воскресенье, 11 июля 2021 г.

«Мангалочий дворик Анны Ахматовой» ушёл на летние каникулы…

 


      

                          И все пошли за мной, читатели мои…

                                                                      А. Ахматова

          Незадолго до ухода на летние каникулы «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» при «Русском доме» в Ташкенте 24. 06. 21 отметил 132-летие со дня рождения выдающегося поэта Серебряного века. Автор «Рассказов о Анне Ахматовой» Анатолий Найман сказал о своей героине, что для неё «неблагополучие было как норма жизни»: «Неблагополучие – необходимая компонента судьбы поэта, во всяком случае поэта нового времени. Ахматова считала, что настоящему артисту, да и вообще стоящему человеку, не годится жить в роскоши»[1]. При первой встрече с Ахматовой в Ленинграде в стенах Фонтанного дома, дворца графов Шереметьевых, А. Наймана поразила её бесконечное равнодушие к еде, быту, чуть ли не аскетичность и одновременно её неухоженность и даже бедность. При этом сама она была грандиозна, неприступна, далека от всего, что рядом, от людей, от мира, безмолвна, неподвижна как массивная скульптура. Многие исследователи жизни Ахматовой (1889-1966) отмечали её бездомность, неустроенность, скитальчество, готовность к утратам, пренебрежение к утратам и память о них.

          Председатель Координационного совета российских соотечественников Узбекистана Василий Ануфриевич Костецкий предоставил вниманию собравшихся любителей поэзии Серебряного века документальный биографический фильм об Анне Андреевне Ахматовой, нашедший отклик в сердцах зрителей и желание обменяться не только своими впечатлениями о фильме, но и поделиться своим личным отношением к поэзии Ахматовой.



          Общественный директор «Мангалочьего дворика» А.В. Маркевич рассказала о своём долгом пути постижения творчества Ахматовой в школьные военные годы и последующем многолетнем служении ей на бессменном посту директора ахматовского клуба-музея в Ташкенте вот уже более двадцати лет. В своём рассказе А.В. Маркевич более подробно остановилась на «Ташкентских страницах» жизни и творчества Анны Ахматовой во время её южной эвакуации в узбекской столице в годы войны (1941-1944). Выступавшая передала ту  неповторимую атмосферу всеобщей заботы об Анне Ахматовой  со стороны её друзей-соотечественников: А.Н. Толстого, Светланы Сомовой, Лидии и К.И. Чуковских, Вл. Луговского,  композитора А. Козловского и его супруги Галины Лонгиновны,  урождённой Герус, давно обосновавшихся  в Ташкенте,  ещё до войны. Тёплую любовь к Ахматовой проявляли   также национальные литературные светила - Г. Гулям, Х. Алимджан, А. Кахар, знакомые и совсем незнакомые местные люди, среди которых она обрела друзей на всю жизнь, включая юных тогда Эдуарда Бабаева, будущего известного литератора; Валентина Берестова, будущего историка и детского поэта.

Сейчас многие посетители «Мангалочьего дворика» знают по музейной экспозиции об особом отношении к А.А. Ахматовой Хамида Алимджана.  Сохранилась его записка на листке откидного календаря, в которой он просит свою жену Зульфию не забыть передать Ахматовой лепёшки.



«Третью весну встречаю вдали» - так гениально выразила свою признательность гостеприимству узбекского народа поэт-блокадница:

 

Как был отраден мне звук воды.

В тени древесной персик зацвёл,

А фиалки дым всё благовонней.

Кто мне посмеет сказать,

Что здесь я на чужбине?..

 

Автор этих строк зачитала фрагмент лаконичной автобиографии Ахматовой, касающийся её пребывания у нас, в далёком южном тылу. В своей автобиографии «Коротко о себе» поэт писала об этих суровых годах: «До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А ещё я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград».

В Ташкенте Анна Ахматова долгое время жила на улице Жуковской, 54. Нужно было пройти в глубину двора и подняться по «шаткой лесенке» на «балахану». Простота и строгость жилья были монастырские:

 

Как в трапезной — скамейка,

стол, окно

С огромною серебряной луною…

 

Здесь в Ташкенте А. Ахматова работала над «Поэмой без героя», написала «Три осени», «Пушкин», «Memoriam», «Это рысьи глаза твои, Азия…», «Ташкент зацветает»; циклы: «Ветер войны» («Мужество», «Победа» и др.), «Смерть», «Луна в зените» («Явление луны», «Как в трапезной — скамейка, стол, окно») и другие произведения. 

О своей скромной «трапезной» она упоминает в стихах о Блоке: «И белый дом на улице Жуковской». Этот дом, к сожалению, не сохранился до наших дней, но осталась память о нём в сердцах нескольких поколений читателей. Немаловажно нынешнему молодому поколению «ташкентских ахматовцев» передать потомкам свою трепетную любовь к русскому поэту, воспевшему наш край, как никто из русских поэтов. Мы в долгу перед ней.







Общественный деятель Ирина Кепанова воспроизвела литературоведческую статью Анны Ахматовой о Пушкине. Диапазон лирических прозрений А. Ахматовой в Ташкенте был очень велик. Однако, как везде, где бы она ни находилась, Ахматова и здесь, в эвакуации, оставалась верна Пушкину и русской поэзии Серебряного века, из которой произросла её художественная система, ставшая, по утверждению экспертов, в частности, П. Николаева, огромным лирическим романом. В нём сегодня мы находим место всему: мудрой иронии, предупреждению о моральных катастрофах, выстраданному гуманизму, отрицанию «сальеризма» в искусстве и непоколебимой вере в русское искусство и русскую речь.

Человечество никогда не берегло поэтов. А.А. Ахматовой-«чернокнижнице» (М. Цветаева) суждено было надолго пережить отпущенный ей человеческий век. Первое стихотворение А. Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет. С 1912 года стала успешно издавать один за другим стихотворные сборники: «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «AnnoDomini» (1922). Но уже с середины 20-х годов прошлого века её новые стихи перестали печатать, а старые — перепечатывать. 

А. Ахматова стойко пережила гибель мужа — поэта Николая Гумилёва; длительное тюремное заточение своего единственного сына Льва Гумилёва; гонения в сталинский период, в тридцатых годах, и вынужденное умолчание. Она не сломилась, выдержала огульную критику в 1946 г. журналов «Звезда» и «Ленинград», активно публиковавших её стихи; сфальсифицированные ложные идеологические обвинения А. Жданова в космополитизме, эстетстве и декадентстве и, как итог, постановление об исключении из Союза писателей и прекращении доступа в журналы произведений Ахматовой. 

Несмотря на многочисленные тернии, подстерегавшие Поэта на её творческом пути и сложные перипетии переменчивой судьбы, даже в зените славы А. Ахматова никогда не переставала писать стихи и незадолго до смерти в своей автобиографии признавалась: «Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».




Историческая справедливость, в конечном счёте, всегда торжествует в судьбе великой поэзии. На вечере звучали наряду с патриотическими произведениями стихи из любовного цикла «Anno Domini». Любимые стихи Анны Ахматовой из азиатского цикла прочитали Галина Козлова, Евгения Абалян, Ирина Парамонова, Татьяна Оленец, автор этих строк. Аксакал Олег Бордовский, ровесник Альбины Витольдовны Маркевич, такой же молодой душой, энергичный и неиссякаемый творец, член СП Узбекистана, прочитал свои стихи из венка сонетов, посвящённого магистральному сонету Анны Ахматовой. Вечер поэзии Анны Ахматовой украсил дуэт бардов из ТО «Арча» - Михаила Михелева и Любови Кудрявцевой. Они исполнили песни на стихи поэтов Николая Гумилёва и Тамары Сологуб.



Анна Ахматова, никогда не имевшая собственного угла, переезжавшая с места на место, особенно в годы южной эвакуации, обрела постоянную прописку в здании представительства Россотрудничества в Узбекистане на ул. В. Вохидова, 53 (ныне в «Русском доме»). Её стихи из цикла «Ташкентские тетради» оказались, несмотря на многие личные невзгоды автора и исторические перипетии, пророческими:

 

Я не была здесь лет семьсот,

Но ничего не изменилось…

Всё так же льётся божья милость

С непререкаемых высот,

 

Всё те же хоры звёзд и вод,

Всё так же своды неба чёрны,

И так же ветер носит зёрна,

И ту же песню мать поёт.

 

Он прочен, мой азийский дом,

И беспокоиться не надо…

Ещё приду. Цвети, ограда,

Будь полон, чистый водоём!

(Ахматова. Луна в зените, 6).

 

Именно этими стихами А.В. Маркевич разрешила мне завершить праздничный вечер. Все, как один, участники праздника чувствовали незримое присутствие Анны Ахматовой на своём 132-летии. Атмосфера вечера, по признанию присутствующих, ещё раз позволила окунуться в великую поэзию «златоустой Анны» и вызвала благодарные отзывы участников и гостей литературно-музыкального вечера в адрес А.В. Маркевич, хранительницы «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой» в Ташкенте.

 

Гуарик Багдасарова

 Фото: Ирина Кепанова

 



[1] Указ. Соч. – М. : Художественная литература. С. 9



Комментариев нет :

Отправить комментарий