понедельник, 4 октября 2021 г.

Народный камерный хор «Мелодия» и корейский хоровой коллектив «Чинсен» дали концерт в честь Дня учителей и наставников

 



          О значении учителей и наставников в нашей жизни я вспомнила в преддверии их профессионального праздника в Узбекистане, когда возвращалась 26. 09. 21 с ХХ Международного фестиваля авторской песни и поэзии «Осенний аккорд» электричкой по маршруту Ходжакент-Ташкент. Наш вагон был переполнен участниками и победителями фестиваля, создавшими особую праздничную певческую атмосферу на радость всем пассажирам, но только в первые минуты до конфликта, происшедшего в вагоне. «Арчата» школьного возраста вместе с их молодым запевалой  Надиром Хановым под аккомпанемент его гитары, скрипки Лилии  Закировой, бубна Марии Денисовой слаженным ансамблем без перерыва, одну за другой исполняли песни  современных авторов: «Я свободен»  - стихи Маргариты Пушкиной и Валерия Кипелов, музыка – Сергея Маврина и Валерия Кипелова; а также советских композиторов: «Офицеры» Олега Газманова; знаменитая песня «Катюша» военных лет Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского и популярная песенка на узбекском языке незнакомого мне композитора, - так что её подхватили  многие пассажиры, знавшие государственный национальный язык Республики Узбекистан. Плавно по вагону пролетали молодые звонкие голоса, открывая новые неизведанные духовные дали пассажирам:

Я свободен, словно птица в небесах!

Я свободен, я забыл, что значит страх!

Я свободен, с диким ветром наравне!

Я свободен наяву, а не во сне! «Я свободен!»



В этом же вагоне ехали школьницы – восьмиклассницы из ташкентской 190-й частной школы с их молодым куратором Наргизой Ахмеджановой, свободно владеющей узбекским и русским языками, как впрочем, её подопечные воспитанницы. Неожиданно для всех пассажиров, и прежде всего, ансамбля «Арчата», призёров ХХ Международного фестиваля авторской песни и поэзии «Осенний аккорд» - 2021, девочки-подростки из 190-й школы повели себя совершенно неожиданно - очень неадекватно. Они намеренно, заткнув свои уши холеными пальцами, стали истеричным визгом и портативными колонками, направленными на «арчат», заглушать их голоса дешёвой попсой, механично идущей из динамика, в частности, клипом 2020 года в исполнении Розы Барбоскиной: «Я люблю, ненавижу, / у меня срывает крышу. / Это всё, потому что в голове моей психушка».  

Несколько пожилых узбеков подошли к ярым адептам попсы и их куратору и попросили не срывать по-хамски классическое выступление «арчат», но не тут-то было. На поклонников советских и современных эстрадных песен обрушился водопад нецензурной брани и оскорблений, а также совершенно неуместные выкрики куратора в защиту прав человека: «Дескать, если кому-то не нравится пение ваших ребят – то они обязаны замолчать», другими словами, совершенно по-американски: «Ради демократии эту демократию попрать!». Солист Нодир Ханов, чтобы прекратить разгорающиеся страсти и бессмысленное противостояние культуры с бескультурьем, набирающее градус межнациональной розни (по-другому этот конфликт не назовёшь никак!), дал знак «арчатам» поймать тишину. Дальше пассажиры ехали в переполненном душном вагоне в полной тишине, и только равномерный стук колёс усугублял душевную опустошённость разобщённых людей одного современного молодого поколения из одной постсоветской страны, с общей историей и общечеловеческими идеалами, но словно с двух разных планет. Все участники конфликта вышли на одной станции «Салар», оставшиеся пассажиры ещё долго обсуждали случай в электричке, опоздавшей на целый час прибыть на конечную станцию, и уходили с «Южного вокзала» с глубоким осадком в душе.

Этого конфликта могло бы не произойти, если бы подростками из 190-й школы Мирзо-Улугбекского района Ташкента руководили достойные учителя и истинные наставники, борцы за дружбу и духовное единение 130 наций и народностей в нашей стране, столицу которой, благодаря нашим отцам и дедам, за рубежом всё ещё воспринимают как «столицу дружбы и тепла», несмотря на рост подобных конфликтов на бытовой и межнациональной почве, к великому сожалению, преимущественно в подростковой среде.

Пожалуй, можно сказать, что в Узбекистане День учителей и наставников выходит за рамки профессионального праздника. Издавна на Востоке глубокое почтение всегда выказывалось мудрым аксакалам. Сегодня мы называем их наставниками, учителями. Этот праздник посвящается всем тем, кто вложил в нас знания и умения, помогал добрым советом, жизненным опытом. В Узбекистане День учителей и наставников отмечается первого октября и является выходным. В преддверии праздника активно проходят мероприятия в школах и вузах: праздничные спектакли, капустники, утренники, концерты… Многие выпускники в этот день устраивают встречи и поздравляют своих учителей.







Второго октября 2021 года Народный камерный хор «Мелодия» и корейский хоровой коллектив «Чинсен» («Дружба») дали концерт в честь Дня учителей и наставников в Центре культуры Юнус-Абадского района Ташкента. В первой части программы выступил ансамбль «Чинсен» («Дружба»). Они исполнили песню «Пяксе Сиди». В этой простой незамысловатой песне исполнители призывали под ритм музыки хлопать в ладоши 100 раз и мечтали прожить 100 лет в любви и счастье. Вторая песня «Нэ наига отэсо» оказалась близка слушателям своим общечеловеческим содержанием, которое можно выразить пушкинскими словами: «Любви все возрасты покорны». Танцевальная группа «Сянури» исполнила танец «Пидульги» («Голуби»). Танцовщицы вышли на подиум с большими шёлковыми красными веерами. В их гибких руках с первых пластичных движений красочные веера превратились в голубей мира: это было очень впечатляюще. Зрители долго аплодировали корейским самодеятельным артистам за их великолепную вокально-танцевальную программу, призывающую к миру во всём мире и дружбе народов.

Народный камерный хор «Мелодия» вышел к публике под грохот аплодисментов в новых сценических костюмах цвета голубого неба с солнечными блёстками. Репертуар народного коллектива «Мелодия» включает больше 200 песен на 12 языках, многие из которых прозвучали в концерте. Хоровой коллектив репетировал даже во время пандемии, соблюдая все меры безопасности. Полуторачасовой концерт вела Любовь Разумкова, совмещая краткие преамбулы в стихах и прозе к каждому номеру и интересные истории из жизни хорового коллектива. Весь праздничный вечер за роялем одухотворённо концертировала Татьяна Алдунгарова.

В программу концерта вошли как знакомые песни из старого классического репертуара: «Дружба» (муз.  В Сидорова, слова А. Шмульяна), «Как молоды мы были» (Муз. А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова), «Чёрный кот» (Муз. Ю. Саульского, слова М. Танича), «Осень» (Муз. В Козина, слова Е. Белогорской), «Я не могу иначе» (Муз. А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова), «Листья жёлтые» Р. Паулса на стихи Я. Петерса / И. Шаферана, попурри «Вальса звук прелестный», так и впервые исполненные «Воспоминания о школе» Игоря Крутого, «Никогда я не был на Босфоре» Г. Помаренко на стихи Сергея Есенина и другие премьеры новых песен.

Ведущая программы Любовь Разумкова рассказала зрителям, что Сергей Есенин (1895-1925) не сразу нашёл своё литературное кредо: он бросался из одного направления в другое. Сначала выступал в лаптях и рубахе с новокрестьянскими поэтами, затем, облачившись в пиджак и галстук, создавал с имажинистами новую литературу. В конце концов, он отказался от всех школ и стал свободным художником, заявив: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт». Любовь Разумкова напомнила зрителям о приезде 25-летнего Сергея Есенина в Ташкент и Самарканд в мае 1921 года. С тех пор он навсегда прописался в нашем городе в сознании узбекистанцев. Лирическая песня из стихотворного цикла «Персидские мотивы» в обработке Александра Скрипина особенно тронула слушателей в преддверии Дня рождения русского поэта – третьего октября.





Накануне концерта – 30 09 21 – День рождения С. Есенина отмечали в «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» при «Русском доме» в Ташкенте. Ахматовцы читали стихи великого русского поэта и свои посвящения ему. Лауреат международного фестиваля авторской песни «Чимганское эхо» Геннадий Арефьев под гитарный аккомпанемент проникновенно исполнил свои песни на стихи Сергея Есенина. В программе концерта второго октября песня Г. Пономаренко на стихи автора «Персидских мотивов» в обработке А. Скрипина впервые прозвучала в хоровом исполнении. Это было совершенно необычно и придало камерной исповедальной песне особый размах и коллективный масштаб её духовного воспроизведения. Зрители горячо реагировали на такие успешные вокально-музыкальные эксперименты дружной овацией и возгласами «Браво».





Строгий на вид и требовательный бессменный художественный руководитель и дирижёр Александр Геннадьевич Скрипин за 20 с лишним лет изучил способности и вокальные возможности каждого участника хора и поэтому включил в программу наряду с коллективными номерами выступления дуэта Людмилы Декановой и Людмилы Саутиной. Солистки исполнили эстрадную песню «Осенние листья» Б. Мокроусова на стихи М. Лисянского так, что многие зрители с места подпевали им знакомые слова полюбившейся песни. Трио - Диляра Джиянбаева, Мансур Шерназаров, Геннадий Ли – песней «Куда уходит детство» (музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенёва) из кинофильма «Фантазии Веснухина» (1977) заставили взрослую публику вместе с артистами снова задуматься:

Куда уходит детство,
В какие города,
И где найти нам средство
Чтоб вновь попасть туда?
Оно уйдет неслышно,
Пока весь город спит,
И писем не напишет,
И вряд ли позвонит.

Припев


И зимой, и летом
Небывалых ждать чудес
Будет детство где-то,
Но не здесь.
И в сугробах белых,
И по лужам у ручья
Будет кто-то бегать,
Но не я.

Солистка Марина Тангриева вдохнула новые эмоции в популярную  песню «Подорожник-трава» С. Муравьёыва на слова М. Танича, и она зазвучала по-новому, заразив публику надеждой и оптимизмом:

 

От тебя – до меня –

Ждать и не дождаться

От меня - до тебя –

Только, только,

Только позови!

 











Ни одно выступление хора и солистов не осталось без горячего отклика зрителей, так как все участники выкладывались по полной программе. Со сцены к зрителям мелодичным потоком шла позитивная энергетика не только от стройных голосов, но и вдохновенных сосредоточенных одухотворённых лиц певцов, так что многим зрителям хотелось присоединиться к этому коллективному феномену, излучающему гармонию с людьми, природой, самими собой. Их выступление, по мнению зрителей, в частности, Марины Владимировны Касымбаровой, руководителя Ансамбля славянской песни "Калинушка", осталось прежним – «на высоком уровне, душевным и приносящим всем радость». На «Бис» Народный камерный хор «Мелодия» исполнил песню «Дружба». Зрители ещё долго не расходились, одаривая самодеятельных артистов букетами осенних цветов, и фотографировались с ними на память. День учителей и наставников в Ташкенте запомнится надолго, так как он был озвучен старыми и новыми песнями о главном – любви, дружбе и добре, без чего немыслимы настоящее и будущее нашей страны.

 

Гуарик Багдасарова

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий