В Ташкенте 02. 12. 21 скончался писатель, сценарист и
режиссер Джасур Ильхамович Исхаков (1947-2021). Друзья, сограждане, близкие родные Джасура Исхакова! Какая невосполнимая потеря
родственной души и огромного таланта для нас всех...
Генеральный
директор Национального агентства Узбеккино Фирдавс Фридунович Абдухаликов
поздравил юбиляров с их семейным праздником и выразил уверенность в том, что
Национальное агентство "Узбеккино" будет продолжать развивать лучшие
традиции старейших мастеров. Жить и творить в новых условиях станет намного
лучше!»
Ведущая Дильдар Исламова объявила:
«Итак, дорогие друзья, мы начинаем, премьера фильма «Весны ташкентской
обаянье»! Прошу погасить в зале свет! Фильм на экран!»
На экране появляется титр: «Всем, кто когда-то жил, кто живёт в настоящее время и тем, кому ещё предстоит жить в нашем удивительном городе, в Ташкенте, посвящается этот фильм…» - Джасур, Мастура. весна 2021 год. Идут документальные кадры старого Ташкента, утопающего в тени величественных чинар, дубов; трамваи, троллейбусы, машины, здания, построенные в 30-50 годы прошлого столетия. И люди, спешащие на учёбу, работу… Песни и музыка, которую слушали наши родители…
С
экрана звучит до боли знакомый, очень родной для многих людей голос Галины
Мельниковой – легендарного диктора Узбекского телевидения, и пока что
неизвестный голос молодого актёра театра «Ильхом» - Абзала Ходжаева. Этот
необычный, на первый взгляд, тандем рассказывает зрителям историю Ташкента,
историю жизни наших юбиляров Джасура и Мастуры Исхаковых… Фильм охватывает
историю одной творческой семьи на фоне кинолетописи рубежа веков.
По
окончании фильма словно сошедшая с экрана в том же строгом синем костюме с ниткой
крупного белого жемчуга на груди Галина Витальевна поздравила чету Исхаковых с
«Золотой свадьбой» и поблагодарила их за то, что своим фильмом они открыли,
прежде всего, нашей молодёжи «Формулу любви».
Высокую
оценку документальной ленте дал режиссёр Али Хамраев. Он уже много лет живёт и
работает на две страны - Италию и Узбекистан. Близкий друг Джасура в каждый
свой приезд на родину останавливается в гостеприимном доме Исхаковых: здесь его
принимают как родного человека. По мнению маэстро, фильм Джасура Исхакова – это
не только их семейная сага. В работе Исхакова использованы уникальные
кинофотодокументы, письма, материалы из личного архива семьи. Через историю
одной своей семьи его создатели показали приметы прошлого и нашего времени, его
недавней истории. Фильм простым человеческим- и киноязыком, документальными
кадрами, авторскими и эстрадными хитами советской эпохи рассказывает о большой
необъятной любви целого народа. Почитание отца и матери испокон века в
Узбекистане понималось широко – как всего лучшего в прошлом, которое является
отцом и матерью нашей современности, принадлежать которой великое счастье.
Как-то, на одной из творческих встреч Джасур Исхаков сказал: «Сегодня есть у
молодёжи возможность в новых благоприятных экономических условиях двигаться
вперёд, но надо сохранить те добрые обычаи и взаимоотношения между людьми,
которые всегда складывались в нашем городе».
Главных
виновников «Золотой свадьбы» с полувековым юбилеем совместной жизни и
многогранной творческой деятельности поздравил председатель Союза
кинематографистов РУз Матъякуб Матчанов. Он отметил большой вклад Джасура
Исхакова в документальное интеллектуальное кино, рассказал о свежих переменах
эпохи независимости в направлении большей творческой свободы в узбекском
кинематографе, заложенном ещё в советское время лучшими ветеранами узбекского
кино, и пожелал юбилярам в перспективе сыграть «бриллиантовую свадьбу» в таком
же широком кругу их коллег, друзей и родных.
Журналисты
Эльмира Тухватулина, Аъло Ходжаев рассказали о своей многолетней творческой
дружбе с семьёй Исхаковых, служившей для них образцом верности своему призванию
и умению оставаться самими собой даже в самых сложных обстоятельствах
противостояния чиновникам от культуры. Ветеран журналистики Рахимжон Султанов
зачитал Благодарственное письмо за личный вклад Исхаковых в культурное и
гуманитарное сотрудничество между РФ и РУз от представительства
Россотрудничества в Узбекистане. Поэт Николай Ильин в торжественной обстановке
по поручению председателя СП Узбекистана Сиражиддина Сайида вручил членский
билет СП РУз Джасуру Исхакову.
Заслуженная
артистка Республики Татарстан и Башкортостан Феруза Хайдарова исполнила песню
«Сады цветут» из репертуара Анны Герман. Актёр ГАРДТ Олег Галахов преподнёс
юбилярам популярную песню Александра Зацепина «Есть только миг!..». Нодира
Зияханова — племянница Джасура - под свой гитарный аккомпанемент исполнила
авторскую песню «Я скучаю…» на узбекском языке, каждое слово которой без
перевода было понятно зрителям, потому что выражало память об ушедших родных. Эти песни дополнили букет эстрадных
хитов, прозвучавших в показанном автобиографическом фильме «Весны ташкентской
обаянье».
Это
и есть реальное воплощение «Формулы любви», по которой состоялась необычная
«Золотая свадьба» в центре узбекской столицы без лишнего официоза в приятной
творческой, тёплой дружеской атмосфере, несмотря на собачий холод в зрительном
зале. Она ещё раз продемонстрировала всем, что семья – это единый организм, в
котором всё-таки женщина, во всяком случае, такая, как Мастура, играет главную
роль хранительницы семейного очага и его нерушимых вековых традиций. Об этом
героиня фильма правдиво написала в своей автобиографической книге: «Открываю
новую страницу…», которая три года назад вышла в свет из печати, и заявила о себе
как о талантливом писателе. Это её воспоминания.
Фильм
также откровенно рассказывает о том, что знакомство главных героев оказалось
совершенно случайным. Мастура училась в Ташкентском государственном
театрально-художественном институте им. А.Н. Островского. Джасур сначала
поступил в архитектурный институт, но потом всё равно перешёл в тот же
театральный вуз. Мастура была единственной девушкой на режиссёрском курсе. С
ней рядом педагог английского языка посадила Джасура, как оказалось, на всю
жизнь привязав его к девушке его мечты.
Отрадно,
что в Малом зале этого многофункционального кинотеатра на 2.500 мест, открытого
в 1961 году для зрителей, присутствовал его создатель Серго Сутягин -
заслуженный архитектор Узбекистана, член президиума Союза архитекторов страны,
лауреат государственных и международных премий, академик Международной академии
архитектуры, к нашему великому сожалению, ушедший из жизни не так давно. В тот
раз он выступил в необычной ипостаси и прочитал своё стихотворное посвящение
главным виновникам торжества в шутливой форме. Его поддержали ближайшие друзья,
среди которых был Одельша Александрович Агишев, советский, российский,
узбекский киносценарист, преподаватель сценарного мастерства, профессор ВГИК и
ВКСР. О.А. Агишев отметил особую интеллигентность фильмов Джасура Исхакова,
соответствующую его человеческой природе. «В настоящее время, - посетовал
мастер, - в современном кинематографе преобладают коммерческие категории в
ущерб нравственным. Чета Исхаковых остаётся верна высоким человеческим
ценностям в искусстве и в жизни».
Агишев также рассказал, что многие фильмы
маэстро создал в творческом тандеме с режиссёром Эльёром Ишмухамедовым. Они
вместе писали сценарий к фильму «Прощай, зелень лета». По его словам, оба кинодраматурга генетическими корнями и своим
творческим успехом обязаны этому славному городу, с которым никогда невозможно
расстаться тому, кто хотя бы однажды познал вкус его воды, воздуха, дух
интернационализма и кто по праву относит себя к особой нации - ташкентцам. Эльёр Ишмухамедов добавил к сказанному, что в
своём младшем собрате Джасуре он видит редчайший и бесспорный талант драматурга
и без шуток посоветовал ему открыть Киноакадемию и преподавать в ней основы
драматургии молодым студентам, желающим снимать новое национальное кино.
Нет
сомнений в том, что фильмы Дж Исхакова войдут в сокровищницу узбекского
документального кино, а рассказы из сборников «Сны о старом Ташкенте» и «Ночь
жёлтой луны», как отметил Эльёр Ишмухамедов, послужат новыми сценариями для
будущих художественных кинолент в коллекции Джасура Исхакова. В годы
независимости открываются самые широкие перспективы для молодёжи: открываются
новые частные студии. В будущем именно на этих частных студиях, в конечном
итоге, мы надеемся, появятся хорошие сценаристы, режиссёры, операторы. «Им есть
и будет у кого учиться!» – убеждён Эльёр Ишмухамедов, подразумевая, прежде
всего, Джасура Исхакова.
На
вечере Дж. Исхаков признался, что счастлив, что свою жизнь он связал с кино,
объехал с кинокамерой пол-Европы и всю нашу страну вдоль и поперёк. По
сценариям Джасура Исхакова были сняты художественные фильмы, как "Ясные
ключи", "В стремнине бешеной реки", "Взлёт
разрешается", "Прощай, зелень лета!..", "Шок", "С
любовью и болью", "День истины". Самостоятельно как режиссёр по
своим сценариям он поставил также картины: «Останься!..», «Проклятие золотого
коня», «Охота для настоящих мужчин», «Приключения в стране Чатранга», «День
истины», «Судьба как эпоха», «Александр Файнберг» и многие другие. Джасур
Исхаков имеет множество наград и призов, полученных на кинофестивалях. По
сценариям Исхакова снято более 40 документальных фильмов, шесть
мультипликационных картин, несколько сюжетов для сатирического киножурнала. К
тому же, он является автором нескольких театральных пьес, множества рассказов и
песен.
Когда
не было возможности снимать фильмы, Исхаковы оба рассказывали о творческих
судьбах выдающихся мастеров кино и музыки, используя любые доступные средства:
они писали рассказы, эссе, создавали новые авторские программы -
"Поговорим о кино" - на радиостанции "Классик FM". Мастура
всегда была рядом с Джасуром - соавтором, другом, единомышленником... и хорошим режиссером во всём. Как-то на
Европейском кинофестивале в Ташкенте я брала у них интервью после очередного
просмотра зарубежного фильма в кинозале «Зарафшан». Джасур первое слово вежливо
предоставил жене и потом только дополнил её своими размышлениями: такое
возможно, когда два человека находятся на гребне одной волны в бурном мировом
океане культуры и всецело доверяют друг другу.
На
юбилейном вечере была презентована новая книга рассказов и эссе Джасура
Исхакова «Ночь жёлтой луны», вызвавшая большой интерес у гостей: жаль, что не
разыгрывалась книжная лотерея и не все поклонники писательского творчества
«золотого» юбиляра могли получить в подарок эту книжную новинку. В последнее время
Джасур и Мастура фактически вместе писали сюжеты будущих рассказов и сценарии
своих будущих фильмов и таким образом активно продлевали, как могли, свою
совместную творческую жизнь.
Джасур
и Мастура всегда гордились своими детьми. Биографический фильм «Весны
ташкентской обаянье» рассказывает о них как достойном продолжении рода: природа
на детях Исхаковых не отдыхала. Это уже новое поколение — это те люди, которые
знают, что им надо делать, чтобы мечты и желания воплотились в жизнь. Старший
сын Исхаковых – Сардор - в 1993 году окончил экономический факультет ВГИКа по
специальности: экономика кино и телевидения. В настоящее время он директор
частной киностудии, профессиональный кинематографист. Второй сын Эльдор - врач, научный
руководитель НИИ гематологии и переливания крови, доктор медицинских наук,
главный онко-гематолог Минздрава Республики Узбекистан. Эльдор увлечён с
детства, как и его родители, музыкой. Не будучи профессионалом, он играет на
нескольких музыкальных инструментах, творчески подходит к своей профессии.
Младшая
дочь Исхаковых с яркой внешностью Эльсевар окончила Ташкентский государственный
театрально-художественный институт, отделение художника театральной декорации,
и навсегда связала свою жизнь с кино в качестве художника по костюмам. В её
послужном списке более 40 фильмов молодых отечественных режиссёров. Ещё она
успешный модельер. На III Международном кинофестивале «Творческий полёт»,
проходившем в Ташкенте, за костюмы в фильмах «Севгинатор», «Юрта», «Небо рядом»
Эльсевар получила приз «Лучший художник по костюму».
Все
трое детей Исхаковых благодарны родителям за то, что они воспитали их на
высоких нравственных принципах, как их в своё время – их родители. Причём,
воспитывали детей своим примером, без лишнего назидания, своей внутренней
культурой общения с родными детьми и внешним миром. Об этом умении ладить с
людьми и при этом не изменять самим себе и своим нравственным принципам Дж.
Исхаков тонко описал в рассказах и повестях, в которых он поднимает вопрос о
призрачности удачи в судьбе человека: «Восьмой раунд с Робертом Тейлором»,
«Мотоциклист и ливень», "Леди Гамильтон", «Короткое, как вздох, прощай…».
В повести "Асик, или "Сны о старом Ташкенте" с автором постоянно
спорит его "Alter ego", второе "я". Двойник саркастически
ироничен по отношению к своему «хозяину», иногда беспощадно нетерпим. Но по
большому счёту, он любит его и учит главного героя, как сдерживать себя в
противостоянии с чиновниками и как необходимо относиться к трудным жизненным
обстоятельствам и неудачам с долей спасительной иронии.
В заключение «Золотой свадьбы», растянувшейся на три часа,
Джасур и Мастура Исхаковы пожелали старшему поколению — уважение и почёт;
творческим людям — вдохновения; женщинам — радости материнства; детям — счастья
и улыбок; всей нашей благословенной стране — мира, добра, стабильности и
процветания. Джасур Исхаков пожелал гостям беречь друг друга и дорожить
чувствами, которые с возрастом только обостряются…
«Молодожёны»,
сохранившие молодость в душе до почтенного возраста, поблагодарили дирекцию
Панорамного кинотеатра за предоставленную возможность встретиться с самыми
близкими друзьями и коллегами и обещали всех пригласить в будущем на их
«бриллиантовую свадьбу». Увы, теперь уже, к великому сожалению, не сбыться этим
заветным желаниям… Сайт «Культура.Уз» выражает соболезнования родным и близким
ушедшего в иной мир Маэстро, подарившего нам «Сны о старом Ташкенте», полные
света и улыбок. Светлая вечная память Джасуру Исхакову…
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий