Девятого
февраля 2020 г. в ГАБТ им. А. Навои состоялся
оперный спектакль «Богема» с новым составом, нашедший горячий отклик у
зрителей. Его по праву можно считать особенным, неповторимым.
В этот вечер
при поддержке Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры
Республики Узбекистан на сцене ГАБТа им. Алишера Навои успешно выступила гостья
из Сербии – известная певица Невена Бриджен. Она исполнила партию Мими в опере
«Богема» Джакомо Пуччини, одной из самых исполняемых в мире опер.
Невена Бриджен
родилась в Белграде. Она окончила степень Магистра музыки Гилдхоллской школы
музыки и театра. Бриджен обучалась фортепиано с восьмилетнего возраста. Она
училась вокалу в Университете изящных искусств в Белграде у Людмилы Гросс, а
затем продолжила обучение в Лондоне в Школе музыки и драмы Гилдхолла у Сью Мак
Каллох, Лауры Сарти и Рудольфа Пьерне.
Бриджен
обладает обширным опытом исполнения в различных музыкальных и вокальных стилях:
итальянская песня и ария, французская мелодия, английская и американская песня,
German Lied (песни на немецкий поэтический текст), русская песня.
В 2014 году
Бриджен дебютировала в Национальном театре Белграда в роли Сюзанны в опере «Женитьбе Фигаро». С 2015 года она является
солисткой Национального театра Белграда, где исполнила роли Сестры Анжелики в
опере Пуччини «Сестра Анжелика», «Бастьенн» в «Бастьене» и «Бастьенн»
(экранизация для юных зрителей и детей), «Татьяна» в «Евгении Онегине»,
«Лауретта» в «Джанни Скикки», Зерлина в «Дон Жуане» и др. Она дебютировала в
роли Мими в опере Пуччини «Богема» с маэстро Альберто Веронези, который
специализируется на репертуаре Пуччини.
Бриджен
дебютировала в Америке летом 2015 года в Национальном оперном центре Америки,
исполняя роль графини в «Женитьбе Фигаро» под руководством дирижёра Бенуа
Ренара, режиссёром которого стал лауреат премии Луис Уокер. Её будущие
спектакли включают: Микаэла в опере «Кармен» Ж.Бизе, Дездемона («Отелло»),
Манон («Манон Леско») Дж.Пуччини.
В качестве
специального гостя солистка Бриджен
выступила на официальной церемонии празднования Национального дня Сербии в
посольстве Белграда в Лондоне в 2019 году, на Венском балу в Белграде, а также
на официальной церемонии, посвященной 50-летию Белградского молодёжного центра.
Бриджен спела на официальной церемонии 4 июля 2014 года в резиденции посольства
США, где она исполнила американские и сербские национальные гимны. В 2014 г.
состоялось открытие «ART» диаспоры её сольным концертом «Записки любви»,
организованным при сотрудничестве с
Правительственным офисом диаспоры.
Наряду с
оперными ролями Бриджен много выступала на концертах в Великобритании, Италии,
Испании и Сербии. Некоторые из концертов включают в себя: Национальный оперный
центр в Нью-Йорке, Burgh House в Лондоне, Lauderdale House в Лондоне, Christ
Church Spitafields в Лондоне, Церковь Святого Джайлса в Лондоне, Часовня Хайд
Парк в Лондоне, променадные концерты в церкви Святой Марии в Хенли на Темзе и
многие другие места. Она регулярно появляется в британских и балканских СМИ,
таких как The Times, Daily Mail, BBC TV и радио, Sky TV и т.д. Бриджен
выпустила сингл Adagio, записанный в студии Air Edel в Лондоне с известным
продюсером Рупертом Кроссом.
Всякое
гастрольное выступление гостя-солиста в спектакле театра – событие невероятно
значительное и интересное. И когда в живую «ткань» идущего спектакля вплетается
образ, созданный гастролёром, – возникает удивительный феномен оперного
искусства, объединяющий народы и страны. Во всём мире оперное искусство по
праву считается знаковым символом своеобразной «творческой дипломатии»,
объединяющей народы и страны, школы и направления во имя главной и великой
цели. Цель эта – возвышение человеческих душ, прославление и возвеличивание
вечных ценностей - Любви и Верности. Оперное искусство, как, пожалуй, никакое
иное, – сплачивает людей в дружественном единении и служит великому делу мира и
дружбы. Необыкновенно ценно такое творческое взаимодействие и в высшем
художественном смысле. Всякий спектакль имеет своё «лицо» - особенности
трактовки, своеобразие раскрытия характеров персонажей, преломление
постановочного замысла через индивидуальности исполнителей. Когда в «полотно»
воплощения замысла вплетается индивидуальность новой исполнительницы – спектакль
как бы рождается заново.
Ташкентская публика любит и ценит нашу
«Богему», восемь лет тому назад поставленную заслуженным деятелем искусств
Андреем Слонимом. Этот спектакль твёрдо
и прочно опирается на замысел великого итальянского оперного композитора Джакомо
Пуччини (1858-1924) — одного из ярких представителей направления «веризм» в
музыке - и экспрессивно и тонко раскрывает особенную драму жизни жителей
парижского Монмартра – молодых поэтов, художников, музыкантов. Кто-то из них,
возможно, станет истинно великим и признанным, а кто-то бесследно растворится в
гуще «богемной» толпы. И постановщик твёрдо и уверенно ведёт спектакль по
«фарватеру» своего замысла, который в спектакле Андрея Слонима читается очень
чётко. Беззаботность молодости в естественной устремлённости к поискам счастья очень
часто недооценивает и упускает истинные и великие чувства, с которыми молодым
людям приходится встречаться. И только горечь потери и трагическая развязка – увы!
– слишком поздно открывают им глаза на многое, что оказалось горестно
утраченным... В полном согласии с палитрой партитуры Пуччини в нашем спектакле
юмор и бравада соседствуют с истинно трагическим началом, а блеск луча Любви –
с потерями и горестным раскаянием. Именно эти откровения истинности чувств
вызывают активное сопереживание публики героям. Этот спектакль уже порадовал,
по крайней мере, – тремя исполнительскими составами, в которых артисты ГАБТ блеснули
многими прекрасными качествами. И мы с интересом ждали выхода в нем нашей
гостьи – Невены Бриджен.
Многочисленные зрители, побывавшие в
минувшее воскресенье на опере Джузеппе Верди «Богема», получили огромное
удовольствие и после финала спектакля аплодировали стоя всем участникам
знаменательного представления. Во-первых, их захватил сюжет оперы, одновременно
романтический и очень жизненный, близкий по своим проблемам нашей современной реальности. Вторая и
главная причина – это яркость таланта нашей гостьи, и одновременно –
многоцветная палитра дарований наших замечательных артистов и постановщиков.
Как известно –
действие «Богемы» происходит в Париже около 1830 года. Постановщик сознательно
сохранил это точно обозначенное время с присущими ему «импрессионистическими»
штрихами и нюансами обрисовки жизни персонажей. В мансарде живут молодые люди –
поэт Рудольф, художник Марсель, музыкант Шонар, философ Коллен, которые
надеются стать когда-нибудь великими, а пока… нищета, бедность и лишения,
окупающиеся молодостью и беззаботным весельем. Кто из нас не прошёл эти тернии
к звёздам, манящим человека до конца его дней?
Стоит особенно
отметить весьма яркое раскрытие образов четырёх главных героев спектакля.
Поэтичный и одновременно – эмоционально экспрессивный народный артист
Узбекистана Самандар Алимов - в образе поэта Рудольфа порадовал не
только прекрасным пением и полным «теноровым» диапазоном, включающим
«полагающееся» прекрасное верхнее «до» в знаменитой арии-рассказе. Одарённый
артист сумел передать весьма непростые противоречия души своего героя – с одной
стороны влюблённость, романтизм, а с другой – контрастность его эмоций и тень
известного малодушия в момент, когда поэт, знающий о тяжкой болезни своей
возлюбленной, решает... расстаться с ней, чтобы не видеть её страданий. Рахим Мирзакамалов в образе художника
Марселя (также безукоризненно исполненном в вокальной сфере!) – убедительно
показал ироничность молодого художника и
его душевные перипетии в моменты мелких ссор со своей возлюбленной Мюзеттой.
Заслуженный артист Узбекистана Кирилл
Борчанинов, блестяще раскрывший вокальный образ своего героя в образе
философа Колена, - обаял зрителей своей добротой,
юмором и мудростью человека, который был постарше своих друзей и, очевидно, больше
испытавший горя и счастья на своём веку. Молодой Ришат Решитов создал на сцене музыканта Шонара в своём роде –
подвижным, оптимистичным, не чуждым остроумной шутки, но своей добротой объединяющим
всю «четвёрку богемцев».
Теперь настаёт
время оценить убедительное и своеобразное выступление в роли Мими творческой
гостьи – Невены Бриджен. Её красивое
лирическое сопрано радует мягкостью и округлостью тембра. Её фразы выразительны
и эмоциональны, её пластика женственно-утончённая. За краткое время своего
пребывания на узбекской земле она прошла
весь круг необходимых репетиций, органично пропустила через себя все
особенности построения ташкентского спектакля и с помощью режиссёра Андрея Слонима и дирижёра оркестра – народной
артистки Каракалпакстана Аиды
Абдуллаевой - весьма уверенно и
самобытно раскрыла образ цветочницы Мими. И если голос и энергетика романтического
духа Самандара Алимова трогают душу своим задушевным тембром и правдой чувства, если он
в спектакле весь – пламя, обжигающее свою юную партнёршу, то
Невена Бриджен раскрывает образ в контрасте с ним. С первых шагов на сцене она
увлекает зрителей своим целомудрием, скромностью – это отчётливо выражено в её поступи, простом платье в
клеточку, причёске, выражении лица, полном внимания и удивления, душевной
открытости навстречу новому чувству, незнакомому ей до сих пор.
Сюжет
спектакля динамично развивается. Обитатели мансарды отправляются развлекаться в
Латинский квартал. Дома остаётся один Рудольф. Он знакомится со случайно
зашедшей к ним соседкой по имени Мими, и
они также направляются в Латинский квартал. Между молодыми людьми
вспыхивает симпатия, переходящая в
открытое горячее чувство. И Невена Бритген - Мими и Самандар Алимов – Рудольф
поистине зажигают этим чувством
зрителей, потому что проживают свои эмоции на сцене очень правдоподобно и со
всей полнотой излучения…
В Латинском
квартале царит обычное веселье. Рудольф знакомит друзей с Мими. Марсель
встречает свою бывшую подругу – кокетливую и легкомысленную Мюзетту – этот
образ убедительно, остро и с необходимой характерностью воплотила талантливая Елена Шавердова. На этот раз Мюзетта
появляется с новым спутником – стариком Альциндором (его выпукло и остро сыграл
заслуженный артист Узбекистана Хатам
Юлдашев). Вскоре Мюзетта «отделывается» от Альциндора и сбегает с Марселем
и его друзьями. Эта сцена полна веселья, беспечности первой влюблённости и
атмосферы беззаботной молодости и дружбы, когда все готовы делиться с другими
своим счастьем. И мы ещё раз благодарны постановщику за воссоздание особой
праздничной живой атмосферы Монмартра. На площадке знаменитого дешёвого
монмартского кафе собираются самые разные посетители (в динамичном и
впечатляющем исполнении хора театра под руководством народного артиста
Узбекистана Сулеймана Шадманова и Натальи Куприяновой) и дети, радующиеся
рождественскому празднику (хор детской студии при театре!).
Марсель и Мюзетта,
прожив некоторое время вместе, вскоре расстаются. Причиной тому вечные сцены,
легкомыслие и своенравие Мюзеты и ревность Марселя. Рудольф и Мими часто
ссорятся. Рудольф решает покинуть девушку – Мими тяжело больна и любовь к Рудольфу может её погубить. Разлука между
ними неизбежна. Именно здесь, и по замыслу Пуччини, и в особой акцентировке
постановщика спектакля – и проявляется момент, который может показаться
странным, почти невозможным для нас,
людей рубежа XX-XXI вв., чьи родители
пережили и не такие лишения, но оставались вместе в счастье и в горе – смело и
самоотверженно делили всё пополам.
Однако именно здесь со всей полнотой, по мнению режиссёра-постановщика А.
Слонима, проявляется цельность духа
молодого поэта Рудольфа, проявляющего человеческое «послабление» в критический
момент, когда герой, любящий Мими, с
поразительной лёгкостью пытается расстаться с любимой, по сути, обрекая её на
одиночество и гибель. В этом и заключается художественная правда образа
Самандара Алимова.
Весьма важно понять
мотив ухода Мими, куда более
самоотверженный в данном конфликте любящих людей. В тяжкие моменты
испытаний созданный Невеной Бриджен трогательный образ Мими – страдающая девушка, знающая всю правду
о безысходности своей смертельной болезни – озабочена не тем, что дни её сочтены,
а судьбой своего возлюбленного Рудольфа, которого она вынужденно оставляет
одного в большом и полном испытаний мире...
Друзья вновь
живут в мансарде. Казалось бы всё идёт своим чередом, как и раньше. Но Марсель
и Рудольф всё чаще вспоминают своих возлюбленных. Молодые люди по-прежнему
бедны, но стараются казаться весёлыми. Внезапно появляются Мюзетта и совсем
ослабевшая от болезни Мими. Друзья усаживают её на единственный в мансарде
диван и пытаются ей помочь. Легкомысленная Мюзетта неожиданно проявляет сострадание, продаёт серьги и приносит для
Мими лекарства и муфту, Коллен продаёт свой плащ. Ариозо философа в исполнении Кирилла Борчанинова трогает до
слёз: как много значит для него этот
необходимый предмет верхней одежды, не раз спасавший его от холода и
придававший ему особую галантность и респектабельность в глазах его близких друзей. И другое чувство осознаёт в этот момент
Коллен Борчанинова – безвозвратный финал беззаботной жизни, в которую впервые
вторгается смерть, ломающая судьбы всех героев. Мими счастлива – она вновь
рядом с любимым Рудольфом. Спрятав руки в тёплую муфту, она засыпает последним
сном. Одновременно с отлётом в небеса её души гаснет камин в мансарде – удачный
символ! Друзья потрясены. В их,
казалось, беспечную жизнь ворвалось настоящее, большое горе. Потрясены и
зрители: у многих на глазах выступили искренние слёзы сострадания героям
романтической мелодрамы...
Незадолго до
смерти Пуччини заметил в одном из своих писем, что «опера закончилась как жанр,
поскольку люди потеряли вкус к мелодии и готовы терпеть музыкальные композиции,
не содержащие ничего мелодического». Наперекор этому предостережению великого
композитора, дирижёр Аида Абдуллаева уверенно вела «корабль» этого сложного
спектакля по бурному морю контрастных эмоций и состояний с его особыми «пуччинивскими октавами», когда кантилена
(певучая мелодия) сливается с колористическими приёмами оркестровки. Оркестр,
солисты, хор предстали единым и цельным звучащим началом спектакля, задав ему
высокий уровень чувств и экспрессии.
Спектакль
завершился празднично и парадно – были заслуженные овации, цветы, а за
занавесом после окончания дирекция, горячо поблагодарив гостью, одарила её
национальным узбекским халатом. На спектакле были многие высокие гости,
представители Сената, министерства культуры, дипломатический корпус – все
единодушно благодарили гостью и участников спектакля за высокий творческий
порыв.
По окончании
спектакля Невена Бриджен очень тепло отозвалась о добрых результатах своих
гастролей в Узбекистане:
- Я
поражена доброжелательностью узбекистанцев, добротой и открытостью всех
деятелей замечательного театра, начиная с его прекрасного директора Махмуда
Муминова. Я очень высоко оцениваю исполнительский уровень труппы – у всех ваших
певцов прекрасные голоса, все очень
талантливы, артистичны и проявляют ценные человеческие свойства. Особо хочу
сказать о прекрасном теноре Самандаре Алимове – красота его голоса, ровность
регистров, искренность чувства и отличные партнерские качества доставили мне
огромное удовольствие. В ансамбле с ним я верила каждому его нюансу и слову – и
старалась отвечать в согласии с чувствами моей Мими. Мне очень понравилось
работать с маэстро Аидой Абдуллаевой – мы нашли с ней полный контакт, петь и
интонировать было очень легко и удобно, звучание оркестра меня в высшей степени
удовлетворило. Все мои партнёры и певцы,
на мой взгляд, выступили прекрасно и достойны всяческих похвал. Хочу особо
отметить и замечательную, детализированную
работу режиссёра Андрея Слонима. Он уделил мне очень много внимания за
этот короткий период, я с большим удовольствием старалась выполнить все его
предложения, многие из которых помогли мне решить образ Мими по-новому. В своих
методах раскрытия действия из партитуры маэстро Слоним близок методу Станиславского. Я считаю этот
метод одним из самых прогрессивных и результативных – жаль, что в Европе по
этому методу сейчас работают мало и не так часто. Ваш театр прекрасен – и
внешне, и изнутри. Я с удовольствием буду рекомендовать всем моим коллегам
сотрудничество с Узбекистаном и с вашим
театром».
А вот как
отозвался о спектакле «Богема» в новом
составе режиссёр-постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств
Узбекистана А. Е. Слоним:
- Дорогие друзья и коллеги! Сегодня мы
сыграли особую «Богему». Нашей творческой гостьей стала певица из Сербии Невена
Бриджен. Пройдя вместе с нашими замечательными солистами за кратчайший срок все
репетиции, она органично восприняла принципы и свойства нашего спектакля и
трогательно воплотила образ Мими. Опера - истинный символ международной
творческой дипломатии, она с давних пор объединяет страны и народы и служит
единению наций и возвышению душ. И
сегодня мы в едином творческом порыве убедительно раскрыли драматичную правду
жизни героев пуччиниевского шедевра.
В едином порыве творили наша высокоодаренная
гостья, талантливые наши солисты, оркестр, хор, миманс, детская студия. Спасибо
вам, дорогие коллеги! Благодарим Вас, дорогая Невена Бриджен! Мы были очень
рады Вашему таланту, душевной открытости и творческой устремленности.
Благодарим и поздравляем наших замечательных солистов: Самандара Алимова, Рахима Мирзакамалова, Кирилла Борчанинова,
Ришата Решитова, Елену Шавердову, Хатама Юлдашева, Исмаила Джаббарова,
Ходжаназара Джумаева! Отдельная благодарность дирижёру Аиде Абдуллаевой и нашим
дорогим хормейстерам - Сулейману Нуруллаевичу Шадманову и Наталье Куприяновой!
Сегодня общий труд и отдача снова сложились
в убедительный и яркий спектакль, созданный силами уже международной
"команды", сплотившей творческие силы Узбекистана и Сербии, горячо встреченный и принятый многочисленной
публикой и весьма почетными гостями! Спасибо вам, друзья и коллеги, от всего
сердца! Наш любимый театр общими силами, талантами и устремлениями родил к
жизни ещё один спектакль, каждый из которых неповторим и своеобразен. Спасибо
талантливым и доброжелательным зрителям, без которых рождение спектакля,
вообще, невозможно! С большой радостью рад поздравить всех участников и
создателей сегодняшней «Богемы»!
Несмотря на
печальный конец оперы «Богема», она и в наши мирные, относительно
благополучные, хотя и неспокойные дни
учит нас превыше всего ценить любовь, доброту, наконец и прежде всего, - саму
жизнь во всех её противоречиях, взлётах и падениях.
Как и все
произведения великого Пуччини, «Богема» в постановке нашего театра призывает
ценить и оберегать любовь как высший дар человеку. Классическое искусство,
призванное сеять добро в людях и возвышенные чувства, учит нас тому, что самая
большая ценность в мире - жизнь, своя и
чужая, жизнь культуры, искусства, жизнь на всём её протяжении – и в прошлом, и
в настоящем, и в будущем. Каждое
прикосновение к классике обостряет наше зрение: мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше – и
удивляемся новизне открытого! Каждый новый спектакль в ГАБТе поражает нас своей
красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью... И за это большое спасибо всем, кто
принадлежит нашей театральной Богеме!
Гуарик Багдасарова
Фото Юрия Полянского
Комментариев нет :
Отправить комментарий