В минувший вторник – 07. 11. 21- ЛТО «Данко» при РКЦ РУз в музее композитора Сулеймана Юдакова открыло своё очередное музыкально-поэтическое собрание с традиционной рубрики «Листы календаря». Председатель ЛТО «Данко» Фарида Бобрик посвятила свой доклад двум выдающимся поэтам Золотого века в литературе – Ф.И. Тютчеву (1803-1873) и А.А. Фету (1820-1892).
Они родились в разные годы, но в один
день — 23 ноября по старому стилю (сейчас 5 декабря). Когда произошло их первое
знакомство — неизвестно. Фет к Тютчеву, судя по его воспоминаниям, относился с
обожанием, свойственным юному «фанату». Тютчев же по скромности своей
комплиментов Фета стеснялся, но отвечал ему тем же. В 1859 году Фет написал
статью «О стихотворениях Тютчева». Это был отзыв на поэтический сборник Тютчева
1854 года: «Поэтическая сила, т. е. зоркость г. Тютчева — изумительна». Он в
стихотворениях является «магическим толкователем тончайших чувств». А между тем
масса читающей публики сборник Тютчева по достоинству не оценила, отчего ее
эстетическое чувство, по мнению Фета, сильно пострадало. Несмотря на приличную
разницу в возрасте, —Тютчев был на 17 лет старше Фета — два величайших поэта
своей эпохи не только были знакомы, но и относились друг к другу с большим
теплом.
Фёдор
Тютчев – дворянин, вундеркинд, дипломат, тайный советник, любимец женщин, отец
девятерых детей. По материнской линии будущий поэт приходился родственником
Льву Толстому. Всего Фёдор Тютчев создал более 400 стихотворений, однако
никогда не считал поэтическое ремесло основным в своей жизни. Афанасий Фет –
«русский иностранец» с запутанным происхождением, однолюб, офицер, судья,
помещик и пчеловод. И современников поэта, и нас, читателей, удивляло, как
деловитый, расчётливый и предприимчивый помещик, каким был Фет, смог создать
настолько лирические и глубокие стихотворения. Жившие в одну эпоху и
вращающиеся в одном аристократическом обществе, Фет и Тютчев при этом являются
самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и
уникальное, вкладывая в это частичку своей души.
Надо отметить, что лирика Фета тяготеет
более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева
обладают философским характером. К этому надо добавить, что отношение к жизни в
стихотворениях поэтов также разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев
воспринимает её как бытие. В качестве примера Фаузи Мухамеджанов
продекламировал знаменитое стихотворение Фёдора Тютчева:
Россию сердцем не
понять,
Аршином общим не
измерить;
У ней особенная
стать –
В Россию можно
только верить.
1866
Докладчица
Фарида Бобрик сделала особый акцент на любовной лирике обоих поэтов, в которой описание
внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Обоих
поэтов объединяют печальные мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили
жуткую трагедию: потеряли своих возлюбленных, и эта потеря отразилась в
характере их любовной лирики.
Данковцы
вспомнили несколько подобных образцов у Тютчева: «В разлуке есть высокое
значенье…»; «Последняя любовь»; «Она сидела на полу и груду писем разбирала…»; знаменитое
признание Ф.И. Тютчева «Я встретил вас – и всё былое // В отжившем сердце ожило…»,
вдохновившее композитора Л.И. Малашкина в 1880 году сочинить романс, который
впоследствии исполнял Иван Козловский. Литературоведы до сих пор спорят, кому
поэт посвятил эту элегию, полную гармонии музыкальности поэтического текста,
тонкой возвышенности и интеллигентной чувственности: кто стоит за инициалами
«К.Б.» - до сих пор остаётся тайной. По одной из версий, стихотворение Фёдора
Тютчева "Я встретил вас" посвящено Амалии Лерхенфельд и было написано
после долгой разлуки и второй встречи с ней в 1870 году; по другой - Клотильде
Ботмер.
Особое место в творчестве
Тютчева занимает «Денисьевский цикл». Он пронизан мотивами роковой страсти. Одно из
знаковых стихотворений тех лет: «О, как убийственно мы любим! / Как в буйной
слепости страстей /
Мы то всего вернее губим, / Что сердцу нашему милей!..».
Елена Денисьева, последняя любовь поэта, не пережила его: она скончалась от
чахотки, немного не дожив до сорокалетия.
В
этот вечер поэты-данковцы Олег Бордовский, Татьяна Грушина, Альмира Чембарисова,
Сергей Мартыненко, Надежда Милашевич читали свои лирические,
лирико-философские, шуточные, а также ироничные стихи. Автор этих строк
представила на суд собратьев по поэтическому цеху «Зимние фантазии» из своего поэтического
сборника «Левитация» (Т., 2015):
Предзимние
снега за круговерть зимы.
Подспудный
гул не искупить двустишьем
И
в предстоянии – любви не обрести.
И
будни, обновлённые снегами,
Истаяли
сырыми вечерами,
И
грезятся бесснежными ночами
Сны
о любви, неявленные сны.
* *
*
Тебя
ли мне благодарить за то,
Что
на исходе лета
Исход,
иссякнув, стал истоком
Безудержного
обновленья?
И
каждый день, как день творенья,
Тревожен,
радостен и нов.
Неново
лишь моё волненье.
Я
жду, любимый, появленья твоего,
Как
предки, – солнечный восход.
Тебя
ли мне благодарить, судьбу,
Что
осень провожаем вместе
И
первый снег встречаем поутру,
Как
сокровенное предвестье,
Как
белые стихи сквозь прозу дней,
Как
яблоневый цвет среди зимы?
Отрадно
было в стихах наших современников обнаружить отголосок классической поэзии ХIX века, преемственность лучших традиций
русской поэзии, полной глубокого нравственного смысла, сострадания к слабым и
мечтательности. Данковцы вспоминали песни и романсы на стихи Афанасия Фета: «Сияла
ночь», «Я тебе ничего не скажу». Романс «На заре ты её не буди» О. Варламова
очень по-домашнему, с искренней нежностью исполнил Фаузи Мухамеджанов под
гитару. Слаженный дуэт Михаила Михелева и Любови Кудрявцевой передал
возвышенный пафос романсов Михелева под гитарный аккомпанемент на стихи
ташкентских поэтов: Олега Бордовского, Тамары Сологуб, Виктора Игнатикова,
Татьяны Грушиной и других авторов.
Музыкально-поэтический вечер в итоге оказался очень содержательным и задушевным: он надолго запомнится поэтам и музыкантам, словно собравшимся на братскую встречу, чтобы вместе - и каждый по-своему - открыть и постичь не оценённые до конца новые духовные стороны нашего бытия, и глубоко осознав их, радостно встретить начало зимы.
Гуарик Багдасарова
Фото Сергея Мартыненко и Ирины Кепановой
Комментариев нет :
Отправить комментарий