В
Старый Новый год -14 января 2022 года - в Ташкентском доме фотографии открылась
пятая Отчётная совместная выставка членов «Секции фотохудожников» Творческого
союза художников Узбекистана и фотографов-любителей. Председатель секции Рустам
Шарипов полагает, что судя по неослабевающему интересу жителей и гостей
узбекской столицы к нынешней фотоэкспозиции, её цель вполне достигнута. Это не
только сохранить преемственность художественной фотографии, создать возможности
для взаимодействия, обмена опытом, дискуссий среди художников, но и открыть
новые имена, новые таланты или заново для себя познать новые грани искусства известных
мастеров.
Шестьдесят авторов-участников выставки представили 350 фотографий, основная часть которых — работы членов «Секции фотохудожников». Примечательно, что организаторы выставки - АХУз, Творческий союз художников РУз, ТДФ – предоставили возможность каждому автору выразить своё восприятие мира через блок фотоснимков, демонстрируя свой неповторимый стиль и излюбленный жанр.
Так, старейший ташкентский фотограф Владимир Николаевич Соколов, один из инициаторов и организаторов движения фотолюбителей Узбекистана, после увлечения портретом в последние годы снова вернулся к пейзажам и продемонстрировал на выставке серию городских видов на Урде в центре Ташкента. Его фотопейзажи, построенные на универсальной гармонии света и тени, напоминают живописные полотна мастеров русского пейзажа - Исаака Левитана, Василия Поленова - и выдающего узбекистанского «художника солнца» - Павла Бенькова.
Сергей Карандаев, участник фотовыставок в Узбекистане, Украине, России, Японии, представил цикл чёрно-белых городских пейзажей, среди которых привлекает к себе внимание центральный снимок. На нём среди руин снесённых старых домов во дворе одиноко стоит во всём своём великолепии роскошное дерево с почти безлиственной широкой кроной, а под снимком многозначительная надпись автора: «И тебя скоро срубят…». В этом кульминационном кадре выступает стремление художника сделать каждую работу законченным в художественном и философском самовыражении произведением, исключающим продолжение темы.
Каждая работа заслуживает отдельного внимания, интересна и своеобразна по теме и композиции. Художественный взгляд авторов чутко откликается на современные реалии жизни: они мгновенно реагируют и выражают своё искреннее отношение к стремительным изменениям и актуальным событиям нашего времени через своё творчество. Даже беглый просмотр экспозиции свидетельствует о новых прогрессивных преобразованиях в нашей окружающей жизни. На снимках мы видим новостройки в лучах восходящего солнца; юных жизнерадостных подростков на виадуке на фоне широкой трассы, уходящей за горизонт многоликого современного города (Рустам Шарипов. Новый Узбекистан); верность древним народным традициям в облике молодой невесты в белом свадебном наряде под сводами старинной ажурной арки (Носиржон Дехконов); счастливые лица детей; молодёжные спортивные эстафеты; задумчивые лица пожилых людей, повидавших жизнь на своём веку (Зафар Рузикулов. Раздумье); открытые улыбчивые сияющие глаза молодых (Искандер Садык-Заде. Юлдуз). Их дополняют яркие горные фотопейзажи, сочетающие пластику форм и цветовые звучания; сочные весенние цветочные натюрморты Елены Володиной - эти схваченные фотокамерой счастливые мгновения состояния природы и повседневной житейской современности невольно заряжают посетителей выставки праздничным возвышенным настроением.
Снимки профессиональных фотографов отличаются сложностью художественно-идейного и композиционно-пластического решений. Один из таких авторов Отчётной фотовыставки – Виктор Иванович Ан, настоящий художник, в глубинном смысле этого понятия. Он представил серию драматических чёрно-белых снимков под названием «Мигранты. Долгая дорога домой» и сопроводил их своим комментарием:
- Гастарбайтеры, уезжая в «тридевятое царство» на заработки, большей частью планируют потратить на это несколько лет. Как правило, так не получается. Планы затягиваются порой на десятилетия. До тех пор, пока есть бедные и развитые страны, «гастарбайтеры» - повседневность и повсеместность нашего XXI века. Никуда не денешься... Насколько это явление совершенно, с экономической точки зрения, не знаю, но в наших жизненных реалиях этот метод для многих чуть ли не единственный
способ выживания. Те, кто вовремя возвращается, не теряют родовую нить. У кого дорога сильно затягивается, есть шанс вернуться в другую
страну. Возвращайтесь скорее! Дом вас ждёт!»
В этой тематической серии выделяется цветной снимок одной многодетной семьи из Ташкентской области с более счастливой судьбой, о которой рассказывает сам Виктор Ан: «Зухра с мужем Умидом три года проработали в узбекском ресторане в Москве. Вернулись домой, на сбережения купили подержанную машину, открыли кафе национальной кухни. И ничего… И детишки растут рядом».
Виктор Ан – автор многочисленных серий фоторабот, знакомых по прежним выставкам. Среди них: «До востребования», «Между мигом и вечностью», «Деревня уходящая», «Хато», «Самарканд», «Памяти минувших дней» и другие. В серийности, по мнению художественного критика и автора текста альбома «Поэзия света и тени» (Т., 2001) Юрия Подпоренко, «проявляется его стремление расширить границы мира, который из отражаемого незаметно трансформируется в творимый созидаемый мир».
Такие философско-обобщённые серии и одиночные законченные произведения зрелых художников, как В. Шлосберга, И. Щур, С. Дехканова, Хусниддина Ато и многих других на выставке успешно дополняют работы талантливых любителей — смелые и неординарные – Ю. Корсунцева, Э. Ишанходжаевой, Н. Барашкиной, Р. Грановской, У. Курбанова, М. Наджибаева. В целом, участники выставки демонстрируют нам безграничный интеллектуальный и творческий потенциал мастеров и любителей современного фотоискусства в Узбекистане. Спешите увидеть: Отчётная фотовыставка продлится по 25 января этого года!
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий