Семнадцатого января 2019 г. в клубе-музее
«Мангалочий дворик Анны Ахматовой» при РЦНК в Ташкенте состоялась творческая
встреча с писателем Алексеем Петровичем Устименко.
Алексей Устименко родился 15 октября 1948
года в Новосибирске. Окончил факультет журналистики ТашГУ (ныне Национальный
университет Узбекистана). Автор многих рассказов и повестей, выходивших
отдельными изданиями, а также – публиковавшихся в литературных журналах
Узбекистана, России и других стран. Известны его повести и многочисленные эссе
(«Когда стреляют на перевале», «За кольцами далекого Сатурна», «Догоняющий
камень», «Тень победителя», «Китайские маски Черубины де Габриак», «На
самаркандской бумаге, под гранатовым деревом»)…
Им написаны сценарии к мультипликационным
фильмам «Снежные мастера», «Помощники», «Ангел», «Так повелел падишах», «Новые
приключения Синдбада», «Дверь», «Караван Афанди», а также – к документальным
фильмам «По стопам апостола Фомы», «Врата покаяния».
Участник III-VI Ташкентских открытых фестивалей поэзии (2003,
2005, 2006, 2008).
Это уже не первая встреча с писателем. В
октябре 2017 года, в «есенинские дни», поводом к разговору ахматовцев с
ташкентским прозаиком послужила публикация его повести «Хмарь стеклянной
Бухары» в литературно-художественном журнале «Звезда Востока» (№ 4, 2016), в
повести рассказывалось о поездке русского поэта Сергея Есенина в Туркестан в
мае 1921 г.
На нынешней творческой встрече в
конференц-зале РЦНК собрались преподаватели русского языка, историки, писатели,
поэты, участники творческого семинара при СП Узбекистана, сотрудники
Представительства Россотрудничества в Узбекистане, курсанты РЦНК в Ташкенте,
активисты Ахматовского музея – словом, любители русской словесности. Их
объединил интерес к только что вышедшему в Москве (издатель – ИП Елены
Пахомовой, серия – «Литературный клуб “Классики XXI века”») историческому
роману Алексея Устименко «Странствующие в золотом мираже» и, в целом, к
творчеству известного, не только в Узбекистане, современного писателя. Сокращённые
варианты романа публиковались в журналах «Звезда Востока» (Ташкент) и
«Книголюб» (Алма-Ата).
В обсуждении нового авторского двухтомника
приняли участие авторитетные ценители современной исторической прозы.
Ведущая вечера, представитель Посольства Российской Федерации в
Республике Узбекистан, супруга советника посольства, Ирина Вячеславовна Кепанова, познакомила гостей и участников встречи с
творческой биографией писателя, и с подробным очерком о нем ташкентского поэта
Баха Ахмедова – «Штрихи к портрету неудобного человека» (журнал «Звезда
Востока», 5, 2017).
А.Устименко искренне поблагодарил всех,
высокопрофессионально поработавших над книгой: Елену Пахомову, Якова Красновского,
Людмилу Лащеву… (отдельное спасибо – редактору Лиле Калаус) и ещё – многих
других, принявших активное участие в издании книги, ведь это при их доброй
поддержке «Странствующие» увидели свет:
–
Роман получился солидный… Уж простите. И не всякая птица долетит до середины
Днепра… А потому, чтобы не долетевшие были в курсе… В нём – история, как
приключение. И – немного любви.
Действие происходит на территории России,
а также в Центральной Азии (Бухара, Хива) XVIII века.
Пётр
I ищет пути в Индию и Бухару. Именно там, по древним легендам, лежит
благодатная Эркеть, переполненная «песошным» золотом, способная обогатить…
Уходит
на Восток вооружённый отряд князя Бековича-Черкасского. В чужих землях, у моря
Каспия (моря Хвалынского) строит он крепость. Это, естественно, пугает и
возмущает Хиву. Отряд князя гибнет, разгромленный ханом Ширгази. Казалось,
навсегда стали врагами царь Петр Первый и хан Ширгази, Восток и Россия. Но –
шлёт дружеское посольство в Санкт-Петербург хан Бухары Абул-Фейз, сосед
Ширгазия… И с прежнею миссией, однако уже без солдат и казаков, отсылается
Петром в Центральную Азию ещё один человек – Флорио Беневени. Авантюрист,
мушкетёр, дипломат, знаток языков ориентальных, великий умелец дворцовых
интриг. Ему, Беневению, – налаживать мир с Бухарой и Хивой, создавать новую
добрую дипломатию, искать путь в Индию, шпионить, искать «песошное» золото и –
безответно любить, любить… Вот такие дела…
С содержанием книги читателям еще
предстоит ознакомиться, пока же – их волновали вопросы отношения писателя к
исторической точности и к художественному вымыслу в почти детективном сюжете.
Получился интереснейший диалог с читателями. Алексей Петрович откровенно
ответил на все вопросы гостей клуба-музея.
Историк Валерий Григорьевич Иофе, преподаватель НУУз им. Улугбека, в своём
обзорном выступлении отдал дань писателям исторического жанра – от Н. Карамзина
до С. Бородина и Я. Ильясова, смело поставив в их ряд и А.Устименко, своими
литературными образами также восстанавливающего историческое прошлое.
Руководитель исторического клуба при РЦНК,
историк-методист высшей категории Василий
Ануфриевич Костецкий подчеркнул важность издания двухтомника Алексея
Устименко, знакомящего читателей с истоками зарождения дипломатических
отношений России и Центральной Азии.
Большинство исторических личностей, таких
как Пётр Великий, царевич Алексей, Екатерина I, Меншиков и другие, многократно
служили прототипами персонажей литературных произведений. А.Устименко сумел
избежать стереотипов. Его Пётр на закате жизни, начиная с 1717 года,
представлен как политик-хозяйственник и стратег, а не как авантюрист, каким он
иногда фигурирует в современных псевдоисторических поделках.
Глубже, чем у многих авторов прежде, выписан образ Алексея, часто
сводимый ими до банального неудачника или скудоумного предателя интересов отца
и империи. Очень яркими получились бухарские типажи…
В целом, книга, по мнению В. Костецкого,
написана «на классическом уровне», и может быть интересна читателям не только в
России, Узбекистане или Беларуси, но и в других республиках, где присутствует
обширная русскоязычная аудитория, где найдётся достаточно ценителей классики,
чтобы роман был замечен и получил адекватный отклик на главный тезис
повествования: «Наделил меня Аллах – велик Он и славен! – верностью тем, кто
связан со Мной хотя бы одной встречей…».
Мухаббат
Шакировна Алимова,
преподаватель русского языка с сорокалетним стажем, зачитала полюбившиеся ей отрывки
из нового романа А.Устименко и высоко оценила художественно-выразительные
особенности языка писателя. Язык и стиль произведения великолепны, выдержаны в
лучших традициях русской прозы. Стилизация под старину выполнена виртуозно, с
глубоким внутренним чувством слова. Произведение оставляет очень цельное
впечатление ещё и от прекрасного русского языка, к сожалению, теряемого в
современном мире.
Участник творческого семинара при СП
Узбекистана, которым много лет руководил Алексей Устименко, автор произведений
короткого жанра, Марат Байзаков,
поблагодарил своего учителя за особый мастер-класс, «преподанный» романом
«Странствующие в золотом мираже», и первыми главами новой повести (она еще в
работе) – «Полонез в Туркестанском халате». Главы из новой повести были опубликованы
в журнале «Звезда Востока» (№ 5, 2018), где автор продолжает рассказывать о
дипломатах России и Центральной Азии. В данном случае, – о посланнике Бухары в
Санкт-Петербург (XIX век), Ахмаде Донише.
Иллюзия архаичности текста, по мнению Марата,
достигается изменением порядка слов, инверсией. Автор умеренно использует
вышедшие из употребления слова и понятия: в тексте нет злоупотребления
архаизмами,
зато есть много однокоренных слов в предложении. Писатель
наработал определённый стиль и просто следовал ему; вышло впечатляюще.
– Многие образцы стиля, – признался Марат, – я законспектировал.
Активист ахматовского музея, поэт Евгений Веагалас поблагодарил автора новых романа и повести за то, что писатель в своих книгах
даёт широкую панораму взаимоотношений людей в очень живо и колоритно выписанной
окружающей среде. В непредвзятом подходе к истории писателя А.Устименко Евгений
уловил возврат к идеям евразийства историка-этнолога, археолога, востоковеда
Льва Николаевича Гумилёва, который всегда считал Россию Евразийским
государством, а науку этнологию – теорией народоведения.
Директор Информцентра евразийских
международных организаций Алмаз-Ханум
Меджидова, недавно приехавшая на родину из длительной командировки в
Санкт-Петербург, подчеркнула небывалый подъём культурных и дипломатических
связей России-Узбекистана за последних два года и обратила внимание на открытие
множества консульств по культурным связям на территории Узбекистана. Она от
всей души поблагодарила Представительство Россотрудничества в Узбекистане за
огромный вклад в гуманитарное межгосударственное инновационное сотрудничество,
о чём свидетельствует и организация таких творческих встреч в РЦНК в Ташкенте,
и успехи наших школьников на Московской олимпиаде.
В дискуссии также приняла участие
председатель Ташкентского общества Рерихов Надежда
Рауфовна Монасыпова, рассказавшая об активизации современных
историко-культурных связей Центральной Азии с сопредельными странами.
В ходе творческой встречи Алексей
Устименко не в первый раз поделился с аудиторией своими размышлениями о
перспективах развития региональной русской литературы:
–
Узбекистан оторван от российских литературных журналов. Любой пишущий человек
должен читать произведения своих коллег, знать, что происходит в литературном
мире за пределами его родины. Русскоязычных писателей здесь можно пересчитать
по пальцам – их не более десяти человек, и все они ориентированы на Москву. И
это понятно: там понимающих читателей гораздо больше, чем здесь, больше
критиков, всевозможных конкурсов, и гораздо большая вероятность быть
услышанным, стать известным. Но мне очень хочется, чтобы, даже публикуясь в
сотнях журналов за рубежом, наши лучшие авторы издавали свои книги и здесь.
Читатели должны знать, что и у нас еще не перевелись талантливые писатели.
Русским
писателям предельно сложно писать – многие никак не могут овладеть корневыми
знаниями национальной культуры. А если этим не владеть, то и литературные
перспективы у них довольно размыты, потому что, с одной стороны, они не получают
в нужном количестве литературной информации из России, а с другой, воспринимают
местную культуру как чужой мир. Хоть они и живут здесь, ментальность у них всё
же другая. А для писателя, не имеющего возможность питаться творческими соками
ни оттуда, ни отсюда, это конец – его творчество либо идёт от ума, либо от
беспочвенных фантазий.
В недавнем прошлом Алексей Петрович
успешно, с полной отдачей сил и времени, руководил Советом по русской
литературе в журнале «Звезда Востока» и шесть лет подряд – семинаром молодых
писателей при СП Уз. При нём сформировался основной костяк «семинаристов»: это
Алина Дадаева, Бах Ахмедов, Вика Осадченко. Обрели свой голос в литературе
молодые начинающие авторы: Марат Байзаков, Олеся Цай, Анна Бубнова, Муртас
Кажгалеев. Итогом успешного руководства Устименко семинаром стало издание в
2017 году альманаха «Междуречие» – калейдоскопа небольших произведений в стихах
и прозе.
Сейчас А.Устименко – всё своё время
посвящает писательскому творчеству. Участники встречи выразили уверенность в
том, что А.Устименко ещё порадует нас новыми высокохудожественными
произведениями и пожелали дорогому гостю крепкого здоровья, творческой энергии,
новых книг.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий