В народе говорят: «Победа не с теми, у кого сила, а у
кого – правда». Когда же подводить итоги пройденного пути, как не на 80-летнем рубеже? Владимира Ашотовича Сафарова (17 января 1939) в Узбекистане и за его пределами знают как спортивного
журналиста и популяризатора и исполнителя
джазовой музыки в Узбекистане, начиная с 50-х годов ХХ века. Он был организатором и участником первого Ташкентского фестиваля
джазовой музыки в 1968 году, входил в состав созданного Ташкентского джаз-клуба
и впоследствии с 2002 года стал его бессменным руководителем. Вместе со своими
братьями — Геннадием и Вячеславом (1944-2013)
Владимир Сафаров в 1954 году создал ансамбль
«Братья Сафаровы и друзья», который вот уже более 60 лет занимается
популяризацией лучших образцов джазовой
музыки в Узбекистане и является лауреатом
и дипломантом международных джаз-фестивалей в Ташкенте, Краснодаре,
Фергане, Бишкеке, Шымкенте, Алматы, Душанбе, Оше.
Владимир Сафаров — автор
тридцати шести книг и более пяти тысяч статей на разные темы, большая часть которых
посвящена истории футбола. С момента
вступления федерации футбола
Узбекистана в ФИФА Сафаров представляет материалы о чемпионатах
Узбекистана в ежегодниках России и Эстонии. Своим главным достижением Владимир
Сафаров считает документальную летопись любимой народом команды: «Пахтакор» —
матч длиною в 40 лет» и её продолжение: «Пахтакор – летопись полувека». Его
богатый архивный материал обогатил «Энциклопедию футбола Узбекистана», вышедшую
на русском и узбекском языках в 2013 году.
В этом году 17 января изобретателю, Почётному транспортному
строителю, «Лучшему журналисту года»
(2000), лауреату международных джазовых
фестивалей исполняется 80 лет.
Род Сафаровых берёт начало из Нагорного Карабаха. Дедушку будущих джазменов судьба привела
в Ташкент. На гостеприимной узбекской
земле из корней старинного армянского
рода взошли новые ростки. Сафаровы дали уже третье поколение талантливых музыкантов.
Первую победу над суровой прозой жизни Владимир одержал в
детстве, выпавшем на годы войны. Родители сумели своим примером привить детям
любовь к музыке.
— В доме бабушки было много виниловых пластинок, —
рассказывает Владимир Ашотович. — Однажды моё внимание привлекла пластинка с
необычным названием «Сан-Луи-Блюз». Я слушал эту запись, пока родные не
попросили меня «сменить пластинку» в прямом и переносном смысле. Я стал искать
записи оркестра Эдди Рознера, исполнившего эту тему. Так у меня родился интерес
к джазу на всю жизнь.
Вл.
Сафаров — человек разносторонний и
многогранно талантливый. В 2018 г. он начал писать книгу воспоминаний: "Жизнь, отмеренная километрами, аккордами, голами". Свою благородную затею в личной переписке с
автором этих строк он объяснил так:
«Ведь многие знают меня как джазмена и "футболиста". А ведь я
40 лет строил железные дороги, был на крупных стройках, за рубежом —
в Гвинее (1971-1973), на строительстве железной дороги Хомс -
Пальмира, Дамаск - Багдад (1976 - 1980), встречался со многими интересными
людьми. Поднял свой архив, нашёл стихи, написанные более 50 лет
назад для стенгазеты. Фрагмент будущей книги посылаю Вам как
знатоку по стихам. Так интересно, я — тогда молодой двадцатисемилетний парень писал о "деде", — а вот
уже сам дед. Они, конечно, не совершенны, но написаны от
души.
Первым строителям железных
дорог
Мне видится в твоем обличье
Усталый и довольный дед,
Он в гордом подтверждении величья
Задумался. Кряжист и сед.
В системе вечной мирозданья
Лежит он твердо, твой
кирпич.
Как из далекого преданья,
Мне слышится призывный клич.
Через болота и пустыни,
Где человек – «персона ведь нон грата»,
На трассировку новых линий
Шли Журавлев, Кашурников, Стофато.
Была там «мертвая земля»,
Был слышен визг бандитской пули.
Вот в эти дикие края
Приехал генерал Сентюрин.
Возили грунт в тележках конных,
В палатках жили и без оных.
Но строить вы смогли начать,
Вам мужества не занимать.
Первопроходцы — мехколонны.
Пустая степь, глухой пустырь.
Мороз под сорок, у вагона
Забитый лишь пикета штырь.
Вам всем сейчас за шестьдесят
Ну, что же делать? — «Се ля ви»,
Иные уж в тиши лежат
Под грустным холмиком земли.
Впитав традиции и стили
Рабочих ваших крепких рук,
Голов мы светлых не забыли,
Порочный не сомкнулся круг.
Идем мы вслед за вами смело
«А-ля» сентюринским конём.
Не оскудело ваше дело —
Идем проторенным путем.
Акмолинск-Целиноград, 1966.
P.S. Изыскатели железной дороги Абакан –Тайшет: Кашурников, Журавлёв и Стофато — погибли на
трассе дороги.
Более полувека с джазом по жизни помогает Владимиру Сафарову преодолевать плохое самочувствие (приступы
гипертонии), недавно перенесённую операцию по удалению камня из почки, невосполнимую
потерю в 2013 году брата-ударника
Вячеслава Сафарова и другие тяготы жизни
(«Ничто человеческое ему не чуждо»). Он по-прежнему на передовой и готов
отстаивать свою преданность джазу не на словах в горячем вековом споре с
обывателями, а своей неутомимой, социально значимой общественной деятельностью
— бескорыстным и безмерным служением его величеству — Джазу. Нынешний интерес к
джазу новых молодых поколений во многом
вызван столичным джаз-клубом с неизменным участием братьев Сафаровых и их
друзей.
Однако со второй половины 2017 г .
по настоящее время любители джаза узбекской столицы по непонятным
причинам лишились возможности посещать заседания Ташкентского джаз-клуба имени
Сергея Гилёва. Затяжной перерыв отражается
на подавленном настроении остро
переживающих эту чрезвычайную ситуацию любителей лёгкой импровизационной
музыки. Они лишились не только удовольствия слушать джаз, причём совершенно
бесплатно, но и общаться с друзьями по интересам третье воскресенье каждого
месяца в ТДФ. Общественность считает, что нет никакого оправдания местным
властям за тотальную конфронтацию
естественному прогрессу этого общепризнанного направления в мировой музыке и
насильственно прерванной многолетней культурной музыкальной традиции,
заложенной ещё в 50-х годах прошлого века в Ташкенте. В 2018 году Владимир Ашотович по просьбе поклонников «горячей» музыки хотел провести джаз-фестиваль в честь 50-летия создания
Ташкентского джаз-клуба, но руководство
Академии художеств Узбекистана (им принадлежит Ташкентский Дом фотографии,
в котором проходили все заседания клуба), к великому сожалению, не поддержало этой инициативы.
Вот что по этому поводу думает всеми
уважаемый Маэстро
Владимир
Сафаров в канун своего 80-летнего юбилея:
— Джаз – детище ХХ
века. Принято считать, что он родился в начале века в Новом Орлеане (США).
Тогда это было небольшое направление, а теперь — целая культура с многолетними
устоявшимися традициями, которая служит ярким примером того, что искусство не
имеет границ и рамок. Это музыка мира, добра и единства людей.
Более
полувека существует столичный джаз-клуб имени Сергея Гилёва. Он создан во
время первого в стране знаменитого джазового фестиваля, который проходил в
1968 году. Именно тогда члены ансамбля "Братья Сафаровы и друзья",
существующего с 1954 года, вместе с другими музыкантами решили создать клуб.
Помимо того, что это знаменательное событие было первым официальным, к числу
его особенностей можно отнести дебютное исполнение узбекского этноджаза —
сочетание классики жанра с национальными мотивами. На тот момент клуб был
одним из четырёх творческих объединений,
существовавших в стране. Первым его председателем был известный
музыкант, композитор, художник и литератор Сергей Гилёв. Он же является
автором книги "Беседы о джазе", в которой есть уникальная глава об
истории этого музыкального направления в Узбекистане. В книге собраны
редчайшие сведения об оркестрах, ансамблях, музыкантах, Ташкентском и
Ферганском фестивалях джаза, деятельности клуба.
Более
15 лет музыканты клуба давали бесплатные концерты для любителей джаза каждое
третье воскресенье месяца в Ташкентском Доме фотографии. Только за период 2002-2012 гг. их состоялось более 100 (!), до
этого времени их прошло ещё больше. В программах участвовали джазмены более 30
ансамблей столицы, а также множество коллективов из Шымкента, Бишкека, Бухары,
Самарканда. К сожалению, сейчас традиция искусственно оборвалась по воле
дирекции ТДФ.
Очень
важно, что мы не просто играем, а рассказываем о джазе, стилях, направлениях,
истории, популяризируем его культуру. Я и мои братья — непрофессионалы,
любители. Однако нашу жизнь мы посвятили джазу.
Владимиром Сафаровым изданы две книги:
"Весь этот джаз" и "С джазом по жизни", ставшие раритетами
в музыкальном мире. Первая — в качестве учебной литературы используется в
Государственной консерватории Узбекистана. Обязательная программа выступлений,
которая действует вот уже около 20 лет — "Children's jazz way"
("Детская дорога к джазу"), формирует начало пути детей в большой
мир джазовой музыки. Вторая автобиографическая книга «С джазом по жизни»,
изданная в 2013 году при содействии Швейцарского бюро по сотрудничеству в
Узбекистане, — это настоящая музыкальная энциклопедия, рассказывающая об
истории развития джаза в Узбекистане и не отделимой от неё истории
ансамбля братьев Сафаровых и их друзей.
Сегодня клуб — открытая площадка для всех
поклонников и исполнителей этого направления. Среди коллективов — участники
самых разных возрастов, пола, национальностей и взглядов на жизнь. Все они
энтузиасты, которые делают одно дело ради обшей цели — любви к искусству. За
более чем полувековое существование
музыканты дали множество концертов в самых различных залах как в стране, так и
за её пределами, участвовали в джазовых фестивалях в Бишкеке, Алматы,
Шымкенте, Душанбе и других городах. В его традиционных мероприятиях принимали
участие именитые гости: Севара Назархан, Сабина Мустаева и многие другие
артисты эстрадного жанра.
В 2011 году ЮНЕСКО провозгласило 30 апреля
Международным днём джаза. Именно в апреле проводится большое количество
фестивалей, концертов, джем-сейшенов по всему миру. Узбекистан не исключение. В
последние годы в нашей стране побывали коллективы из Германии, Японии, из США:
ансамбли Брайана Хортона, Ари Роланда. Кроме Ташкента, зарубежные музыканты
проводили концерты и мастер-классы в Самарканде, Ургенче, Бухаре и Джизаке. Гастролирующие
в Ташкенте зарубежные джазмены считают своим долгом посетить Ташкентский
джаз-клуб им. Сергея Гилёва, где проводятся творческие встречи. Так, гостями
джаз-клуба были тромбонист из Германии Конрад Бауэр и гитарист Хельмут Закс, а
также саксофонист Хайнц Зауэр и пианист Михаэль Вольны. Ташкентский джаз-клуб
с большим интересом и удовлетворением посетили квартеты Адама
Клипла из США и Имада Масару из Японии.
Занимаясь пропагандой джазовой музыки в
Узбекистане, Сафаровы вовлекают в круг её друзей всё новых поклонников любимого
направления.
Джаз формирует не только эстетические взгляды, но и жизненные
принципы, — говорит Владимир Сафаров. — Не случайно им заболевают раз и
навсегда. Для джаза нужна особая атмосфера непринуждённости, экспромта,
единодушия и партнёрства, которые не делят зал на исполнителей и слушателей.
Джаз истинный, исполняемый с душой, становится основой для объединения людей,
склонных воспринимать музыку как элемент, рождающий братские, дружеские, чисто
человеческие чувства».
Искусствовед Юрий
Александров дал высокую оценку общественной деятельности Ташкентского
джаз-клуба, назвав этот клуб одной из копилок, хранительницей ташкентской
культуры:
—Там
есть не просто всеобщий джазовый дух. Он там, конечно, есть, — и импровизация
вместе с сотворчеством — тоже. Но там есть ещё что-то такое, что
характеризовало и продолжает характеризовать то, о чём говорят: «ташкентцы». То, что ташкентцев объединяет на
чужбине и то, что их отличает здесь, в самом Ташкенте. Так что этот джаз-клуб —
ташкентский! А что это? — ведь одним словом не скажешь. С одной стороны
— Междуречье, где между реками возникают цивилизации, культуры. А с другой
стороны, Междуречье — то, что возникает
между разной речью, между языками. И с третьей стороны, что-то такое, что растёт в любых условиях:
холодно, жарко, тесно, богато, война, мир…
Вот как эту живительную ташкентскую молекулу, волю к сообществу назвать
— не знаю. Но получается так, что
ташкентский джаз как будто и моделирует
саму ташкентскую культуру [1].
Весной 2018 года (шестого мая) исполнилось
50 лет со дня проведения Первого международного фестиваля джазовой музыки в
концертном зале им. Я.М. Свердлова в Ташкенте, о котором музыковед Леонид
Юсупов писал: «Значение фестиваля трудно переоценить. Он стал важным смотром джазовой музыки в Узбекистане, представив состояние джаза в этом регионе
страны»[2].
В итоге I полувековой юбилей Ташкентского
международного фестиваля джаза и Ташкентского джаз-клуба им. С. Гилёва прошёл незамеченным из-за
бюрократических запретов и закоренелой
оппозиции нынешней дирекции ТДФ к джаз-клубу. Одного выдающегося американского музыканта спросили: «Куда идёт
джаз?» Он ответил: «Если бы я это знал,
то был бы уже там!»
На торжественном юбилейном вечере в
честь Маэстро в столичном ресторане «Бахор» собрались близкие родные, спортивные журналисты и,
конечно, ветераны и любители джаза. В конце вечера В.А. Сафаров, растроганный
вниманием близких родных, своих коллег и
поклонников, с молодецкой удалью
искренне заверил всех собравшихся от имени ансамбля «Братья Сафаровы и друзья»:
«Джаз,
мы не расстанемся с тобой!»
К
рассказу о 80-летнем юбиляре осталось добавить ещё одну неназванную ипостась.
Владимир Ашотович четверть века состоит членом правления городского Армянского
национального культурного центра Узбекистана и активно участвует в жизни армянской общины. Ни один праздник не
обходится без участия легендарного
ансамбля «Братья Сафаровы и друзья», внёсшего в
личный праздник своего бессменного руководителя особую атмосферу вечной молодости,
эйфории, согласия и доброты. На торжестве среди приветствий и пожеланий многочисленных друзей прозвучало и это моё авторское
приношение «Джаз сквозь время» юбиляру, президенту Ташкентского джаз-клуба имени
Сергея Гилёва и руководителю
легендарного джаз-ансамбля "Братья Сафаровы и друзья" (в прошлом «Арцах»)
Владимиру Сафарову:
Сквозь время больше
полувека играет джаз «Арцах».
О, эта музыка весны, стихии ветра и дождя.
О, эта музыка рокочущей любви — в тиши,
Когда аккорды расплескались на дне души.
Любите джаз! Играйте джаз! Танцуйте джаз!
Тогда услышишь и познаешь смысл любви,
Как отсвет запоздалый загадочной судьбы.
Мелодия проникнет пылающим восходом
И светом дух ваш ободрит в любую непогоду.
Любите джаз! Играйте джаз! Танцуйте джаз!
Романтики и бунтари, подвижники и бессребреники!
Искусство джаза пронесли сквозь политические тернии.
Менялось всё вокруг — названья века, улиц и страны.
А вы поныне «горячей музыке» верны —
Любите джаз! Играйте джаз! Танцуйте джаз!
Сквозь время больше
полувека играет джаз «Арцах».
Восемьдесят лет, а счёт по-прежнему, как 10 лет назад, «всухую»:
8:0 в пользу Владимира Сафарова.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий