пятница, 10 декабря 2021 г.

Листы декабрьского календаря

 


       В минувший вторник – 07. 11. 21- ЛТО «Данко» при РКЦ РУз в музее композитора Сулеймана Юдакова открыло своё очередное музыкально-поэтическое собрание с традиционной рубрики «Листы календаря». Председатель ЛТО «Данко» Фарида Бобрик посвятила свой доклад двум выдающимся поэтам Золотого века в литературе – Ф.И. Тютчеву (1803-1873) и А.А. Фету (1820-1892).

          Они родились в разные годы, но в один день — 23 ноября по старому стилю (сейчас 5 декабря). Когда произошло их первое знакомство — неизвестно. Фет к Тютчеву, судя по его воспоминаниям, относился с обожанием, свойственным юному «фанату». Тютчев же по скромности своей комплиментов Фета стеснялся, но отвечал ему тем же. В 1859 году Фет написал статью «О стихотворениях Тютчева». Это был отзыв на поэтический сборник Тютчева 1854 года: «Поэтическая сила, т. е. зоркость г. Тютчева — изумительна». Он в стихотворениях является «магическим толкователем тончайших чувств». А между тем масса читающей публики сборник Тютчева по достоинству не оценила, отчего ее эстетическое чувство, по мнению Фета, сильно пострадало. Несмотря на приличную разницу в возрасте, —Тютчев был на 17 лет старше Фета — два величайших поэта своей эпохи не только были знакомы, но и относились друг к другу с большим теплом.

Фёдор Тютчев – дворянин, вундеркинд, дипломат, тайный советник, любимец женщин, отец девятерых детей. По материнской линии будущий поэт приходился родственником Льву Толстому. Всего Фёдор Тютчев создал более 400 стихотворений, однако никогда не считал поэтическое ремесло основным в своей жизни. Афанасий Фет – «русский иностранец» с запутанным происхождением, однолюб, офицер, судья, помещик и пчеловод. И современников поэта, и нас, читателей, удивляло, как деловитый, расчётливый и предприимчивый помещик, каким был Фет, смог создать настолько лирические и глубокие стихотворения. Жившие в одну эпоху и вращающиеся в одном аристократическом обществе, Фет и Тютчев при этом являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.







       Стихи Ф. Тютчева и А. Фета данковцы читали по кругу – от самых известных по школьной хрестоматии до малознакомых широкому читателю – и снова убеждались, что вклад этих поэтов в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого. И Тютчев, и Фет уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны. Кроме психологизма, оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе. Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двуплановая: у неё всегда  есть пейзажная и психологическая стороны, что достаточно редко встречается в современной описательной поэзии. Таковы у Ф. Тютчева «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной», «Осенний вечер», «Зима недаром злится» и другие. У А. Фета запомнившиеся нам со школьной скамьи: «Я пришёл к тебе с приветом», «Чудная картина», «Печальная берёза у моего окна» и многие другие произведения, которые были прочитаны на вечере в музее С. Юдакова.




          Надо отметить, что лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером. К этому надо добавить, что отношение к жизни в стихотворениях поэтов также разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает её как бытие. В качестве примера Фаузи Мухамеджанов продекламировал знаменитое стихотворение Фёдора Тютчева:

Россию сердцем не понять,

Аршином общим не измерить;

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

1866

Докладчица Фарида Бобрик сделала особый акцент на любовной лирике обоих поэтов, в которой описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Обоих поэтов объединяют печальные мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли своих возлюбленных, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.

Данковцы вспомнили несколько подобных образцов у Тютчева: «В разлуке есть высокое значенье…»; «Последняя любовь»; «Она сидела на полу и груду писем разбирала…»; знаменитое признание Ф.И. Тютчева «Я встретил вас – и всё былое // В отжившем сердце ожило…», вдохновившее композитора Л.И. Малашкина в 1880 году сочинить романс, который впоследствии исполнял Иван Козловский. Литературоведы до сих пор спорят, кому поэт посвятил эту элегию, полную гармонии музыкальности поэтического текста, тонкой возвышенности и интеллигентной чувственности: кто стоит за инициалами «К.Б.» - до сих пор остаётся тайной. По одной из версий, стихотворение Фёдора Тютчева "Я встретил вас" посвящено Амалии Лерхенфельд и было написано после долгой разлуки и второй встречи с ней в 1870 году; по другой - Клотильде Ботмер.

Особое место в творчестве Тютчева занимает «Денисьевский цикл». Он  пронизан мотивами роковой страсти. Одно из знаковых стихотворений тех лет: «О, как убийственно мы любим! / Как в буйной слепости страстей /

Мы то всего вернее губим, / Что сердцу нашему милей!..». Елена Денисьева, последняя любовь поэта, не пережила его: она скончалась от чахотки, немного не дожив до сорокалетия.


В этот вечер поэты-данковцы Олег Бордовский, Татьяна Грушина, Альмира Чембарисова, Сергей Мартыненко, Надежда Милашевич читали свои лирические, лирико-философские, шуточные, а также ироничные стихи. Автор этих строк представила на суд собратьев по поэтическому цеху «Зимние фантазии» из своего поэтического сборника «Левитация» (Т., 2015):

 Предчувствие любви принять за чувство,

Предзимние снега за круговерть зимы.

Подспудный гул не искупить двустишьем

И в предстоянии – любви не обрести.

 

И будни, обновлённые снегами,

Истаяли сырыми вечерами,

И грезятся бесснежными ночами

Сны о любви, неявленные сны.

 

* * *

Тебя ли мне благодарить за то,

Что на исходе лета

Исход, иссякнув, стал истоком

Безудержного обновленья?

 

И каждый день, как день творенья,

Тревожен, радостен и нов.

Неново лишь моё волненье.

Я жду, любимый, появленья твоего,

Как предки, – солнечный восход.

 

Тебя ли мне благодарить, судьбу,

Что осень провожаем вместе

И первый снег встречаем поутру,

Как сокровенное предвестье,

Как белые стихи сквозь прозу дней,

Как яблоневый цвет среди зимы?

 


Отрадно было в стихах наших современников обнаружить отголосок классической поэзии ХIX века, преемственность лучших традиций русской поэзии, полной глубокого нравственного смысла, сострадания к слабым и мечтательности. Данковцы вспоминали песни и романсы на стихи Афанасия Фета: «Сияла ночь», «Я тебе ничего не скажу». Романс «На заре ты её не буди» О. Варламова очень по-домашнему, с искренней нежностью исполнил Фаузи Мухамеджанов под гитару. Слаженный дуэт Михаила Михелева и Любови Кудрявцевой передал возвышенный пафос романсов Михелева под гитарный аккомпанемент на стихи ташкентских поэтов: Олега Бордовского, Тамары Сологуб, Виктора Игнатикова, Татьяны Грушиной и других авторов.



Музыкально-поэтический вечер в итоге оказался очень содержательным и задушевным: он надолго запомнится поэтам и музыкантам, словно собравшимся на братскую встречу, чтобы вместе - и каждый по-своему - открыть и постичь не оценённые до конца новые духовные стороны нашего бытия, и глубоко осознав их, радостно встретить начало зимы.

Гуарик Багдасарова

Фото Сергея Мартыненко и Ирины Кепановой

Комментариев нет :

Отправить комментарий