Любите
живопись, поэты!
Лишь ей,
единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на
полотно.
Н. Заболоцкий. Портрет.
Открытие персональных выставок живописи Александра
Батыкова и Валерия Кузнецова 13 февраля 2020 года в Центральном выставочном
зале Академии художеств Узбекистана вылился в настоящий праздник искусства. В
этот день сбылись мечты главных виновников торжества и поклонников их
творчества о долгожданной персональной экспозиции в честь двух юбилеев – 80-летия
А. Батыкова и 60-летия В. Кузнецова. Второй этаж выставочного зала АХУз вместил
более ста произведений – преимущественно
пейзажей, в меньшей степени натюрмортов, портретов, жанровых композиций разных по своей
ментальности, направлениям и художественной манере мастеров и родственно близких в их неравнодушии и большой любви к природе родного края. Природа
словно отвечала живописцам взаимностью: в этот зимний февральский день она
радовала всех солнечной погодой после многосуточных затяжных
дождей.
На открытии вернисажа выступили друзья-коллеги,
искусствоведы и почитатели творчества обоих художников. Учёный секретарь АХУз
Феруза Ахмеджанова поздравила авторов выставки и вручила юбилярам почётные
дипломы за их плодотворный вклад в изобразительное
искусство Узбекистана. Известный живописец и график Александр Ли отметил
высокий художественный уровень и
солнечную теплоту представленных пейзажей вечно молодого душой А. Батыкова,
которого друзья называют, любя, Батей за его природную доброту и искреннюю
отеческую заботу о них.
Художник
детской книги Галина Ли вспомнила
студенческие годы в Республиканском художественном училище им. П.П. Бенькова в конце 50-годов прошлого
века. Тогда вместе с однокурсницами они бегали к
асам-старшекурсникам, среди которых выделялся своим талантом Батыков, чтобы у
них на практике поучиться технике акварельного рисунка. «Меня поражает, -
призналась Галина, - насколько этот художник молод, энергичен, плодотворен в
своём творчестве и сейчас в его 80 лет.
Он, как прежде, влюблён в цвет, краски и предан нашей советской капитальной
реалистической школе, усвоенной им с ранней юности. Приятно смотреть на эту
изумительную выставку живописных картин и видеть на ней живого жизнерадостного
автора: как это ценно!»
Руководитель «Арт-Студии-Свет» Адель
Чилякова поблагодарила А.А. Батыкова за его
выразительную сценографию - декорации к спектаклям «Добрый солдат
Швейк» и «Новая Саломея», а также акварельные цветные иллюстрации к её книгам:
«Вечность и мы» и «Жемчужины чешской поэзии». Директор
частной школы «Smart school» Алла Николаева заметила,
что она не первый раз вместе со своими детьми,
родителями и учащимися этой школы - посещает выставки двух известных
живописцев, и каждый раз – это встреча с Прекрасным. Оба художника неоднократно
посещали школу «Smart school», где давали мастер-классы и знакомили ребят со своим
искусством.
- Художники не только нас, взрослых, но
и молодое подрастающее поколение учат видеть прекрасную природу во все времена
года. Мы порой не обращаем внимания на красоту вокруг нас и не можем её по
достоинству оценить. Передать настроение, свои
затаённые чувства могут только наши художники. Нынешняя выставка
особенно актуальна в наше время. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, говоря
о пяти инициативах новой программы углубления демократических реформ в Узбекистане,
во главу угла поставил приобщение нашей молодёжи к искусству: ремёслам, музыке,
живописи. Эта выставка – показатель того, насколько высоко духовно мы должны
воспитывать нашу молодёжь. Учащиеся нашей школы, посещая такие выставки, учатся осознанному пониманию Прекрасного,
постигают патриотическое чувство любви к
Родине и к искусству – это и есть воспитание экологии культуры молодого
поколения.
Автор этих строк на торжественном открытии вернисажа
рассказала о своём творческом содружестве с художником А. Батыковым в
оформлении новой книги-трилогии «Мои
дорогие попутчики». Его роскошные акварельные цветные эскизы трёх обложек и
чёрно-белые графические иллюстрации каждой главы придали особую живость содержанию трёхтомника моей новой прозы и
публицистики и вызвали горячий отклик у читателей. Что же касается пейзажной
живописи А. Батыкова - она, как музыка, ложится на стихи и выражает самые
сокровенные лирические чувства. В качестве примера я привела своё стихотворение
из цикла «В Акташе» и поблагодарила
живописца за то, что его картины заставляют нас «Перелистать всю жизнь, как книгу бытия / и захотеть прожить её по-новому». В заключение
официальной части открытия оба художника поблагодарили Дирекцию художественных выставок, Академию художеств Узбекистана и всех
посетителей вернисажа за внимание к их творчеству и признались, что они
испытывают настоящее счастье в этот момент истины.
Александр Батыков - живописец, иллюстратор и сценограф,
заслуженный работник культуры Узбекистана, кавалер серебряной медали Академии
художеств и член Союза театральных деятелей Узбекистана.
Родился в Семипалатинске,
живёт много лет и творит в Узбекистане. Окончил художественное училище им. П. Бенькова,
отделение рисунка и живописи Московского Государственного университета и
Ташкентский театрально-художественный институт им. А.Н. Островского.
Работает маслом и гуашью,
создаёт акварели и графику, пейзажи и натюрморты, книжные иллюстрации,
сценические декорации и портреты. Выставлял картины под эгидой ЮНЕСКО, имеет
коллекции в галереях и частных коллекциях Узбекистана, России, Германии,
Великобритании, Франции, Америки. Он много лет проработал главным
художником–сценографом Государственного театра музыкальной комедии (оперетты)
Узбекистана, оформил более 100 спектаклей в Фергане, Коканде, Гулистане и в
театрах Ташкента, таких как «Ёш гвардия», русский ТЮЗ, Государственный
академический русский драматический театр и упомянутый выше Театр музыкальной
комедии (оперетты).
А.
Батыков считает себя счастливчиком, так как у него всегда сбываются заветные
желания. На самом деле он умеет
самостоятельно свои мечты и
творческие планы реализовать в жизнь. Велики просторы нашей бывшей советской страны,
из которой мы все родом, многообразен её облик. Художник объездил и исходил пешком с мольбертом в руках многие города и веси
Узбекистана, писал Аральское море («Гибель Арала»), Чарвакское
водохранилище, Брич-Муллу, Акташ,
Бельдерсай, Чаткал, Кибрай, раскалённые
пустыни и заснеженные горы юго-западного Тянь-Шаня. Художника также манил к
себе холодный Север с его невиданными красотами, полными прохлады лугами с
сочной зеленью и древними городищами.
Мечтал
посетить Кижи — государственный историко-архитектурный и этнографический
музей-заповедник, расположенный в Республике Карелия РФ. Кижи — один из 1369
островов в северо-восточной части Онежского озера. Весь остров — Музей
деревянной архитектуры под открытым небом. Когда экскурсовод рассказывала о
главном центре Спасского погоста
(сельского поселения) - архитектурном ансамбле из трёх построек: Церковь
Покрова и шатровая Колокольня, Церковь Преображения, возведённая якобы без
единого гвоздя, - Александр Андреевич за словом в карман не полез – тотчас
отшутился: «А где же топор – незаменимое
орудие плотницкого мастерства гениальных строителей прошлого?».
Когда
Александр Батыков впервые посетил свою дочь Светлану и её семью во Владивостоке - он заболел новой темой – отобразить Приморский
край с его океанским простором, светящимися маяками вдали, кораблями, летящими чайками над ними. Батыков приехал в
столицу Приморья 9 ноября 2010 года и за
две недели сделал около 60 акварельных эскизов, часть из которых была
представлена на выставке в Музее истории
Дальнего Востока имени известного исследователя В.К. Арсеньева. Экспозицию
дополнили картины, привезённые им из
Ташкента на Дальний Восток. Вот что рассказал об этом на нынешней своей
персональной выставке Александр Андреевич:
- Попасть во Владивосток было моей давней
мечтой. Мой друг композитор, известный пианист и
преподаватель Государственной консерватории и Музыкального лицея им. Глиэра Виталий
Сафонов после посещения Владивостока
так здорово рассказывал о нём, такую
нарисовал картину в моём воображении, что мне тоже захотелось побывать там. Два
года просил Академию художеств, чтобы меня отправили в творческую командировку,
и вот я там, да ещё в такое чудесное время – застал осень, бархатный сезон и
первый снег в Приморском крае. Владивосток меня поразил, в первую очередь,
своими габаритами: сопки, архитектурные сооружения на возвышении - потрясающее
зрелище, город видно отовсюду как с самолёта.
Владивосток и Ташкент абсолютно разные
города, - делится впечатлениями художник. – В Узбекистане потрясающая южная природа, своеобразная архитектура. А во
Владивостоке есть море. Море я впервые увидел в 1984 году. В то плавание мы
попали в шторм, и я понял, что человек - это всего лишь песчинка в океане
жизни. Тогда же я позавидовал гениальному
маринисту Ивану Айвазовскому…
Жители
Владивостока в течение месяца знакомились с творчеством Александра Батыкова. На
выставке художник из Узбекистана проводил мастер-классы по живописи с местной
молодёжью. Несколько своих работ А.А. Батыков подарил на память музейным
работникам: они вошли в постоянную экспозицию музея. Сейчас у жителей
Владивостока есть возможность сравнить культуры двух братских народов в
творчестве одного одарённого художника, а узбекские мигранты приходят сюда и вспоминают
красоты своей родины, увековеченные в пейзажах А. Батыкова.
Начатую
работу художник продолжил уже дома, в
Узбекистане. Многие из этих дальневосточных пейзажей представлены на нынешней
персональной выставке, разнообразной по тематике, содержанию и форме.
Среди жанровых композиций зрителей привлекли монументальные
произведения: «А завтра 9 мая!» и «Алмазный дворик». Приглядевшись к ним, можно
узнать среди обитателей азиатских открытых дворов лица
наших узбекских художников, а в гостях у Алмаз-Ханум в картине собрались
её друзья: поэты, художники, фотографы и другие представители местной Богемы. Зрители
на выставке словно побывали в гостях у художника Александра Батыкова и его
близких друзей.
Валерий Александрович
Кузнецов родился в семье служащих.
Его предки приехали в Узбекистан из Ростова в 1914 г. После окончания
школы поступил на Архитектурный
факультет ТашПИ. На вернисаже он позиционировал себя как ученик таких известных художников
как: С. Широков, Ю.А. Зоркин, Ч. Ахмаров, А. Батыков. С 2000 г. он часто ездил
на пленэр с Александром Батыковым, который многому его научил в поиске образа,
индивидуальном видении, овладении живописной техникой. С 2016 г. В.
Кузнецов - член секции Творческого
объединения художников при АХУз.
У него на сегодняшний день
имеется более 200 живописных работ, часть которых была представлена на
выставке. За спиной участие в 29 республиканских и городских художественных выставках.
В
своих картинах Кузнецов соединяет традиции классицизма и импрессионизма в
отображении памятников архитектуры и пейзажного жанра, а также абстракциях, в
которых отражены его фантазии. Его картинам присущи динамика экстерьера и
восприятие исторической особенности этнографии Узбекистана.
Среди выставочных
экспонатов много архитектурных пейзажей,
а также мастер пробует себя в воссоздании исторических картин с массовыми
сценами восточного базара, групповых и
одиночных портретов. В них художник
достаточно умело использует свет как основное средство художественной
выразительности. Перед В. Кузнецовым стоит,
по его словам, важная задача:
запечатлеть пейзаж в данную минуту и передать своё собственное ощущение
природы.
В целом, картины Кузнецова
более графичны, менее живописны,
по сравнению с работами его старшего
товарища – Александра Батыкова. Им в настоящее время владеют ностальгические
чувства по старому ушедшему в Лету миру. В будущем художник намерен отобразить
новый Ташкент-сити в своих произведениях. В.А. Кузнецов в настоящее время
преподаёт Основы академического рисунка в частной школе «Smart school».
Его ученики пришли посмотреть и поздравить своего учителя с персональной
выставкой живописи – это было очень трогательно видеть.
В целом, говоря об узбекистанской, в частности пейзажной, живописи сегодня, хочется особенно подчеркнуть
многообразие творческих манер, различных подходов художников к отображению
действительности, которая нас окружает. Само богатство явлений, совершающихся
на земле, влечёт к этому многообразию. Оба художника, несмотря на свой зрелый
возраст, находятся в неутомимом творческом поиске и совершенно естественно не
проходят мимо своих предшественников – А. Волкова, П. Бенькова, З. Ковалевской,
Н. Кашиной, В. Уфимцева, У. Тансыкбаева, Ч. Ахмарова,
Р. Тимурова, используя их
опыт при построении пространственных, панорамных композиций, а также в решении
колористических задач.
При всём различии особенностей художественного дарования
каждого из них, Учителя и Ученика объединяет
умение соединить воедино Мысль – Образ -
Музыку красок, заставивших ещё раз задуматься посетителей вернисажа о
культурной и нравственной экологии в
изобразительном искусстве и о том, насколько полнокровен и интересен в
настоящее время жанр пейзажа в нашем искусстве.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий