четверг, 19 июня 2025 г.

Московские выставки… Окно в прошлое

 

    Двухнедельное пребывание в Москве в конце мая-начале июня 2025 г., городе моей студенческой молодости, жажды новых открытий и познания дружбы, любви,  самостоятельного опыта жизни, в эти короткие дни подарило мне  букет ярких впечатлений, стремительного ритма живой жизни, когда каждый день был наполнен незабываемым праздником. С моими подругами-однокурсницами факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова 1975 г. выпуска - Татьяной Братышевой-Соловьёвой и Мананой Эпиташвили где мы только не побывали!



         Музей русского импрессионизма был открыт в российской столице в 2016 году на месте бывшей фабрики «Красная заря». В нём в эти благодатные тёплые дни проходила выставка живописи русских мастеров конца XIX-начала ХХ вв. – Ильи Репина, Валентина Серова, Николая Фешина, Филиппа Малявина, Зинаиды Серебряковой и многих других, более поздних живописцев под  названием: «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Импрессионизм, возникнув в начале 1870-х годов в Париже, становится точкой отсчёта и для формирования индивидуальных манер авангардистов: Петра Кончаловского, Давида Бурлюка, Михаила Ларионова.






         Русские импрессионисты, в отличие от французских художников, помимо прочего, отличаются сюжетами своих работ. Если французы чаще всего пишут город – бурлящий дневной или ночной Париж под яркими  лампами, то их  русские современники предпочитают писать так называемую «уходящую натуру» - ветшающие усадьбы и дачи, дворянские гнёзда или преходящие состояния природы, а также сцены домашнего уклада рубежа веков.






     На выставке мы не только заново открыли для себя русских импрессионистов, таких как Константин Коровин, Игорь Грабарь, Валентин Серов, - мы научились ощущать в работах русских художников воздух пространства, осознавать, как дороги были им виды провинциальных городов, сельские пейзажи и сцены из крестьянского быта… С помощью картин мы отправились в Париж; узнали, как с помощью цвета и тональной живописи художники  могли передать аромат цветов и настроение своих героев на пленэре… Мы по-настоящему оценили, что искусство это новая художественная реальность!..



        В Новой Третьяковке (Инженерный корпус), что в Лаврушинском переулке, 12, мы побывали на монографической выставке одного из крупнейших русских живописцев первой четверти XX века - Бориса Михайловича Кустодиева (1878–1927)  и ахнули: как много новых работ здесь было собрано на двух этажах и как мало мы его знаем!.. Художественный талант Бориса Михайловича Кустодиева,  известного во всём мире представителя русской живописи, подарил зрителям ностальгический мир, солнечный и радостный, подчеркивающий яркими красками ощущение праздника, несмотря на неизлечимую болезнь позвоночника и прикованность к постели в последние годы его жизни.



           Творчество Бориса Кустодиева оказалось куда более многогранным, чем мы его представляли как живописного певца провинциальных купчих. Он работал как станковист, сценограф, увлекался скульптурой, свободно владел разнообразными графическими техниками, в том числе бархатной пастелью, и разными приёмами рисования. Художник писал портреты современников – Шаляпина, Репина, Грабаря, Нарбута, Билибина, Лансере, «Автопортрет»; пейзажи и жанровые произведения, запечатлевая жизнь и колорит России, особенности национального характера, быт и праздники русской провинции. В своем искусстве художник соединил традиции реализма с импрессионизмом и символизмом, обогатив их элементами русского фольклора и народного искусства. К середине 1900-х годов художник создал неповторимый стиль и собственную живописную Россию – «Страну Кустодию». При этом в многочисленных рисунках, гуашах, пастельных композициях  он с лёгкостью расширяет рамки своего творчества, выходит за границы «Страны Кустодии» в бескрайний мир искусства, где мастеров прошлого объединяет единственный критерий –  художественное мастерство.




Экспозиция познакомила нас с ключевыми живописными и графическими произведениями автора, которые объединены в тематические блоки: «Семья», «Страна Кустодия», «Театр». Отдельное место в экспозиции занимал цикл «Русские типы», где художник воспевает русских красавиц – величественных и жизнерадостных героинь его полотен. Впервые практически в полном составе показаны эскизы Кустодиева к спектаклю «Блоха» (по рассказу Николая Лескова «О тульском косом Левше и о стальной блохе») для Второго Московского художественного академического театра и Большого драматического театра в Ленинграде – вершины в театрально-декорационной деятельности мастера. Выставка дала возможность по-новому взглянуть на творчество выдающегося художника и оценить уникальный талант Бориса Кустодиева.

         Художественная выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее на Красной площади в Москве также оставила в нас неизгладимое впечатление.  Наша подруга, инициатор всех культурно-массовых экскурсий по Москве, Татьяна Братышева-Соловьёва, поделилась в «Одноклассниках» своими свежими впечатлениями о ней: так выразить свои чувства мало кто сможет!

        - Три раза ходила и ещё пойду! Это я о выставке "СВОЯСИ" в Государственном историческом музее. Ходила одна, ходила с подругой, водила гостью-однокурсницу (это обо мне – примеч.авт.) и обязательно поведу следующих гостей. Мою душу радует то, с какой глубиной, с какой любовью, мудро и бережно молодые художники познают и дополняют образы, созданные нашими предками! Ведь сохранение традиций - это не пляски с бубном вокруг догорающего костра, а живое применение опыта, прошедшего проверку временем и помогающего жить сейчас.
      Обо всей выставке не расскажешь, фотографии не могут передать цвета и детали - кое-что можете разглядеть в моём альбоме "СВОЯСИ" здесь, «В контакте»:  
vk.com/album1599903_309279021.   Перепечатываю полный текст аннотации к выставке. Только вдумайтесь, как богата, как полна жизнью была изба - не хоромы и не терема бояр и князей, - изба простого человека. Так много веков жили наши предки. Что из этого сохранилось в вашем доме?


       На Русском Севере дом называли «хоромы», как храм, сосредоточие всего самого ценного для человека. Пространство дома чётко структурировано и наполнено символикой, отражающей отношения человека с природой, с предметным миром, с другими людьми. Изба становится моделью космоса, а внешний мир рассматривается как «терем Божий». Что современный человек считает своим домом? Где живет или откуда он родом? Улицу, город, район или край?  Смысловая архитектура выставки организована по принципу устройства крестьянской избы: «крыльцо», «сени», «горница», «сусеки», «бабий кут», «красный угол»… Функциональное назначение каждого пространства рассматривается применительно к различным сферам жизни современного человека. Возникающие аналогии выявляют значимость определённых образов.

      Сусеки — это закрома, хранилище. В этом разделе экспозиции сосредоточены наиболее архаичные образы, хранящиеся в глубине нашей памяти. Эти образы очень типичны, хорошо узнаваемы, как петушок на палочке или цветастый платок.
    
Сени — помещение между жилой частью дома и крыльцом
Это некое промежуточное пространство между домом и улицей. В некоторых регионах его называют мостом. Это своего рода рубеж, граница между внутренним и внешним миром.
  
Печь — это материнское сердце дома. Именно с этим местом возникает ассоциация, когда говорят о доме как о родительском гнезде.
Покидание родимого гнезда как метафора утраты связи поколений становится ключевой темой размышлений современных авторов.
  
Горница — главное помещение в доме, где семья собирается за общим столом. Горница играла роль парадной комнаты и связана с темой трапезы: физической и духовной. Экспозиция этого раздела рассказывает о роли хозяина в поддержании порядка.
  
Бабий кут — мир женщины, наполненный красотой, любовью, заботой и бытовыми делами… Здесь проявляется женщина-невеста, женщина-мать, подруга, жена, воительница, хранительница очага и вековых традиций. Актуальные сегодня размышления о роли женщины в обществе, о её предназначении, особом чувствовании мира выражаются в ярких и глубоких образах.
   
Красный угол — наиболее почётное место в доме. Традиционно здесь помещается иконостас, а также самые ценные для хозяев предметы. Это место сакральное, и без него невозможно представить себе жилище человека. Вероятно, такое место существовало и в глубокой древности, когда каменное изваяние или изображение богини Макоши олицетворяли высшие силы.
  Как вам такое богатство? Откликается ли ваша душа на эти слова? Что вспоминается из детства или бабушкиных рассказов?


        От себя хочу дополнить, что Татьяна Братышева-Соловьёва умудрилась свою обычную трёхкомнатную хрущёвку наполнить вещами, которые отражают  жизнь её семьи. В ней нашли место и «Красный угол» с иконками самодеятельной художницы; и домашняя библиотека с ценными изданиями и  дарственными   книгами её бывших однокурсников-журфаковцев; и домашние диковинные растения, аналоги которых можно найти разве только в Ботаническом саду МГУ, где мы успели дважды побывать. На полках аккуратно разложены сувениры из разных уголков ближнего и дальнего зарубежья – от Ставрополя и Краснодара – исторической родины Татьяны – до Камчатки – отовсюду, где успела побывать моя подруга. В прошлом году она посетила Узбекистан и наш уютный Ташкент. В память о полюбившемся крае Татьяна  привезла в свою  московскую квартиру расписные керамические косушки (большие пиалы для первых и вторых блюд) с  цветным геометрическим орнаментом, покрытым тонким слоем лака – они напоминали нам цветущий Узбекистан ранней весной, когда «цветут сады один лишь раз в году».

       Мы ещё сходили на ВДНХ и под бравый аккомпанемент советских патриотических песен обошли несколько экспозиционных павильонов: «Беларусь», «Русская кухня», «Армения», «Казахстан», «Киргизия». Узбекский выставочный павильон, к сожалению, был временно закрыт на реставрацию. Полюбовались фонтаном с 15 красавицами, олицетворяющими республики бывшего Союза: блеск позолоченных фигур состязался со светом яркого палящего солнца в этот день и радовал глаз и наши сердца. Бронзовый монумент вождю Октябрьской революции Ленину на ВДНХ принадлежит скульптору Петру Павловичу Яцыно и архитектору Роману Романовичу Гаспаряну. Он был установлен в 1954 году и является объектом культурного наследия регионального значения. В 1967 году, к 50-летию Октябрьской революции, памятник был перемещён на своё нынешнее место, перед Главным павильоном ВДНХ. В правой руке Ленин держит  «Декларацию прав народов России». Бронзовый монумент вождя Октябрьской революции по-прежнему выражает веру в счастливое будущее – кругом слышался детский смех и дружелюбные голоса взрослых людей под голубым безоблачным московским небом. Такие мгновения всеобщей радости и благоденствия запоминаются на всю жизнь. До новой встречи, дорогие мои москвичи!

Гуарик Багдасарова, выпускница факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, член Ассоциации выпускников российских (советских) вузов и Ассоциации выпускников факультета журналистики МГУ, член СЖ Узбекистана

 



Комментариев нет :

Отправить комментарий