суббота, 9 октября 2021 г.

«Петербургское русское чудо» в Самарканде, Ташкенте и Гулистане

 


        Восьмого октября 2021 г. после гастролей в Самарканде Санкт-Петербургский театр песни и танца «Морошка» дал концерт во Дворце искусств «Туркистон» в Ташкенте. Театр выступил с благотворительной концертной полуторачасовой программой «Петербургское русское чудо». Концерт был организован в рамках культурно-деловой миссии Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга.

Перед началом концерта выступил председатель торгово-промышленной палаты РУз Адхам Ильхамович Икрамов, уроженец Ташкента, получивший высшее образование в Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова (Ленинград) и Первом Ташкентском Государственном медицинском институте. Указом Президента в 2011 году был награждён орденом «Фидокорона Хизматлари Учун» за большой вклад в экономическое и культурное развитие страны и в 2018 году - орденом «Трудовой славы» за выдающиеся трудовые заслуги, способствующие подъёму экономики и культуры, росту благосостояния народа, сохранению мира и стабильности в Узбекистане. Выступавший рассказал, что в период с 5 по 7 октября 2021 года Торгово-промышленной палатой Узбекистана совместно с Хокимиятом Ташкента был организован визит делегации Санкт-Петербурга во главе с председателем Комитета по внешним связям Е.Д. Григорьевым в Узбекистан.

В ходе визита делегация посетила Центр ремесленников в Самарканде (туристическая деревня Конигиль), где братской стороне была представлена развёрнутая информация о проводимых реформах в Узбекистане в целях сохранения народных промыслов и поддержки ремесленничества. Санкт-Петербургский театр песни и танца «Морошка» шестого октября дал своё представление «Петербургское русское чудо» в Концертном зале специализированной музыкальной школы в Самарканде. После концерта в Ташкенте артистам девятого октября предстояло посетить Гулистан и дать там концерт в Сырдарьинском областном музыкально-драматическом театре имени А. Ходжаева.

В приветственной речи А.И. Икрамов процитировал выдающегося культуролога ХХ века, академика Д.С. Лихачёва: «Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим». «Узбекистан, - подчеркнул Икрамов, - всегда отличался нерушимым интернационализмом. В стране, где дружно сосуществуют более 130 наций и народностей, привычно говорят: «Я узбекистанский русский, татарин, таджик или кореец, еврей, армянин и т.д.», - знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты и дружбы – очень важно».

          В ответной речи председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Евгений Дмитриевич Григорьев выразил благодарность узбекскому народу, приютившему в годы Великой Отечественной войны более 250 тысяч эвакуированных детей из России, Украины, Белоруссии, среди которых были также выходцы из блокадного Ленинграда. Кстати, на концерте в «Туркистоне» присутствовали жители блокадного Ленинграда, в годы войны навсегда нашедшие пристанище на узбекской земле: сёстры Нина Михайловна и Тамара Михайловна Соколовы; Зейтун Муратова и Валерия Михайловна Саприко; Тамара Петровна Циглинцева с дочерью Анной.





 Гость из «российской северной столицы» подчеркнул, что миссия Санкт-Петербургского театра песни и танца «Морошка» – пропагандировать исконно русскую культуру в Санкт-Петербурге и за рубежом; сохранять и развивать жанр народно-сценического наследия в песне, музыке и танце; прививать любовь молодёжи к национальной музыкальной и танцевальной культуре; формировать лояльную, патриотически настроенную аудиторию.

Санкт-Петербургский театр песни и танца «Морошка» основан театральным продюсером Надеждой Полтавченко в 2009 году. «Морошка» – явление петербургской культуры. Впервые в истории города появилась профессиональная труппа, работающая в народно-сценическом жанре и имеющая в своём составе три равноправных творческих цеха – балет, оркестр русских народных инструментов и ансамбль вокалистов. Из самодеятельной студии «Морошка» вырастает в профессиональный театр. За 12 лет существования коллектив завоевал награды международных конкурсов (Алжир, 2015 год и Кавала, 2016 год), побывал с гастролями более чем в 11 странах мира: Греция, Алжир, Великобритания, Китай, Мальта, Ирландия, Эстония, Турция, Киргизия, Белоруссия, Туркменистан и теперь Узбекистан – и везде театр встречают овациями, переполненными залами и тёплыми, искренними словами благодарности. Ансамблю «Морошка» доводилось выступать на разных концертных площадках, в том числе на корабле «Королева Елизавета».

Узбекские артисты приветствовали россиян зажигательным попурри из национальных танцев, открывшим концерт, который сопровождался от начала до конца неумолкаемой овацией. «Петербургское русское чудо» – это концертная программа, созданная в лучших традициях выдающихся мастеров народно-сценического жанра России: И.А. Моисеева, С.М. Годенко, В.В. Андреева, А.В. Александрова и других. В представлении «Петербургское русское чудо» приняли участие артисты балета и вокалисты, а вся программа проходила в сопровождении оркестра русских народных инструментов под управлением дирижёра, лауреата международных и всероссийских конкурсов Виталия Силиванова.

Музыкантам отдельно аплодировали благодарные зрители за необыкновенную красоту звучания домры, альта, баяна, ударных, балалайки-примы и контрабаса-балалайки, а также за высочайшую органическую слаженность звучания всего оркестра.



Трудно себе сейчас представить, что возраст самой старой балалайки – больше 120 лет. Её можно увидеть в Музее балалайки в Ульяновске. Пётр I к любой музыке относился с симпатией, и на рубеже XVIII века балалайка стала самым популярным инструментом в России. Балалайка способна поднять патриотический настрой и боевой дух солдат, а также поднять настроение у гражданских слушателей. Простые солдаты русской Армии уходили с ней в военный поход и возвращались с этим неразлучным инструментом домой: ни один праздник поныне не обходится без балалайки в российской глубинке. Известно, что её очень любил П.И. Чайковский: «Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру это незаменимые инструменты», – писал автор всемирно известного балета «Лебединое озеро» и оперы «Евгений Онегин». Есть несколько версий происхождения названия музыкального инструмента. По одной из них, оно происходит от слов «балакать» или «балаболить», оттого её простое и понятное звучание сразу и навсегда ложится на душу.

          «Балалайка – предмет нашей национальной гордости, сродни олимпийским чемпионам или полёту Гагарина в космос, – уверена руководитель «Морошки» Надежда Полтавченко. – Но для популяризации балалайки надо активно работать, и здесь энтузиасты должны объединиться с властями. Коллектив «Морошка» – негосударственный, ему выделяются субсидии от городского Комитета по культуре. Театр сотрудничает с Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга, что способствует продвижению русского искусства за рубежом».

В 2008 году японский балалаечник Сё Китагава победил на международном конкурсе в Екатеринбурге, став первым иностранным музыкантом – победителем в номинации «Русская национальная музыка». За пределами России балалайка популярна не только в Японии: виртуозы-балалаечники и ансамбли, имеющие в своём составе балалайки, есть также в странах Скандинавии, США, Аргентине, Дании, Великобритании.



Хореограф – лауреат международного конкурса Елена Викинг - создала уникальную концертную программу, основанную на фольклорных произведениях, но исполняемых по законам академического музыкального театра. В постановке каждого номера нет ни одного случайного или лишнего жеста. Всё было продумано до основания: на сцене словно пели и танцевали ожившие пластические фигуры, в которые организаторы концерта вдохнули ураган живой жизни и размах широкой русской души.





Только за последних три года концертная программа пополнилась 15 новыми номерами. В репертуаре театра исполняются произведения выдающихся композиторов: П. Чайковского, М. Мусоргского, Д. Шостаковича, С. Прокофьева. Специально для театра пишут музыку и современные петербургские композиторы – Вячеслав Круглик, Светлана Нестерова, Елизавета Панченко. В Узбекистане российская труппа наряду с красочными  фольклорными вокально-танцевальными номерами: «Виват, Санкт-Петербург!» «Барыня-Калинка», «Русская ярмарка», «Дымковские потехи», "Выйду ль я на реченьку...", "Гляжу в озёра синие..." и другими, осуществила ещё одну постановку – концертную сюиту «Песни военных лет». Этот творческий симбиоз вызвал бурную восторженную реакцию ташкентских зрителей во Дворце искусств «Туркистон».

Этого «Петербургского русского чуда» могло бы не случиться без великолепных костюмов: их создаёт известный петербургский художник, лауреат премии «Золотой софит» и «Арлекин» Мария Лукка. Потрясающей  красоты художественные костюмы, созданные специально для каждого номера; высокий исполнительский уровень артистов; сложнейшая хореография и красивые голоса не оставили равнодушными никого во Дворце искусств «Туркистон». Это был, действительно, вечер душевных песен, зажигательных танцев и ласкающей слух музыки», – как и обещали организаторы концерта.


          Зрители, познавшие наяву «Петербургское русское чудо», по-другому стали относиться к далёкой русской северной столице: она им стала намного ближе в эти дни. Города-партнёры Санкт‑Петербург и Ташкент будут и впредь укреплять двустороннее сотрудничество в науке, экономике и искусстве.

 

Гуарик Багдасарова

 

Фото Святослава Рябушева,

Ирины Кепановой и из интернета

 

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий