«Раз в крещенский вечерок…»
В.А. Жуковский
Сегодня можно с
уверенностью сказать, что в Узбекистане
с каждым годом эпохи Независимости
утверждает себя новая волна интеллигенции. Её духовный опыт расширяется и
приближается к истинному пониманию вещей. Отчасти этим она обязана
просветительской работе, которая ведётся в музеях узбекской столицы, в
частности, «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» при РЦНК в Ташкенте. Здесь
на еженедельных четвергах происходит процесс воскрешения духовной и эстетической памяти. Активисты и
гости открытого для всех общественного клуба-музея открывают и «вспоминают»
русских философов, художников, поэтов Серебряного века и нового времени. Здесь
мы ощущаем свежесть и бесконечность Слова, имеем возможность слышать музыку
языка поэзии.
В
«Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» 19
01 17 прошли Ахматовские чтения. Предметом обсуждения стали три первых сборника
выдающегося русского поэта Серебряного века: «Вечер», «Четки», «Белая стая». С
докладом о раннем этапе творчества Анны Ахматовой выступил знаток литературы Серебряного века Вадим Фомичёв.
Вадим Владимирович отметил, что творческий путь Анны Ахматовой от акмеизма к
классике нельзя представить без открытия литературного воздуха «серебряного
века», без знания творчества Иннокентия Анненского, Михаила Кузмина, Николая
Гумилёва, Николая Агнивцева, Осипа Мандельштама.., их взаимовлияний и
миропониманий.
Когда
первый сборник Анны Ахматовой «Вечер» вышел в 1912 году небольшим тиражом в
триста экземпляров с предисловием М. Кузмина, ничто не говорило о том, что
через много десятков лет она будет спорить с ним между строк «Поэмы без героя»,
над которой она работала в Ташкенте (19141-1944)
и закончила только в 1962 году в Ленинграде.
В. Фомичёв прочитал ахматовское
стихотворение «Автопортрет» и
подчеркнул, как в повелительном, державном облике поэта пряталась женская и
материнская боль, звучавшая в её строках, потрясавших читателя, но никогда не
рождавших ощущения надломленности их автора. Счастливые истоки судьбы этой
гордой победительницы, - отметил докладчик, - в восторженном принятии сборника
Ахматовой «Четки» (1914) В. Маяковским,
М. Цветаевой и Б. Пастернаком, в добром отзыве А. Блока. К тридцатилетнему
рубежу своей жизни Ахматова подошла с репутацией талантливой ученицы Пушкина, оставив позади
себя лестное признание лидера (вместе с
Н. Гумилёвым) оригинального литературного направления – акмеизма. Творческий
путь будущего автора гениального «Реквиема»
начинался почти триумфально, но впоследствии попал под гнёт «конвоиров»
культуры и всей духовной жизни многомиллионного народа.
А.
Ахматова, «великая молчальница » была летописцем времени и сумела соединить в
своём творчестве разные эпохи – классическую – пушкинско-блоковскую – и ту, что
совпала с драматическим периодом жизни
поэта. Она сумела доказать неистребимость национального слова художника вопреки
сатанинским силам антиискусства и мрачным покровителям последнего.
В
книге «Белая стая» свою поэзию она
называет «И голос Музы еле слышный». Этот голос позднее стойко пережил
вынужденное длительное молчание и заглушил одного из «теоретиков репрессий» - А. Жданова. Ждановы останутся в
истории только как палачи Ахматовой и
Мандельштама, а Анна Андреевна – как пророчица вечной жизни художника слова и мужественная
защитница русского языка от фашистского и иных разновидностей варварства и
бесчеловечия.
В
Ташкенте она написала стихотворение «Мужество», вошедшее в изданный здесь сборник
избранных стихов 1943 года, которое она читала раненым бойцам в военных
госпиталях и труженикам тыла на открытии канала для орошения полей. В последние
годы эти слова обрели всемирное эхо: «И
мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя
пронесём, и внукам дадим, и от плена спасём Навеки!».
Композитор Геннадий Арефьев исполнил несколько
своих романсов под гитару на ранние лирические стихи Анны Ахматовой, среди
которых были любимые всеми: «Вечером» («Звенела
музыка в саду»), «Сероглазый король», «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»
и другие. Олег Бордовский, Ирина Парамонова, Светлана Бабёнышева, автор этих строк читали стихи
Анны Ахматовой. Бард Арнольд Смородин спел свою юмористическую песню-притчу,
посвящённую женщинам.
«Анна Ахматова до конца
своих дней осталась верна Пушкину и «серебряному веку» русской поэзии, из
которого произросла её художественная система. В ней нашлось место всему: мудрой иронии, гимну
любви, жажде житейской радости, выстраданному гуманизму, глубинному чувству
отечества и непоколебимой вере в русское искусство и русскую речь», - подвела итог Ахматовским чтениям директор
«Мангалочьего дворика Анны Ахматовой»
А.В. Маркевич. На этой мажорной ноте завершились первые Ахматовские
чтения, которые продолжатся на разные темы, связанные с творчеством русского
поэта XX
века,
до конца этого года в «Мангалочьем дворике». Историческая справедливость, в
конечном счёте, всегда торжествует в
судьбе великой поэзии.
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий