Давид Д’Ор из
Израиля, обладатель уникального контратенора, впервые 26 мая 2019 г. выступил в Ташкенте в ГАБТ им. А. Навои в
сопровождении Национального симфонического оркестра Узбекистана.
Вечер открыл Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Израиль в
Республике Узбекистан Эдди Шапира. Он тепло приветствовал многочисленных
любителей музыкального искусства столицы, а также представителей
дипломатического корпуса:
— От имени Государства Израиль я приветствую Вас, господа! В этом году
мы решили не совсем обычно отметить 71-ую годовщину Независимости
Государства Израиль – выступлением всемирно известного израильского певца, автора песен, композитора
и прекрасного художника Давида Д’Ора.
Давид Д’Ор — трижды призёр израильской премии Певец года и премии Лучший вокал.
Он также был избран представлять Израиль на Евровидении-2004, где занял 11-е
место в полуфинале. С 1991 года, когда Давид выпустил свой первый альбом, до сегодняшнего дня он получил 15 золотых и платиновых альбомов.
Наши страны
объединяет «живой мост»: многочисленная община выходцев из Узбекистана,
бухарских евреев, открыла Израилю прекрасные традиции и культуру
Узбекистана. Мы находимся и работаем в
Ташкенте во имя укрепления и расширения двусторонних связей между Израилем и
Узбекистаном во всех областях: экономике, культуре и других стратегически
важных аспектах. Д’Ор полон решимости объединить мир всей силой своего таланта
и творчества.
Концерт открыл увертюрой к опере «Сила
судьбы» Джузеппе Верди «лучший» Национальный симфонический оркестр Узбекистана,
как его представил публике молодой талантливый дирижёр Алибек Кабдурахманов -
лауреат международных конкурсов, выпускник Государственной консерватории. В
репертуаре оркестра, которому в 2017 году исполнилось 80 лет, большое место занимают произведения
композиторов Узбекистана и, практически, вся симфоническая мировая классика. С
оркестром выступали выдающиеся исполнители: Моника Аз, Имма Сумак, Исаак Стерн;
Владимир Спиваков; композиторы: Р. Глиэр, Д. Кабалевский, А. Хачатурян, А.
Ниязи; выдающиеся музыканты: Э. Гилельс, М. Рейзен, Д. Ойстрах, Л. Коган, М.
Растропович; дирижёры: К. Кондрашин, А. Гаук,
Д. Боудри, Курт Мазур,
Ю. Силантьев и многие
другие мэтры. Здесь получили путёвку в жизнь
такие дирижёры как Азиз Шохакимов
и Алибек Кабдурахманов. Его имя неразрывно связано с ансамблем современной
музыки Omnibus, благодаря которому он стал одним из самых известных музыкантов
Центральной Азии. Сегодня его популярность, как одного из самых талантливых
музыкантов республики, вышла далеко за её пределы в статусе дирижёра
Национального симфонического оркестра Узбекистана.
В программе вечера прозвучали наряду с мировыми музыкальными шедеврами
редко исполняемое в наше время «Праздничное Хорезмское шествие» Сулеймана
Юдакова. Это и другие произведения классика узбекской музыки ХХ века много лет
украшали лучшие концертные программы, сцены различных ведущих театров, включая
ГАБТ им. А. Навои. Время не щадит ноты классических симфонических произведений:
они ветшают и рассыпаются от старости, но музыка великих композиторов прошлого
не стареет и в наши дни объединяет людей с разных континентов.
Д’Ор (D’Or)
означает «золотой» или «золото» на французском, а на франкоговорящих языках оно
означает «Золотой Давид» или «Давид из золота», что совершенно соответствует
призванию певца из Израиля. Д’Ор и его жена, в прошлом дизайнер драгоценных
украшений, а сейчас менеджер супруга, познакомились, будучи старшеклассниками.
У них двое детей, и они проживают в городе Савьоне близ Тель-Авива.
Давид Д’Ор на сцене ГАБТ исполнил арии популярных и
малоизвестных оперных произведений, мюзиклов. Среди них: Ария Калафа из
оперы «Турандот» Дж. Пуччини; «Phanton of the Opera» («Призрак оперы», Э.Л.
Уэббер); «Caruso» (Лучо
Далла); «Memory»
(«Память») – Ария из мюзикла «Cats»
(«Кошки»); «Золотой Иерусалим» (слова и музыка Наоми Шемер); «Саламе» (музыка
народная, слова Сахар Хагай). Все эти
общепризнанные мировые шедевры в интерпретации «золотого голоса» Израиля
звучали совершенно по-новому, благодаря уникальным способностям артиста хорошо
петь низко и высоко так естественно, как по его словам, «иметь две руки».
Лирические,
нежные по звучанию, песни: «Summertime»
(«Лето», муз. Джорджа Гершвина, слова - Дюбос
Хейвард и Айра Гершвин); «Somewhere over the rainbow» («Где-то за
радугой»), и авторское «Еврейское попурри» - наполнили персональную
программу новым «живым» светом любви и радости жизни.
Основным
стержнем программы, при всём её разнообразии, составляли еврейские молитвы на
иврите: «Коль мехашмамаим» («Голос с небес»); «Авину Малкейну» («Отец наш, царь
наш»), «Шмор ал Хаолам» («Храни этот мир») и другие, положенные на музыку
разных современных композиторов. Певец предварял их исповедальным признанием,
что он молится за всех людей, потому что все люди произошли от одного Бога и
являются братьями и сёстрами, несмотря на различие их религиозных конфессий.
Молитвы в исполнении Давида звучали так, словно они сходили с небес и у многих зрителей
вызывали растроганные слёзы на глазах. Души
представителей разных народов растапливала в эти минуты молитва,
обращённая к Богу и ко всем присутствующим в зале, объединённым одним призванием на земле – любить и ценить
друг друга и в этой бескорыстной
жертвенной любви быть подобными Господу. Творец един для всех народов мира... Именно к этому
осознанию должно прийти всё человечество во имя благополучия жизни и мира.
В эти драгоценные минуты было понятно, почему люди разных культур,
национальностей и религий съезжались со
всех концов света, чтобы увидеть выступления Давида в Китае, Австралии,
Франции, Испании, Индии, Марокко, США и других странах. В течение своей
карьеры Давид Д’Ор был удостоен приглашения выступить перед многими главами государств, королями,
королевами и религиозными лидерами. Его приглашают для совместных выступлений
ведущие филармонические оркестры мира.
Загадка не только в его
уникальном голосе, но и в его человеческой и артистической природе. Д’Ор
повсеместно признан одним из самых невероятных голосов в мире, с тонами,
варьирующими от высоких нот тенора до самого глубокого баритона. Но это ещё не
все его достоинства. Он – посланник Мира, Любви, Веры, Надежды — всего того,
чего нам так не хватает сегодня в современном противоречивом воинственном мире.
Он выступает в разных странах с посланиями мира от иудаизма, христианства и
ислама. Он выступал перед аудиторией в 55000 человек на Трафалгарской площади в
Лондоне и 40000 человек в Париже. В мае
2014 года певец с успехом выступил на концерте в Капелле Санкт-Петербурга. В гастрольной биографии Д’Ора был такой знаменательный
случай, о котором он сам рассказывал:
— …На фестивале музыки, искусства и танца на Канарах перед 20000
человек прямо перед собой я увидел группу молодых людей с палестинскими
флагами, и я в начале выступления был в
напряжении, поскольку не знал, каковы их намерения. Я закрыл глаза и сказал:
"Слушай, ты всегда проповедуешь о силе музыки и о том, как она может
сближать людей». Я нацелил своё сердце на них и я пел специально для них, а
затем я открыл свои глаза и увидел, что палестинская молодежь танцует,
размахивая флагами, и подпевает, и для меня это было благодатным зрелищем,
поскольку я не думал, что такое когда-нибудь случится. Я не знаю, почему этот
мир…выбирает… всегда …войну и ненависть, ведь легче решать проблемы, когда ты
просто хочешь решить их, — вот, что я почувствовал тогда. И может быть я
наивен, но это то, во что я верю.
Уже под занавес «на бис» Давид Д’Ор – без микрофона, а капелла, исполнил старинную еврейскую песню, взорвав
зал новой неслыханной овацией. И тогда солист
снова вышел на поклон к благодарной публике, и все зрители, стоя и
рукоплеща артисту, исполнили вместе с
ним под мощное звучание оркестра любимую всеми песню «Ха́ва наги́ла» («Давайте радоваться»).
Она была написана в 1918 году собирателем фольклора Авраамом Цви Идельсоном на
старинную хасидскую мелодию. Это был знак
невиданного потрясающего единения людей в их общем душевном порыве и восторге,
о чём как раз поётся в старинной еврейской песне: «Давайте возрадуемся и
возвеселимся!»
Гуарик Багдасарова
Фото: Сергей Савчук- Курбанов
Комментариев нет :
Отправить комментарий