В Центральном выставочном зале АХУз в
канун празднования ХХХ-ой годовщины Дня независимости Республики Узбекистан открылась
выставка произведений мастеров искусства: «Нам жить в новом Узбекистане –
свободной и процветающей стране». Председатель Творческого союза художников
Узбекистана Ибрагим Валиходжаев поздравил всех присутствующих с главным
праздником страны и пожелал художникам дальнейших творческих успехов, продолжать своим
искусством вносить свой вклад в строительство Нового Узбекистана - «превратить нашу заветную, благородную мечту в
реальность».
Выступавший
на открытии заслуженный деятель искусства Узбекистана, академик Академии
художеств, народный художник Узбекистана Владимир Бурмакин говорил о главном
достижении государственной независимости – она подарила художникам свободу
творчества. «Выставка даёт возможность не только заново открывать для себя
окружающий мир, но ещё и нас самих, общаться друг с другом и вместе постигать
тайны бытия через искусство… Этот вернисаж в полной мере отражает творческие
поиски художников за 30 лет государственной независимости и исторические преобразования,
происшедшие в Узбекистане. Я бы хотел на будущий год принять участие в
портретной экспозиции наших современников, которые уже сегодня создают будущее
Узбекистана. Сколько вокруг нас талантов среди художников, музыкантов, поэтов,
кинематографистов – людей творческих профессий!..», - поделился своими заветными
мечтами автор знаменитой "Байсунской мадонны" (1968) и совершенно
новой живописной композиции, посвящённой материнству – молодой женщине с
ребёнком на руках, занявшей центральное место в выставочном зале.
На
втором этаже разместились его реалистический натюрморт «Георгины» и несколько
авангардных композиций из цикла "Компьюфо"» - фотоискусства в
симбиозе с компьютерной графикой, в которых слились воедино виртуальный мир с нашей
будничной реальноcтью. По мнению экспертов,
«работы Владимира Бурмакина несут в себе энергию здоровой, нравственной и
духовной силы. Рождённые природой подсознания, проверенные затем логикой и
разумом, они утверждают радость бытия и силу творческого духа, данную человеку
Богом и природой. В этом художник видит свое предназначение».
Своё
имя В.И. Бурмакин увековечил в узбекской столице в рельефах на фасаде дворца
"Дружбы народов", станции метро "Пахтакор", фасаде
ресторана "Зарафшан", мозаике ташкентского ипподрома, столичного аэропорта
и Сената, Национальной библиотеки Узбекистана имени А. Навои. Будем надеяться в
будущем году увидеть портреты наших земляков, написанных кистью одного из «лучших
художников мира XVIII-ХХI веков», по версии Единого художественного рейтинга "rating.artunion.ru",
и его талантливых собратьев по цеху. На вернисаже было много учеников В.И.
Бурмакина, среди которых – выпускница знаменитой московской «Строгановки» Фаина
Юнусова, приехавшая из Германии навестить своих ташкентских родных и любимого
учителя, гениального неистребимого живописца-экспериментатора. Даже там, далеко
от родины, в Германии, она может видеть произведения мастера под Кёльном, в
галерее ЭКЮ-Отеля Гуммерсбаха, где собрано
около 200 работ художника, куда он часто выезжает для творческой работы.
Председатель
секции живописи Творческого объединения художников Академии художеств
Узбекистана, преподаватель кафедры монументальной живописи Национального
института художеств и дизайна им. К. Бекзода, заслуженный работник культуры
Узбекистана Александр Тюрин поздравил всех присутствующих с 30-летием
независимости Узбекистана и пожелал художникам новых свершений в их созидательном
творчестве в стране, где единой дружной семьёй живут представители разных
национальностей и народностей. Оратор сообщил о том, что в Узбекистане трудятся
больше тысячи художников, идущих в ногу со временем. Он посетовал о том, что
пространство ЦВЗ АХУз ограничено и не могло вместить работы всех претендентов
на участие в грандиозной выставке ХХI века, которой
предшествовал строгий отбор жюри самых лучших экспонатов художников кисти и
резца из разных городов Узбекистана - Бухары, Навои, Сырдарьи, Карши, Ферганы,
Коканда и Нукуса. Алесандр Тюрин пожелал поклонникам ИЗО на вернисаже получить
эстетическое удовольствие при знакомстве с ними.
Действительно, нынешняя выставка поражает
разнообразием жанров, стилей, творческих индивидуальностей. Здесь представлены
произведения мастеров, созданные за последние годы: живопись, графика,
скульптура малых форм и декоративно-прикладное искусство. Обширная экспозиция,
расположенная на двух этажах, знакомит посетителей с новыми работами таких
известных живописцев: академиков Джавлона Умарбекова, Файзуллы Ахмадалиева,
Сарсенбая Байбосинова, Владимира Бурмакина, Аслиддина Исаева, Яниса Салпинкиди.
Встреча с новыми произведениями одного
из самых видных и талантливых живописцев современного Узбекистана - Джавлона
Умарбекова - дарит нам ощущение великого обновления жизни в духовной сфере с
середины 80- годов прошлого века по сей день. На выставке представлены два
портрета - обобщённые образы Согдийки и принцессы муссагетов Тумарис. Выполнены
они в характерной для Джавлона Умарбекова индивидуальной манере -
образно-стилевом поэтическом ладе. Это принцип свободно-ассоциативного
объединения разнородных впечатлений, воспоминаний, переживаний, придающий
поэтическую условность его легендарным образам, как бы существующим вечно над
временем. Глубокая синяя тональность романтических
работ, кругообразный ритм композиции в виде нескольких вращающихся дисков,
распластанность по плоскости создают необходимый зрелищный фон и приподнятость
женских образов над чёткими временными границами, как это бывает в поэтическом
замысле. Художник остаётся верен себе на протяжении десятилетий: он совершенно
далёк от натуралистических и салонно-академических навыков. Он всегда новатор,
живо и тонко сочетающий национальные мотивы с современными находками
европейской и русской палитры и при этом абсолютно органичный в своих смелых
творческих исканиях за пределами жанрового рассказа вне узкоконкретной
историчности. Джаврон Умарбеков -
мастер, прошедший через горнило национальной культуры и вышедший на
общечеловеческие мировые масштабы.
Ты
же бродишь всё по свету.
Поиск
истины тернист.
Есть
короткие тропинки.
Есть
пути длиною в жизнь.
На второй монументальной картине «Экспресс» от зрителей удаляется к новым горизонтам мототурист на старом мотоцикле типа «Урал». Я, конечно, не могла пройти мимо этой работы, так как мы с моим мужем, мастером мотоспорта Эдуардом Фоминым на чехословацкой «Яве» объехали почти весь бывший Союз – от Москвы до Сахалина, от Новосибирска до Пятигорска и потом до Ташкента, от Байкала до Мурманска и Магадана. Мне очень знакомо это чувство бесконечной дороги в неизвестность открывать новые рубежи неважно на чём. Как здесь не вспомнить «Дорожные жалобы» А.С. Пушкина:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
…………………………………
То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!..
Ну, пошёл же. Погоняй!..
Гуарик Багдасарова
Фото Хамидуллы
Убайдуллаева,
Людмилы Декановой,
Ирины Кепановой
Владимира Соколова
Комментариев нет :
Отправить комментарий