работать цветовыми зонами и доминирующим цветом, светотенью или локальным цветом. Всё это и многие другие искусы ремесла проявляются в творчестве Сабира Рахметова также естественно, как его редкая душевная способность видеть, чувствовать и передавать красоту человека и природы в живописи.

«В живописи Сабира Рахметова, - отмечает  доктор искусствоведения, профессор Райхан Ергалиева, - точность жанровых границ классически отчётливо читается. Она вносит в его творческий мир то ощущение стабильности, что столь необходимо сейчас каждому человеку и обществу в целом. Более того, чёткая жанровая система не мешает этому художнику, не сковывает его возможности. Ему ведомы законы и границы жанров, и вероятно именно поэтому он так легко себя чувствует и свободно выражает в каждом из них. Так удивительно приятно видеть эту чистоту жанра в портретах, созданных живописцем, ощущать переданное его кистью прикосновение к человеческой душе. Любой человек - старик или юноша, дехканин или скульптор, маленькая девочка или взрослая женщина - рассказывают, раскрывают зрителю с полотен живописца неповторимую историю своей души.



Не ставя себе задачи объяснять причины подобного процесса, хотелось бы обратить внимание зрителя на творчество Рахметова как одного из тех редких портретистов, для которых человек, его внешняя и внутренняя красота первичны. Разным предстаёт человек в веренице портретов, созданных живописцем, но одно в них постоянно - уважение к личности портретируемого, пиетет к тому духовному миру, который он несёт нам, современникам. Это особенность рахметовских портретов - отчётливое звучание мелодии надежды, мечты, воплотившейся или неисполненной. Оно словно подчёркивает детское во взрослом облике его героев, отыскивает то подлинное, неутраченное, что есть в каждом человеке. Сочетая эту грань с итогом судеб, результатом и опытом жизни, художник создаёт глубоко философское, художественно-образное отражение самой жизни».



Так, «Наши предки», написанные без всякого пафоса, реалистично, отражают суровые условия феодального строя, в котором они существовали. Героические образы рабочей и колхозника передают созидательный пафос социалистической эпохи в истории Узбекистана. Групповой портрет растерянных эвакуированных детей из мест, охваченных пожаром войны, – это коллективный портрет «Города спасения» - Ташкента, принявшего более полутора миллионов беженцев в годы Великой Отечественной войны.

Дар творчества проявлен в самых разных образах живописи Рахметова: портрете писателя Гафура Гуляма, скульптора Азамата Хатамова, композитора и певца Юнуса Раджаби, артиста Асанали Ашимова, собственных автопортретах художника и многих других близких ему людей.

Картины Сабира Рахметова отличают своеобразный  аскетизм колорита, внешняя статичность  и одновременно психологическая насыщенность образа, напряжённая внутренняя экспрессия, чему служит фронтальная трактовка фигуры человека,  его положение и жесты, выражение лица («Наши предки»). Его картины советского периода «Наша родина» замечательны духовной напряжённостью созидательного труда, глубиной выраженного состояния трудовых героических будней. Их сложный живописный строй таит в себе подспудный накал чувств внешне спокойных моделей и сюжетов – рабочей и колхозника, жанровой картины детей войны, нашедших приют в семьях и детских домах Узбекистана во время Второй мировой войны.



Искусствовед Райхан Ергалиева подтверждает: «Эта загадочная искра, озаряющая высшим духовным светом нашу жизнь, становится для живописца самой притягательной из всех тайн, заключенных в человеке. Природа же, пейзажи художника, изображённые чаще без человека, без его присутствия - живы, дышат, вибрируют. Потоки света, солнечных лучей, красок, бликов, игра теней и света пронизывают городские парки и сельские дворики, наполняя их живым дыханием и трепетом природы. В этом впечатлении заложены философские, мировоззренческие идеи о мире природы, созданном творцом и мире культуры, созданном человеком".



В целом персональная выставка Сабира Рахметова ещё долго будет продолжать оказывать позитивное идейно-эстетическое воздействие на наших современников – молодёжь и зрелое поколение зрителей. 

Гуарик Багдасарова, искусствовед , член СЖ Узбекистана

Фото автора и Владимира Гранкина

 

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий