В минувшее
воскресенье – 15 декабря 2019 г. - в
конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви
состоялся авторский поэтический вечер «Странствия души» заслуженного деятеля
искусств Узбекистана Андрея Слонима. Как
некогда Вергилий рука об руку за Данте Алигьери следовали через ад, чистилище к
земному раю – в обитель вечного блаженства и созерцания - так в
течение полутора часов любители поэзии,
затаив дыхание, путешествовали вместе с автором по циклам его стихов – «Странствиям души».
В первой части
программы прозвучали сонеты из цикла: «Свет и тени». Они передавали тончайшую гамму любви странствующей души в
этом необъятном мире. Цикл завершал красивый сонет «У Осени спросить бы о
Весне...». Мы не будем вникать в технические трудности строгой канонической
формы сонета из 14 строк, но только отметим, что эти трудности стихотворного
размера и рифмовки остались скрыты за водопадом эмоций, которые хотел до нас
донести лирический герой. И ему это удалось – зал аплодировал каждому изящному
и одновременно величавому сонету.
Следом за
сонетным циклом Андрей Слоним представил свои посвящения Александру Пушкину –
это были фрагменты из поэмы «Чёрный всадник». Было удивительно, как автор смог
органично в своей поэме и прочитанных отрывках из него соединить образы
Моцарта с Пушкиным, Сальери с Дантесом и Чёрного человека с Чёрным всадником –
обобщённым в стихах роком судьбы творца, будь он великим Поэтом или гениальным
композитором.
В цикле «Об исконном и незыблемом...» прозвучали посвящения народному художнику Узбекистана известному живописцу Марату Садыкову «Белая Бухара» и великому
узбекскому поэту и мыслителю – Алишеру Навои - «Идущий через века...». К каким
бы гениям прошлого в поэзии и искусстве ни обращался А. Слоним, их судьбы он старается осмыслить
сквозь призму противоречий сегодняшнего дня, так как читатели ждут от летописца не воспевания, а честной оценки реальной земной жизни наших будней. Слоним продолжает эстафету великих пращуров. И показывает великого поэта и мыслителя во всем сиянии его
внутренней красоты, способности к возвышенной и самозабвенной любви, с его
нравственной чистотой и чувством прекрасного. Именно этого стремления раскрыть
позитивность исконной основы души человека нам очень не хватает в современной
литературе и искусстве с их уклоном к
демонизму и поиску негатива во всех явлениях истории и современной жизни. Автор стихотворных
посвящений любит своих героев, преклоняется перед ними и утверждает, что нет на
земле существа, которое бы стояло выше Человека. Таков великий Навои в стихотворении
«Идущий через века».
А
ослепительно-белая Бухара в творениях Марата Садыкова предстала в стихотворении
сияющей особой, святой белизной,
очищающей и от бедствий веков, и от многих жизненных испытаний и житейских препон.
Андрей
Евсеевич по профессии режиссёр-постановщик. Жанр его творчества особенно труден
– это оперные спектакли. Почти тридцать лет он работает в ГАБТ им. А. Навои, где осуществил немало
спектаклей и концертных композиций. Наверное, именно поэтому любое своё
выступление или концерт он строго ограничивает временными рамками и
обязательно «оркеструет» каждую его
часть. Так и в этот раз строгая философская и лирическая части программы плавно
перешли к циклу ироничных шутливых
стихов и даже были музыкально иллюстрированы.
Саркастическое стихотворение о Гофмане – авторе новеллы о заводной кукле
и одновременно о влюбленном в неё герое, поверившем, что эта кукла жива и
прекрасна – послужило своеобразным «мостиком» к следующему вокальному сюрпризу.
Солистка ГАБТ им. А. Навои Анжелика
Мухаметзянова ярко, красочно, забавно
исполнила Куплеты заводной куклы Олимпии из оперы «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха.
Партию фортепиано в утончённом ансамбле
с певицей вела Людмила Слоним. Это вокальное произведение, полное
сарказма, обострило впечатление от
прочитанных авторских стихов А. Слонимом, обличавших искусственное величие и
ложные амбиции некоторых человеческих особей. В этом же гротескном цикле прозвучали совершенно разные стихи,
раскрывающие фальшь, глупость, другие
неистребимые человеческие пороки, над которыми в этот вечер посмеялись от души
все вместе с автором сатирических произведений.
Сильное
впечатление в преддверии 75-летия Победы на слушателей произвёл стихотворный цикл
«Эхо великой Победы». Открывая эту часть вечера, Андрей Слоним признался, что
очень трудно было среди множества известнейших шедевров поэтов фронтового поколения К. Симонова, А.
Суркова, С. Наровчатова, И. Сельвинского
и других отыскать свой «поворот» этой
великой и трагической темы и найти единственную
неповторимую искреннюю интонацию. И этой сокровенной доверительной интонации поверили
все слушатели и встретили лирико-философские стихи «Вечное...», «Карусель» долгими овациями:
В старом парке средь массы людей
В этот вечер Он
встретился с Ней.
Он увидел в заветный
тот час
Свет небес сквозь
лазурь Её глаз.
И под странную звонкую
трель
Их кружила в огнях
карусель,
И неслись они с солнцем
в сердцах
На игрушечных добрых
конях...
Был наутро обычным
рассвет, –
Только странно
багровым был свет.
И встревожил слух
чуткий Земли
То ли гром, то ли
взрывы вдали.
Страшный грохот
прорвал тишину.
Вихрь принёс в это
утро Войну.
И в шинели солдатской своей
В тот же вечер
простился Он с Ней.
Распахнулась железная
дверь
В хаос смерти,
терзаний потерь.
И теряя, страдая,
скорбя,
Он спасал лишь любовью
себя...
В некий день Он, устав
отступать,
Оказался в том парке
опять,
Защищая в жестоком бою
Карусель – и Отчизну
свою.
Но снаряд, слепо
ищущий цель,
Страшным взрывом
разнёс карусель.
И упали, прервавши
свой бег,
Чудо-кони на пламенный
снег.
Бой затих, осадив на
бегу.
Городок тот не сдался
врагу.
И Герой наш пытался
опять
В пепелище Её
отыскать.
Но – напрасно искал след иль знак.
И Войны
непрогляднейший мрак
Поглотил в лабиринтах
своих
Милый облик – как
сотни других...
...Боль души всю
загнав в глубину.
Он отважно прошёл чрез
Войну.
И увидел в победный
апрель
Под Берлином в саду –
карусель...
Бесстрастная история всё
расставила на свои места, всё проанализировала, всё объяснила. Но только
искусству под силу сохранить на века состояние живой души народа, пережившей Великую
Отечественную войну. Наверное, главная сила стихотворения «Карусель» заключена
в том, что окончанием войны и воссоединением лирических героев оно отнюдь не
завершается. Повествование перерастает в своеобразную притчу «карусели-судьбы», связавшей героев и их
детей в единое жизненное и духовное пространство, внутри которого непрерывны борьба
и стремление пробиться сквозь невзгоды и преграды, и гражданская ответственность
за прожитое перед потомками. А память о
великих подвигах и жертвах войны – вечна и нетленна...
Андрей Слоним
прочитал своё лирическое приношение заслуженной артистке Узбекистана Ольге
Александровой – «Юбилейное», на что ведущая солистка ГАБТ им. А. Навои
отреагировала низким поклоном Маэстро. В память о выдающихся певцах он посвятил
Анне Герман – «Эхо немеркнущей Любви...»; барду Владимиру Высоцкому – «Певец»
и Ивану Семёновичу Козловскому – «Пусть
будет Добро!..». Этот гуманный завет великого русского певца служил рефреном всей
его жизни и творчества, поэтому он был взят за основу стихотворного посвящения.
А.Е. Слоним является представителем одной из видных
коренных ташкентских семей. Его прадедушка и прабабушка прибыли в Ташкент в 70-е
годы XIX века из Оренбурга на верблюдах,
так как железная дорога тогда ещё
не была построена. Его дед, выдающийся медик, профессор Моисей Ильич Слоним был
одним из выдающихся врачей края, основателем ТашМИ, первым директором Института
усовершенствования врачей. Его отец – Евсей Моисеевич остался в светлой памяти
наших земляков как талантливый архитектор-педагог и искусствовед, на лекциях и
практических занятиях которого воспитывались многие поколения ташкентских
архитекторов.
Сестра
отца – Юдифь Моисеевна – доктор физико-математических наук
стала
учёным-астрономом международного масштаба. Более 60 лет она
возглавляла
отдел Физики солнца Ташкентского астрономического
института
и создала свою школу и систему изучения и прогноза
солнечных
вспышек.
Примечательно и материнское «крыло» Андрея Евсеевича: его
бабушка со стороны матери, Евгения Валериановна Рачинская, была известным
работником просвещения Узбекистана, заместителем наркома. Она внесла весомый вклад в дело расселения по
узбекистанским семьям и детским домам тысяч детей-сирот, эвакуированных в
Узбекистан в самые тяжкие годы войны. По проектам мамы А.Е. Слонима,
архитектора Ирины Александровны Рачинской,
были построены десятки школьных и жилых зданий в Узбекистане с конца
сороковых до середины шестидесятых годов прошлого века.
Такие корни генетически дали особый росток в лице Андрея
Слонима. Возможно, он родился «рыцарем»
с врождённым талантом самоотдачи. Но не
всегда такой талант находит пути и
способы самовыражения. В этом отношении,
Андрею Евсеевичу с лихвой хватило испытаний на его природную способность
рисковать и при этом не терять зрелости ума.
Юность Андрея Евсеевича оказалась весьма богатой на эксперименты с
выбором профессии.
Окончив
в 1966 году, памятном разрушительным землетрясением, знаменитую
ташкентскую 110-ю школу с золотой медалью, он готовил себя к профессии физика и
поступил на физфак ТашГУ. Но устремлённость к любимому с детства оперному жанру,
к которому ему было суждено приобщиться с самых ранних лет, - взяла верх. Андрей Слоним, в конце концов,
окончил Ташкентский государственный театрально-художественный институт им. А.Н.
Островского, педагогический уровень которого в те годы был сопоставим с лучшими
творческими ВУЗами Москвы. Он прочно вошёл в непростую и редкую профессию
оперного режиссёра, став одним из ведущих и
признанных мастеров театрального искусства Узбекистана, - его творчество, к счастью, оценено далеко за
пределами нашей страны. Профессия режиссёра вовсе не помешала писать стихи: она лишь обогатила картины
человеческой жизни в творчестве поэта новыми образами – и взятыми из мировой театральной культуры, и
рождёнными собственным воображением. Наблюдения режиссёра-постановщика, тесно
связанного в своей профессии с культурным наследием человечества, были
соотнесены с собственным жизненным опытом и судьбой, освещены огнём чувства,
светом мысли. Так, в своих лучших стихах Слониму удаётся обнять вечное и сиюминутное, свести в
одной сжатой строке разнородные величины, представляющие наше время, возникшие
как результат наблюдений и обобщений отнюдь не на пустом месте. Подобная
ёмкость стиха имеет своей основой энциклопедическое знание жизни и искусства,
ясность мышления, свободное владение словом. И еще одно характерное свойство
его поэзии: стихи его истинно театральны, в них заложена драматургия, непрерывна
динамика действия, зрелищность,
заострённость конфликтности персонажей.
Детство
Андрея Слонима прошло в Ташкенте на улице Карла Маркса у центрального сквера. А знаменитый «Дом Слонимов»
с известным в то время каждому ташкентцу адресом «Карла Маркса, 51», к счастью,
и сегодня стоит на своём месте – там размещается правление Фонда ветеранов
«Нуроний», а сравнительно недавно в этом здании был и «Союз театральных
деятелей», и «Дом Актёра»... Своим детским и юношеским воспоминаниям поэт посвятил трогательный лирический цикл «И я
приду на улицу свою...», куда он часто
возвращается в своих непростых снах («Мне приснилась молодость...») и
воспоминаниях.
Цикл «Не только о любви...» содержит
лирические и юмористические стихи, среди которых публикой были особенно
отмечены: «Всё это называется Зима»,
«Королева», «Как пройти на улицу Надежды?». Здесь в разнообразии фабул и
персонажей, в парадоксальности поворотов течения мысли и сюжета раскрывается
новый комплекс образности и убедительной поэтической формы в непростой и
противоречивой теме превратностей Любви.
Поэтическую программу продолжили
исповедальные размышления автора «О
главном и устремляющем». В этот цикл вошли стихи духовного смысла:
«Предсказание», «Троица», «Их голоса...»,
«Остров», «Как ноты, эти годы
прозвучали...». Эти стихи требовали музыкального завершения. Уже под занавес
музыкально-поэтического вечера прозвучал один из самых светлых и связанных
с Божественным романс С. Рахманинова на
стихи Г. Галиной «Здесь хорошо...» в исполнении Анжелики Мухаметзяновой в
трепетном и эмоциональном сопровождении партии фортепиано Людмилы Слоним.
Андрей Слоним завершил вечер
оптимистическим стихотворением
«А будет так!..», полным веры в завтрашний день, который
непременно будет лучше, чем вчера и после зимней непогоды обязательно наступит
весна. Причем, эта Весна – и общая для целого мира, и та, которая у каждого –
своя, в своём неповторимом цветении и индивидуальных порывах души:
.
Нет, будет так… В движеньях вещества
Царят
не конь и не трава забвенья.
Свершаются
стремленья и движенья
Порывом и
сомненьем существа.
Пусть
лёгкой болью ноет голова,
Но в
каждом дне размерностью и сроком
Над Бытия
стремительным потоком
Как прежде, станет шелестеть листва.
Да будет
так! Ведь жизнь – всегда права…
После этого полуторачасового
экскурса по тайным тропкам «Странствий души»
Андрея Слонима поклонники Мельпомены
узнали новые грани таланта заслуженного деятеля искусств Узбекистана.
Собранная воедино поэзия Слонима с её тематическим и жанровым многообразием,
многое из которого опубликовано уже в
трёх авторских сборниках, и в коллективных изданиях, и на страницах
литературно-художественного журнала «Звезда Востока» - многоцветна и многоОбразна.
И, несомненно, может и должна стать основой для нового достаточно обширного
поэтического сборника Андрея Евсеевича, который он сейчас готовит к печати.
Единение особенностей художественного видения им явлений жизни, выйдя далеко за
пределы только личностного восприятия мира,
может стать для нас силой общественной, социальной. Его стихотворное
творчество может помочь нам жить в этом мире и нести в нём своё человеческое
достоинство и свет в той степени, в которой мы к нему приобщились на авторском поэтическом вечере Андрея Слонима в
преддверии Нового года.
Общественный деятель Ирина
Кепанова от имени всех присутствующих слушателей поблагодарила героя вечера и
наградила его скромным презентом в дни Великого поста. Бог разделил людей, зная
их склонность к нетерпимости, чтобы каждый в своём саду выращивал свои плоды.
Придёт время для того, чтобы эти плоды соединились в едином потоке, в котором
сохранилось бы всё лучшее, что есть в духовной культуре человечества и в
человеке – образе и подобии Божием. Именно об этом – существенном и главном - думалось
на этом поэтическом вечере, в котором каждое авторское стихотворение заставляло
возвращаться к разным вопросам бытия с каких-то новых, подчас непривычных точек
зрения и в удивительной близости этих проблем каждому из нас. И, конечно же, в который раз помогло оценить
беспредельное разнообразие мира, в котором мы живём: сущность и цели нашего пребывания в нём...
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий