В Ташкенте завершился фестиваль русских драматических театров «Сердца четырёх», который объединил труппы из разных регионов страны — из Ташкента, Ферганы и Самарканда. Организатор — представительство Россотрудничества в Республике Узбекистан при поддержке Министерства культуры Узбекистана, по инициативе театрального продюсера Ирины Хилковой. В Государственном молодёжном театре Узбекистана 04.11.2025 в рамках форума «Сердца четырёх» был показан спектакль «Бобок» по мотивам рассказа Ф.М. Достоевского. Это был второй премьерный показ философской фантасмагории в постановке режиссёра Игоря Галина (Санкт-Петербург, Россия).
Рассказ «Бобок» — одно из самых необычных произведений Ф.М. Достоевского - впервые был опубликован в газете-журнале "Гражданин" в 1873 году. Это было особенное время в истории русской литературы и журналистики. Достоевский свидетельствует, «что «никогда не замечалось столько беспокойства, столько метания в разные стороны и столько искания чего-нибудь такого, на что можно было бы нравственно опереться, как теперь»[1]. На первый взгляд, незамысловатый сюжет рассказа, но какой тайный смысл за ним кроется? Спившийся почти до горячки литератор-неудачник Иван Иванович замечает, что с ним происходит что-то странное: меняется характер, манера речи, болит голова, он начинает «видеть и слышать странные вещи. Не то чтобы голоса, а так как будто кто подле: „Бобок, бобок, бобок!“» Повествование ведётся в форме «Записок одного лица» и в виде монолога от главного и единственного живого героя в этом спектакле.
Артур
Гибадулин сохраняет целостность и живость сценического действия в этом загробном
мёртвом царстве. Молодой артист ведёт повествование доверительно, очень
эмоционально, меняя интонации от иронической до отчаянной, охотно уснащает свой
рассказ каламбурами, сентенциями, обобщёнными суждениями (о сумасшествии,
удивлении, например). Они нередко имеют реальную основу. Из рассказа главного
героя, посредственного литератора Ивана
Ивановича, зрители узнают, что в поисках развлечения он попал на похороны к
дальнему родственнику. Пока в церкви шло отпевание, герой завернул в
ресторанчик, где по обыкновению выпил. Затем он снова вернулся на кладбище и помог
нести гроб. После похорон герой не поехал «из гордости» на поминки вместе со
всеми, а остался на кладбище, сел на памятник, задумался, затем прилёг и
забылся. Спустя некоторое время он начал явственно различать голоса. Сначала он
не придал этому значения, а после прислушался и понял, что голоса исходили из
загробного мира…
Видные
литераторы и критики по-разному отнеслись к произведению Ф. М. Достоевского.
Андрей Белый дал рассказу Ф. Достоевского «Бобок» крайне резкую и негативную
оценку, считая его образцом «совершеннейшего цинизма» и «свинства».
Он полагал, что это произведение переходит все границы допустимого и не имеет
художественной ценности. Михаил Бахтин оценивает рассказ "Бобок" в качестве
"одной из величайших мениппей во всей мировой литературе": в нём налицо натурализм и
непристойности, а также фамильярное отношение ко всему, что окружено ореолом
серьёзности,
- к похоронам, кладбищу, духовенству, покойникам и, наконец, к самому
"таинству смерти".
Вячеслав Алексеев в исследовании «Тление тела как метафора греха: рассказ
Достоевского "Бобок"» отмечает, что испокон века мы довольствовались
средневековым отношением "прирученной смерти" - простому переходу в
руки любящего Бога. Христиане полагают, что в отрицании смерти проявляет себя
заложенная Богом в человека убеждённость в бессмертии души. Сам по себе страх
перед исчезновением является вполне атеистическим чувством, он внятно говорит
человеку о том, что за моментом смерти простирается лишь бесконечное во времени
небытие. По мнению Викентия Вересаева, именно "в этой странной слепоте
всего живущего по отношению к смерти заключается величайшее чудо
жизни". Вересаев связывает эту идею
с мифом о Прометее, который, по его словам, дал людям забвение смерти, что
вызывает у бессмертных удивление, поскольку они не могут понять этого.
По словам режиссёра-постановщика Игоря Галина, «Бобок» — это сатирическое, фантастическое и философское произведение, где герои после смерти оказываются в «чистилище» и получают полную свободу. Но используют её не для раскаяния и очищения, а для окончательного освобождения от нравственных норм. Через гротеск и фантастическую ситуацию писатель поднимает вопросы совести, выбора и ответственности. Эти темы остаются актуальными и сегодня: за ироничными диалогами героев проступают вечные человеческие слабости — равнодушие, лицемерие, эгоизм. Но главный вопрос звучит так: способен ли человек сохранить честность и достоинство, даже когда кажется, что уже «всё дозволено» за гранью земной жизни?
Вот что рассказывает о своём замысле
режиссёр-постановщик Игорь Галин:
- Рассказ Ф. М.
Достоевского «Бобок» был написан в 1873 году, но остаётся актуальным и сегодня.
Автор через гротеск и сатиру обличает пороки общества, которые лишь
видоизменились, но не исчезли. Это сатирическое, фантастическое, а также
философское произведение, в котором автор предпринимает художественный
эксперимент: его персонажи получают возможность побывать после смерти в
своеобразном «чистилище» и, быть может, трезво оценить прожитую «наверху»
жизнь. Им предоставлена полная свобода. В результате они используют эту
возможность не для раскаяния и очищения от «земной грязи», а напротив – для
окончательного освобождения от каких бы то ни было нравственных норм.
В чём замысел спектакля и
какова ваша роль в его реализации? -
на этот прямой вопрос по-своему неожиданно и искренне ответил
«талантливый актёр и гуру истории театра», как его называют собратья по
творческому цеху, Артур Гибадулин:
- В чём замысел
спектакля? Это относительно спорная вещь и вот почему: Достоевского можно
рассматривать с разных точек зрения, можно найти много разных пластов в этом
произведении. Поэтому каждый зритель найдёт в спектакле то, что ему близко по
духу и что он посчитает для себя родным, включая сценическую интерпретацию
литературного текста самим режиссёром.
Этот спектакль может быть воспринят как покаяние грехов; возможно, это история
о разврате, порочности, о лживости людей… Какого-то однозначного ответа я дать
не могу.
Я в спектакле говорю от
первого лица – фактически от автора
рассказываю историю Ивана Ивановича, к которому у меня не сразу сложилось
особое отношение. После первого прочтения может сложиться мнение о нём как о
павшем человеке с алкогольной зависимостью и болезненными галлюцинациями.
Впоследствии я нашёл что-то родственное себе в этом герое: на протяжении всего
спектакля он размышляет и пытается разобраться в волнующих его лично вопросах о
жизни и смерти, его призвании… В этих размышлениях он переживает своего рода
катарсис.
- Как по--вашему, насколько важен этот спектакль
сегодня для современной молодёжи?
- Я думаю, в современном сложном
мире этот спектакль будет важен для молодёжи. Он будет полезен тем, кто хочет
что-то понять, кто захочет решить свои личные проблемы, если только он их
осознаёт.
- Как вы думаете, в
спектакле есть призыв к очищению, покаянию, самосознанию?
- Да, конечно. В нём есть
призыв к очищению, размышлению, покаянию, рефлексии. Если человек желает что-то
найти хорошее для себя – этот спектакль ему поможет в этом.
В обсуждении спектакля приняли участие режиссёр, театральный деятель Карен
Нерсисян; режиссёр, театральный педагог Анна Юрьевна Трифонова; театровед, театральный критик Марина
Александровна Тимашёва и многие другие эксперты. Несмотря на
некоторые претензии к режиссёрской постановке спектакля, в частности, наличие в
зрительном зале многочисленных булгаковских Берлиозов с отрезанными головами;
отсутствие в спектакле духовной
вертикали – от нижнего этажа к верхнему;
некоторые сценические сбои; чрезмерную
сосредоточенность исполнителя главного
героя на самом себе и т.п., специалисты, в целом, позитивно отметили сценографию и
костюмы Марии Гросс; художника
по свету – Владислава Меденко; органично использованную в спектакле музыку
Сергея Курёхина и, главное, талантливую актёрскую игру,
сплочённость труппы и её влюблённость в
спектакль. Все, как один, эксперты и простые зрители, после просмотра спектакля оставили свои положительные
отзывы и единодушно проголосовали «за» - так что спектаклю «Бобок» предстоит
долгая жизнь в постоянном репертуаре «Молодёжки».
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член
СЖ Узбекистана
Фото предоставил ГМТ Узбекистана




Комментариев нет :
Отправить комментарий