среда, 20 октября 2021 г.

Праздничный вечер «В устремлении духа…» артистов ГАБТ им. А. Навои в Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ

 

        Праздничный вечер «В устремлении духа…» артистов ГАБТ в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ в минувшее воскресенье 17. 10. 21 по благословению митрополита Викентия был посвящён трём знаменательным событиям: 150-летию Ташкентской и Узбекистанской (Туркестанской) епархии; 10-летию образования Среднеазиатского митрополичьего округа и 30-летию независимости Узбекистана. Глава среднеазиатского митрополичьего округа Викентий поздравил руководителя отдела по культуре «Сретенье», режиссёра-постановщика ГАБТ им. А. Навои А.Е. Слонима с нагрудным знаком-медалью первой степени "Mehnat faxriysi" ("Ветеран труда") Фонда "Нуроний" за многолетнюю плодотворную творческую и общественную деятельность. К этому поздравлению присоединились все участники концерта и многочисленные гости праздничного вечера, среди которых были представители Россотрудничества в Узбекистане, поклонники классического оперного и советского эстрадного искусства, журналисты, блогеры.

          Автор проекта, режиссёр и ведущий, заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан Андрей Слоним поздравил всех присутствующих с открытием нового концертного сезона и заверил всех гостей, что он вместе с артистами ГАБТ будут и впредь знакомить зрителей с шедеврами русской и советской вокальной классики, а также поэзией, направленной «в устремлении духа…» -  в этом высоком служении людям заключается некий героический сверхсмысл многолетней общественной и художественной деятельности коллектива ГАБТ, не ограниченной рамками родной театральной сцены и карантинными мерами затянувшейся пандемии.

          Прологом к концерту послужило собственное стихотворное сочинение А. Слонима «Троица». Христианство возвещает, что Троица совершенно непостижима не только для людей, но даже для самых высших ангелов. Поэтому Троицу познавать возможно только с Божией помощью. Автор поэтического эссе утверждает: Бог-Троица - Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух - есть совершенный союз любви. Дальнейшая концертная программа раскрывала эту главную идею во всём многообразии музыкальных, вокальных и поэтических образов.



          Заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова, ведущие солисты оперы Лятифе Абиева, Рахим Мирзакамалов, Анастасия  Юдина, Анжелика  Мухаметзянова, Рада Смирных, Елена Шавердова  под чутким аккомпанементом музыкального руководителя и концертмейстера Людмилы Слоним вкладывали в исполнение духовных песен душу и сердце и, конечно, свой неразменный профессионализм, поэтому каждое их выступление вызывало продолжительные овации в зале. Чуткий и неразрывный ансамбль выразительно поющих героинь и героев каждого исполняемого произведения с жизнью музыки, заложенной в равноправной партии фортепиано в утончённом и разнообразном воплощении Людмилы Слоним – органично соединял всё действо этого замечательного вечера.





          Вечер открыл своеобразный цикл молитвенных романсов Митрополита Серафима (Чичагова) – видного церковного деятеля и прекрасного композитора и поэта.  Впервые прозвучало здесь его своеобразное высокодуховное произведение «Ты – Бог мой» в исполнении Елены Шавердовой и Рады Смирных; а также «Душа изнемогла...» в оригинальной драматической подаче Еленой Шавердовой и уже многим знакомые, но редко исполняемые произведения  «О солнце, засвети мне огонёк!...»  в интерпретации Лятифе Абиевой и «Хочу молиться!» в дуэте Лятифе Абиевой и Анастасии Юдиной того же автора наводили на размышления о духовном пути, цель которого – наше совершенствование и высшее   единение с Творцом.



Рахим Мирзакамалов, органично вживаясь в художественные библейские образы, драматично поведал нам об отрочестве Христа в «Легенде» П. Чайковского на стихи А. Плещеева. Чуть позже в таинственной, мистической «Богоматери в городе» Г. Свиридова на стихи А. Блока солист проникся духом сурового морозного Петербурга и образом таинственной Женщины, ведущей за руку мальчика, которая соединилась с образом Богоматери, несущей людям свет сквозь самые суровые испытания. В его же исполнении особенно страстно и заострённо прозвучал трагический  «Христос воскрес» С. Рахманинова на стихи поэта Серебряного века Д. Мережковского, гениально исполняемый в своё время Иваном Семёновичем Козловским. Вспомним, что великий певец в суровые предвоенные годы  своим блестящим исполнением вернул этот шедевр эмигрировавшего в Европу и Америку композитора и всё его творчество благодарным слушателям, вопреки запретам на всё, что связано с Сергеем Рахманиновым.   Рахим Мирзакамалов экспрессивно исполнил этот сложнейший романс исключительно «от себя» и в явственной неразрывной связи с трагическими перипетиями смятенного мира бывших советских времён. 



В этом же исповедальном ключе прозвучали стихи А.К. Толстого «Горними тихо летела душа небесами...», воплощённые в музыке Петра Ильича Чайковского; а затем и «Здесь хорошо» (стихи Г. Галиной) на музыку С. Рахманинова в талантливом и прочувствованном, благородно-сдержанном исполнении Анжелики Мухаметзяновой. С особой философской глубиной впервые в конференц-зале епархии исполнили «Горные вершины» М. Лермонтова на музыку А. Рубинштейна – Елена Шавердова и Рада Смирных. Блоковские глубоко трагичные стихи «Когда в листве, сырой и ржавой...» в авторском романсе Людмилы Слоним наполнились душевной экспрессией и контрастами настроения в приношении Анастасии Юдиной, всегда узнаваемой по красоте голоса и одновременно несущей необычную новизну  своей артистичностью, - яркой, несравнимой и неистощимо разной. Рахим Мирзакамалов очень трогательно преподнёс «половодье чувств» в романсе «Дай, Джим, на счастье лапу мне...». Простые и ёмкие стихи русского поэта Сергея Есенина в динамичной драматургии нового романса Людмилы Слоним неожиданно для всех в исполнении Рахима Мирзакамалова воплотили искреннее и нежное звучание голоса самого лирического Поэта в мировой литературе и всплески скрываемого глубокого его душевного разлада. Ведь недаром он сказал о себе: «Я сердцем никогда не лгу».


 Заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова в этот раз взволновала зрителей исполнением любимого публикой романса Нины из драмы М. Лермонтова «Маскарад» на музыку А. Глазунова, в котором солистка с полным чувством отчаяния раскрыла терзания души главной героини, предвидевшей свой скорый конец от руки ревнивого мужа Арбенина. В этом исполнении соединились простота и возвышенность, естественность и оригинальность – свойства не только поэтических созданий Лермонтова, но и его самого, грустного, строгого, язвительного, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом.

          Во второй части концерта, охватившей лучшие советские хиты и шлягеры из кинофильмов ХХ века, Гульшан Азизова подарила публике полную оптимизма и веры в светлую жизнь песню Анюты из к-ф «Весёлые ребята» Исаака Дунаевского на стихи В. Лебедева-Кумача. Этот жизнеутверждающий цикл продолжили песни Яна Френкеля на стихи М. Танича «Гуси-лебеди...» из к-ф «Женщины»; «На крылечке....» Б. Мокроусова на стихи А. Фатьянова из к-ф «Свадьба с приданым» в яркой народной манере исполнения Еленой Шавердовой.

И подумалось ещё раз – в этой удивительной внешней простоте замечательных и разных песен героинь наших любимых кинофильмов прошлого раскрывается богатейший мир женской души, неизменно нежной, хрупкой, ранимой – но способной одаривать истинной светлой любовью и преданностью. Анастасия Юдина в том же стилизованном жизнерадостном ключе с широким народным размахом и раскрытым в пластике кокетливым притопыванием представила Русскую народную песню «Травушка-муравушка», вызвав гром аплодисментов в зале. В это отделение ярко вписался и сыгранный как театрализованный мини-спектакль романс-шутка «Нет, не хочу!..» Бориса Кейля в исполнении Рады Смирных и Андрея Слонима (герой без слов). И вновь незадачливый поклонник стремился завоевать внимание и чувство привередливой дамы, тщетно предлагая ей то румяное яблочко, то – шаль, а то и перстень с бриллиантом. И снова, и снова «Не хочу!» в своенравном разнообразии интонаций рады Смирных обескураживали его и доводили до отчаяния...

          Концертную программу, как всегда, новыми красками обогатили лирико-философские стихи Андрея Слонима в авторском прочтении. В них, как у настоящего поэта, чувства и мысли были слиты нераздельно, мотивы осенней природы сочетались с искренними и грустными раздумьями о жизни и смерти, и о всепоглощающей и всепрощающей Любви.

          Как и многие предыдущие, самые разные по тематике и образности, этот вечер был особенно ценен тем, что в любой его момент ощущалось неразрывное слияние пения, музыки, актёрской экспрессии и поэтического слова в единую ткань своеобразного спектакля-концерта, чётко выстроенного режиссёром и исполнителями по нарастанию драматургии, контрастам, сменам настроений и нюансов. И венчая этот замечательный спектакль-концерт, прозвучал, как итог всей концертной программе, один из самых светлый и жизнеутверждающих романсов П. И. Чайковского - «Скажи, о чём в тени ветвей...» на стихи Владимира Сологуба. Лятифе Абиева ещё раз доверительным и обаятельным исполнением этого романса напомнила всем зрителям, что даже в разгаре осени на душе могут цвести Весна и Любовь, надо только прислушаться к природе и к самим себе, уметь заметить красоту нашего вечного города и его окрестностей. И необходимо, во что бы то ни стало, устремлять свою душу к вечной и негасимой Любви, которая всегда и во всём помогает преодолевать любые испытания и невзгоды, даря надежду и свет...

 


Скажи, о чем в тени ветвей,
Когда природа отдыхает,
Поет весенний соловей
И что он песней выражает?
Что тайно всем волнует кровь?
Скажи, скажи, скажи, какое слово
Знакомо всем и вечно ново?
Любовь! Любовь! Любовь!..

Скажи, о чем наедине
В раздумье девушка гадает?
Что тайным трепетом во сне
Ей страх и радость обещает?
Недуг тот странный назови,
В котором светлая отрада.
Чего ей ждать? Чего ей надо?..
Любви! Любви!..

Скажи, когда от жизненной тоски
Ты, утомленный, изнываешь
И, злой печали вопреки,
Хоть призрак счастья призываешь,
Что услаждает грудь твою?
Не те ли звуки неземные,
Когда услышал ты впервые
Слова, слова любви!


Благодарные зрители после концерта ещё долго не желали расходиться, сохраняя в своих душах удивительные чувства, которые подарили им организаторы и талантливые исполнители программы. Гости праздничного вечера живо и непосредственно одаривали артистов цветами, скромными гостинцами и сувенирами, искренне благодарили за чудесный музыкально-поэтический вечер, который надолго сохранится в памяти как акт сотворчества и взаимной любви.

 

Гуарик Багдасарова

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

                            

                                 

              

 

 

                

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий